"Развитие устной речи учащихся на основе личностно ориентированного подхода"
Автор: Червякова Елена Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №59" Населённый пункт: г.Курск Наименование материала: статья Тема: "Развитие устной речи учащихся на основе личностно ориентированного подхода" Раздел: полное образование
Развитие устной речи учащихся на основе личностно ориентированного
подхода
Основная
задача,
стоящая
перед
современной
школой,
-
воспитание
гармонично развитой личности, способной реализовать себя в нынешних условиях.
Личностно
ориентированный
подход
позволяет
в
полной
мере
ее
решить.
Его
назначение
состоит
в
том,
чтобы
содействовать
становлению
человека:
его
неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Основополагающая цель в личностно ориентированном подходе – создание
условий для проявления познавательной активности учеников.
Для достижения данной цели я в ходе своей работы использую следующие
средства:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
стимулирование
учащихся
к
высказываниям,
использованию
различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный
ответ;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику
выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-
неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления находить свой способ работы;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому
ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в
способах
работы;
создание
обстановки
для
естественного
самовыражения
ученика.
Подробнее в своем выступлении я остановлюсь на развитии устной речи учащихся
8-9 классов на личностно ориентированном уроке.
Систему
моей
работы
условно
можно
представить
в
виде
схемы,
отражающей основные этапы.
Мониторинг Работа с текстами- Создание устных Анализ
образцами
выступлений
(рецензирование)
Целенаправленный
отбор
текстов
и
заданий,
включение
каждого урока
в
продуманную
систему
работы
-
это
те
условия,
которые
создают развивающую
речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого -
совершенствование, развитие чувства языка. Различные формы работы с текстами
помогают мне отслеживать результаты моей деятельности.
Работая с текстами-образцами я одновременно провожу мониторинг умений и
навыков учащихся, связанных с развитием устной речи.
Мониторинг
проводится
с
целью
выявления
уровня
развития
устной
речи
учащихся,
для
того
чтобы
в
дальнейшем,
используя
индивидуальный
подход,
продолжить отработку этих навыков. Далее я перехожу к третьему этапу работы –
созданию устных высказываний.
На основе результатов мониторинга я выстраиваю систему работы, используя
различные
формы.
Основными
являются
устные
связные
высказывания
обучающихся
-
рассказы
о
событиях
дня,
устные
отзывы
о
кинофильмах
и
телепередачах, устные характеристики героев, рассказ по составленным таблицам,
участие в беседах, диспутах, дискуссиях, орфоэпические пятиминутки.
Одной их форм развития устной речи учащихся 8-9 классов являются
различные виды уроков. Среди них можно выделить следующие :
пересказ воспоминаний ;
рассказывание на тему ;
слушание рассказов, приготовленных дома ;
беседы ;
дискуссия в классе ;
урок устной речи ;
пересказ текста на основе анализа ;
урок – диалог.
Так, пересказ текста на основе анализа, вначале работы учащимся предлагается
"Памятка
для
анализа
пересказа",
но
при
этом
учащие ся
п о л у ч а ю т
дифференцированное задание: полный, сжатый, выборочный пересказ в зависимости
от уровня подготовки ученика.
Устный пересказ занимает обычно главное место и совершенствуется на уроках
по различным дисциплинам, но он стихийно и крайне медленно совершенствуется от
урока к уроку, от класса к классу. Моя задача - делать этот процесс сознательно
направленным и целесообразным. Первые устные высказывания, имеющие обучающий
характер, должны быть тщательно подготовлены: показывается образец, проводится
коллективная разработка необходимого для речи материала, обращается внимание на
точность словоупотребления, на логичность рассказа, на построение начала и конца
высказывания, правильность членения его на части, затем вырабатывается навык
самостоятельно готовиться к устным связным высказываниям . Необходимо сразу
предостеречь
от
выступлений
по
заранее
написанному
тексту:
в
таком
случае
специфика
устной
речи
теряется,
никакого
обучения
устным
выступлениям
не
получится.
Еще одной формой урока, способствующей развитию устной речи учащихся,
является урок-рассказывание. Одна из целей этого урока - обучение детей умению
выбирать из своих наблюдений те, которые могут стать основой для сообщения.
В свою очередь, на уроках рассказывания слушатели учатся воспринимать речь
своего товарища, анализировать ее для более точного понимания и аналитически ее
оценивать. Поэтому на каждом уроке в процессе анализа звучат тексты-рассуждения,
т.е.
оценка
услышанного
текста,
а
также
замечания
по
этой
оценке,
вплоть
до
дискуссии; такая учебная ситуация формирует у школьников быструю речевую реакцию
на услышанное, развивает их аналитическое мышление и речевые способности.
Урок рассказывания - название во многом условное .Этим названием определяется
работа
над
устной
речью.
Чаще
всего
это
тексты
для
устного
сооб щения,
составленные учащимися по предложенным темам. Но нередко урок рассказывания-
это урок-диспут, урок-диалог, урок-беседа.
Я выделяю следующие этапы в своей работе на уроке рассказывание:
1)Выступление ученика;
2)Обсуждение рассказа;
3)Окончательное
подведение
итогов
учителем
и
выставление
оценок
как
за рассказ, так и за критические выступления;
4)Работа над культурой речи учащихся.
Например, на втором этапе после выступления ученика в ходе обсуждения
ему
могут
быть
заданы
вопросы,
после
чего
идут
выступления
учащихся
об
услышанном тексте.
Выступающих может быть не более трех-четырех. Итог выступлений подвожу я.
Во время слушания и класс, и учитель ведут рабочие записи. Весьма полезны при
обсуждении дискуссионные выступления. При подведении итогов очень важным
является условие: не ставить отрицательные оценки, а слабые работы не оценивать,
создавая тем самым ситуацию успеха.
Обязательным итоговым этапом в моей работе является взаиморецензирование.
Так, начиная работу с учащимися 8 классов, я оговориваю следующее
условие:
при
ответах
на
вопросы,
предложенные
в
упражнениях,
на вопросы
учителя, ребятам предлагается план анализа их высказываний.
Таким образом, учащиеся имеют возможность анализировать как свои
ответы так и ответы своих товарищей.
Еще одно немаловажное условие: ответ должен быть полным. Можно в
качестве образцов предложить « модели ответов»: Я думаю, что... Потому что...
Во
— первых... Таким образом, и т.д.
Полный
ответ
предполагает
развернутое,
аргументированное
высказывание,
характеризующееся четкостью, логикой в построении.
Подводя итоги всему выше сказанному, необходимо отметить - данная
система работы позволяет организовать равноправное, партнерское общение, создать
благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества, что в полной
мере соответствует личностно ориентированному подходу в обучении.