Автор: Белоцерковская Анастасия Романовна
Должность: студент магистрант 3 курса
Учебное заведение: Новосибирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: научная статья
Тема: СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Раздел: высшее образование
Белоцерковская А.Р.
Магистрант 3 курса, направление «Образовательный менеджмент» Институт
дополнительного образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский
государственный педагогический университет», Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Ш к о л а XXI
века
–
современная
организация,
крайне
быстро
изменяющаяся
в
условиях
современного
общества.
Естественно,
что
современная школа диктует новые требования к работе педагога. На первый
план, как главное профессиональное качество, становится умение учиться,
способность подстраиваться под быстро меняющийся мир и показывать на
собственном примере ученикам необходимость постоянного обучения чему
то новому. Постоянное самосовершенствование, высокий уровень эрудиции,
мобильность,
овладение
новыми
интересными
технологиями,
быстрое
принятие
решений
в
нестандартных
жизненных
ситуациях
–
все
эти
требования
предъявляются
к
современному
педагогу
и
определяют
его
профессионализм.
Модернизация российского образования сопровождается в потребности
наличия педагогов «нового формата». Поэтому, на законодательном уровне,
впервые, осуществляется внедрение Профессионального стандарта педагога.
Данный стандарт не новинка в системе образования других стран, например,
самый
передовой
опыт
на
сегодняшний
день
по
профессиональным
стандартам
существует
в
Великобритании.
Профессиональный
стандарт
пришел на смену квалификационным справочникам, разработанным еще в
середине XX
века.
Несмотря
на
вносимые
корректировки
в
содержание
справочников, они не отвечают потребностям времени, носят очень узкую
направленность.
Справочники
ограничиваются
слабо
структурированным,
фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к
образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций,
выполнение
которых
обеспечивает
достижение
цели
профессиональной
деятельности.
Как
показывает
практика,
даже
узнать
должность
по
ее
описанию
не
всегда
удается.
Это
затрудняет
и с п о л ь з о в а н и е
квалификационных
характеристик
должностей
для
решения
задач
управления
персоналом,
разработки
и
обновления
образовательных
программ, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации кадров.
Профессиональные
стандарты
–
документы
нового
типа,
системно
представляющие
актуальную
информацию
о
требованиях
трудовой
деятельности.
Профессиональные
стандарты
начали
разрабатываться
в
России в середине 90-х годов прошлого века. Инициаторами их создания
выступили
представители
бизнес-сообщества.
В
рамках
реализации
Соглашения о взаимодействии между Министерством образования и науки
России
и
Российским
союзом
промышленников
и
предпринимателей
разработанные и утвержденные профессиональные стандарты рекомендовано
использовать
при
создании
соответствующих
го сударственных
образовательных
стандартов
и
профессиональных
образовательных
программ.
С
учетом
значительной
доли
государственных
структур
и
организаций с государственным участием в российской экономике в 2012
году принято политическое решение об активном вхождении государства в
процесс развития национальной системы квалификаций[2;57-58] .
По
мнению
Е.
А.
Ямбурга,
Профессиональный
стандарт
педагога
представляет
собой
инструмент
реализации
стратегии
образования
в
меняющемся
мире
и
повышения
качества
образования,
а
также
выхода
отечественного
образования
на
международный
уровень.
Кроме
того,
стандарт - это объективный измеритель квалификации педагога, это средство
отбора педагогических кадров в учреждения образования, это основа для
формирования
трудового
договора,
фиксирующего
отношения
между
работником и работодателем [3;175].
Заметим,
что
отдельные
идеи
развития
педагога
и
его
свободы
отражены
в
Федеральном
законе
РФ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(статья
47,
глава
5,
пункт
6).
Так,
в
законе
сказано,
что
педагогические работники могут пользоваться различными академическими
правами и свободами. Среди них «право на осуществление научной, научно-
технической,
творческой,
исследовательской
деятельности,
участие
в
экспериментальной
и
международной
деятельности,
разработках
и
во
внедрении инноваций».
В
Профессиональном
стандарте
педагога
определены
основные
требования к квалификации. Профстандарт призван повысить мотивацию
педагогических
работников
к
труду
и
качеству
образования;
установить
единые
требования
к
содержанию
и
качеству
профессиональной
педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов
при
приёме
на
работу
и
при
аттестации,
планировании
карьеры,
для
формирования
должностных
инструкций
и
разработки
федеральных
государственных образовательных стандартов педагогического образования.
В
процессе
применения
профессионального
стандарта
педагога
предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих
местах, решены задачи изменения оценки и оплаты труда педагогических
работников, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации и
сертификации квалификаций, базирующихся на содержании и требованиях
профстандарта
педагога.
Разработаны
предложения
модернизации
форм
трудовых отношений на основе эффективного контракта.
