Напоминание

"Вазопись Древней Греции"


Автор: Рассказова Галина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БОУ ДО "ДШИ № 11"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Вазопись Древней Греции"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств № 11» г. Омска

РАЗРАБОТКА УРОКА

по учебному предмету «История изобразительного искусства»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области изобразительного искусства «Живопись»

ТЕМА «ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Автор: Рассказова Галина Васильевна,

преподаватель

Омск, 2017

Пояснительная записка

Разработка

урока

по

теме:

«Вазопись

Древней

Греции»

учебного

предмета

«История

изобразительного

искусства»

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

изобразительного

искусства

«Живопись»,

рассчитана на детей 12-13 лет. Разработка урока адресована обучающимся 2 класса (при

реализации полного курса обучения 5 лет) или обучающимся 4 класса (при реализации

полного курса обучения 8 лет).

Новизна разработки заключается в том, что обучающиеся являются активными

участниками урока (технология интерактивного обучения).

Предлагается

оригинальный

способ

повторения

изученного

материала

в

виде

театрализованной

сцены

«Разговор

ваз»,

в

которой

могут

быть

задействованы

все

обучающиеся класса (игровая технология). В данной сцене расширяются сведения о

керамике Древней Греции.

Изучение

нового

материала

происходит

совместно:

сведения

излагаемые

преподавателем

дополняются

сообщениями

обучающимся

о

вазописцах

(технология

сотрудничества и технология поддержки ребенка).

Обучающиеся принимают

участие в подведении итогов. При этом объективно

определяется

уровень

знаний

каждого,

так

в

течение

всего

урока

обучающиеся

зарабатывают жетоны (баллы) за каждый правильный ответ.

Актуальность

разработки

урока

определяется

связью

с

изученным

ранее

материалом и современной жизнью.

Одновременно

с

изучением

темы

«Вазопись

Древней

Греции»

происходит

знакомство с двумя крупными собраниями античных ваз в России: Государственный

музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина в Москве и Государственный

музей «Эрмитаж» в С.-Петербурге.

Использование

информационно-компьютерных

технологий

(ИКТ)

обеспечивает

доступность и содержательность учебной информации.

2 класс

Тип занятия: комбинированный урок (40 мин.)

Цель урока:

Формирование представления о развитии вазописи Древней Греции.

Задачи урока:

Обучающие

Изучить

стили

вазописи,

орнаменты,

рассмотреть

произведения

древнегреческих вазописцев;

Развивающие

Развитие восприятия художественных произведений, эстетического

вкуса,

творческого

мышления,

речи,

умения

анализировать

и

сопоставлять, расширить кругозор обучающихся;

Воспитывающие

Воспитание уважительного отношения к культуре Древней Греции,

традициям, наследию, чувство собственного достоинства и гармонии.

Структура урока

I. Организационный момент (3 мин.)

II. Повторение изученного материала (10 мин.)

III. Изучение нового материала (18 мин.)

IV. Закрепление нового материала (6 мин)

V. Подведение итогов (2 мин.)

VI . Задание на дом (1 мин.)

Методическое

обеспечение

Технические средства:

Интерактивная доска,

Компьютер,

ДВД-проигрыватель,

телевизор;

Аудиовизуальные средства:

ДВД

диск

«Евфроний.

Вазописец

Древней

Греции»

(краткая

версия на 6 минут)

Демонстрационный материал:

Презентация №1 для хода урока (Заставка урока; Таблица «Стили

вазописи и характерные их особенности»,

Орнаменты Древней

Греции);

Презентация

№2

«Государственный

музей

изобразительных

искусств им. А.С. Пушкина. Античные вазы из собрания музея»

Презентация №3 «Закрепление тем «Керамика Древней Греции» и

«Вазопись Древней Греции»

Презентация

№4

«Государственный

музей

Эрмитаж.

