Напоминание

"Использование современных коррекционно-логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Грубий Любовь Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) пос. Серебряный Бор, Нерюнгринский район
Наименование материала: коррекционно-логопедические технологии
Тема: "Использование современных коррекционно-логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Грубий Любовь Олеговна,

учитель - логопед,

МБОУ СОШ № 14,

Республика Саха (Якутия)

пос. Серебрянный Бор, Нерюнгринского района.

Использование современных коррекционно-логопедических технологий в

работе с детьми с ОВЗ

Технологии логопедического обследования.

Цель

логопедического

обследования

-

определение

путей

и

средств

коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе

выявления у него не сформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи обследования:

выявление объема речевых навыков;

сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического

развития;

определение

соотношения

дефекта

и

компенсаторного

фона

речевой

активности и других видов психической деятельности;

анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны

речи, лексического запаса и грамматического строя;

определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование провожу в несколько этапов:

изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал

для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);

изучение речевого и психического уровня развития ребенка;

анализ полученных результатов.

Виды диагностики:

входная

диагностика

провожу

в

начале

учебного

года

с

целью

выявления исходных параметров развития детей;

промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для

отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;

итоговая

диагностика

провожу

в

конце

учебного

года

с

целью

определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Технологии коррекции звукопроизношения.

Любое

нарушение

речи

в

той

или

иной

степени

может

отразиться

на

деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой

недостаток,

становятся

молчаливыми,

застенчивыми,

нерешительными.

В

ходе

индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

уточнение произношения звуков;

постановка и закрепление отсутствующих звуков;

развитие фонематического восприятия;

преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой

структуры;

закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения

для

свободного

владения

и

управления

частями

артикуляционного

аппарата,

точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в

процессе

выполнения

упражнений

артикуляторной

гимнастики,

что

позволяет

ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях

произносительной стороны речи.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на

детей-логопатов

независимо

от

вида

их

речевого

дефекта.

Усиленная,

упорядоченная

деятельность

дыхания,

оживляя

весь

организм,

улучшая

обмен

веществ,

вызывая

здоровый

аппетит

и

спокойный

сон,

оказывает

всем

этим

укрепляющее

воздействие на

детей.

Детям

с

нарушениями

речи,

а

также

соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с

помощью специальных коррекционных физических упражнений

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и

активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к.

бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет

овладение учащимися правильной речью.

Технологии развития связной речи.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей

ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить

развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной

речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение

разнообразными

навыками

связной

речи

позволяет

ребенку

осуществлять

полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной

речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и

последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном

соответствии

с

инструкцией,

используя

усвоенную

терминологию,

составлять

развернутое

высказывание

о

последовательности

выполнения

учебного

задания.

Такая

работа

готовит

детей

к

свободному

учебному

высказыванию

в

классе.

Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и

письменной

формами помогают

в

формировании

у

них

практических

речевых

умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.

Нетрадиционные технологии

Игровые технологии.

Способствуют

созданию

на

логопедических

занятиях

непринужденной,

доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания,

фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.

Применение

игровых

технологий

обеспечивает

свободу

действий

обучающихся

на

занятиях,

развивает

творческие

способности,

вызывает

положительные

эмоции

в

отношении

учебного

процесса, воспитывает

чувство

товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.

Игровые

технологии

включают

достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные

игры,

сюжетные

игры,

игры-путешествия.

Специально

подобранные

игры

способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и

фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению

и

активизации

словаря,

преодолению

нарушений

письма

и

чтения,

развитию

эмоционально - волевой сферы.

Логоритмика.

Логоритмические

занятия

это

методика,

опирающаяся

на

связь

слова,

музыки

и

движения

и

включают

в

себя

пальчиковые,

речевые,

музыкально-

двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов

могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно

выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства

ритма, певческого диапазона голоса;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики,

пантомимики, пространственных организаций движений;

воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений,

умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков,

физиологического и фонационного дыхания;

формирование

и

закрепление

навыка

правильного

употребления

звуков

в

различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание

связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование,

развитие

и

коррекция

слухо-зрительно-двигательной

координации;

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и

Развитие мелкой моторики,

стихи, сопровождаемые

движением рук.

плавности и

выразительности речи, речевого

слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-

ритмические игры с

музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-

артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов

артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие

мимических мышц.

Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных

средств

общения, позитивного

самоощущения.

Упражнения на развитие общей

моторики, соответствующие

возрастным особенностям.

Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие

словотворчества.

Расширение активного запаса детей.

Освоение

образовательных

технологий

и

методов

педагогической

деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической

помощи. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит

к повышению эффективности коррекционной работы.



В раздел образования