Автор: Грубий Любовь Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) пос. Серебряный Бор, Нерюнгринский район
Наименование материала: коррекционно-логопедические технологии
Тема: "Использование современных коррекционно-логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Грубий Любовь Олеговна,
учитель - логопед,
МБОУ СОШ № 14,
Республика Саха (Якутия)
пос. Серебрянный Бор, Нерюнгринского района.
Использование современных коррекционно-логопедических технологий в
работе с детьми с ОВЗ
Технологии логопедического обследования.
Цель
логопедического
обследования
-
определение
путей
и
средств
коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе
выявления у него не сформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи обследования:
выявление объема речевых навыков;
сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического
развития;
определение
соотношения
дефекта
и
компенсаторного
фона
речевой
активности и других видов психической деятельности;
анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны
речи, лексического запаса и грамматического строя;
определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Обследование провожу в несколько этапов:
изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал
для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);
изучение речевого и психического уровня развития ребенка;
анализ полученных результатов.
Виды диагностики:
входная
диагностика
–
провожу
в
начале
учебного
года
с
целью
выявления исходных параметров развития детей;
промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для
отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;
итоговая
диагностика
–
провожу
в
конце
учебного
года
с
целью
определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Технологии коррекции звукопроизношения.
Любое
нарушение
речи
в
той
или
иной
степени
может
отразиться
на
деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой
недостаток,
становятся
молчаливыми,
застенчивыми,
нерешительными.
В
ходе
индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:
уточнение произношения звуков;
постановка и закрепление отсутствующих звуков;
развитие фонематического восприятия;
преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой
структуры;
закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения
для
свободного
владения
и
управления
частями
артикуляционного
аппарата,
точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в
процессе
выполнения
упражнений
артикуляторной
гимнастики,
что
позволяет
ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях
произносительной стороны речи.
Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на
детей-логопатов
независимо
от
вида
их
речевого
дефекта.
Усиленная,
упорядоченная
деятельность
дыхания,
оживляя
весь
организм,
улучшая
обмен
веществ,
вызывая
здоровый
аппетит
и
спокойный
сон,
оказывает
всем
этим
укрепляющее
воздействие на
детей.
Детям
с
нарушениями
речи,
а
также
соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с
помощью специальных коррекционных физических упражнений
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и
активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к.
бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет
овладение учащимися правильной речью.
Технологии развития связной речи.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей
ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить
развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной
речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение
разнообразными
навыками
связной
речи
позволяет
ребенку
осуществлять
полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной
речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и
последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном
соответствии
с
инструкцией,
используя
усвоенную
терминологию,
составлять
развернутое
высказывание
о
последовательности
выполнения
учебного
задания.
Такая
работа
готовит
детей
к
свободному
учебному
высказыванию
в
классе.
Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и
письменной
формами помогают
в
формировании
у
них
практических
речевых
умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.
Нетрадиционные технологии
Игровые технологии.
Способствуют
созданию
на
логопедических
занятиях
непринужденной,
доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания,
фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.
Применение
игровых
технологий
обеспечивает
свободу
действий
обучающихся
на
занятиях,
развивает
творческие
способности,
вызывает
положительные
эмоции
в
отношении
учебного
процесса, воспитывает
чувство
товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.
Игровые
технологии
включают
достаточно
обширную
группу
методов
и
приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные
игры,
сюжетные
игры,
игры-путешествия.
Специально
подобранные
игры
способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и
фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению
и
активизации
словаря,
преодолению
нарушений
письма
и
чтения,
развитию
эмоционально - волевой сферы.
Логоритмика.
Логоритмические
занятия
–
это
методика,
опирающаяся
на
связь
слова,
музыки
и
движения
и
включают
в
себя
пальчиковые,
речевые,
музыкально-
двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов
могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно
выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства
ритма, певческого диапазона голоса;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,
пантомимики, пространственных организаций движений;
воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений,
умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков,
физиологического и фонационного дыхания;
формирование
и
закрепление
навыка
правильного
употребления
звуков
в
различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание
связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование,
развитие
и
коррекция
слухо-зрительно-двигательной
координации;
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и
Развитие мелкой моторики,
стихи, сопровождаемые
движением рук.
плавности и
выразительности речи, речевого
слуха и
речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-
ритмические игры с
музыкальными инструментами.
Развитие речи, внимания, умения
ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная)
гимнастика, вокально-
артикуляционные упражнения.
Укрепление мышц органов
артикуляции,
развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и
дифференциации звуков,
фонопедические упражнения.
Коррекция звукопроизношения,
укрепление гортани и привитие
навыков речевого дыхания.
Упражнения на развитие
мимических мышц.
Коммуникативные игры и танцы.
Развитие эмоциональной сферы,
ассоциативно-образного мышления,
выразительности невербальных
средств
общения, позитивного
самоощущения.
Упражнения на развитие общей
моторики, соответствующие
возрастным особенностям.
Развитие мышечно-двигательной и
координационной сферы.
Упражнение на развитие
словотворчества.
Расширение активного запаса детей.
Освоение
образовательных
технологий
и
методов
педагогической
деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической
помощи. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит
к повышению эффективности коррекционной работы.