Напоминание

Сказка о том как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами.


Автор: Суслова Любовь Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ НОШ ж.д ст. Просница
Населённый пункт: Кировской области, Кирово - Чепецкого района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказка о том как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами.
Раздел: начальное образование





Назад




РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Цель: познакомить детей с историей происхождения русских народных

музыкальных инструментов посредством сказки.

Задачи урока:

Образовательные:

знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов

обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов

знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

показать самобытность русских народных инструментов и их место в

жизни русского человека

через народное устное творчество (сказку) формировать

интерес к

русской музыкальной культуре

воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны

продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно - развивающие:

способствовать

формированию

творческого

мышления

школьников,

развитию

внимания

и

памяти

через

образное,

нравственно-

эстетическое постижение русского фольклора

развивать у учащихся тембровый и ритмический слух

способствовать осознанию значимости коллективного исполнения

музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого

исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания

отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для

ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое

обеспечение: мультимедиапроектор,

проекционный

экран,

компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

1

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

- повторение текста

- повторение и интонирование мелодии

- создание позитивной атмосферы

- исполнение песни

II. Актуализация знаний.

- Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..

- Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён

люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть

свои

любимые

сказочные

герои,

это

-

добрые

и

злые

волшебники,

прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней

происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может

стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку.

Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные

сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные

сказки.

Слайд 1

- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в

одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется

она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными

инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока:

«Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке

вы не только услышите сказку, но и

познакомитесь с

названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а

также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

-

Давно

это

было.

Жили,

поживали

себе

в

небольшой

деревушке,

в

деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель,

трещотка и рожок.

Слайд 3

- Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера

умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими

хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью

вкусным обедом.

2

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье

были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец

на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не

испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до

времени.

Слайд 4

- Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена

на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли

по улице с весёлой песней.

Вся

деревня

собралась,

чтобы

посмотреть

на

весёлое

представление

скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

-

В

руках

скоморохов

пели,

звенели,

бренчали

и

играли

музыкальные

инструменты.

Были

среди

них

гусли

(фонограмма)

и балалайка

(фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

- Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки

задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

- Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам

той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина,

когда гости и хозяева уснули, вещи

решили поговорить с музыкальными

инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили

деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем,

песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и

рубель.

Слайд 7

- Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас

на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость

приносим».

«Ой!»

- воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям

радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё

веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

3

-

Так

и

решили

умные

и

полезные

вещи

стать

музыкальными

инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им

дарить.

- С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И

семья

их

стала

называться

– оркестром

русских

народных

музыкальных

инструментов.

Слайд 9

- Давно уже нет на свете

ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни

скоморохов,

а

музыка

в

исполнении

русских

народных

инструментов

продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов

в оркестре?---…

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

-

А

сказка

наша

продолжается.

Не

сразу

научились

музыкальным

премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у

всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если

музыкант будет играть

свою

мелодию

точно,

ритмично,

то

он

не

будет

мешать

остальным

музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и

созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре;

знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах;

имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

- Что делает дирижер? --- …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

-

Вы

сегодня

познакомились

с

русскими

народными

музыкальными

инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека,

услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

4

А теперь

я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные

инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

- А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов.

Возьмем

в

руки

инструменты

(ложки,

свистульки,

трещотки

и

т.п.)

и

разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

- Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была

весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных

музыкальных

инструментов,

учила

понимать

их

особое

звучание.

С

помощью

сказки

вы

научились

слушать

и

понимать

музыку,

быть

внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы

должны сказать сказке сегодня «спасибо»

за то, что она нас многому

научила.

Слайд 14

- Наш урок окончен. До новых встреч.

5



В раздел образования