Автор: Карасова Фарида Михаловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ"Дружба" Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Мастер - класс для молодых специалистов художественного и декоративно – прикладного направления Тема: "Законы композиции в орнаментальном искусстве" Раздел: дополнительное образование
Мастер - класс для молодых специалистов художественного и
декоративно – прикладного направления.
Теме: «ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ОРНАМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
Составила: педагог
МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
руководитель
объединения
«Изобразительное искусство»
Карасова Фарида Михайловна
Новый Уренгой
2016
1
«Орнаментальное искусство»
Цели:
Научить
самостоятельно,
составлять
орнаментальные
композиции,
познакомить с видами орнамента
с классификацией орнаментальных
композиций.
Задачи:
воспитать уважение к народным мастерам-умельцам и их труду.
развить наблюдательность, творческое мышление, внимание,
художественный вкус.
пробудить творческую активность и фантазию воспитанников.
способствовать формированию мотивации к выполнению задания.
Методы и приёмы:
словесные – вступительное слово педагога;
наглядные - таблицы, схемы, изделия мастеров народного искусства;
практические – выполнение заданий по теме занятия.
Оборудование :
таблицы, наглядности.
Предварительная работа.
составление конспекта занятия.
Литература:
Н.М. Сокольникова, Изобразительное искусство и методика его
преподавания, Теоретические основы обучения народному и
декоративно-прикладному искусству, М., «Академия» 1999г.
Н.Ф. Тихомирова, Декоративно-прикладное творчество, «Педагогическое
творчество» г. Мытищи 2006г.
С.Н. Щербак, Орнамент, «ПедСовет» 2006г.
Продолжительность занятия: 2 час 20 минут (3 академических часа).
2
ОРНАМЕНТ – ритмическое повторение одного или нескольких мотивов.
Орнамент появился еще в древние века, когда первобытный человек стал
изготавливать первые предметы быта, орудия труда, а также украшать свои
пещеры наскальными росписями. И хотя слово «орнамент» образовалось от
латинского
слова,
означающего
«украшать»,
изначально
орнаментальные
композиции имели большое символическое значение. Каждый мотив был
наделен особым смыслом и символизировал то, что являлось важным для
жизни человека.
В первобытном обществе преобладали изображения животных, которые
являлись
не
только
пищей
для
человека,
но
и
очень
часто
–
тотемами
(священными
животными)
для
данного
народа.
Во
время
язычества
преобладали символы солнца и огня, которым люди поклонялись. Когда же на
земле распространилось христианство, то и орнамент часто был наполнен
религиозными символами.
Зачастую по орнаменту одежды можно было судить о социальном статусе
человека, по рисунку на утвари и орудиях труда – о том народе, которому
принадлежит эти вещи.
Не смотря на все многообразие орнамент можно классифицировать по
характеру рисунка.
Основное значение орнамента – сделать предмет более нарядным и
привлекательным, художественно выразительным.
Виды орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ - изображение геометрических фигур.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ - изображение растений: цветов и деревьев.
Дерево – символ всего живого на земле.
ОРНИТОМОРФНЫЙ (изображение птиц). В орнаменте народов
России встречаются изображения реальных птиц, которые были
знакомы людям: петухи, глухари, лебеди. Очень любимы были и
птицы из народных сказок и преданий: птица – Феникс, сказочные
павлины, которых люди наделяли мистическими свойствами
3
ЗООМОРФНЫЙ (изображение
животных). У каждого народа были свои
любимые животные. И если в русском орнаменте мы часто встречаем коня –
первого помощника человека, медведя – символ русского леса, то в странах
Востока излюбленным сюжетом стал дракон. А у народов Севера сложился
свой
оригинальный
орнамент.
Здесь
отсутствие
как
таковое
реальное
изображение животных. Эти животные изображены символами. Отсюда и
пошел такой орнамент, как «оленьи рога», «заячьи ушки», «медвежьи ушки»
и т. д.
