Поэтический образ природы в стихотворении С. Есенина "Береза"
Автор: Иващенко Елена Равиловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9" Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Поэтический образ природы в стихотворении С. Есенина "Береза" Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Ф.И.О . Иващенко Елена Равиловна. Учитель начальных классов высшей квалификационная категория.
Предмет: литературное чтение
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Поэтический образ природы в стихотворении С. Есенина «Береза»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза». Активизировать чувственное восприятие художественного слова,
способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе.
2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения
анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.
3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово,
музыку, живопись. Вырабатывать навыки выразительного чтения.
УУД:
Личностные УУД
- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
- смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »).
- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических
ценностей, ценностей гражданина России.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- смысловое чтение;
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- структурирование знаний;
- самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей,
сообщений.
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Логические универсальные действия:
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
- планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);
- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
родного языка;
-коррекция и оценка действий одноклассника;
-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Регулятивные УУД
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий);
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
к преодолению препятствий;
-выполнение пробного учебного действия;
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, таблицы для отгадывания зашифрованного слова.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся
на данном этапе
1.Положительный
психологический
настрой
В гости к нам пришла зима,
Много снега принесла.
Я ладошки к небу подниму.
Красивые снежинки я на них возьму.
Представьте, ребята, что на ваши ладошки упали снежинки.
Они
коснулись
кончиков
пальцев.
Эти
кристаллики
льда
обжигающе
холодные
и
от
этого,
по
–
вашему
телу
распространяется тепло. От кончиков пальцев тепло идёт к
ушкам,
разливается
по
всему
телу.
Мы
полюбовались
красотой снежинок и решили опустить их на волю. Наберите
воздух через нос. Сдуйте снежинки с правой ладошки, затем с
левой, а теперь с обеих ладошек.
- Чему мы учимся на уроке литературного чтения?
- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но
и правильно и грамотно говорить, а чтобы речь была яркой и
приятной для других нужно управлять своим дыханием. И
мы только что учились это делать.
Ребята повторяют
движения за учителем.
-Правильно и выразительно
читать, пересказывать,
рассуждать, анализировать,
делать выводы.
Регулятивные:
настраиваются на
работу по
предложенному плану.
Коммуникативные:
обращаются к своим
друзьям с пожеланиями.
Личностные:
положительно
относятся к школе,
доброжелательны к
своим одноклассникам.
2.Артикуляционная
гимнастика
Над каким разделом учебника мы с вами работаем?
Зима-волшебница. Она может устраивать разные чудеса. Вот
и
у
нас
на
уроке
появилось
чудесное
предложение,
необычное.
Посмотрите
на
него
внимательно,
что
нужно
сделать, чтобы прочитать его.
икниженС илапад с себен.
(прочитать каждое слово справа налево)
-Какое предложение получилось?
- Прочитайте предложение, выделяя голосом подчёркнутое
слово.
Снежинки падали с небес.
-Здравствуй, матушка-зима!
-Снежинки падали с небес.
Регулятивные:
проявляют способность
регулировать свои
действия.
Коммуникативные:
планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Личностные:
осуществляют
самоорганизацию.
Снежинки падали с небес.
Снежинки падали с небес.
-Что заметили, выполняя задание?
-Почему меняется смысл?
-Меняется смысл
предложения.
-Менялось логическое
ударение, повышение
голоса в разных частях
предложения.
3. Проверка домашнего
задания.
-
В
разделе
«Здравствуй,
матушка-зима!»
мы
уже
познакомились
со
стихотворениями
двух
замечательных
русских поэтов.
- Стихотворения каких авторов мы уже изучили?
- Соедините авторов с названиями стихотворений.
А.Пушкин
«Поет зима – аукает…»
Ф.Тютчев
«Чародейкою зимою…»
С.Есенин
«Вот север, тучи нагоняя…»
- Давайте вспомним эти волшебные стихи.
- Мы изучили
стихотворения А.Пушкина,
Ф.Тютчева, С.Есенина.
(Ребята соединяют
фамилию автора с
произведением, которое он
написал)
(Три ученика читают стихи
наизусть)
4. Постановка учебной
задачи.
