Автор: Кириллова Дарья Дмитриевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: УрГУПС
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Научная статья
Тема: Управление системой адаптаций персонала на предприятий ООО "Валенторский медный карьер"
Раздел: высшее образование
Кириллова Дарья Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Россия, Екатеринбург
Магистр 1 курса заочной формы обучения кафедры Управления персоналом и социологии
Адаптация персонала в кадровом менеджменте
Аннотация.
т
Приспособление исследуется как одно из главных направлений
кадрового менеджмента. В предоставленной статье приводятся определения
мнений «адаптация», «трудовая адаптация».
т
Трудовая адаптация исследуется
как двусторонний процесс, в ходе которого новенький адаптируется к новым
для него трудовым и эмоциональным моментам.
т
В статье рассмотрены и
исследованы всевозможные стороны процесса трудовой адаптации. В работе
р а с с м о т р е н ы главные составляющие,
ком п о н е н т ы
ф о р м и р о в а н и я
действенной
системы
трудовой
адаптации
персонала
на
предприятии
в
передовых критериях.
Исследуются главные
формы
подготовки
и
п р о вед е н и я
адаптационных
процедур,
такие
как
Welcome-тренинг,
наставничество,
коучинг.
т
Рассматриваются
два
облика
наставничества
в
компаниях
–
формальное и неформальное.
т
Представлены главные задачи коучинга, как
прогрессивное
перспективное назначение
в предложении психологической
помощи в этап привыкания
новых служащих.
т
Ключевые
слова:
адаптация;
трудовая
адаптация
персонала;
кадровый
менеджмент;
т
этапы
процесса
адаптации;
виды
адаптации;
т
формы
проведения адаптационных процедур;
т
Welcome – тренинг; наставничество;
коучинг, ротация, система
документаций , эффективная
система.
т
Правильно санкционированная
система
адаптации содействует
увеличению
значения
преданности
и удовлетворенности,
мотивации,
сплоченности коллектива, производительности труда .
т
1
Вопросы привыкания считаются довольно
актуальными при принятии
в фирму
новых
работников, тем более в случае если данная фирма
имеет
высокую
текучесть
персонала
или
же
расширение
бизнеса, а
это
означает повышенный
поток новоиспеченных служащих , которым нужно
гарантировать помощь
обеспечить поддержку на начальном исходном этапе
вхождения в
собственную
должность.
Кадровый
менеджмент
является
одним
из
ведущих
направлений
удачной работы организации.
т
Вопрос сохранения сотрудников видется для
множества фирм серьезной проблемой, с которой не всякий раз справляются
проф.
HR-менеджеры.
т
В
настоящее
время,
существует
влияние
глобализации,
рынок
труда
меняется,
и
данный
процесс
постоянно
продолжается.
т
С
течением
времени
также
изменяются
общественные
ценности,
а
глобализация
ускоряет
социальные
конфигураций,
которые
касаются
рынка
труда,
карьеры,
критерий
договоров
для
мобильного
и
подготовленного
передового
поколения.
т
Все
эти
факторы
напрямую
воздействуют на саму работу и роль менеджера по персоналу в организациях
и на то, какие HR способы и технологии будут применены.
т
Человеческие
ресурсы
выступают
почвой
современной
организации,
и
как
раз
они
определяют ее конкурентоспособность.
т
Адаптация
персонала
на
предприятии
считается
одной
из
весомых
элементов всей системы технологии управления персоналом.
т
Она выступает
связывающей
нитью
между
входом
работника
в
фирму
и
итогом
его
трудовой
деятельности
в
ней.
т
Главная
цель
адаптации,
связанная
с
приспособлением человека к новому рабочему окружению, заключается в
уменьшении вещественных, психологических и временных расходов.
т
Адаптация - это приспособление нового работника к содержанию и
условиям
труда,
общественной
среде
т
В
ее
рамках
происходит
детализированное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями;
2
усвоение стандартов поведения; ассимиляция - абсолютная
адаптация к
среде
и,
в
конце
концов,
идентификация
-
отожествление
собственных
интересов и целей с общими .
т
Трудовая
адаптация
рассматривается
как
процесс
знакомства
работника с деятельностью и организацией и вероятное изменение личного
поведения в соответствии с требованиями среды.
т
В предоставленной статье под трудовой адаптацией понимается один из
мощнейших инструментов в кадровом менеджменте, который может помочь
приспособиться индивиду
к
окружающей
среде
с
её
изменяющимися
условиями,
что
приводит
к
увеличению
производительности
его
существования и функционирования.
т
В
процессе
адаптации,
как
правило,
выделяют
четыре
основные
стороны:
профессиональную,
психофизиологическую,
социально-
психическую
и
организационную
и
экономическую
[2].
т
Кроме
этого
возможно также обозначить такие стороны привыкания как: общественная,
материальная, жилищно-бытовая, экономическая и культурно-бытовая.
т
Совокупность
устойчивых
отношений,
образующихся
между
новичками и микросредой предприятия, позволяет предложить следующую
структуру адаптации:
т
психофизиологическая адаптация – приспособление организма человека к
санитарно-гигиеническим условиям предприятия, к новым эмоциональным и
физическим нагрузкам;
т
профессиональная
адаптация
–
процесс
освоения
проф.
