Напоминание

"Инновационные технологии в преподавании биологии"


Автор: Катюшина Наталья Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Аносовская СОШ
Населённый пункт: Иркутская область, Усть-Удинский р-он, с.Аносово
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Инновационные технологии в преподавании биологии"
Раздел: полное образование





Назад





Обобщение опыта работы по теме: Инновационные технологии

в преподавании биологии
» За 26 лет работы в школе я пробовала разные методики: работала по системе Шаталова, использовала опорные конспекты, разрабатывала лекции и семинарские занятия, уроки – практикумы, семинары и уроки обобщения знаний. В результате – накопила опыт работы, очень необходимый и важный. Сегодня в преподавании биологии применяются определенные технологии обучения, многие из которых направлены на развитие умений ставить цели, планировать результат своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Я хотела бы остановиться на тех технологиях, элементы которых я использую в своей практике: технология личностно-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология диалогового обучения; проектная технология, т. е. вовлечение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность; технология обучения через сотрудничество, т. е. создание на уроках психологического комфорта; информационно- компьютерные технологии, без которых сегодня невозможно представить нашу работу, технология развития критического мышления. Не могу сказать, что отдаю предпочтение какой-то одной технологии. Считаю, что нужно использовать то, что соответствует уровню развития детей, материально-технической базе и требованиям урока. Использую на уроках только то, что помогает решать задачи учебно-воспитательного процесса. Стараюсь, чтобы учебная деятельность основывалась на сопереживании, сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Использование коммуникативной методики, проектно - исследовательской деятельности на уроке, обучения в сотрудничестве, активных форм работы, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс повышает мотивацию к изучению биологии. Дети каждый по своему индивидуальны им дарована от природы талант, склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. В своей практике, я стараюсь предложить детям младшего возраста занимательное проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается несложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы "Осенние явления в жизни растений" ребята с интересом собирают гербарии ,
которые впоследствии пригодятся им при изучении темы «Строение растений», "Лист", «Корень» Старшие школьники с интересом относятся к своему здоровью, поэтому настраиваю их на проведение исследовательских работы по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, ребята делают выводы о влиянии биотических и абиотических факторов на здоровье и физическое состояние человека. Полученные знания должны быть инструментом, ученик должен научиться с ними работать, значит применять, искать возможности использования, изменять, расширять и дополнять. С этой целью я применяю исследовательское обучение как в урочное, так и во внеурочное время Учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций, они успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию. При работе над проектом я соблюдаю обязательно следующие условия: - проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них ; - решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение; - работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер; - проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществления. Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности. Я выделяю следующие этапы работы ученика в проектной деятельности : - определение темы, результата работы; - разработка плана действий; - подбор литературы, материала; - составление плана проекта; - конспектирование; - консультации;
- рецензирование; - презентация. Каждый учитель и ведёт поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и его учащиеся, увлеченные предметом. Учащиеся выполнили компьютерные презентации выбрав темы для исследований : «Ткани»,«Бактерии», «Предупреждение заболеваний органов пищеварения», «Строение и работа сердца», «Кишечнополостные», «Вирусы- неклеточные формы жизни» и другие. Метод исследования даёт возможность осуществлять максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Обучение исследованию способствует формированию у учащихся методологической компетентности, так как умение прогнозировать явления и события чрезвычайно важно для овладения наукой. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично- поисковое обучение, дискуссии т. д. Мои ученики с удовольствием работают над докладами, сообщениями, рефератами, презентациями. Где они раскрывают свои творческие возможности, работают с первоисточниками, проводят наблюдения и эксперименты, нарабатывают знания, расширяют кругозор, учатся делать выводы. Такие формы работы требуют от учителя личностно – ориентированного подхода. Здесь приходится учитывать возраст учащихся, заинтересованность темой, умение проводить аналитическую работу, серьёзность отношения к порученному делу и др. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. Учащиеся при этом успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.


В раздел образования