Открытие темы
урока
-
Сегодня
мы
продолжим
работу
по
разделу
«Здравствуй,
матушка-зима!» и познакомимся еще с одним произведением
замечательного русского поэта.
- Его фамилию вы узнаете, выполнив задание.
- Что нужно сделать, чтобы узнать фамилию автора?
Тютч…в
Пау…товский
Б…рестов
Биа…ки
Пришв…н
Чаруши…
-Как фамилия автора, с произведением которого мы сегодня
познакомимся?
- Вставить пропущенные
буквы и из них сложить
новое слово.
- Фамилия автора - Есенин.
(Дети высказывают свое
Регулятивные:
осуществляют
пошаговый контроль
своих действий;
прогнозируют
результаты усвоения
изученного материала.
Познавательные:
осуществляют анализ
алфавита по
порядковому
расположению букв в
нём, делают сравнения
и добывают
- Как зовут поэта? Предлагаю проверить, правы ли вы?
- Выполните задание и вы узнаете имя и отчество поэта.
- Что нужно сделать?
CQERLWPГUZEIЙ
АZЛRЕNКYСUАIНQДGРSОWВVИLЧ
На доске: Сергей Александрович Есенин (портрет)
- Давайте вспомним биографию С.Есенина.
- Родился Сергей Есенин 21 сентября 1895 г. (120 лет назад)
Кроссворд ( групповая работа)
1.С произведением какого поэта мы сегодня познакомимся на
уроке? (Есенин)
2.Во сколько лет С.Есенин начал писать стихи? (девять)
3.В какой семье родился С.Есенин? (крестьянской)
4.Родители
С.Есенина
хотели,
чтобы
их
сын
стал
…?
(учитель)
5.В каком селе родился С.Есенин? (Константиново)
6.Как
назывался
журнал,
который
опубликовал
первое
стихотворение С.Есенина? (Мирок)
7.Кто вдохновлял С.Есенина на написание таких красивых
стихов? (народ)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Сергей Есенин прожил очень мало - всего 30 лет. Но и за это
время он обрёл мировую славу.
Сергей Есенин – яркий поэт. Главная его любовь – любовь
к родной земле, которая естественна как дыхание, она свет,
мнение).
- Вычеркнуть английские
буквы.
(Ребята работают в группе)
(Проверка выполненной
работы).
(Дети читают
необходимую
информацию.
Коммуникативные:
обмениваются
мнениями; слушают
друг друга; умеют
работать в группах.
Личностные: осознают
свои возможности в
учении; стремятся
хорошо учиться.
который освещает почти каждое его стихотворение. Природа
у Есенина не застывший пейзаж, она живая, действует.
Природа – любимый герой поэта.
Россию Есенин называл «Страной березового ситца», и не раз
признавался в любви к березе.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
***
Березки!
Девушки-березки!
Их не любить лишь может тот
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
- Березы поэту напоминали стройных девушек, и он радовался
им как милым людям.
- Русская природа, обычаи русского народа были очень близки
С.Есенину. Он любил водить хороводы в березовой рощу и
вдыхать чарующие ароматы.
- В своих стихах С.Есенин воспевал красоту родной природы.
Название
стихотворения,
с
которым
мы
познакомимся
сегодня, вы узнаете отгадав загадку.
Русская красавица
Стала на поляне,
В изумрудной кофточке,
В белом сарафане.
Берёза
(на слайде изображение берёзы зимой)
-Сформулируйте тему урока.
-Какую цель мы поставим сегодня на уроке поставите?
стихотворения С.Есенина.)
- Береза.
- Поэтический образ
природы в стихотворении
С.Есенина «Береза».
(Дети определяют цель
урока).
Сегодня мы познакомимся с первым опубликованным
стихотворением Сергея Есенина «Береза». Это удивительное
стихотворение по своей красоте, цветовой гамме.
5. Физкультминутка.
Хоровод по песню «Во
поле береза стояла»
6.Работа над текстом
(первичное восприятие
текста, словарная
работа)
-Послушайте
стихотворение.
Можете
закрыть
глаза.
Постарайтесь услышать свои чувства.
- О чём это произведение?
- Какою увидел поэт берёзу?
