Напоминание

"Креативное мышление как современная психолого-педагогическая проблема"


Автор: Сибилев Иван Владимирович
Должность: студент
Учебное заведение: ТГУ имени Г.Р. Державина город
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: "Креативное мышление как современная психолого-педагогическая проблема"
Раздел: начальное образование





Назад




Креативное мышление как современная психолого-педагогическая

проблема

Сибилев Иван Владимирович студент 4 курса

Педагогического института Тамбовского Государственного

Университета имени Г.Р. Державина

Научный руководитель : д.псих.н., профессор

кафедры психолого-педагогического и социального образования

Уваров Е. А.

Ориентация школы на формирование продуктивной деятельности часто

приводит

к

тому,

что

большинство

выпускников,

которые

на

«отлично»

усвоили

содержание

школьной

программы,

не

умеют

использовать

полученные в школе знания при решении проблемных жизненных ситуаций.

Как

следствие,

на

современном

этапе

жизни

общества

особое

значение

приобретает

задача

развития

креативности

учащихся

в

школах,

которую

необходимо

решать

путем

разработки

научно

обоснованных

методик,

программ или моделей.

Ц е л ь

с т а т ь и –

определить

структурно-компонентный

состав

креативности

младших

школьников.

Проанализировать

педагогические

условия: внутренние и внешние.

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития

креативности, ведь начало системной учебно-воспитательной деятельности

является

оптимальным

периодом

для

целенаправленного

развития

креативных личностных качеств

1

. Поскольку для учеников начальной школы

шаблонные,

стереотипные

формы

мышления

и

действий

еще

не

стали

доминантными,

становится

возможным

интенсивное

усвоение

ими

креативных

способов

деятельности,

сложных

мыслительных

операций

и

форм поведения, которые требуют творческой деятельности.

1



Варшавская Н.Е. Целостность как критерий творческого познания // Мир науки, культуры, образования. –

2014. – №1(44). – С. 255–258.

Обучение творчески действовать для младшего школьника аналогичное

обучению читать, писать, считать. Готовность учащихся к поиску нового,

неизвестного,

желание

действовать,

высокая

адаптивность

находят

подтверждение

в

технологиях:

развивающего

обучения,

творческой

самореализации личности, проектной, интерактивной.

Развитие креативности учащихся происходит на всех этапах школьного

обучения, вместе с тем целесообразно учить творить школьников с раннего

возраста, поскольку в начальной школе дети овладевают способами учебной

деятельности, приемами решения учебных задач, которыми пользуются в

дальнейшем.

Развития

креативности

личности

в

процессе

обучения

способствуют присущие младшим школьникам открытость ко всему новому,

любознательность,

эмоциональность,

целостность

восприятия,

яркое

воображение,

образно сть

мышления,

активно е

отношение

к

действительности, что их окружает.

Младший

школьный

возраст

подходящий

период

для

развития

креативности

учащихся,

поскольку

является

периодом

бурных

процессов

преобразований в физиологии и психике личности

2

.

Ключевая

роль

в

развитии

креативности

младших

школьников

принадлежит школе и учителям начальных классов.

Проблема

развития

креативности

младших

школьников

касается

огромного спектра вопросов, связанных с феноменом развития личности.

Проведенный

анализ

показывает,

что

креативность

и

творческая

деятельность взаимосвязаны понятиями. Творческая деятельность является

фундаментом,

предпосылкой

развития

креативности,

целью

развития

личности. В учебном процессе творческая деятельность учащихся выступает

как организована учителем учебно-творческая или творчески познавательная

деятельность.

Креативность

младшего

школьника

является

сложным

синтетическим понятием. Развитие креативности связано с созданием нового,

оригинального продукта в процессе учебно-творческой деятельности.

2



Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

Креативность

младшего

школьника

-

это

общая

характеристика

личности

ученика,

которая

проявляется,

прежде

всего,

в

учебно-

познавательной деятельности и обуславливает творческую направленность

ребенка,

его

способность

к

самостоятельному

выбору

оптимального

и

оригинального

пути

решения

учебных

задач,

создание

новых

идей,

продуктов,

новизна

которых

может

быть,

как

объективной,

так

и

субъективной

3

.

Ядро креативности ученика начальной школы образуют креативные

способности, которые являются составной общих способностей личности и

оказываются в творческом подходе к учебно-познавательной деятельности,

познавательной активности, критичности и тому подобное.

Под

креативными

способностями

младшего

школьника

понимаем

комплекс индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих

способность

ученика

успешно

осуществлять

учебно-творче скую

деятельность. Они раскрываются и развиваются в процессе этой же учебно-

творческой деятельности.

Анализ значительного количества источников свидетельствует, что под

способностями

понимают

синтез

свойств,

обусловливающих

успешное

выполнение ею деятельности, в частности креативной. Они развиваются на

основе

врожденных

задатков

индивида

в

определенном

образовательной

среде.

Компонентный

состав

креативных

способностей

в

современной

психолого-педагогической литературе толкуется неоднозначно. По мнению

ученых основными креативными способностями учащихся, которые могут

быть развиты в процессе обучения является: креативный интерес, креативное

мышление,

воображение

и

интуиция;

энергопотенциал,

психомоторика,

мышление, воображение и чувство.

3



Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной

школе рефлексивной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2017.

Т. 1. – №1. – С. 121–150.

Компонентный

состав

креативных

способностей

детей

начальной

школы:

продуктивное

воображение,

креативное

мышление

(сочетание

элементов

творческого

и

критического

мышления),

информационная

грамотность

4

.

Систематизация материалов исследований, ведущих отечественных и

зарубежных ученых позволила определить структурно-компонентный состав

креативности учеников, которые могут быть оптимально развитые в процессе

обучения:

креативное

мышление,

креативное

воображение,

креативная

грамотность

5

.