деятельности,
приобретения
практических
и
теоретических
умений
и
способностей,
овладения важными знаниями для выполнения должностных обязательств на
высоком профессиональном уровне;
т
3
организационная
адаптация
–
освоение
работником
комплекса
организационных требований: соблюдения режима труда и отдыха, трудовой
дисциплины,
регламентируемых
служебными
документами,
формальных
отношений между подразделениями и отдельными работниками;
т
экономическая
адаптация
–
приспособление
работника
к
системе
финансовых
критериев:
оплате
труда,
материальному
стимулированию,
действующих на конкретном предприятии;
т
социально-психологическая
адаптация
представляет
собой
адаптацию
к
трудовому
социуму,
нормам
поведения,
взаимоотношениям
между
работниками
т
Каждый
из
представленных
аспектов
связан
с
рядом
трудностей,
которые надо принимать во внимание в работе с новыми сотрудниками.
т
Первым
шагом
будет
разъяснение
новому
работнику
основного
содержания работы, его должностных обязанностей, инструктажа по технике
безопасности
и
технике
пожарной
безопасности,
знакомство
с
рабочим
местом и какими-либо специфическими условиями работы.
т
Необходимо,
чтобы
приобретенные
знания
и
навыки
сотрудники
успешно
использовали
на
практике.
т
В
том
случае,
если
необходимо
принимать в организацию несколько сотрудников в одно и тоже , то для них
всех возможно проводить специальные адаптационные занятия, на которых
они
имеют
все
шансы
получить
всю
необходимую
информацию
о
содержании работы и структуре предприятия.
т
Адаптироваться всем вместе
станет
значительно
легче.
т
Удобно
и
для
новичка
и
для
сотрудника,
ответственного за процесс адаптации, когда есть
контрольный лист, где
перечислены темы, которые он обязан овладеть, указаны определенный срок
выполнения и ответственные за выполнение.
т
4
До начала адаптации необходимо понять степень подготовленности
нового сотрудника, так как от этого будет завесить индивидуальный набор
адаптационных
мероприятий.
т
В
случае,
если
есть
вероятно сть
дифференциации, то заполнение адаптационного курса лучше всего сделать
различным.
т
Большинство руководителей забывают, что собственно адаптация – это
не однодневное мероприятие, а многоступенчатый, разносторонний процесс.
т
Рассмотрим этапы процесса адаптации подробно:.
т
Этап 1.
т
На данном этапе происходит ознакомление нового сотрудника с
организацией, корпоративными правилами, историей, структурой, трудовым
распорядком, традициями, политиками в области управления персоналом и
т.д.
т
Оценка
уровня
подготовленности
нового
сотрудника
важна
для
разработки наиболее эффективной программы адаптации.
т
В случае, если
сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в
подобных
подразделениях
иных
компаний,
период
его
адаптации
будет
минимальным.
т
Инструменты,
используемые
на
первом
этапе
-
вводные
тренинги и инструктажи, корпоративная документация.
т
Этап
2.
т
Вхождение
в
должность.
т
Второй
этап
включает
в
себя
ознакомление с функциями и целями подразделения, целями и задачами
самого нового сотрудника, процедурами и правилами, а еще установление
отношений
с
коллегами.
т
К
данной
работе
привлекаются
как
непосредственные
руководители
новичков,
так
и
сотрудники
служб
по
управлению персоналом.
т
Инструментами данного этапа считаются: положение о подразделении,
должностная
инструкция
сотрудника,
составленный
план
работы
нового
сотрудника на первые три месяца, утвержденные регламенты и правила.
т
5
Этап
3.
т
Действенная
ориентация.
т
На
данном
этапе
у
новичка
появляется
вероятность
применить
имеющиеся
или
только
что
приобретенные
знания
и
получить
обратную
связь
от
начальника
или
наставника.
т
Данный период начинается не ранее чем через неделю после
выхода сотрудника на работу.
т
Этап 4.
т
Функционирование.
т
В любой организаций будет полезным
вести
учет
и
статистику
по
должностям
относительно
средней
продолжительности адаптационного периода, то есть того, через какое время
после
трудоустройства
работник
имеет
возможность
начать
работать
в
полную силу.
т
Эти данные достаточно
не просто собрать по позициям
высшего звена, но если речь идет о более распространенных должностях, то
процесс
не
окажется
затруднительным.
В
противном
случае,
многие
мероприятия
по
подбору
и
адаптации
могут
оказаться
совершенно
нерентабельными с финансовой точки зрения .
т
Смена
этапов
вызывает
проблемы,
называемые
«адаптационные
кризисы», например как влияние социальной среды всегда резко возрастает.
т
В
результате
чего,
у
работника
возникает
состояние
волнения,
сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение необходимости в
более активном освоении ранее неизвестного.
т
В настоящее время было замечено достаточно большое количество
способов
решения
проблем
трудовой
адаптации,
однако,
самыми
распространенными
являются:
наставничество,
инструктаж,
ротация, и
использование адаптационных тренингов типа «Welcome-тренинг», коучинг.