-Какие
чувства
у
вас
возникли
при
прослушивании
стихотворение?
- Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и
восхищение, ведь он часто видел её из окна?
- Какая цветовая гамма присутствует в этом стихотворении?
- Какие краски понадобятся, чтобы проиллюстрировать это
стихотворение?
Вот такое многоцветие, хотя поэт описывает заснеженную
березу.
2.
Словарная
работа
(уточнение
лексического
значения
слов).
Все ли слова в стихотворении были понятны?
Работа со словарем (с.155)
Бахрома
Тесьма
для
обшивки
изделий
с
рядом
свободно свисающих нитей, кистей.
Кайма
Отличающаяся
по
цвету
или
рисунку
полоска по краю ткани или изделия.
Заря
Это
яркое
освещение
горизонта
перед
восходом или заходом солнца
Принакрылась
Слегка, не совсем накрылась
(Звучит аудио запись
стихотворения, дети
внимательно слушают).
- О березе.
- Восхищение, радость,
гордость, торжественность,
таинственность, удивление.
- Береза была
необыкновенно красива.
- Белый, синий, голубой,
серебристый, фиолетовый,
розовый цвета.
(Дети самостоятельно
находят в словаре
непонятные слова и читают
объяснение)
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу; умеют
работать по
предложенному плану.
Познавательные:
овладевают приёмами
чтения текста, умением
находить необходимую
информацию в
дополнительной
литературе.
Коммуникативные:
работают в парах,
группах; умеют
оформлять свою мысль
в устной и письменной
речи; строят
высказывания.
7. Чтение произведения
- Прочитайте первую строфу самостоятельно вполголоса.
- Белая береза –
Регулятивные:
учащимися.
Анализ произведения
- Какое время года описывает Сергей Есенин? Докажите.
- Как понимаете выражение «принакрылась снегом»?
-Прочитайте вторую строфу только глазами.
- С чем сравнивает Есенин ветви березы? Зачитайте.
-Прочитайте третью строфу. (читает один ученик вслух)
- Какой поэт увидел березу?
- Что является предметом повествования (поэтическим
образом) этого стихотворения?
- В прямом или переносном значении употребляется слово
«горят»?
- Слово «горят» часто употребляется в переносном значении.
(глаза горят, звезды горят)
- Подберите синонимы к слову «горят».
- А откуда взялся золотой огонь?
- Что поэт так называет?
- Прочитайте четвёртую строфу шёпотом (жужжащее чтение).
– Что в стихотворении является центральным образом?
- Какое время суток описано в стихотворении?
– Какие слова и выражения указывают на это? Докажи.
- Долго ли стоит береза в сонной тишине?
- Как можно понять слова «обходя кругом»?
заснеженная, принакрылась
снегом.
- Слегка укуталась шалью,
обернулась белоснежной
косынкой…
- Береза сонная, тихая,
грустная, нежная,
печальная, белоствольная,
задумчивая, одинокая,
светлая…)
- Поэтический образ этого
стихотворения – береза.
- Слово «горят»
употребляется в
переносном, так как
снежинки гореть не могут,
как дрова; полыхать огнем.
- Снежинки сверкают,
переливаются, сияют,
искрятся, светятся…
- Свет зари, он сравнивает
красное зарево на небе с
полыхающим огнем.
- Центральный образ – это
береза.
- Описано утро.
-И стоит береза
В сонной тишине…
- Она стоит всю ночь.
- Русская красавица так
стоит от вечерней зари до
утренней.
осуществляют
пошаговый контроль
своих действий.
Познавательные:
осваивают умение
находить необходимую
информацию, проводить
анализ, делать
сравнение.
Коммуникативные:
слушают друг друга.
Личностные:
проявляют учебную
активность.
- Почему С.Есенин считает зимнюю зарю ленивой?
- Солнце всходит осторожно, неторопливо.
- Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу,
создательницу красоты. Он придает березе человеческие
качества, наделяя ее характером, делая ее как бы
одушевленной, нежной и доброй.
- Найдите олицетворение.
- Найдите сравнение.
- Как вы считаете, помогли ли поэту эти художественные
приемы сделать картину зимы более зримой, живой?