Они

тесно

связаны

между

собой

и

могут

развиваться

в

процессе учебно-творческой деятельности одновременно.

Креативное

воображение

является

одним

из

самых

важных

компонентов

способностей

личности,

особенно

в

детском

возрасте.

Креативное

воображение

определяется,

прежде

всего,

владением

такими

умениями, как создавать новые образы; устанавливать новые связи между

объектами, явлениями, понятиями и тому подобное.

Креативное

мышление

определяет

творческую

направленность

всех

видов деятельности детей. Креативное мышление - способность школьника

анализировать,

оценивать

информацию,

самостоятельно

выбирать

оптимальные пути решения задач. Креативное мышление - это способность к

генерированию новых и совершенствования уже существующих идей, поиск

альтернативных путей решения задач.

Креативная грамотность заключается во владении базовыми приемами

поиска, анализа, продуктивного обработки информации, от которой зависит

эффективность творческой деятельности.

Для оптимального развития креативности следует создать подходящие

условия. Создание данных условий зависит от учителя. Но роль учителя в

данном

процессе

не

ограничивается

только

созданием

психологического

4



Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –

М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.

5



Ермакова Ж.Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной

науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – №6. – С. 78–85.

климата. Она заключается еще и в том, чтобы активно помочь ребенку в

развитии его креативности.

Понятие

«условие»

нами

рассматривается

как

необходимое

обстоятельство, которое делает осуществления, создание, образование чего-

либо

или

способствует

развитию

то,

в

нашем

исследовании,

развитии

креативности

6

.

Развитие креативности станет возможным, если будут созданы такие

основные

условия:

создавать

благоприятную

атмосферу

для

развития

креативности;

избегать

критики

ребенка;

способствовать

свободному

развитию разнонаправленного мышления; обогащать среду ребенка с разных

новых

для

него,

объектов

для

развития

его

любопытства;

помогать

формулировать

оригинальные

идеи;

обеспечить

возможность

для

использования

новых

идей

на

практике;

показывать

личный

пример

креативного подхода к решению проблемы; позволять детям активно задавать

вопросы.

Для

развития

креативности

необходимы

следующие

условия:

не

ограничивать свободу поведения; применять формы, методы и приемы для

развития

креативного

мышления;

создать

условия,

чтобы

подражать

творческие взаимоотношения.

Важным

средством

развития

креативности

младших

школьников

является

интеграция

традиционного

программного

учебного

материала

и

заданий

с

комплексом

учебных

задач

креативного

направления,

стимулирующее

влияние

которого

усиливается

с

помощью

креативных

методов.

На уроках следует использовать творческие индивидуальные задания,

которые

усиливают

влияние

на

компоненты

креативности.

Комплексное

воздействие

на

развитие

всех

компонентов

креативности

обеспечивается

6



Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2012. – Т. 22. –

№6. – С. 64–76.

через использование методов: эвристического, исследовательского и метода

проблемного изложения. Можем выделить следующие группы

7

:

1)

методы

проблемного

обучения

-

основой

является

создание

проблемной

ситуации,

которая

формирует

познавательную

потребность

младших школьников, обеспечивает необходимую направленность их мыслей

на решение противоречивых данных;

2) методы выработки идей - включают приемы развития поискового

креативного мышления для рассмотрения ситуаций с разных точек зрения,

для создания стимулирования большего количества идей;

3)

развивающие

методы

-

направлены

на

развитие

аналитических

умений.

Для развития креативности следует учитывать возрастные особенности

детей младшего школьного возраста

8

.

Ученикам

с

высоким

уровнем

развития

креативности

присущи:

высокая

работоспособность

проявление

собственной

инициативности,

максимальная

самостоятельность

при

решении

творческих

задач;

оригинальность

идей

и

творческих

проектов;

долгосрочное

удержание

внимания; быстрое и прочное усвоение нового учебного м материала.

У школьников со средним уровнем развития креативности наблюдается

средняя

работоспособность

инициативность

после

побуждения

учителя,

кратковременное

переключение

внимания;

при

решении

задач

они

советуются с учителем, товарищами, родителями, сочетают продуктивную и

творческую деятельность, фантазируют, но в действиях отсутствует элемент

новизны; колеблются при выработке новых идей.

Детям с низким уровнем развития креативности свойственна: низкая

работоспособность безынициативность при выдвижении идей; рассеянное

7



Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной

школе рефлексивной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2017.

Т. 1. – №1. – С. 121–150.

8



Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы

психологии. – 2016. – №2. – С. 5.

внимание; продуктивная деятельность; трудность в ходе усвоения нового

учебного материала; копирования идей товарищей.

Литература

1.

Богоявленская

Д.Б.

Психология

творческих

способностей:

Учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр

«Академия», 2014. – 320 с.

2.

Варшавская Н.Е. Целостность как критерий творческого познания //

Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №1(44). – С. 255–258.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

4.

Ермакова

Ж.Е.

Становление

и

развитие

проблемы

творческого

мышления

в

отечественной

и

зарубежной

науке

//

Вестник

Челябинского

государственного

педагогического

университета.

2015. – №6. – С. 78–85.

5.

Кудрявцев

В.Т.

Воображение

ребенка:

природа

и

развитие

//

Психологический журнал. – 2012. – Т. 22. – №6. – С. 64–76.

6.

Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в

детском воображении // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 5.

7.

Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и

креативности

личности

в

научной

школе

рефлексивной

психологии

//

Институт

психологии

Российской

академии

наук.

Человек и мир. – 2017. Т. 1. – №1. – С. 121–150.



В раздел образования