АНТРОПОМОРФНЫЙ (изображение
фигуры
человека). У
славянских
народов
фигура
женщины
символизировала
Природу-
Мать,
плодородие,
жизни на земле. А фигура мужчины олицетворяли силу и власть.
Все эти виды орнамента возникли в глубокой древности. Но с развитием
разных направлений в искусстве появился новый вид орнамента.
АБСТРАКТНЫЙ
орнамент
–
мотивами
этого
орнамента
являются
абстрактные фигуры. Каждый художник, автор такого рисунка вкладывает в
данный орнамент свой смысл, который может быть непонятным другим.
СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Символические мотивы солярных знаков изображают в виде круга,
креста, розетки, спирали. Иногда крест помещают в круг, это напоминает
колесо и символизирует движение солнца по небосводу. Движение солнца
4
передают
в
орнаменте
знаком,
который
нам
известен
как
свастика.
Его
загнутые концы могли быть направлены как в одну, так и в другую сторону, в
зависимости от того, какое солнце, утреннее или вечернее, хотел изобразить
художник.
Этот
знак
также
трактовался
как
пожелание
благополучия.
Орнамент со знаком свастики встречался уже в эпоху неолита на территории
Передней
Азии,
особенно
Ирана.
На
Руси
так
же
широко
было
распространено
изображение
символов
солнца-источника
жизни,
прямых
линий символизирующих землю, зигзагообразная и волнообразная – воду. У
греков,
которые
жили
в
окружение
моря,
излюбленные
мотивом
были
спирали,
олицетворяющие
волны.
А
вот
у
северных
народов
часто
встречаются изображения «звезд», похожих на кристаллы снежинок.
Орнаментальные
композиции
классифицируются
не
только
по
характеру
рисунка, но и по способу расположения мотивов в листе.
Типы орнаментов в зависимости от структуры
Ленточный (фриз, бордюр, кайма).
Сетчатый орнамент (занимающий всю поверхность предмета).
Центрический
орнамент
(расположенный
в
центре
украшаемой
поверхности).
Замкнутый орнамент (в квадрате, круге, треугольнике и т. д.).
5
ЛЕНТОЧНЫЙ
ОРНАМЕНТ
–
мотивы
расположены
на
одной
линии
(в
полосе).
ЗАМКНУТЫЙ ОРНАМЕНТ – мотивы находятся в плоскости, располагаясь
по вертикали и по горизонтали.
Огромную роль в орнаменте играет цвет. Древние орнаменты выделяются
удивительной цветовой гармонией. Особенно любили мастера разных стран
6
использовать для своих
орнаментальных мотивов красный цвет, который
считался символом солнца и земного плодородия. В орнаментах славянских
народов
встречаются
сочетания
белого,
красного
и
черного.
Орнаменты
могут строиться на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. В
любом случае для создания ярких и динамичных орнаментов важна цветовая
гармония.
Необыкновенное жизнелюбие и поэтический талант мастеров разных
стран помогает сохранить древние образы и мотивы орнаментов.
Практические задания по орнаментальному искусству.
Составление орнамента – увлекательное и полезное занятие. Составление
орнамента учит сосредоточенности, наблюдательности, заставляет осваивать
математические
расчёты,
основы
геометрии,
будит
воображение
и
творческую фантазию. Сейчас мы с вами выполним несколько практических
заданий
Задание №1.
Выполнение стилизации природных форм по выбору (цветы, плоды, ягоды.)
Задание №2.
Выполнение
нескольких
вариантов
горизонтальной
каймы
(ленточный
орнамент)
с использованием геометрических и
растительных мотивов в
различном колорите.
Задание №3.
Выполнить схематическое размещение орнамента
в квадрате (по контуру,
сетчатый орнамент, свободный орнамент).
Задание №4.
Сделать зарисовки линейных орнаментов разных стран и народов.
Итог:
Демонстрация
практических
заданий
и
выполнение
самоанализа
проделанной работы.
7