Античные

вазы»

Плакат «Стили Вазописи Древней Греции»

Изображения античных ваз (бумага, картон)

Иллюстрации:

«Дипилонская амфора»

«Панафинейская амфора»

«Грузовые амфоры», «Кратер в геометрическом стиле из ГМИИ

им А.С.Пушкина»

«Амфора в геометрическом стиле» (по выбору)

«Вазы в ориентализирующем стиле» (не менее 3-х. по выбору)

Эксекий: Амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в

кости; килик с изображением Диониса в ладье

Андокид:

фрагменты

росписи

амфоры

в

чернофигурном

и

краснофигурном стилях «Геракл и Афина»

Евфроний «Пелика с ласточкой».

Карточки «Словарные слова»

Раздаточный

материал

«Меандр»,

«Пальметты»

(Орнаменты

Древней Греции)

Жетоны «Знаток истории искусств»

Используемая

литература

1. Анри де Моран «История декоративно-прикладного искусства». –

М. – 1982, «Искусство»;

2.

Вачьянц

А.М.

Учебное

пособие

«Мировая

художественная

культура. Древняя Греция и Древний Рим «Вариации прекрасного»», -

М.- 2007, АЙРИС ПРЕСС,

3. Лев Любимов «Искусство Древнего мира»

4.

Государственный

музей

изобразительных

искусств

им

А.С.

Пушкина «О чем рассказали Древнегреческие вазы». – М. – 2006,

ИПЦ «Художник и книга»;

5.

Таратута

О.

«Античные

вазы»

(из

сборника

«Что

я

видел

в

Эрмитаже»).

6. Энциклопедия для детей Аванта, том 7.

ХОД УРОКА:

I.

Организационный

момент (3 мин.)

- Отмечаю в

журнале

присутствующих и

отсутствующих

обучающихся.

- Включаю

Презентацию 1,

слайд 1.

- Сообщаю тему

урока и обучающие

цели урока.

Здравствуйте,

дорогие

ребята!

Представьтесь

пожалуйста,

кто

присутствует на уроке.

Откройте ваши тетради, приготовьте ручки, карандаши. Сегодня

мы завершаем изучение Раздела «Искусство Древней Греции».

Запишите тему урока: «Вазопись Древней Греции». Нам предстоит

изучить

развитие

вазописи,

стили

вазописи,

орнаменты,

рассмотреть произведения древнегреческих вазописцев.

Как всегда, работа на уроке в письменном и устном виде, будет

оценена в конце урока. Напоминаю критерии оценки:

- короткий устный правильный ответ 1 балл,

- более полный (развернутый) ответ - 2 балла,

- глубоко, интересно раскрытый материал – 3 балла

- за каждое выполненное задание в тетради - по 1 баллу.

Для удобства учета правильных ответов - буду раздавать жетоны

«Знаток истории искусств», 1 жетон и соответствует 1 баллу. В

конце урока каждый посчитает свои жетоны.

5 и более жетонов, набранные на уроке соответствует оценке «5»

(отлично); 4 жетона – оценка «4» (хорошо); 3-2 жетона – «3»

(удовлетворительно);

0-1

жетона

оценка

«2»

(неудовлетворительно). В случае, если наберете 10 и более жетонов

на уроке, поставлю две оценки «5» (отлично).

II. Повторение

изученного

материала (10

мин.)

Актуализация

знаний в виде игры

«Разговор античных

ваз».

Домашним заданием было посмотреть дома, в библиотеке или в

интернете

информацию

о

вазописцах

Древней

Греции.

А

некоторым из вас были даны конкретные задания. И давайте, одно

из домашних заданий воспроизведём сейчас.

Итак,

перенесёмся

в

Москву

в

Государственный

музей

изобразительных

искусств

им.

А.С.Пушкина,

и

подслушаем

разговор античных ваз.

Приглашаю ребят,

которым были

заранее розданы

роли.

Включаю

презентацию 2.

Государственный

музей

изобразительных

искусств им. А.С.

