Авторы: Алферова Ольга Дмитриевна, Гафарова Гульнара Иршатовна
Должность: учитель английского языка, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23"
Населённый пункт: поселок Айхал, Мирнинский район, Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации к говорению на английском языке у детей младшего школьного возраста на примере Республики Саха (Якутия)
Раздел: начальное образование
Формирование мотивации к говорению на английском языке у детей младшего
школьного возраста на примере Республики Саха (Якутия)
Во
многих
работах,
посвященных
изучению
языковой
ситуации
в
различных
регионах, важное место занимают проблемы функционального развития и нормализации
литературных
языков,
путей
и
закономерностей,
принципов
развития
двуязычия
и
многоязычия в различных сферах общественной жизни, исследования языка массовой
коммуникации и перевода,культуры речи, взаимоотношений языка и культуры. Период
глобализации
характерен
распространением
англо-американской
модели
общества
по
всему
миру,
так
как,
на
сегодняшний
день,
США
играют
господствующую
роль
на
мировой
политической,
экономической,
культурной
арене.
Большинство
учащихся
обладает желанием овладеть иностранным языком, непосредственно говорить на нем и
свободно читать.
Главной предпосылкой успешного овладения языком является наличие мотивации,
которая является субъективной категорией, так как определяется личными побуждениями
и потребностями. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода
ответ
системы
образования
на
социальный
заказ
государства
и
родительской
общественности.
Метод
проектов
–
один
из
интерактивных
методов
современного
обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования
метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что “вместе учиться не только легче
и интереснее, но и значительно эффективнее. Практическая направленность обучению
английскому языку помогает сохранить и развить мотивацию в изучении предмета. Это
может
быть
достигнуто
с
помощью
демонстрирования
реальной
значимости
практического владения английским языком в современном обществе, а именно, это может
быть овладение разными видами чтения, разговорной речью и мн. др., что помогает
понимать услышанную или прочтенную информацию, осмысливать и передавать другому
лицу. Это обеспечивает высокий уровень коммуникативных качеств младших школьников.
Таким образом, создание элективных курсов в начальной школе становится основным
требованием
сегодняшнего
времени,
целям
и
задачам
обновленного
начального
образования.
В
1939 году
американский
лингвист
В.
Леопольд
впервые
предложил
термин
«билингвизм» в своей работе «Speech development of a bilingual child» [Leopold W.F.
Speech development of a bilingual child: A linguist's record: v.1.Vocabularygrowth in the first
two years. Evanston, Ill.: Northwestern Univ. Press, 1939/1954.]. Основной акцент ставился в
этой работе на использовании двух языков в любой сфере человеческой деятельности.
Американский
ученый
в
области
социолингвистики
Р.
Белл
предлагает
считать
билингвизм
шкалой,
которая
расположена
между
смешанным
билингвизмом
и
координативным. При смешанном билингвизме «два языка сливаются в одну систему»,
тогда как при координативном языковые системы «сохраняются раздельными» [Белл, Р.Т.
Социолингвистика: Цели, методы и проблемы (Пер. с англ.)/Предисл. А.Д.Швейцера.–М.:
М е ж д у н а р о д н ы е
о т н о ш е н и я ,
1 9 8 0 .
-
3 1 8 с . ] .
В XX веке огромный вклад в исследование проблем билингвизма был внесен советскими
учеными, которые рассматривали русский язык во взаимодействии с языками бывшего
Советского Союза. Такие исследователи как Г.М. Гиззатуллина, А.Г. Губайдуллина, Ф.Ф.
Харисов и др. работали над задачами формирования билингвизма в процессе развития
русско-национального билингвизма.
В младшем школьном возрасте происходит значительный рост обобщенности и
последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в
явлениях окружающей действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать
сходные и различные черты. Умение сравнивать речевые единицы, находить общие и
отличительные черты – важнейшее умение для обучения английскому языку, в том числе в
процессе говорения. Действие сравнения необходимо учащимся уже в I классе. Вместе с
тем,
если
его
не
сделать
предметом
специального
усвоения,
то
оно
оказывается
не
усвоенным
большинством
ребят
до
конца
учебного
года.
Начинать
работу
по
формированию приема сравнения надо с выделения слагающих его действий. Сравнение
будет корректным тогда, когда оно используется: во-первых, при сравнении одинаковых
предметов
и
явлений
действительности;
во-вторых,
когда
сравнение
происходит
по
существенным
признакам.
Сравнение
предполагает
умение
выполнять
следующие
действия:
1 .
в ы д е л е н и е
п р и з н а к о в
и
о б ъ е к т о в ;
2 .
у с т а н о в л е н и е
о б щ и х
п р и з н а к о в ;
3.
выделение
основания
для
сравнения
(одного
из
существенных
признаков);
4 .
с о п о с т а в л е н и е
о б ъ е к т о в
п о
д а н н о м у
о с н о в а н и ю .
В младших классах развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и
с к р ы т ы е
п р и ч и н ы
я в л е н и й ,
д е л а т ь
о б о с н о в а н н ы е
в ы в о д ы .
Наряду с наглядно-действенным мышлением у младших школьников бурно развивается
образное мышление. Простейшие интеллектуальные операции анализа и синтеза в ходе
овладения опосредствованными способами предметной деятельности, возникают еще в
раннем возрасте. Однако способы познавательной деятельности, в основе которых лежат
те или иные формы логического перехода к объектам или явлениям, формируются к концу
школьного детства. Путь использования и усложнения наглядных материалов таков: от
конкретных сюжетных вещей – к бессюжетным, от материальных видов наглядности – к
материализованным
видам,
условным
таблицам
и
моделям,
схемам
и
т. д .
Вместе с тем возможен и другой процесс – по принципу дедукции – от первоначального
усвоения принципа, сути действия, его схемы или модели к последующей реализации в
конкретных
исполнительных
операциях
и
практических
ситуациях.
Эти
пути
формирования теоретического мышления заключают в себе значительные возможности
совершенствования обучения школьников. Процессы аналогии, ассоциации к младшему
школьному
возрасту
еще
не
полностью
развиты,
но
их
необходимо
формировать.
Общеизвестно, что мышление есть всегда поиски путей решения какой-нибудь задачи,
нахождение
ответа
на
вопрос.
Размышление,
обдумывание,
умозаключение
и
другие
процессы активного мышления возникают тогда, когда задача является в какой-то степени
новой
для
ученика
и
он
убеждается
в
том,
что
при
ее
решении
нельзя
обойтись
п р и в ы ч н ы м и
с п о с о б а м и ,
д л я
э т о г о
н е о б х о д и м ы
н о в ы е
з н а н и я .
Данный
период
характеризуется
множеством
возрастных
особенностей,
которые
з а к л а д ы в а ю т с я
и
н а ч и н а ю т
р а з в и в а т ь с я
с
1
к л а с с а .
Психологами
отмечено,
что
в
каждом
возрастном
периоде
наблюдаются
следы
предшествующего этапа развития и возникновение новых явлений, которые становятся
т и п и ч н ы м и
и
р а з в и в а ю т с я
в
п о с л е д у ю щ е м
в о з р а с т н о м
э т а п е .
Психологи
отмечают,
что
в
данный
возрастной
период
происходят
значительные
изменения в памяти, в отношении к учебе в целом и отдельным учебным предметам в
частности
изучения
английского
языка.
Некоторые
начинают
заниматься
изучением
английского языка дополнительно, посещая специализированные школы по изучению
иностранного
языка,
что
говорит
о
самостоятельной
работе
над
языком.