Напоминание

"Применение интерактивных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе"


Автор: Сидорова София Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12 г.Орла им.Героя Советского Союза И.Н.Машкарина
Населённый пункт: Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Применение интерактивных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Применение

интерактивных

технологий

для

совершенствования

процесса

обучения в начальной школе

Один

из

вариантов

организации

учебного

процесса

использование

педагогом в своей деятельности методов, приемов и форм интерактивного обучения.

В

контексте

интерактивного

обучения

знания

представляют

собой

определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации

является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в

процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых

обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях "он

совместно

с

другими

приобретает

способности,

позволяющие

преобразовывать

в

знание то, что изначально составляло проблему или препятствие".

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими

учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов

деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные

механизмы

поиска

знаний.

Поэтому

знания,

полученные

учащимся,

являются

одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного

процесса,

при

которой

практически

все

учащиеся

оказываются

вовлечёнными

в

процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает

8 этапов. Остановимся на особенностях организации каждого из них.

1. Мотивация. Для создания мотивации, наряду с проблемными вопросами и

заданиями,

используют

сценки,

чтение

словарных

статей,

отрывков

из

газетных

статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка

чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного

понятия.

2. Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения

отличаются

от

традиционных.

На

первое

место

выдвигаются

цели,

связанные

со

знаниями учащихся: назвать признаки явления, назвать изменения, произошедшие в

русской

графике,

дать

определения

понятиям.

Затем

ставятся

цели,

связанные

с

формируемыми умениями: выделить написания, публично представить результаты

групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё

отношение

к

имени

существительному,

высказать

своё

суждение

об

имени

существительном,

сделать

вывод

о

практической

значимости

полученных

знаний.

Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в

той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с

мозгового штурма: "Какие ассоциации вызывает у вас имя существительное?", "Какие

понятия связаны с именем существительным?" Этот вид работы помогает отобрать то,

что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо.

3. Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений можно

назвать работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число

трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации:

из активной группы дети переводятся в пассивную, а из пассивной – в активную.

Состав

группы

должен

включать

не

более

5-6

человек,

т.к.

в

группах

большего

количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает

"спрятаться" за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к

занятию.

Лучше,

если

в

каждой

группе

объединяются

учащиеся

разного

уровня

информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и

обогащать

друг

друга.

Во

избежание

потери

времени

на

уроке

следует

заранее

планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать

карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться

всем,

кому

достались

одинаковые

буквы.

Размещение

рабочих

мест

тоже

нужно

продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья

расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся

могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению.

4. Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями

является

создание

нового

продукта.

Учитывая

большой

объём

информации,

усваиваемой

на

уроке,

и

ограниченность

времени,

в

качестве

нового

продукта

учащиеся

могут

сделать

самостоятельные

выводы,

высказать

свою

точку

зрения,

выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

5.

Рефлексия.

Этот

этап

предполагает

подведение

итогов

деятельности

учащихся. Рефлексии способствуют вопросы:

– Что особенно понравилось?

-Чему научились?

-Как пригодятся эти знания в будущем?

-Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку?

Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на

уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания

могут быть

применены.

6.

Оценивание.

Этот

вопрос

является

наиболее

сложным

для

учителей,

работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу

учащихся на последующих занятиях.

7. Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме

предлагаются

задания,

требующие

творческого

переосмысления

изученного

материала.

Преимущества использования этой технологии очевидны. В традиционной

системе учитель обычно опирается на сильного ученика, ведь он быстрее "схватывает"

материал,

быстрее

его

запоминает,

а

слабый

"отсиживается"

на

уроке.

Уроки,

проведённые

в

интерактивном

режиме,

позволяют

включить

всех

учащихся

в

активную

работу,

обеспечить

каждому

учащемуся

посильное

участие

в

решении

проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах,

сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности

учащихся на достижение целей урока.

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются

интерактивные

упражнения

и

задания,

которые

выполняются

учащимися.

Важное

отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их

учащиеся

не

только

и

не

столько

закрепляют

уже

изученный

материал,

сколько

изучают новый.

При

изучении

темы

«Единственное

и

множественное

число

имен

существительных» во втором классе ставится цель: дать понятие об изменении имен

существительных

по

числам;

учить

определять

число

имен

существительных;

формировать навыки грамотного письма.

На уроке на этапе рефлексия мы использовали интерактивный прием

классификация.

