Напоминание

"Профилактика педикулеза"


Автор: Володская Лилия Анатольевна
Должность: преподаватель пм 04
Учебное заведение: КГБПОУ СПО "Дивногорский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Дивногорск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профилактика педикулеза"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Красноярского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Дивногорский медицинский техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

«Профилактика педикулеза»

МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больным

специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)

на базе основного общего образования

Дивногорск 2017

Данная методическая разработка внеаудиторного мероприятия поможет

организовать

и

провести

силами

студентов

санитарно-просветительское

мероприятие по профилактике педикулеза среди школьников города с целью

совершенствования знаний и умений студентов по МДК. 04.03. Технология

оказания медицинских услуг ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая

медицинская сестра по уходу за больным специальность 34.02.01 Сестринское

дело (базовой подготовки) на базе основного общего образования.

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПЦ № 1

«____» __________ 2017г.

Утверждаю

Заместитель директора по УР

«____» __________ 2017г.

Разработчик:

Володская

Лилия

Анатольевна

Преподаватель первой

квалификационной категории

Место проведения:

Средняя общеобразовательная школа начальные классы.

Время проведения:

Во время классных часов по согласованию с классными руководителями.

Цель мероприятия:

1.

повышение

качества

подготовки

будущих

медицинских

работников

среднего звена в вопросах профилактики инфекционных заболеваний;

2.

распространение

медицинских

и

гигиенических

знаний

среди

школьников;

3.

воспитание санитарно-гигиенических навыков среди школьников с целью

сохранения и укрепления здоровья;

4.

повышение санитарно-гигиенической культуры.

Задачи мероприятия:

1.

Создать

условия

для

формирования

компетенций

в

рамках

освоения

профессионального модуля 04 согласно ФГОС СПО:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе

профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в

условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и

самоухода.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК

4.9.

Участвовать

в

санитарно-просветительской

работе

среди

населения.

ОК

4.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК

4.3.

Анализировать

рабочую

ситуацию,

осуществлять

текущий

и

итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы.

ОК

4.4.

Осуществлять

поиск

информации,

необходимой

для

эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 4.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК

4.6.

Работать

в

команде,

эффективно

общаться

с

коллегами,

руководством, потребителями.

ОК

4.7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным

традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

2.

Повысить

мотивацию

студентов

к

освоению

умений

и

знаний

по

междисциплинарному

курсу

МДК.04.03.

Технология

оказания

медицинских услуг.

знать:

- технологию выполнения медицинских услуг;

- факторы, влияющие на безопасность пациента;

- принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди

населения;

уметь:

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

-

проводить

осмотр

и

осуществлять

мероприятия

при

выявлении

педикулеза;

-

проводить

заключительную

уборку

помещений

с

использованием

различных дезинфицирующих средств;

-

составлять

памятки

и

санитарные

бюллетени

для

пациента

и

его

окружения

по

вопросам

профилактики

педикулеза

и

инфекционной

безопасности.

Оформление:

Кабинет школы

оформлен санитарным бюллетенем

«Осторожно! Вши»,

который изготовили студенты на заседаниях кружка.

Оснащение:

1.

Противопедикулезная укладка;

2.

Видеоролик «Осторожно! Вши!».

Руководитель мероприятия:

Володская Л.А. – преподаватель первой категории ПМ. 04 Выполнение работ по

профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным.

Состав участников:

бригада группы отделения Сестринское дело в количестве 8-10 человек.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Студенты,

переодевшись

в

медицинскую

форму,

заходят

в

класс,

представляются

перед

детьми

и

говорят

о

цели

предстоящего

мероприятия.

2.

Студенты

проверяют

у

школьников

исходный

уровень

знаний

о

педикулезе (Приложение №1).

3.

Студенты демонстрируют видеоролик «Осторожно! Вши!».

4.

Студенты представляют к слушанию доклад (Приложение № 2).

5.

Демонстрация противопедикулезной укладки (Приложение №3).

6.