Пушкина. Меняю

слайды в

соответствии с

текстом.

Слайд 1. Полочки с

вазами;

Слайд 2.

Дипилонская

амфора;

Преподаватель:

Однажды

когда

залы

музейного

пространства

покинул последний посетитель, вазы вдруг ожили…

Кратер: Наконец-то все ушли!

Гидрия: Какой длинный день был сегодня! И каких странных

разговоров мы наслушались!

Амфора:

Представьте

себе,

один мальчик сказал, что в нас

ничего

нет

интересного:

«Обыкновенные

вазы!»

-

(возмущённо

повернулась

на

полочке)

-

А

ведь

мы

не

простые

вазы,

мы

древнегреческие

расписные

сосуды.

Некоторым

из

нас

почти три тысячи лет! И все

мы такие разные: и по форме и

по

росписи.

У

каждого

своё

имя

и

назначение!

Вот,

например

Дипилонская

амфора.

Когда

то

она

была

надгробным

памятником

и

стояла на городском кладбище

в

Афинах,

близ

Дипилонских

ворот (показывает на слайд 2).

Слайд 3. Амфоры

грузовые.

Показываю

иллюстрацию,

форматом А3

«Панафинейскую

амфору»

Среди нас, амфор, она самая большая – почти два метра в высоту.

Она

находилась

под

открытым

небом,

нередко

под

дождём,

поэтому у неё не было дна.

Кратер: Да-да! Посмотрите же, что за красавица эта амфора! И

форма и декор! Как и все её ровесники, сверху донизу она сплошь

покрыта

горизонтальными

поясками

узоров

из

геометрических

фигур. А мы кратеры – сосуды, в которых подавали вино к столу,

разбавленное водой…

Амфора: Благодарю Вас уважаемый, почётное место на пиру

достойно Вашего облика! А мы, амфоры, где только не побывали!

И на столах, и в погребах, и в корабельных трюмах!

Слайд 3

Вот,

например,

грузовые

амфоры.

Выглядят

они

как-то

простовато:

и

шейка

слишком

длинная,

и

ножка

чересчур

узкая, заострённая. Так что они

бедняжки

и

стоять-то

без

специальной опоры не могут. И

ни какой росписи, даже лаком

не

покрыты!

(показывает

на

слайд

3).

Но

уж

зато

они

попутешествовали!

Весь

свет

объездили

ведь

в

них

перевозили

вино,

воду,

масло,

зерно,

мёд.

Даже

нефть

говорят…

А вот ещё есть панафинейские

амфоры! (показывает на амфору,

Слайд 4

слайд 4). Знаете? Их специально

делали

для

Панафиней,

празднество длилось несколько

дней.

Ах,

как

было

всё

торжественно! Как прекрасно! И

шествие

на

акрополь,

и

жертвоприношение

и

одевание

нового

покрывала

на

статую

Афины!

В

честь

богини

устраивались

выступление

лучших артистов и музыкантов.

А ещё состязания атлетов. Они

так

и

назывались

Панафинейские игры, такие же,

как

Олимпийские

игры

в

Олимпии.

В качестве награды победителю вручали особые панафинейские

амфоры, наполненные драгоценным маслом от священных олив.

На одной стороне изображалась Афина Промахас (воительница),

на другой – состязание, в котором была одержана победа.

Арибал: А без меня не было бы никаких атлетических состязаний,

даже олимпийских игр. Я был просто необходим древнегреческим

атлетам!

«Вы помните,

когда

атлеты

отправлялись

в

палестру,

Все участники

сцены получают по

три жетона

Показываю

карточки со

словарными

словами.

Раздаю по жетону

ответившим

правильно.

место для занятий спортом, именно в нас наливали масло и брали с

собой! Нас подвешивали за ручку шнурком к поясу. В палестре нас

вешали

на

стену,

а

перед

началом

состязаний

нашим

маслом,

натирали

тело.

