Учебный предмет "Беседы об искусстве" в образовательном процессе ДМШ
Автор: Луговина Наталия Васильевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ "Плесецкая школа" филиал ДО "Детская музыкальная школа" Населённый пункт: г. Плесецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Учебный предмет "Беседы об искусстве" в образовательном процессе ДМШ Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плесецкаясредняя школа»
филиал дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
«Учебный предмет «Беседы об искусстве»
в образовательном процессе ДМШ»
Преподаватель Луговина Н.В.
Оглавление
1.
Введение
2.
Цели. Задачи. Методы обучения.
3.
Материально – технические условия
4.
Структура урока
5.
Типы уроков
5.1.
Изучение нового материала
5.2.
Закрепление знаний и формирование умений и навыков
5.3.
Обобщение и систематизация знаний
5.4.
Контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся
5.5.
Комбинированный или смешанный
6.
Роль
и
место
предмета
«Беседы
об
искусстве»
в
образовательном
процессе.
7.
Заключение
Список литературы
У учителей задача трудная –
Повести вперед, учить дерзать, искать.
Часто, от обиды чуть не плача,
К ребятишкам ключик подбирать.
Этот ключик подобрать непросто
Даже в наш сверхвсемогущий век,
Ведь перед ним пусть малый ростом,
Но довольно взрослый человек!
1.
Введение
Урок
–
это
динамическая
и
вариативная
форма
организации
процесса
целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) педагога и
учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и
систематически применяемая для решения задач образования воспитания и
развития ученика в процессе обучения.Каким он должен быть, современный
урок? Как должна изменяться его структура? Вопросы эти не случайны. В
последнее
время
резко
повысился
интерес
педагогов
к
проблемам
современного урока.
Изучение
любого
предмета
в
ДМШ
ведется
по
дополнительной
образовательной
программе
и
в
соответствии
с
учебно
–
тематическим
планом, при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень
общего развития учащихся, количество учеников в группе, их возрастные
особенности. Теоретические предметы занимают важное место в системе
обучения
детей
в
ДМШ,
являясь
базовыми.
При
преподавании
урока
теоретической направленности подача материала должна быть доступной, с
обязательным
использованием
наглядных
пособий,
иллюстрации.
Для
лучшего
запоминания
и
глубины
эмоционального
восприятия
можно
включать
фрагменты
фильмов,
репродукции
по
изучаемой
теме,
так
как
основное время на занятиях отводится беседе, диалогу учащихся и педагога.
Создание
творческой
атмосферы
на
занятии
способствует
появлению
и
укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С
этой
целью
преподавателюможно
знакомить
учащихся
с
работами
художников
и
народных
мастеров,
с
шедеврами
живописи
и
графики,
используя библиотечные фонды и фонды видеотеки. Для развития образного
и
ассоциативного
мышления
может
быть
использоваться
музыкальное
сопровождение. Урок – неотъемлемая часть образовательного процесса. Что
можно сделать
и как разнообразить урок по теоретическим предметам в
художественном
классе,
чтобы
они
способствовали
формированию
у
учащихся первоначальных знаний об искусстве, пробуждению интереса к
искусству и деятельности в сфере искусства.
2.
Цели. Задачи. Методы обучения.
Урок –
основная
единица
образовательного
процесса,
четко
ограниченная
временными рамками, планом работы и составом участников.
Структурные компоненты урока–цель, задачи, содержание, методы и др.
Цель – это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по
преобразованию какого – либо объекта. Цель разбивается на задачи.
Образовательные задачи (освоение конкретного предметного материала, т.е.
непосредственного
формирования
знаний
и
умений):
познакомить;
дать
представление; обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление)
следующих
основных
понятий;
сформировать
умения
и
навыки
практического характера; и проч.
Воспитательные
задачи
(использование
познавательного
процесса
для
укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности,
ответственности
и
проч.):
содействовать
эстетическому,
нравственному
во спит анию
(пат риотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
д р у г и х
общечеловеческих
ценностей);
воспитывать
усидчивость,
умение
преодолевать
трудности,
силу
воли,
познавательную
активность
и
самостоятельность, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение
учащихся
друг
к
другу;
показать
роль…;
формировать
культуру;
совершенствовать навыки общения.