Проведение ролевой игры. Один из учащихся, по желанию, должен играть

роль ребенка, у которого сильно чешется голова и «шевелятся» волосы.

Роль родителя исполняет студент. Задача «родителя» состоит в том, чтобы

он осмотрел голову ребенка, обнаружил вши, успокоил ребенка, провел

обработку головы, воспользовавшись противопедикулезной укладкой, а

так же провел профилактическую беседу. (Приложение № 4).

7.

Групповая фотография со школьниками и пожелания здоровья всем!

8.

Проведение

рефлексии

«Незаконченное

предложение» направлено на

выявление степени осознания ребятами нового материала и путями их

решения (Приложение №5).

Приложение №1

ВОПРОСЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1.

Кто такие вши? Как они выглядят?

2.

Какую опасность представляют вши для человека?

3.

Где вши живут, а где они жить не могут?

4.

Чем вши питаются?

5.

Как и где можно заразиться вшами?

6.

По каким признакам можно догадаться, что у вас появились вши?

7.

Что нужно делать, если у вас сильно чешется голова и кажется, что

«шевелятся» волосы?

8.

Как избавиться от вшей? Какие вы знаете средства против вшей?

9.

Если у вас появились вши, нужно ли идти в школу?

Приложение № 2

ТЕКСТ ДОКЛАДА

Вшивость,

по

другому,

называется

педикулез.

На

сегодняшний

день

проблема

заболевания

педикулезом

актуальна,

не

смотря

на

стабильный

социально-экономический уровень населения страны.

Вши – это бескрылые кровососущие насекомые, которые паразитируют на

коже человека. Головная вошь коричневого цвета, размером 2-3 миллиметра.

Она имеет 6 очень цепких лапок с когтями, поэтому хорошо ползает по волосам

вверх и вниз. Вши чрезвычайно проворны и способны высоко прыгать.

Когда вши передвигаются по волосам, человек испытывает такое чувство,

как будто у него «шевелятся» волосы. Но голова начинает чесаться на сразу. От

момента заражения вшами до первых признаков может пройти несколько дней и

даже недель. Дело в том, что укус первых вшей остается незамеченным, потому

что в месте укуса вместе со слюной вша выделяет специальный секрет, который

как бы обезболивает кожу.

Питаются вши кровью. Через каждые 2-3 часа вша испытывает жажду

крови. Чувство жажды и заставляет вшу ползти к коже. Кровь ей нужна, чтобы

выжить. Без человека, без его крови вша жить не может. Продолжительность

жизни головной вши около 30 дней.

Вша откладывает яйца 2-3 раза в день. За свою жизнь она откладывает

около 300 яиц. Яйца вшей называются гниды. Гниды представляют собой

серебристые овальные «бусинки». Гниды похожи на перхоть, но перхоть легко

стряхнуть

с

волос,

а

гниды

нет.

Вша

приклеивает

гниды

к

волосам

водонепроницаемой

субстанцией.

Гниды

могут

быть

живыми

и

мертвыми.

Мертвые

гниды

обычно

имеют

тусклую

окраску.

Через

7

дней

из

гниды

вылезает молодая вша. Еще через неделю она сможет откладывать яйца.

Запомните, что вши являются переносчиками инфекции!

Заражение вшами происходит при контакте с людьми, зараженными вшами, а

также при пользовании чужими расческами, шапками, полотенцами, меховыми

вещами.

Признаки педикулеза:

1.

Кожный зуд в месте укуса вши. Наиболее часто зуд беспокоит в области

висков, затылка и за ушами;

2.

Появление сыпи на коже головы и покраснение;

3.

Расчесы.

Если

от

вшей

не

избавиться

сразу,

то

из-за

зуда

человек

расчесывает

покусанную

кожу.

На

месте

расчесов

могут

появиться

гнойные корочки;

4.

Гниды на волосах.

Профилактические мероприятия

(то есть, что нужно делать, чтобы не заразиться вшами):

1.

Соблюдать

личную

гигиену.