Кожа

атлетов

от

этого

становилась

упругой,

а

суставы гибкими.

Гидрия: Ну, положим, без нас, гидрий, не могли обойтись не

только атлеты, но и все жители полиса. Ведь именно нас брали

греческие девушки, отправляясь за водой. Обратите внимание, у

меня не две, а целых три ручки. За вертикальную меня несли, когда

я

была

пустой,

за

две

горизонтальные

держали,

поставив

под

льющуюся струю воды или придерживали, неся на голове.

Килик и канфар: А из нас пили!

- я – килик

- я – канфар, а ещё есть скифос.

Килик: Нас делали легкими, изящными и небольшими. А ещё с

нами играли на симпосии (пирах), оставят немного на дне вина,

проденут палец в ручку и стараются вылить капли вина в цель. Эта

игра называлась коттаб. Весело было!

Кратер:

Да,

весело!

Но

я

ещё

помню,

как

вазописец

меня

расписывал!

Сначала,

заостренной

палочкой

наметил

рисунок,

затем

покрыл

черным

лаком

фон

вокруг

фигур,

потом

тонкой

кистью

прорисовал

черты

лица

и

складки

одежд,

это

была

кропотливая

работа.

Она

требовала

сноровки

и

твердой

руки:

поверхность у нас выпуклая, так что рисовать по ней не просто.

Канфар: Но до того как ты оказался в руках вазописца тебя, как и

всех нас, вылепил гончар. Я видел, когда сушился на столике, как

он

сперва

долго

и

тщательно

разминал

глину.

Затем,

сидя

у

гончарного круга, вылепил тулово, ножку. Соединил их, прикрепил

ручки, а потом поставил в тень, чтобы ты как следует, просох. И

только после этого передал вазописцу.

Гидрия: Конечно, роспись была трудным делом, но помните, самое

трудное

ожидало

нас

впереди:

ведь

после

росписи

все

мы

отправлялись

на

обжиг

в

специальную

печь.

Мастера

хорошо

знали:

огонь

может

подарить

красоту

и

долголетие,

но

может

уничтожить или сделать нас уродливыми. Поэтому перед обжигом

они

пели

специальную

песню,

обращенную

к

богине

Афине,

помогавшей ремесленникам.

Вот

таким

оригинальным

способом

мы

повторили

материал

прошлого урока и предвосхитили материал нового.

В разговоре ваз прозвучали словарные слова:

амфора, арибал,

кратер,

гидрия,

канфар,

килик,

Дипилонская

амфора,

Панафинейская амфора, палестра.

А

теперь,

вспомним

словарные

слова,

которые

нам

могут

пригодиться

сегодня

на

уроке:

миф,

орнамент,

керамика,

пеплос

III. Изучение новой

темы.

Рассматривая

древнегреческую

керамику,

мы

отметили

гармоничность и благородство пропорций античных ваз. И вы,

наверное,

обратили

внимание

на

то,

как

роспись

органично

Излагаю новый

материал.

Использую плакат

«Вазы Древней

Греции»

Вывожу на экран

Презентацию 1,

слайд 4. Таблица

Письменная

работа

не более 2-х минут

Демонстрирую

иллюстративный

ряд.

Раздаю раздаточный

материал «Меандр»

вписывается

в

их

формы,

усиливает

выразительность,

художественность древнегреческих ваз. Вазопись Древней Греции

была такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как и другие

виды искусства Древней Эллады. В ней эллины в полной мере

выразили

своё

мироощущение,

отразили

жизненный

уклад,

представление

о

человеке,

образ

которого,

начиная

с

периода

архаики,

воспринимался

как

совершенная

часть

природы,

духовная

и

физическая

составляющие

которого

находились

в

гармоничном равновесии (калокагатия). Художники - вазописцы с

большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые

различные сцены из реальной жизни и мифологии. С уважением

изображали

не

только

героические

сцены,

но

и

труд

ремесленников (мастерскую гончара, скульптора и др.).