т
6
В профессиональной сфере трудности адаптации решаются с помощью
инструктажа,
наставничества
и
ротации.
т
Инструктаж,
как
правило,
понимается как первичное ознакомление работника с его должностными
инструкциями
и
правилами
техники
безопасности
на
рабочем
месте.
т
Инструктаж включает в себя: во-первых, представление нового работника
остальным
сотрудникам
и
руководителям,
во-вторых,
месторасположение
оргтехники и помещений для отдыха, в-третьих, осведомление о целях и
средствах фирмы, в-четвертых, обсуждение корпоративных правил и норм.
т
Наставничество
–
это
процесс
обучения
нового
сотрудника
более
опытным
на
рабочем
месте,
целью
которого
является
вовлечение
новых
сотрудников
в
осуществление
новых
профессиональных
обязанностей
и
деятельность организации .
т
Под ротацией понимают краткосрочную работу
новичка на различных должностях в разных отделениях.
т
т
Это позволяет
сотруднику в кратчайшие сроки изучить работу предприятия
в целом и
приобрести многостороннюю квалификацию.
т т
Наставник
объясняет
способы
работы,
ее
тонкости
и
нюансы
подопечному, делится опытом в решении практических производственных
задач,
проводит
наглядную
демонстрацию
приемов
работы,
что
может
внедрению нового сотрудника в коллектив, оказывает ему психологическую
поддержку.
т
т
Так же, в последние годы распространение принимают современные
способы, такие как «Welcome-тренинг», и коучинг.
т
Современным
перспективным
направлением
в
о к а з а н и и
психологической поддержки в период адаптации является коучинг.
т
Значение
коучинга
заключается
в
профессиональной
поддержке
и
воодушевлении,
совместной работе
по
достижению
цели.
Коучинг
поддерживает
профе ссиональный
ро ст
и
позволяет
д о б и т ь с я
экстраординарных результатов, которые связаны с успешностью личности.
т
7
Но коучинг отличается от наставничества. Различие заключается в том,
что собственно наставничество – это работа под руководством опытного
коллеги,
а
коучинг
–
это
индивидуальный
тренинг
с
целью
развития
определенных качеств или изменения установок.
т
Welcome-тренинг – процедура внутреннего обучения в организаций,
нацеленная
на
адаптацию
новичков.
т
Welcome-тренинг,
прежде
всего,
выступает семинаром, главная задача которого заключается в том, чтобы в
максимально короткие сроки быстро помочь новичку адаптироваться к новой
компании,
познакомиться
с
другими
новыми
сотрудниками,
уменьшить
первоначальные страхи и напряженность сотрудников перед работой в новой
фирме, познакомить начинающих с корпоративной культурой, правилами и
ценностями компании.
т
Информационные блоки разбавляются упражнениями
на знакомство членов тренинга, разминками, иногда ролевыми играми в
соответствии со спецификой будущей работы участников. Обычно, в крупных
компаниях Welcome-тренинги проводятся раз в месяц, а в небольших – по
необходимости, иногда – индивидуально для каждого сотрудника .
т
Наставничество и коучинг помогают ускорить личностное развитие
новых сотрудников.
т
Значение процесса адаптации в последние годы возросло в связи с тем,
что
на
рынке
труда
имеется
недостаток
сотрудников
и
происходит
уменьшение
лояльности
работников.
т
Большинство
компании
прилагают
большие усилия по поиску и отбору служащих, но при этом теряют большое
количество
начинающих
по
причине
нехватки
качественного
и
квалифицированного процесса адаптации.
В
заключении,
хотелось
бы
сказать,
что
адаптация
выступает
связывающим и необходимым звеном между образованием и производством.
т
Она призвана удовлетворять необходимость предприятия в количественном
8
и качественном составе сотрудников.
т
Чем быстрее работник сможет верно
исполнять возложенные на него прямые
обязанности, тем лучше будет
результат для предприятия.
т
Грамотно применяя и накапливая новые знания,
опыт, навыки и способности, персонал создает конкурентные преимущества
организации, тем самым обеспечивая ей стабильное функционирование во
внешней среде.
т
Список литературы
т
1. Базарова Т.Ю, Еремина Б.Л. Управление персоналом: учебное пособие.-
М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2015.– 421 с.
т
2. Баканов Г.Б.,
Управление персоналом: курс лекций.
-
Т а г а н р о г :
МРЦПКиПК ЮФУ, 2014
-
240с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: учебное пособие. -М.:
Изд-во Юристъ. -2013. - 496с.
т
4. .Володина Н.А. Путеводитель по кадровому менеджменту. - Выпуск 4. -
Адаптация персонала.- М.: Изд. HeadHunter. - 2016. - 117 с.
т
5. Егоршин А.П., Зайцев А.К., Организация труда персонала: учебник. -
М.:ИНФРА-М,2016. -320с.
6. Крутцова М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие. —
Вологда: Легия, 2015. —128с.
т
7 . Каймакова М.В. , Анализ использования человеческих ресурсов: учебное
пособие.
-
Ульяновск : УлГТУ, 2017. - 200с.
9