Людям

с

длинными

волосами,

косами

и

пышными прическами ежедневно разбирать прическу, расплетать косы,

мыть голову с шампунем, высушивать волосы и расчесывать их.

2.

Регулярно

стирать

и

менять

нательное

и

постельное

белье.

Белье

проглаживать.

3.

Не пользоваться чужими вещами и не давать свои вещи другим: расчески,

шапки, полотенца;

4.

В бассейне прятать волосы под шапочку;

5.

Систематически осматривать кожу головы.

Лечение педикулеза

(или что делать, если вы обнаружили у себя вши или гниды):

1.

Не пугайтесь и не плачьте;

2.

Скажите в этот же день родителям, что у вас вши;

3.

Купите в аптеке средство от вшей и гнид. Их отпускают без рецепта

врача. Причем, достаточно обработать голову всего один раз.

4.

В этот же день проверьте всех членов семьи;

5.

Постирайте и прогладьте белье, которое носите и на котором спите;

6.

Пропылесосьте дом и машину.

Приложение № 3

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНОЙ УКЛАДКИ:

1.

желтый пакет отходов класса Б;

2.

лоток для уничтожения или дезинфекции волос;

3.

клеенчатая пелерина;

4.

резиновые перчатки;

5.

ножницы;

6.

бритвенный станок;

7.

спички или зажигалка;

8.

густой гребень (лучше из металла);

9.

спиртовка;

10. пара косынок;

11. вата;

12. полотенце;

13. столовый уксус;

14. препараты для уничтожения разных видов вшей (шампуни Педилин,

Веда-2, Педикулен ультра,

спрей Паранит, лосьон «Ниттифор», крем

«Никс»);

15.

средства

для

обработки

помещений

(«Дихлофос»,

«Пиретрин»,

«Пиретрум»);

16. шампунь;

17. одноразовый халат;

18. инструкция по эксплуатации набора.

Приложение №4

ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

1.

Медсестре

надеть

на

себя

дополнительный

халат,

фартук,

косынку

и

перчатки.

2.

Усадить

пациента

(если

позволяет

состояние

на

стул,

накрытый

клеенкой).

3.

Обработать волосы пациента любым противопедикулицидным средством

из укладки, покрыть волосы пациента шапочкой на время, указанное в

инструкции по применению.

4.

Промыть волосы теплой водой.

5.

Ополоснуть волосы 6% раствором столового уксуса.

6.

Сухие волосы вычесать частым гребнем в течение 15 минут над белой

простыней.

7.

Белье и одежду пациента сложить в мешки для дезинсекции.

8.

Медсестре снять с себя защитную одежду и поместить ее в мешок для

дезинсекции, вымыть руки.

9.

На

титульном

листе

«Медицинской

карты

стационарного

больного»

сделать отметку о выявленном педикулезе: поставить букву «Р» или Ф.

№20 (+).

10.

Заполнить

Ф.№058

у

«Экстренное

извещение

об

инфекционном

заболевании» и отправить его в учреждение Санэпиднадзора по месту

жительства.

11. Зарегистрировать данные о пациенте в «Журнале учета инфекционных

заболеваний».

12. Осмотреть сухие волосы пациента.

13. Обработать помещение и предметы, с которыми контактировал пациент

0,15% раствором карбофоса.

Запомните!

Обработка

педикулицидами

детей

до

5

лет,

кормящих

и

беременных

женщин, людей с поврежденной кожей – запрещается!

С согласия пациентов волосы сбривают и сжигают.

14.Повторный осмотр головы проводят через 10 дней.

Приложение №5

ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ «НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

1.

Сегодня я узнал ……………….

2.

Было интересно…….

3.

Меня удивило………..

4.

Я понял, что………….

5.

Я выполнял задание………………..

6.

Я научился………….

7.

Теперь я могу…………….

8.

Я не испугаюсь, если ……………..

9.

Теперь я знаю что делать, если…………………

10. Дома я расскажу родителям о том, что…………….



В раздел образования