Напоминание

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА


Автор: Белоцерковская Анастасия Романовна
Должность: студент магистрант 3 курса
Учебное заведение: Новосибирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: научная статья
Тема: СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Раздел: высшее образование





Назад




Белоцерковская А.Р.

Магистрант 3 курса, направление «Образовательный менеджмент» Институт

дополнительного образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», Новосибирск

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Ш к о л а XXI

века

современная

организация,

крайне

быстро

изменяющаяся

в

условиях

современного

общества.

Естественно,

что

современная школа диктует новые требования к работе педагога. На первый

план, как главное профессиональное качество, становится умение учиться,

способность подстраиваться под быстро меняющийся мир и показывать на

собственном примере ученикам необходимость постоянного обучения чему

то новому. Постоянное самосовершенствование, высокий уровень эрудиции,

мобильность,

овладение

новыми

интересными

технологиями,

быстрое

принятие

решений

в

нестандартных

жизненных

ситуациях

все

эти

требования

предъявляются

к

современному

педагогу

и

определяют

его

профессионализм.

Модернизация российского образования сопровождается в потребности

наличия педагогов «нового формата». Поэтому, на законодательном уровне,

впервые, осуществляется внедрение Профессионального стандарта педагога.

Данный стандарт не новинка в системе образования других стран, например,

самый

передовой

опыт

на

сегодняшний

день

по

профессиональным

стандартам

существует

в

Великобритании.

Профессиональный

стандарт

пришел на смену квалификационным справочникам, разработанным еще в

середине XX

века.

Несмотря

на

вносимые

корректировки

в

содержание

справочников, они не отвечают потребностям времени, носят очень узкую

направленность.

Справочники

ограничиваются

слабо

структурированным,

фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к

образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций,

выполнение

которых

обеспечивает

достижение

цели

профессиональной

деятельности.

Как

показывает

практика,

даже

узнать

должность

по

ее

описанию

не

всегда

удается.

Это

затрудняет

и с п о л ь з о в а н и е

квалификационных

характеристик

должностей

для

решения

задач

управления

персоналом,

разработки

и

обновления

образовательных

программ, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации кадров.

Профессиональные

стандарты

документы

нового

типа,

системно

представляющие

актуальную

информацию

о

требованиях

трудовой

деятельности.

Профессиональные

стандарты

начали

разрабатываться

в

России в середине 90-х годов прошлого века. Инициаторами их создания

выступили

представители

бизнес-сообщества.

В

рамках

реализации

Соглашения о взаимодействии между Министерством образования и науки

России

и

Российским

союзом

промышленников

и

предпринимателей

разработанные и утвержденные профессиональные стандарты рекомендовано

использовать

при

создании

соответствующих

го сударственных

образовательных

стандартов

и

профессиональных

образовательных

программ.

С

учетом

значительной

доли

государственных

структур

и

организаций с государственным участием в российской экономике в 2012

году принято политическое решение об активном вхождении государства в

процесс развития национальной системы квалификаций[2;57-58] .

По

мнению

Е.

А.

Ямбурга,

Профессиональный

стандарт

педагога

представляет

собой

инструмент

реализации

стратегии

образования

в

меняющемся

мире

и

повышения

качества

образования,

а

также

выхода

отечественного

образования

на

международный

уровень.

Кроме

того,

стандарт - это объективный измеритель квалификации педагога, это средство

отбора педагогических кадров в учреждения образования, это основа для

формирования

трудового

договора,

фиксирующего

отношения

между

работником и работодателем [3;175].

Заметим,

что

отдельные

идеи

развития

педагога

и

его

свободы

отражены

в

Федеральном

законе

РФ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(статья

47,

глава

5,

пункт

6).

Так,

в

законе

сказано,

что

педагогические работники могут пользоваться различными академическими

правами и свободами. Среди них «право на осуществление научной, научно-

технической,

творческой,

исследовательской

деятельности,

участие

в

экспериментальной

и

международной

деятельности,

разработках

и

во

внедрении инноваций».

В

Профессиональном

стандарте

педагога

определены

основные

требования к квалификации. Профстандарт призван повысить мотивацию

педагогических

работников

к

труду

и

качеству

образования;

установить

единые

требования

к

содержанию

и

качеству

профессиональной

педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов

при

приёме

на

работу

и

при

аттестации,

планировании

карьеры,

для

формирования

должностных

инструкций

и

разработки

федеральных

государственных образовательных стандартов педагогического образования.

В

процессе

применения

профессионального

стандарта

педагога

предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации

педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих

местах, решены задачи изменения оценки и оплаты труда педагогических

работников, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации и

сертификации квалификаций, базирующихся на содержании и требованиях

профстандарта

педагога.

Разработаны

предложения

модернизации

форм

трудовых отношений на основе эффективного контракта.