В
структуру
утвержденного
профессионального
стандарта
педагога
входит
четыре
уровня
образования
(дошкольное,
начальное,
основное
и
среднее
основное
образование),
модули
предметного
обучения
по
математике и
русскому
языку,
описание
трудовых
функций
или
функциональной
карты
вида
профессиональной
деятельности
в
традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также
требований
к
образованию
и
обучению
педагога,
его
опыта
и
условий
допуска к работе. Все эти компоненты документа направлены на достижение
поставленной
цели:
«оказание
образовательных
услуг
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательными
организациями
(организациями, осуществляющими обучение)».
Содержание профстандарта педагога отражает:
обучение;
воспитательную работу;
развитие
личностных
качеств
и
профессиональных
компетенций,
необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности;
профессиональные
компетенции
педагога,
отражающие
специфику
работы в начальной школе;
профессиональные
компетенции
педагога
дошкольного
образования
(воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне
образования;
профессиональные
компетенции
педагога,
отражающие
специфику
работы учителя в основной и средней школе;
профессиональные
компетенции
педагога,
отражающие
специфику
работы учителя русского языка;
профессиональные
компетенции
педагога,
отражающие
специфику
работы учителя математики.
Описание
обобщенных
трудовых
функций
включает
наименование
функции,
уровень
квалификации,
возможные
наименования
должностей,
требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также
особые
условия
допуска
к
работе.
Обобщенные
трудовые
функции
подразделяются на отдельные трудовые функции.
Характеристики
конкретных
трудовых
функций
содержат
описание
трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.
Часть первая: обучение.
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное
образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и
начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без
отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность
(самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями
в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и
методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Часть вторая: воспитательная работа.
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на
уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения
кругозора учащихся.
4.
Эффективно
регулировать
поведение
учащихся
для
обеспечения
безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Ставить
воспитательные
цели,
способствующие
развитию
учеников,
независимо
от
их
происхождения,
способностей
и
характера,
постоянно
искать педагогические пути их достижения.
6.
Устанавливать
четкие
правила
поведения
в
классе
в
соответствии
со
школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических
органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая
их.
9.
Уметь
находить (обнаруживать) ценностный
аспект
учебного
знания
и
информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10.
Уметь
проектировать
и
создавать
ситуации
и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную
сферу
ребенка (культуру
переживаний
и
ценностные ориентации ребенка).
11.
Уметь
обнаруживать
и
реализовывать (воплощать) воспитательные
возможности
различных
видов
деятельности
ребенка
(учебной,
игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12.
Уметь
строить
воспитательную
деятельность
с
учетом
культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-
взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей
(лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов
воспитания ребенка.
15.
Уметь
сотрудничать (конструктивно
взаимодействовать) с
другими
педагогами
и
специалистами
в
решении
воспитательных
задач (задач
духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в
детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них
свой положительный вклад.
Часть
третья:
развитие
(личностных
качеств
и
профессиональных
компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей
деятельности).
1.
Готовность
принять
разных
детей,
вне
зависимости
от
их
реальных
учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического
и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи
любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими
приемами.
4.
Готовность
к
взаимодействию
с
другими
специалистами
в
рамках
психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.).
6.
Умение
составлять
совместно
с
другими
специалистами
программу
индивидуального развития ребенка.
7.
Владение
специальными
методиками,
позволяющими
проводить
коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.
Знание
общих
закономерностей
развития
личности
и
проявления
личностных
свойств,
психологических
законов
периодизации
и
кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12.
Умение
проектировать
психологически
безопасную
и
комфортную
образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных
форм насилия в школе.
13.
Умение
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
осуществлять
психолого-педагогическое
сопровождение
образовательных
программ начального и среднего общего образования, в том числе программ
дополнительного образования.
14.
Владение
элементарными
приемами
психодиагностики
личностных
характеристик
и
возрастных
особенностей
учащихся,
осуществление
совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16.
Умение
разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные
программы
развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17.
Умение
формировать
и
развивать
универсальные
учебные
действия,
образцы
и
ценности
социального
поведения,
навыки
поведения
в
мире
виртуальной
реальности
и
социальных
сетях,
навыки
поликультурного
общения
и
толерантность,
ключевые
компетенции
(по
международным
нормам) и т.д.
18.
Владение
психолого-педагогическими
технологиями
(в
том
числе
инклюзивными),
необходимыми
для
работы
с
различными
категориями
учащихся:
одаренные
дети,
социально
уязвимые
дети,
дети,
попавшие
в
трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными
потребностями
(аутисты,
СДВГ
и
др.),
дети
с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети
с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-
психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской общественностью.