За

время

существования

древнегреческой

керамики

выделяют

четыре стиля вазописи и сейчас нам предстоит их расмотреть.

Напишите

подзаголовок

«Стили

вазописи

Древней

Греции

и

характерные их особенности», и сделайте таблицу, смотрите на

экран.

В

первой

колонке

-

название

стилей,

запишите

их

цветом

словарных

слов:

«геометрический»,

«ориентализирующий»

(«ковровый»),

«чернофигурный»,

«краснофигурный).

Укажите

века, когда этот стиль развивался.

В

ранних

произведениях

гончарного

ремесла

наблюдается

преемственность традиций микенской керамики, но уже в 9-8 до

н.э. складывается «геометрический стиль», украшением которых

является

линейно-геометрический

орнамент,

состоящий

из

квадратов,

треугольников

и

концентрических

окружностей

на

простых, строгих монументальных сосудах (амфорах, кратерах).

Появляется излюбленный греками (да теперь уже нами) меандр.

Запишите ниже таблицы цветом словарных слов меандр – узор в

виде непрерывной изломанной под прямым или косым углом

линии. Зарисуйте самый простой вариант.

Письменная

работа

не более 2-х минут

Демонстрирую

иллюстративный

ряд.

Письменная работа

не более 1минуты

Демонстрирую

иллюстративный

ряд.

Раздаю раздаточный

материал

«Пальметты»

Письменная

работа

не более 2-х минут.

Геометрический

орнамент

располагался

горизонтальными

полосками (видимо имел скрытый магический смысл). В 8 веке до

н.э. включаются стилизованные изображения животных и людей в

строго продуманные композиции. Так на большой надгробной вазе

из Дипилона (так называемая дипилонская ваза, о которой нам

поведали ребята, в образах ваз) среди геометрического орнамента

изображена сцена оплакивания умершего вождя.

Записываем

во

второй

колонке:

узоры

состоящие

из

геометрических

элементов

сплошь

покрывали

форму

сосудов,

подчеркивали её строгость и монументальность

В конце 7 в начале 6 в до н.э. появляется стиль, ориентированный

на

искусство

Древнего

Востока.

Этот

стиль

получил

название

«ориентализирующий» или «ковровый», когда поле покрывается

орнаментом из состоящим из криволинейных сплетённых лент,

спиралей пальмет и розеток.

Запишите цветом словарных слов, ниже таблицы, пальметты -

стилизованные листья пальмы, веерообразный орнамент.

Зарисуйте пальметту, используя раздаточный материал.

Появляются

изображения

сюжетно-повествовательных

сцен

и

Демонстрирую

иллюстративный

ряд.

Письменная работа

не более 1минуты

Демонстрирую

иллюстративный

ряд.

Письменная работа

не более 1минуты

фантастических

животных.

Центрами

ковровой

росписи

ваз

в

восточном стиле были Родос и Коринф.

Эти

небольшие

вазы,

сделанные

из

глины,

жёлто-кремового

оттенка,

расписывались чёрным лаком, белой и

пурпурной

краской

в

сочетании

с

жёлтыми

и

светло-коричневыми

тонами.

Ребята,

обобщите

изложенную

мной

информацию,

и

самостоятельно запишите во второй колонке черты характерные

для этого стиля.

К

началу

6

в

до

н.э.

монументальные

вазы,

служившие

надгробиями

сменяются

более

мелкой

керамикой,

предназначенной для повседневного употребления.

В

это

время

гончарное

искусство,

создающее

художественные

изделия из глины (керамика) высоко ценились в Древней Греции, а

гончары

и

вазописцы

пользовались

уважением

и

почётом

в

Древней Греции, об этом свидетельствуют авторские подписи на

вазах

(иногда

гончара

и

вазописца).

А

название

одного

из

кварталов Афин – Керамик – превратился в название изделий из

обожжённой глины.

