Автор: Крикливый Алексей Борисович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ СО "КПЛ"
Населённый пункт: город Красный Кут, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов
Раздел: среднее профессиональное
"Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной
компетентности педагогов"
Тема: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной
компетентности педагогов"
Цель: способствовать формированию мотивации членов педагогического коллектива на
использование инновационных технологий в работе с учащимися.
“Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”. Бернард Шоу
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой
суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного
субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит
активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию
творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и
подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что
ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И,
может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о
глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как
правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с
латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку
вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин
Происходящие в нашей стране социально- экономические преобразования побуждают к
введению инновационных технологий в систему образования. Важным направлением
инновационной деятельности является освоение учителями новых дидактических систем,
технологий, методов обучения.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная
педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного
практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-
воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения
нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов
педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий,
средств обучения, системы управления и т.д.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как
воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются
объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов
образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без
творчества нет педагога-мастера.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в
конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его
личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств
педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной
педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его
способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать
эффективные способы их решения.
Работа в группах (Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения по теме
педагогического совета с целью определения стратегии работы педагогического
коллектива по развитию инновационных процессов)
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности,
переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск
методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных
методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах.
Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами,
как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и
материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных
моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания
относительно собственной педагогической деятельности.
За любой инновацией предполагается наличие инновационно-педагогической
деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для
педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания,
необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.
Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это
должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить
новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой —
инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей,
способных привести педагога к кризису профессионального развития.
Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного
профессионального развития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной
области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-
новатора — необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:
1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают
наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и
деятельностно-практического порядка;
2) переориентация всех институционализированных форм образования, повышения
квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в
стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно
развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая
инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания,
педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший
источник его роста". С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность,
выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в
меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю
жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце
концов, собственноручно деформирует свою личность.