Часть
четвертая:
профессиональные
компетенции
педагога,
отражающие специфику работы в начальной школе.
Педагог начальной школы должен:
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в
связи
с
переходом
ведущей
деятельности
от
игровой
к
учебной,
целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий)
до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3.
Обеспечивать
при
организации
учебной
деятельности
достижение
метапредметных
образовательных
результатов
как
важнейших
новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации
развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени
доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к
учителю,
распознавая
за
ними
серьезные
личные
проблемы.
Нести
ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность
индивидуального
психического
развития
детей
младшего
школьного
возраста,
а
также
своеобразие
динамики
развития
учебной
деятельности
мальчиков и девочек.
Часть
пятая:
профессиональные
компетенции
педагога
дошкольного
образования
(воспитателя),
отражающие
специфику
работы
на
дошкольном уровне образования.
Федеральный
закон
№
273-ФЗ
от
29.12.2012
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
относит
дошкольное
образование
к
одному
из
уровней общего. Кроме того, наряду с такой функцией, как уход и присмотр
за
ребенком,
за
дошкольными
организациями
закрепляется
обязанность
осуществлять
образовательную
деятельность,
выделяемую
в
отдельную
услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать
программы
дошкольного
образования.
Отсюда
возникает
необходимость
единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного
образования и учителя.
Педагог дошкольного образования должен:
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
детстве;
особенности
становления
и
развития
детских
деятельностей
в
раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности:
предметно-манипулятивную
и
игровую,
обеспечивая
развитие
детей.
Организовывать
совместную
и
самостоятельную
дея тельно сть
дошкольников.
4.
Владеть
теорией
и
педагогическими
методиками
физического,
познавательного
и
личностного
развития
детей
раннего
и
дошкольного
возраста.
5.
Уметь
планировать,
реализовывать
и
анализировать
образовательную
работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом
индивидуальных
особенностей
развития
каждого
ребенка
раннего
и/или
дошкольного возраста.
7.
Реализовывать
педагогические
рекомендации
специалистов
(психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в
освоении
программы,
или
детьми
с
особыми
образовательными
потребностями.
8.
Участвовать
в
создании
психологически
комфортной
и
безопасной
образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и
укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка
в период пребывания в образовательной организации.
9.
Владеть
методами
и
средствами
анализа
психолого-педагогического
мониторинга,
позволяющего
оценить
результаты
освоения
детьми
образовательных программ, степень сформированности у них необходимых
интегративных
качеств
детей
дошкольного
возраста,
необходимых
для
дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения
родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста,
уметь
выстраивать
партнерское
взаимодействие
с
ними
для
решения
образовательных задач.
11.
Владеть
ИКТ-компетенциями,
необходимыми
и
достаточными
для
планирования,
реализации
и
оценки
образовательной
работы
с
детьми
раннего и дошкольного возраста.
Профессиональный
стандарт
перед
педагогом
поставил
ряд
задач,
которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Кроме того,
профессиональный
стандарт
предполагает
формирование
пяти
новых
профессиональных компетенций у педагога:
работа с одаренными учащимися;
работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
преподавание русского языка учащимся, для которых он не является
родным;
работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
работа
с
девиантными,
зависимыми,
социально
запущенными
и
социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в
поведении.
Если проанализировать представленные положения документа, можно
сделать вывод о положительном контексте развития и подготовки педагогов
новой формации. Это будут настоящие педагоги нового времени. С одной
стороны, в профстандарте учитываются современные реалии российского
образования, а по замыслу разработчиков и международные нормы. Это
повышение статуса непрерывного образования, «установка обучающихся на
коммуникацию
в
максимально
широком
контексте,
в
том
числе
в
гипермедиаформате», применение разнообразных форм, методов и средств
ИКТ
в
организации
целостного
образовательного
процесса.
С
другой
стороны,
профстандарт
впервые
нормативно
закрепляет
основные
и
специальные
педагогические
характеристики
квалификации
работающего
педагога,
создающие
основу
для
его
постоянного
саморазвития
и
непрерывного
обучения.
Расширяя
границы
свободы
педагога,
профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за
результаты
своего
труда,
предъявляя
требования
к
его
квалификации,
предлагая критерии ее оценки. С учетом различного уровня квалификации
педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного
введения профессионального стандарта педагога.
Научный руководитель – канд.пед.наук, доцент Н. Н. Журавлева
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Приказ
Министерства
труда
и
социальной
защиты
Российской
Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н.
2.
«Учительская газета», №13 от 1 апреля 2014 года Михаил ЛЕБЕДЕВ,
канд. пед. наук, учитель высшей категории лицея №102, Челябинск.
3.
Ямбург
Е.
А.
Что
принесет
учителю
новый
профессиональный
стандарт? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.