Напоминание

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов


Автор: Крикливый Алексей Борисович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ СО "КПЛ"
Населённый пункт: город Красный Кут, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




"Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной

компетентности педагогов"

Тема: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной

компетентности педагогов"

Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на

использование инновационных технологий в работе с учащимися.

“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. Бернард Шоу

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой

суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного

субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит

активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию

творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и

подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что

ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И,

может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о

глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как

правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с

латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку

вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин

Происходящие в нашей стране социально- экономические преобразования побуждают к

введению инновационных технологий в систему образования. Важным направлением

инновационной деятельности является освоение учителями новых дидактических систем,

технологий, методов обучения.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная

педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного

практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-

воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения

нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов

педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий,

средств обучения, системы управления и т.д.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как

воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются

объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов

образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без

творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в

конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его

личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств

педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной

педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его

способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать

эффективные способы их решения.

Работа в группах (Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения по теме

педагогического совета с целью определения стратегии работы педагогического

коллектива по развитию инновационных процессов)

Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности,

переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск

методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных

методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах.

Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами,

как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и

материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных

моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания

относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической

деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для

педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания,

необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это

должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить

новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой —

инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей,

способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного

профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной

области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-

новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают

наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и

деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм образования, повышения

квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в

стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно

развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая

инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания,

педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший

источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность,

выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в

меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю

жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце

концов, собственноручно деформирует свою личность.



В раздел образования