Во второй половины 6 в до н.э. центр вазописи переместился в

Афины,

где

особой

популярностью

пользовались

сосуды

чёрнофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля

представляли

собой

сцены

из

жизни

богов,

героев

и

простых

смертных. Чёрнофигурная роспись отличается декоративностью и

силуэтностью,

условностью

изображения.

Сначала

художник

процарапывал контуры фигур, затем заливал их чёрным лаком, по

которому

потом

резцом

прорабатывал

детали. Чёрный

рисунок

прекрасно

выделялся

на

глиняном

жёлтом,

оранжевом,

светло

коричневомом фоне. В Афинах существовали целые мастерские с

талантливыми мастерами.

Запишите

во

второй

колонке

характерные

особенности

чёрнофигурного стиля: декоративность, силуэтность, условность

изображения,

монументальность,

выразительность,

многофигурные композиции из реальной жизни и мифологии…

Яркий представитель чёрнофигурного стиля являлся Эксекий

(записываю на доске имя). Автор амфоры с изображением Ахилла

и Аякса играющих в кости, килики с изображением Диониса в

ладье, находящиеся в собрании Эрмитажа.

Приглашаю

желающего

рассказать об

Эксекии.

Демонстрирую

известные

произведения

Эксекия,

дополняю материал.

Совместно с

обучающимися

решаем, сколько

жетонов

заработал(и)

обучающийся

(аюся).

Демонстрирую

иллюстрации амфор

Андокида «Афина и

Геракл» в

чернофигурном и

краснофигурном

стилях.

Кто может рассказать о творчестве Эксекия (домашнее задание).

Некоторые мастера работали в чёрнофигурном стиле, а затем стали

работать в краснофигурном стиле.

Давайте

сравним

два

одинаковых

сюжета

одного

мастера,

имя

которого

Андокид

(записываю

на

доске),

запишите

цветом

словарных слов.

- Чем на ваш взгляд отличаются эти росписи?

Задаю вопросы

Показ фильма

Задаю вопросы

Отвечают….

- А в каком случае более реалистичное изображение?

Отвечают ….

Таким образом, мы естественно, органично подошли с вами к

краснофигурному стилю.

Около 530 года афинские мастера создали краснофигурный стиль,

который позволял более свободно изображать фигуры человека,

животных, строить сложные повороты и ракурсы. На чёрном фоне

покрытого

лаком

сосуда

эффектно

выделялись

неокрашенные

светлые фигуры, детали которых были прописаны тонкой чёрной

линией.

Предлагаю

посмотреть

фильм

про

замечательного

древнегреческого вазописца Евфрония (записываю на доске имя).

Запишите имя вазописца Евфроний цветом словарных слов.

- Какое известное произведение Евфрония находится в Эрмитаже?

- А что мы запишем во второй колонке?!

Вместе формулируем черты чернофигурного стиля.

В

результате

у

нас

получилась

таблица,

наглядно

демонстрирующая

стили,

время

их

развития

и

характерные

особенности:

Стили вазописи Древней Греции

Название вазописи

Характерные особенности стиля

Геометрический стиль

IX – VIII вв до н.э.

Узоры

состоящие

из

геометрических

элементов

сплошь

покрывали

форму

сосудов, подчеркивали её строгость и

монументальность

«Ориентализирующий»

или ковровый стиль

VII – VI вв до н.э.

Поле

покрывается

орнаментом

состоящим

из

криволинейных

сплетённых лент, спиралей пальмет и

розеток;

также

включалось

изображение

фантастических

птиц,

животных или человека.

Чёрнофигурный стиль

VI – V вв до н.э.

Декоративность,

силуэтность,

условность

изображения,

монументальность,

выразительность,

многофигурные

композиции

из

реальной жизни и мифологии…

Краснофигурный стиль

V – IV вв до н.э.