В

структуру

утвержденного

профессионального

стандарта

педагога

входит

четыре

уровня

образования

(дошкольное,

начальное,

основное

и

среднее

основное

образование),

модули

предметного

обучения

по

математике и

русскому

языку,

описание

трудовых

функций

или

функциональной

карты

вида

профессиональной

деятельности

в

традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также

требований

к

образованию

и

обучению

педагога,

его

опыта

и

условий

допуска к работе. Все эти компоненты документа направлены на достижение

поставленной

цели:

«оказание

образовательных

услуг

по

основным

общеобразовательным

программам

образовательными

организациями

(организациями, осуществляющими обучение)».

Содержание профстандарта педагога отражает:

обучение;

воспитательную работу;

развитие

личностных

качеств

и

профессиональных

компетенций,

необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности;

профессиональные

компетенции

педагога,

отражающие

специфику

работы в начальной школе;

профессиональные

компетенции

педагога

дошкольного

образования

(воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне

образования;

профессиональные

компетенции

педагога,

отражающие

специфику

работы учителя в основной и средней школе;

профессиональные

компетенции

педагога,

отражающие

специфику

работы учителя русского языка;

профессиональные

компетенции

педагога,

отражающие

специфику

работы учителя математики.

Описание

обобщенных

трудовых

функций

включает

наименование

функции,

уровень

квалификации,

возможные

наименования

должностей,

требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также

особые

условия

допуска

к

работе.

Обобщенные

трудовые

функции

подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики

конкретных

трудовых

функций

содержат

описание

трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.

Часть первая: обучение.

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное

образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и

начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без

отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность

(самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:

лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить

в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями

в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не

является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и

методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями.

Часть вторая: воспитательная работа.

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на

уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения

кругозора учащихся.

4.

Эффективно

регулировать

поведение

учащихся

для

обеспечения

безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс

обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Ставить

воспитательные

цели,

способствующие

развитию

учеников,

независимо

от

их

происхождения,

способностей

и

характера,

постоянно

искать педагогические пути их достижения.

6.

Устанавливать

четкие

правила

поведения

в

классе

в

соответствии

со

школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических

органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая

их.

9.

Уметь

находить (обнаруживать) ценностный

аспект

учебного

знания

и

информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10.

Уметь

проектировать

и

создавать

ситуации

и

события,

развивающие

эмоционально-ценностную

сферу

ребенка (культуру

переживаний

и

ценностные ориентации ребенка).

11.

Уметь

обнаруживать

и

реализовывать (воплощать) воспитательные

возможности

различных

видов

деятельности

ребенка

(учебной,

игровой,

трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12.

Уметь

строить

воспитательную

деятельность

с

учетом

культурных

различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-

взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей

(лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов

воспитания ребенка.

15.

Уметь

сотрудничать (конструктивно

взаимодействовать) с

другими

педагогами

и

специалистами

в

решении

воспитательных

задач (задач

духовно-нравственного развития ребенка).

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в

детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,

оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них

свой положительный вклад.

Часть

третья:

развитие

(личностных

качеств

и

профессиональных

компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей

деятельности).

1.

Готовность

принять

разных

детей,

вне

зависимости

от

их

реальных

учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического

и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи

любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими

приемами.

4.

Готовность

к

взаимодействию

с

другими

специалистами

в

рамках

психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,

логопедов и т.д.).

6.

Умение

составлять

совместно

с

другими

специалистами

программу

индивидуального развития ребенка.

7.

Владение

специальными

методиками,

позволяющими

проводить

коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10.

Знание

общих

закономерностей

развития

личности

и

проявления

личностных

свойств,

психологических

законов

периодизации

и

кризисов

развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:

культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12.

Умение

проектировать

психологически

безопасную

и

комфортную

образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных

форм насилия в школе.

13.

Умение

(совместно

с

психологом

и

другими

специалистами)

осуществлять

психолого-педагогическое

сопровождение

образовательных

программ начального и среднего общего образования, в том числе программ

дополнительного образования.

14.

Владение

элементарными

приемами

психодиагностики

личностных

характеристик

и

возрастных

особенностей

учащихся,

осуществление

совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить

психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16.

Умение

разрабатывать

и

реализовывать

индивидуальные

программы

развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17.

Умение

формировать

и

развивать

универсальные

учебные

действия,

образцы

и

ценности

социального

поведения,

навыки

поведения

в

мире

виртуальной

реальности

и

социальных

сетях,

навыки

поликультурного

общения

и

толерантность,

ключевые

компетенции

(по

международным

нормам) и т.д.

18.

Владение

психолого-педагогическими

технологиями

том

числе

инклюзивными),

необходимыми

для

работы

с

различными

категориями

учащихся:

одаренные

дети,

социально

уязвимые

дети,

дети,

попавшие

в

трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми

образовательными

потребностями

(аутисты,

СДВГ

и

др.),

дети

с

ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети

с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-

психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих

эффективно работать с родительской общественностью.

