"Инновационные технологии в преподавании биологии"
Автор: Катюшина Наталья Геннадьевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МКОУ Аносовская СОШ Населённый пункт: Иркутская область, Усть-Удинский р-он, с.Аносово Наименование материала: статья из опыта работы Тема: "Инновационные технологии в преподавании биологии" Раздел: полное образование
Обобщение опыта работы по теме: Инновационные технологии
в преподавании биологии
»
За 26 лет работы в школе я пробовала разные методики: работала по системе
Шаталова, использовала опорные конспекты, разрабатывала лекции и
семинарские занятия, уроки – практикумы, семинары и уроки обобщения
знаний. В результате – накопила опыт работы, очень необходимый и важный.
Сегодня в преподавании биологии применяются определенные технологии
обучения, многие из которых направлены на развитие умений ставить цели,
планировать результат своей деятельности, осуществлять информационный
поиск и извлекать информацию из различных источников, использовать
информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Я хотела бы остановиться на тех технологиях, элементы которых я использую
в своей практике: технология личностно-ориентированного обучения;
технология проблемного обучения; технология диалогового обучения;
проектная технология, т. е. вовлечение учащихся в творческую и
исследовательскую деятельность; технология обучения через сотрудничество,
т. е. создание на уроках психологического комфорта; информационно-
компьютерные технологии, без которых сегодня невозможно представить
нашу работу, технология развития критического мышления.
Не могу сказать, что отдаю предпочтение какой-то одной технологии. Считаю,
что нужно использовать то, что соответствует уровню развития детей,
материально-технической базе и требованиям урока. Использую на уроках
только то, что помогает решать задачи учебно-воспитательного процесса.
Стараюсь, чтобы учебная деятельность основывалась на сопереживании,
сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Использование коммуникативной
методики, проектно - исследовательской деятельности на уроке, обучения в
сотрудничестве, активных форм работы, внедрение новых информационных
технологий в учебный процесс повышает мотивацию к изучению биологии.
Дети каждый по своему индивидуальны им дарована от природы талант,
склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Важно так
организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали
процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых
результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное
учебное задание. В своей практике, я стараюсь предложить детям младшего
возраста занимательное проблемное задание, которое при дальнейшей работе
оказывается несложным, но интересным. Часто включаю проектную
деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к
проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания
на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с
готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов
растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы
"Осенние явления в жизни растений" ребята с интересом собирают гербарии ,
которые впоследствии пригодятся им при изучении темы «Строение
растений», "Лист", «Корень» Старшие школьники с интересом относятся к
своему здоровью, поэтому настраиваю их на проведение исследовательских
работы по изучению основных антропометрических данных у школьников
разных возрастов, ребята делают выводы о влиянии биотических и
абиотических факторов на здоровье и физическое состояние человека.
Полученные знания должны быть инструментом, ученик должен научиться с
ними работать, значит применять, искать возможности использования,
изменять, расширять и дополнять. С этой целью я применяю
исследовательское обучение как в урочное, так и во внеурочное время
Учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект.
Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет,
отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций, они
успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения
проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.
При работе над проектом я соблюдаю обязательно следующие условия:
- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для
них ;
- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты
должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение;
- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит
исследовательский характер;
- проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей
и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществления.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной
стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия,
а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения.
Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.
Я выделяю следующие этапы работы ученика в проектной деятельности :
- определение темы, результата работы;
- разработка плана действий;
- подбор литературы, материала;
- составление плана проекта;
- конспектирование;
- консультации;
- рецензирование;
- презентация.
Каждый учитель и ведёт поиск оптимальных форм использования метода
проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных
пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного
материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и его
учащиеся, увлеченные предметом. Учащиеся выполнили компьютерные
презентации выбрав темы для исследований : «Ткани»,«Бактерии»,
«Предупреждение заболеваний органов пищеварения», «Строение и работа
сердца», «Кишечнополостные», «Вирусы- неклеточные формы жизни» и
другие.
Метод исследования даёт возможность осуществлять максимальную
самостоятельность и творческую активность учащихся. Обучение
исследованию способствует формированию у учащихся методологической
компетентности, так как умение прогнозировать явления и события
чрезвычайно важно для овладения наукой. Учебные занятия, моделируемые
по проектной технологии, позволяют использовать широкий спектр
дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-
поисковое обучение, дискуссии т. д.
Мои ученики с удовольствием работают над докладами, сообщениями,
рефератами, презентациями. Где они раскрывают свои творческие
возможности, работают с первоисточниками, проводят наблюдения и
эксперименты, нарабатывают знания, расширяют кругозор, учатся делать
выводы. Такие формы работы требуют от учителя личностно –
ориентированного подхода. Здесь приходится учитывать возраст учащихся,
заинтересованность темой, умение проводить аналитическую работу,
серьёзность отношения к порученному делу и др.
Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет,
отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций.
Учащиеся при этом успешно осваивают не только компьютерные технологии
выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать
информацию.