Напоминание

"Развитие устной речи учащихся на основе личностно ориентированного подхода"


Автор: Червякова Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №59"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие устной речи учащихся на основе личностно ориентированного подхода"
Раздел: полное образование





Назад





Развитие устной речи учащихся на основе личностно ориентированного

подхода
Основная задача, стоящая перед современной школой, - воспитание гармонично развитой личности, способной реализовать себя в нынешних условиях. Личностно ориентированный подход позволяет в полной мере ее решить. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Основополагающая цель в личностно ориентированном подходе – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения данной цели я в ходе своей работы использую следующие средства:  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;  стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;  использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;  оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по процессу его достижения;  поощрение стремления находить свой способ работы;  создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Подробнее в своем выступлении я остановлюсь на развитии устной речи учащихся 8-9 классов на личностно ориентированном уроке. Систему моей работы условно можно представить в виде схемы, отражающей основные этапы.
Мониторинг Работа с текстами- Создание устных Анализ

образцами

выступлений

(рецензирование)

Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы - это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого - совершенствование, развитие чувства языка. Различные формы работы с текстами помогают мне отслеживать результаты моей деятельности. Работая с текстами-образцами я одновременно провожу мониторинг умений и навыков учащихся, связанных с развитием устной речи. Мониторинг проводится с целью выявления уровня развития устной речи учащихся, для того чтобы в дальнейшем, используя индивидуальный подход, продолжить отработку этих навыков. Далее я перехожу к третьему этапу работы – созданию устных высказываний. На основе результатов мониторинга я выстраиваю систему работы, используя различные формы. Основными являются устные связные высказывания обучающихся - рассказы о событиях дня, устные отзывы о кинофильмах и телепередачах, устные характеристики героев, рассказ по составленным таблицам, участие в беседах, диспутах, дискуссиях, орфоэпические пятиминутки. Одной их форм развития устной речи учащихся 8-9 классов являются различные виды уроков. Среди них можно выделить следующие :  пересказ воспоминаний ;  рассказывание на тему ;  слушание рассказов, приготовленных дома ;  беседы ;  дискуссия в классе ;  урок устной речи ;  пересказ текста на основе анализа ;  урок – диалог. Так, пересказ текста на основе анализа, вначале работы учащимся предлагается "Памятка для анализа пересказа", но при этом учащие ся п о л у ч а ю т дифференцированное задание: полный, сжатый, выборочный пересказ в зависимости от уровня подготовки ученика. Устный пересказ занимает обычно главное место и совершенствуется на уроках
по различным дисциплинам, но он стихийно и крайне медленно совершенствуется от урока к уроку, от класса к классу. Моя задача - делать этот процесс сознательно направленным и целесообразным. Первые устные высказывания, имеющие обучающий характер, должны быть тщательно подготовлены: показывается образец, проводится коллективная разработка необходимого для речи материала, обращается внимание на точность словоупотребления, на логичность рассказа, на построение начала и конца высказывания, правильность членения его на части, затем вырабатывается навык самостоятельно готовиться к устным связным высказываниям . Необходимо сразу предостеречь от выступлений по заранее написанному тексту: в таком случае специфика устной речи теряется, никакого обучения устным выступлениям не получится. Еще одной формой урока, способствующей развитию устной речи учащихся, является урок-рассказывание. Одна из целей этого урока - обучение детей умению выбирать из своих наблюдений те, которые могут стать основой для сообщения. В свою очередь, на уроках рассказывания слушатели учатся воспринимать речь своего товарища, анализировать ее для более точного понимания и аналитически ее оценивать. Поэтому на каждом уроке в процессе анализа звучат тексты-рассуждения, т.е. оценка услышанного текста, а также замечания по этой оценке, вплоть до дискуссии; такая учебная ситуация формирует у школьников быструю речевую реакцию на услышанное, развивает их аналитическое мышление и речевые способности. Урок рассказывания - название во многом условное .Этим названием определяется работа над устной речью. Чаще всего это тексты для устного сооб щения, составленные учащимися по предложенным темам. Но нередко урок рассказывания- это урок-диспут, урок-диалог, урок-беседа. Я выделяю следующие этапы в своей работе на уроке рассказывание: 1)Выступление ученика; 2)Обсуждение рассказа; 3)Окончательное подведение итогов учителем и выставление оценок как за рассказ, так и за критические выступления; 4)Работа над культурой речи учащихся. Например, на втором этапе после выступления ученика в ходе обсуждения
ему могут быть заданы вопросы, после чего идут выступления учащихся об услышанном тексте. Выступающих может быть не более трех-четырех. Итог выступлений подвожу я. Во время слушания и класс, и учитель ведут рабочие записи. Весьма полезны при обсуждении дискуссионные выступления. При подведении итогов очень важным является условие: не ставить отрицательные оценки, а слабые работы не оценивать, создавая тем самым ситуацию успеха. Обязательным итоговым этапом в моей работе является взаиморецензирование. Так, начиная работу с учащимися 8 классов, я оговориваю следующее условие: при ответах на вопросы, предложенные в упражнениях, на вопросы учителя, ребятам предлагается план анализа их высказываний. Таким образом, учащиеся имеют возможность анализировать как свои ответы так и ответы своих товарищей. Еще одно немаловажное условие: ответ должен быть полным. Можно в качестве образцов предложить « модели ответов»: Я думаю, что... Потому что... Во — первых... Таким образом, и т.д. Полный ответ предполагает развернутое, аргументированное высказывание, характеризующееся четкостью, логикой в построении. Подводя итоги всему выше сказанному, необходимо отметить - данная система работы позволяет организовать равноправное, партнерское общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества, что в полной мере соответствует личностно ориентированному подходу в обучении.


В раздел образования