Часть

четвертая:

профессиональные

компетенции

педагога,

отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в

связи

с

переходом

ведущей

деятельности

от

игровой

к

учебной,

целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий)

до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3.

Обеспечивать

при

организации

учебной

деятельности

достижение

метапредметных

образовательных

результатов

как

важнейших

новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации

развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени

доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к

учителю,

распознавая

за

ними

серьезные

личные

проблемы.

Нести

ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность

индивидуального

психического

развития

детей

младшего

школьного

возраста,

а

также

своеобразие

динамики

развития

учебной

деятельности

мальчиков и девочек.

Часть

пятая:

профессиональные

компетенции

педагога

дошкольного

образования

(воспитателя),

отражающие

специфику

работы

на

дошкольном уровне образования.

Федеральный

закон

273-ФЗ

от

29.12.2012

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

относит

дошкольное

образование

к

одному

из

уровней общего. Кроме того, наряду с такой функцией, как уход и присмотр

за

ребенком,

за

дошкольными

организациями

закрепляется

обязанность

осуществлять

образовательную

деятельность,

выделяемую

в

отдельную

услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать

программы

дошкольного

образования.

Отсюда

возникает

необходимость

единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного

образования и учителя.

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации

образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном

детстве;

особенности

становления

и

развития

детских

деятельностей

в

раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности:

предметно-манипулятивную

и

игровую,

обеспечивая

развитие

детей.

Организовывать

совместную

и

самостоятельную

дея тельно сть

дошкольников.

4.

Владеть

теорией

и

педагогическими

методиками

физического,

познавательного

и

личностного

развития

детей

раннего

и

дошкольного

возраста.

5.

Уметь

планировать,

реализовывать

и

анализировать

образовательную

работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с

психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом

индивидуальных

особенностей

развития

каждого

ребенка

раннего

и/или

дошкольного возраста.

7.

Реализовывать

педагогические

рекомендации

специалистов

(психолога,

логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в

освоении

программы,

или

детьми

с

особыми

образовательными

потребностями.

8.

Участвовать

в

создании

психологически

комфортной

и

безопасной

образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и

укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка

в период пребывания в образовательной организации.

9.

Владеть

методами

и

средствами

анализа

психолого-педагогического

мониторинга,

позволяющего

оценить

результаты

освоения

детьми

образовательных программ, степень сформированности у них необходимых

интегративных

качеств

детей

дошкольного

возраста,

необходимых

для

дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения

родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста,

уметь

выстраивать

партнерское

взаимодействие

с

ними

для

решения

образовательных задач.

11.

Владеть

ИКТ-компетенциями,

необходимыми

и

достаточными

для

планирования,

реализации

и

оценки

образовательной

работы

с

детьми

раннего и дошкольного возраста.

Профессиональный

стандарт

перед

педагогом

поставил

ряд

задач,

которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Кроме того,

профессиональный

стандарт

предполагает

формирование

пяти

новых

профессиональных компетенций у педагога:

работа с одаренными учащимися;

работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

преподавание русского языка учащимся, для которых он не является

родным;

работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

работа

с

девиантными,

зависимыми,

социально

запущенными

и

социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в

поведении.

Если проанализировать представленные положения документа, можно

сделать вывод о положительном контексте развития и подготовки педагогов

новой формации. Это будут настоящие педагоги нового времени. С одной

стороны, в профстандарте учитываются современные реалии российского

образования, а по замыслу разработчиков и международные нормы. Это

повышение статуса непрерывного образования, «установка обучающихся на

коммуникацию

в

максимально

широком

контексте,

в

том

числе

в

гипермедиаформате», применение разнообразных форм, методов и средств

ИКТ

в

организации

целостного

образовательного

процесса.

С

другой

стороны,

профстандарт

впервые

нормативно

закрепляет

основные

и

специальные

педагогические

характеристики

квалификации

работающего

педагога,

создающие

основу

для

его

постоянного

саморазвития

и

непрерывного

обучения.

Расширяя

границы

свободы

педагога,

профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за

результаты

своего

труда,

предъявляя

требования

к

его

квалификации,

предлагая критерии ее оценки. С учетом различного уровня квалификации

педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного

введения профессионального стандарта педагога.

Научный руководитель – канд.пед.наук, доцент Н. Н. Журавлева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Приказ

Министерства

труда

и

социальной

защиты

Российской

Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного,

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования)

(воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н.

2.

«Учительская газета», №13 от 1 апреля 2014 года Михаил ЛЕБЕДЕВ,

канд. пед. наук, учитель высшей категории лицея №102, Челябинск.

3.

Ямбург

Е.

А.

Что

принесет

учителю

новый

профессиональный

стандарт? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.



В раздел образования