Развивающие
задачи
(формирование
интеллектуальных
умений
анализа,
синтеза,
моделирования
и
др.):
развивать
интеллектуальные
качества
учащихся,
познавательный
интерес
и
творческие
способности;
развивать
мотивы учебной деятельности; развивать эмоциональные качества и чувства
учащихся; научить выступать перед аудиторией, работать с дополнительной
литературой;
сравнивать;
сопоставлять;
приобщать;
совершенствовать
навыки анализа, обобщения и проч.
Методы обучения – для достижения поставленной цели и реализации задач
предмета используются следующие методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
Практический;
Эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
3.
Материально – технические условия
Материально – техническая база ДМШ должна соответствовать санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для
занятий должны быть хорошо освещены и иметь достаточное пространство
для размещения учащихся.
Технические условия (наличие):
- для учащихся: стулья, столы, школьная доска, мольберты
-для педагога: стол, стул
- проигрывающие устройства (DVD, телевизор)
Учебно – методические условия (наличие):
- учебные сборники и пособия
- методическая литература
- дидактические и демонстрационные материалы (наглядные пособия, карты,
плакаты, презентации, иллюстрации, карточки, таблицы и т.д.)
-
аудио-
и
аудиовизуальные
средства
обучения
(слайд-
фильмы,
видеофильмы, СD – диски, учебные фильмы)
4.
Структура урока.
Структура урока – организация учебной работы.
1.Организация начала урока (2 –3 мин.).
Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель
урока.
2. Проверка домашнего задания (3 – 5 мин.).
Определенный
уровень
усвоенного
материала
предыдущей
темы
и
подготовка школьников к восприятию новой информации.
3. Основная часть. Изучение нового материала (20 мин.).
Научное,
увлекательное,
доступное
изложение
нового
материала
с
привлечением учащихся.
4. Первичное закрепление знаний (5 мин.).
Можно
использовать
специальные
задания
после
объяснения
нового
материала.
Провести
беседу
с
целью
выработки
умений
и
применения
знаний.
5. Подведение итогов урока (2 мин.).
Выяснить
чему
научились
дети
на
уроке,
что
узнали
нового
и
аргументировать оценку знаний учащихся.
6.Информация о домашнем задании (3 мин.).
Сообщение домашнего задания и разъяснения способов его выполнения.
Наличие того или иного этапа зависит от типа урока. Каждый этап должен
быть
интересным
и
продуктивным.
Для
этого
необходимо
использовать
разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды
деятельности.
Цель первого этапа, этапа организации начала урока - настроить учащихся на
работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.
Этап проверки домашнего задания не является обязательным этапом. Если же
он проводиться на уроке, то формы проведения следует периодически менять
(использование сигнальных карточек, ТСО, программированный контроль и
т.п.).
Этап повторения пройденного материала и актуализации знаний является
обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.
На
этапе
изучения
нового
материала
важно
показать
практическую
значимость материала. Интересным и продуктивным для учащихся является
тот урок, на котором педагог использует для изложения нового материала
метод
проблемного
обучения,
частично-поисковый
метод
или
исследовательский.
Говоря о последнем этапе урока, хотелось бы обратить внимание педагога на
форму задаваемых учащимся вопросов. Если спрашиваем детей, что мы
делали сегодня на уроке, то получаем типичные ответы, писали, слушали.
Целесообразней задавание вопросов типа:
- Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?
- Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как
справился (самооценка, оценка группы)?
Очень
многое
на
уроке
зависит
от
умения
педагога
правильно
задавать
вопрос учащемуся. Вопросы должны заставлять думать и будить мысль.
Педагогу всегда нужно помнить: каков вопрос, таков и ответ. Каждый вопрос
следует очень тщательно продумывать, пытаться предположить, как на него
ответят дети.
5.
Типы уроков.
Готовясь к уроку, зная тему урока, педагог определяется с типом урока.
Тип
урока
-
это
совокупность
существенных
признаков,
свойственных
определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую
временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по
времени, а также различающихся по своей целевой направленности.
Виды уроков:
1.
Изучение нового материала (применяется на теоретических занятиях)
2.
Формирование и закрепление знаний (применяется на всех уроках)
3.
Обобщение и систематизация знаний (применяется на всех уроках)
4.
Проверка и оценка знаний (применяется на контрольных уроках)
5.
Комбинированный (смешанный) урок (часто применяется)
Изучение нового материала .