Более свободное изображение фигуры

человека,

животных,

сложные

повороты и ракурсы. На чёрном фоне

выделялись

светлые

фигуры,

детали

которых

были

прописаны

тонкой

чёрной линией.

В

целом,

вазопись

развивалась

в

едином

направлении

с

монументальной

живописью

и

скульптурой.

В

ней

появилось

больше

героических

изображений

на

мифологические

темы.

Ясность и гармоничность композиций, соответствующих форме

вазы,

величавая

свобода

движений,

выразительность

характера

героев отличают росписи ваз.

Лучшими

мастерами

краснофигурного

стиля

были

Евфроний

(который ранее писал в чёрнофигурном стиле), Бриг, Дурис.

И не смотря на то, что вазопись Древней Греции за время своего

существования

менялась,

она

всегда

была

узнаваема

и

пользовалась

огромным

потребительским

спросом

у

широкого

круга населения, достигала берегов Причерноморья.

IV. Закрепление

нового материала.

Раздаю карточки с

линейным

изображением

сюжета. Время

выполнения не

более 1,5 минуты.

Включаю

Презентацию №3

«Закрепление тем

«Керамика Древней

Греции» и

«Вазопись Древней

Греции»

Выполните практическое задание. Создайте краснофигурный

стиль.

А сейчас давайте в устной форме поработаем, закрепим урок:

1.Вспомним названия сосудов (ваз) и их применение:

1 ряд: 1-канфар, 2,3-килик (чаши для питья);

2 ряд: 1-лекана (для хранения украшений), 2-пелика, 3-псиктер (для

охлаждения напитков), 4-лекиф (сосуд для благовоний);

3 ряд: 1-ойнохоя (сосуд

для разлива напитков),

2-скифос (чаша для

питья), 3-кратер (сосуд

для смешивания вина с

водой), 4-ритон (кубок

для питья вина); 4 ряд:

1-гидрия (для переноса

воды), 2-амфора (для

сыпучих и жидких

продуктов), 3-арибал

(сосуды для масла для

натирания тела), 4-

алабастрон (для

ароматических веществ

и жидкостей), 5-лекиф

(для благовоний)

2. Из чего состоит орнамент?

3. Какой герой изображен на фрагменте росписи.

4. Какой миф воспроизвел вазописец?

5. Фрагмент какой знаменитой амфоры представлен и кто автор?

Заключительный

этап урока

Включаю

презентацию №4

Государственный

музей Эрмитаж.

Каждый слайд

сопровождается

строчками

стихотворения

В начале урока, мы говорили о собрании античных ваз в

Государственном музеи изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина в Москве.

А в заключении, давайте перенесёмся в крупнейший музей России

- Эрмитаж (Петербург), где находится еще одно огромное собрание

античных

ваз.

А

поможет

нам

в

этом

стихотворение

Олега

Таратуты

«Античные

вазы»

(из

сборника

«Что

я

видел

в

Эрмитаже»).

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь вазы» - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись… и может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком-рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу-Горгону

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одисей, подающий советы.

А это кентавры…

А это… А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз

V. Подведение

итогов (2 мин.)

Рефлексия

VI . Задание на дом

(1 мин)

Давайте подведём итог. Как вы думаете, мы достигли цели урока,

вы теперь имеете представление о развитии вазописи Древней

Греции?

Задачи все решены?

Ну

а

теперь

давайте

оценим

вашу

работу

на

уроке

(считаем

жетоны, проставляем оценки).

Вообразите себя вазописцами, продолжателями традиций Древней

Греции. Каждому из вас предстоит расписать наградной кубок

(амфору) победителю очередной олимпиады. Подумайте, какой

вид спорта вы изобразите на обратной стороне? Какой у нас в

стране более перспективный вид спорта? А что вы изобразите на

лицевой стороне амфоры и в каком стиле. Дома выполнить эскиз.

До свидания, ребята! Мне было приятно с вами работать!



В раздел образования