- Подберите родственные слова к слову береза.
- Как называют березу?
– Какие чувства вызывает у вас береза в разные времена года?
– Какая мелодия будет созвучна с ритмом этого
стихотворения?
- Зимой утренняя заря
начинается позже, как бы
ленится вставать пораньше,
и горит не так ярко, как
лето.
- Береза принакрылась,
заря лениво обходит, заря
обсыпает ветки, сонная
тишина.
- Снег – точно серебро.
- Березка, березонька,…
- Русская красавица
- Чувство восхищения,
гордости, за то, что только
в России есть такие
красавицы.
- Тихая, мелодичная,
спокойная,…
8. Работа над
выразительным
чтением.
-Теперь, когда мы поняли стихотворение, нам нужно выбрать
верную интонацию для чтения вслух.
- Как нужно читать это стихотворение?
-Постарайтесь
передать
чувства
автора,
его
любование
берёзой.
-Оцените чтение ребят. Удалось ли передать чувства?
- Медленно, напевно,
ласково, с нежностью к
этому дереву,
выразительно, передавая
всю теплоту и любовь…
(Читают 1-2 человека)
(Ребята оценивают чтение
одноклассников)
9. Работа над
запоминанием текста.
Слушание романса.
- Сергей Есенин – это поющее сердце России, поэт русской
души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и
простор, характерный русской песне. На его стихи положены
У каждого ученика лист с
заданием по вариантам.
Регулятивные:
осуществляют
пошаговый контроль
романсы, песни.
- Композитор Г. А. Струве написал музыку к стихотворению
и получилась песня. Я предлагаю вам прослушать её. А пока
вы слушаете выполните задания.
Соединить понятие с есенинским определением. За каждый
правильный ответ поставьте «+».
5 баллов – произведение усвоено отлично.
4 балла – усвоено не полностью.
3 балла – подучите стихотворение.
понятие
Есенинское
определение
«+»
берёза
пушистые
ветки
золотой
бахрома
точно серебро
тишина
белая
заря
снежная
кайма
ленивая
огонь
белая
снег
сонная
итоговый бал
понятие
Есенинское
определение
«+»
берёза
б…я
ветки
п……е
бахрома
б…я
тишина
с….я
заря
л…..я
кайма
с…..я
огонь
з…..й
снег
точно с…..о
итоговый бал
Потом дети меняются
листочками и сверяют по
доске правильное
выполнение задания и
выставляют баллы.
своих действий.
Познавательные:
осваивают умение
находить необходимую
информацию, проводить
анализ, делать
сравнение.
Коммуникативные:
слушают друг друга.
Личностные:
проявляют учебную
активность.
10.Подведение итогов.
Рефлексия
- Конечно, зимняя береза не может и нас оставить
равнодушными к ее красоте. Я предлагаю вам поработать с
ключевым образам стихотворения и составить синквейн .
(Работа в группах)
Регулятивные:
анализируют результаты
своей деятельности.
1существительное Берёза
2 прилагательных хрустальная , сказочная
3 глагола стоит , принакрылась , нарядилась
фраза Зимняя берёза восхищает свой красотой
1 существительное красавица
- Чему вы научились на уроке и для чего мы этому учились?
-Какие открытия сделали на уроке?
-Достигли вы цели, поставленной в начале урока? Докажите.
- Вы были внимательны и обладали «открытым» сердцем для
того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту русской
красавицы.
А помог нам в этом гениальный поэт- Сергей Есенин.
- Что бы вы могли пожелать березке в этот зимний день?
- У вас есть кружевные снежинки, давайте укутаем нашу
красавицу в белую шаль.
- Научились читать текст
выразительно, понимать
его, видеть и чувствовать
красоту родной природы.
-Чтобы она не мерзла, не
грустила, скоро наступит
весна и у нее будет много
друзей.
Коммуникативные:
отвечают на вопросы;
высказывают своё
мнение.
Личностные: осознают
личную значимость в
приобретении нового
знания.
11.Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение наизусть
2.Творчекое
задание
(по
желанию)
(нарисовать
рисунок
зимней
березы,
написать
продолжение
стихотворения,
сочинить сказку о зимней березе).