Учитель читает имена существительные, учащиеся классифицируют их в две группы.

Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи.

На этапе развития речи используется интерактивный метод «аквариум».

Упр.113(с.65)

Коллективное чтение текста. Работа в группах. От каждой группы выходит по одному

представителю. Выбирается самый оригинальный текст.

При изучении темы «Неодушевленные имена существительные» во втором

классе ставится цель: формировать общее представление о неодушевленных именах

существительных, учить их различать, совершенствовать умение определять границы

предложения и правильно оформлять предложение на письме.

В ходе урока мы использовали интерактивный метод работы как работа в

парах.

Задание. У каждого слова вам нужно выделить первые слоги, из них составить новое

слово.

Вариант 1. Записать в тетрадь только одушевленные имена существительные.

Вариант 2. Записать в тетрадь только неодушевленные имена существительные.

Гиря + тапочки + ракета + =….(гитара)

Мышцы + катер =….(мышка)

Рога + забор = …(роза)

Сова + баня + капуста=…(собака)

Коза + лето + сова=(колесо)

Сито + нива + царица=(синица)

На этапе закрепление изученного также проводится работа в парах.

Упр.81(с.49)

Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют

слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в

ладоши, если согласны.

При

изучении

темы

«Число

имен

существительных»

ставится

цель:

формировать

умения

определять

число

имен

существительных,

изменять

их

по

числам.

На этапе работа по теме урока проводится интерактивный прием сравнения.

Учитель показывает один предмет, учащиеся записывают. Затем показывает несколько

этих же предметов, учащиеся записывают.

-Сравните записанные слова. Чем они похожи? (Обозначают одинаковые предметы.)

-Чем отличаются эти слова друг от друга?(Обозначают разное количество предметов,

имеют разные окончания.)

Упр.28(с.20)

-Прочитайте пары слов. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

-Определите, в каком числе стоит каждое слово. Обоснуйте свои ответ.

-Выполните письменные задания к упражнению.

При

изучении

темы

«Три

типа

склонения

имен

существительных

в

единственном числе» в 4 классе ставится цель: дать понятия о трех типах склонения

имен существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию

(в начальной форме) и по роду.

На этапе актуализация знаний проводится интерактивный метод мозговой

штурм.

1.Что такое имя существительное?

2.Сколько падежей в русском языке?

3.Назовите падежи и падежные вопросы.

4.Что называется склонением?

5.Как определить род имени существительного?

6.Какой падеж является начальной формой существительного?

При изучении темы «Несклоняемые имена существительные» ставится цель:

формировать умения находить в речи несклоняемые имена существительные.

На этапе закрепление изученного материала проводится работа в группах.

Задание. Из предложенных слов выбрать несклоняемые существительные.

Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото.

При изучение темы «Родительный падеж имен существительных» в 4 классе

ставится

цель: обобщить

знания

учащихся

о

родительном

падеже

имён

существительных (основные значения, вопросы, предлоги, роль в предложении).

Прогнозируемые результаты урока: учащиеся закрепят знания о родительном

падеже имени существительном.

На этапе работа по теме урока проводится работа в парах.

Задание на карточках по рядам.

- Вы сейчас будете работать в парах.

- Прочитайте. Что можете сказать? Какое задание будете выполнять?

- Как вы думаете, в каком падеже должно быть существительное?

- Измените словосочетание, задав к существительному вопрос родительного падежа.

Карточки.

1 ряд:

добрался … город

вылетел … гнездо

написал … ошибка

2 ряд:

сделал … мама

посидел … ручей

отплыл … берег

3 ряд:

вырос … забор

вернуться … дача

капля … дождь

При изучении темы «Дательный падеж имен существительных» в 4 классе

ставится цель: познакомить учащихся с основным значением дательного падежа, его

вопросами

и

предлогами;

формировать

сознательное

употребление

в

речи

существительных в дательном падеже.

На этапе закрепление проводится работа с интерактивной доской.

Ученик работает на интерактивной доске.

Составьте

и

запишите

словосочетания,

употребляя

предлоги

и

ставя

имена

существительные в дательный падеж.

На доске:

Полететь (ветер), идти (озеро),

плыть (вода), стучать (крыша),

гулять (парк), побежать (земля).

Таким

образом,

использование

интерактивных

приемов

и

методов

позволяет

активизировать деятельность учащихся на уроках русского языка, развить интерес к

предмету.



В раздел образования