Цель – изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Закрепление знаний и формирование умений и навыков
Цель– вторичное
закрепление
усвоенных
знаний,
выработка
умений
и
навыков по их применению.
Обобщение и систематизация знаний
Цель– обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний
учащихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Цель
– определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, выявить
качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
Комбинированный или смешанный
Цель – выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе
и перенос их в новые условия.
6.
Роль и место предмета «Беседы об искусстве» в образовательном
процессе.
Программа
предметанаправлена
на
обогащение
круга
художественных
впечатлений
ребенка,
развитие
его
эмоциональной
отзывчивости
на
произведения
искусства
(курс
бесед
нацелен
на
ознакомление
с
выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в
различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений
мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные
наиболее
выдающие ся
памятники
архитектуры,
с к ул ь п т у р ы ,
изобразительного искусства, либо творчество одного мастера показать социо
– культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи).
В программе курса выдерживается логика исторического линейного развития
от культуры первобытного мира до культуры 20 века.
Курс беседы об
искусстве
позволяет
осознать
уникальность
и
неповторимость
разных
культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном
процессе;
способствует
духовному
развитию
личности,
расширению
кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной
мировоззренческой позиции.
Учебный материал, предлагаемый для восприятия учащимся, предполагает
творческий
подход
педагога.
Для
развития
эмоциональной
отзывчивости
детей
используется
интегрированный
подход,
позволяющий
применять
синтез искусств: изобразительного искусства, музыки и литературы.
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения
детей истории искусств, призван развивать навыки восприятия искусства,
способствует
пониманию
главного
в
произведениях
искусства,
умению
различать
средства
выразительности,
а
также
соотнесению
содержания
произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Темы
предмета
продуманы
с
учетом
возрастных
возможностей
детей
и
согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного
возраста.
В
работе
с
младшими
школьниками
урок
необходимо
строить
разнообразно. Основное время на занятиях отводится беседе. Беседы следует
чередовать
с
просмотром
сюжетов,
фильмов,
обсуждением
репродукций,
прослушиванием
музыки,
посещением
выставочных
пространств,
музеев,
практической
работой.
Создание
творческой
атмосферы
на
занятии
способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной
творческой
деятельности.
С
этой
целью
знакомлю
детей
с
шедеврами
живописи и графики, работами художников и народных мастеров (используя
богатые книжные фонды, мультимедийные презентации и т.д.)
(1
класс
–
общая
характеристика
видов
искусства:
изобразительное
искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение)
7.
Заключение
Подводя
итог,
можно
сделать
вывод,
что
мастерство
педагога
на
уроке
заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и
воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и
передового
педагогического
опыта,
рациональном
руководстве
познавательной
и
практиче ской
деятельно стью
учащихся,
их
интеллектуальным развитием.
1. Общедидактические требования:
1.
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
2.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
3.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
4.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным,
должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5.
На
каждом
уроке
должен
осуществляться
индивидуально-
дифференцированный подход к обучающимся.
6.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
7.
Урок должен быть оснащен:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты,
схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка,
связываться с логикой урока.
8.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
9.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед
школой
Таким
образом,
можно
кратко
сформулировать
общие
требования
к
уроку:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать
у
учащихся
прочные
навыки
и
умения,
способствующие
подготовке их к жизни;
повышать
воспитательный
эффект
обучения
на
уроке,
формировать
у
учащихся в процессе обучения черты личности;
осуществлять
всестороннее
развитие
учащихся,
развивать
их
общие
и
специальные особенности;
формировать
у
учащихся
самостоятельность,
творческую
активность,
инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать
задачи, которые встречаются в жизни.
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять
или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и
творчески применять их на практике;
формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности,
познавательный
интерес,
желание
учиться,
потребность
в
расширении
и
приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться
и
помочь
осознать
себя.
Для
этого
ученику
на
уроке
необходимо
быть
полноправным действующим лицом. Подчас на уроке солирует педагог, а
необходимо, чтобы говорил не только педагог, но и ученик. Монологическое
объяснение
и
требование
воспроизвести
сказанное
педагогом
не
должно
являться основным методом в обучении.
Современный
урок
–
это
урок,
насыщенный
многообразием
учебных
ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это
урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не
понимает,
не
умеет,
а
поправляют
и
учат.
Современный
урок
–
это
педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой
методический почерк.