Напоминание

"Техническое конструирование"


Автор: Карнаушенко Александр Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Станция юных техников"
Населённый пункт: село Кочубеевское, Ставропольский край
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Техническое конструирование"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Отдел образования АКМР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
«Утверждаю» Директор МОУ ДОД СЮТ _______________В.П. Рыбалкин Рассмотрена Педагогическим советом Протокол № 5 от 03 сентября 2014 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

Направление: научно-техническое

Срок реализации: 3 года

Рассчитана на учащихся IV -XI классов
Руководитель: Карнаушенко Александр Иванович педагог дополнительного образования с. Кочубеевское,: 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На занятиях данного объединения учащиеся знакомятся с техническим конструированием, которое определяет научно-технический прогресс в различных областях народного хозяйства. Программа «Техническое конструирование» рассчитана на учащихся 5– 11 классов. Срок реализации 2 года. Занятия в объединении планируются так, чтобы на творческие и практические работы в первый год обучения приходилось до 83%, во второй год обучения до 85% учебного времени. На практических занятиях рекомендуется решать учебные и практические задачи по конструированию и поиску новых технических решений, изучать принципы работы устройств и приборов, разрабатывать схемы приборов, определять конструктивные решения и выполнять деталировку приспособлений, устройств, проводить необходимые исследования и испытания, планировать работу и с о с т а вл ять технологические карты, определять перечень материалов и необходимых комплектующих изделий. Содержание программы тесно связано с основным курсом физики и основами гидравлики. В процессе освоения программы школьники изучают правила пользования инструментами и оборудованием, имеющемся в кабинете; особенности техники безопасности при выполнении работ с техническими конструкциями. Учатся понимать язык техники, а именно составлять эскизы, чертежи, схемы и на их основе конструировать и изобретать. Занятия в объединении способствуют выработке умений и навыков пользования различными инструментами, контрольно-измерительными приборами, помогает школьникам видеть и решать технические задачи в окружающей жизни, искать лучшие варианты решений, опираясь на полученные знания. Полученные знания помогут учащимся не только на занятиях физики, но и в дальнейшей жизни.
Цели и задачи программы.

Цель

программы
«Техническое конструирование» – оказать юным техникам помощь в овладении основами методики конструирования поиска новых технических решений и применении их в практической работе.
Задачи:

Образовательные:
1. Дать обучающимся основные знания в области техники. Изучить принципы работы двигателей внутреннего сгорания, уметь определять неисправности и устранять их.
2. Научить ребят читать кинематические схемы, пользоваться приборами и приспособлениями для настройки режимов работы технических устройств. 3. Изучить основы техники и электроники, научить собирать несложные технические конструкции. 4. Учить правильно настраивать и эксплуатировать двигатели внутреннего сгорания. 5. Развивать навыки по регулированию системы питания двигателей и электрообеспечения. Уметь правильно регулировать зажигание. 6. Учить понимать язык техники, а именно составлять эскизы, чертежи, схемы и на их основе конструировать и изобретать.
Воспитательные:
1. Дать возможность учащимся реализовать свои способности. 2. Воспитывать уважение к труду.
Развивающие:
1. Развивать формирование активного творческого мышления, осуществления профессиональной ориентации и практической подготовки для работы в различных отраслях народного хозяйства. 2. Расширять кругозор учащихся, развивать у них творческих способностей и техническое мышление. Решение данных задач приведет к достижению поставленной цели. Все результаты работы объединения «Техническое конструирование» будут отражены в выставках творческих работ, технических и научно-технических конференциях и т.п.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)



п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

часов

Теор.

занятия

Практ.

занятия
1. Вводное занятие 2 2 - 2. Понятие о техническом задании 4 2 2 3. Источник энергии для обеспечения работы различных т ех н и ч е с к и х устройств. Экологические проблемы 8 2 6 4. Преобразователи энергии 12 2 10 5. Классификации машин, механизмов и современной техники 4 2 2 6. Передающие и исполнительные механизмы 20 4 16 7. Механизмы управления работой технических устройств 20 4 16 8. Промышленный дизайн и техническая эстетика современного производства 12 2 10 9. Способы соединения деталей и сборочных единиц в различных технических устройствах 24 2 22 10. Техническая документация на готовое изделие 22 2 20 11. Экскурсии 12 - 12 12. Заключительное занятие 4 - 4
ИТОГО:

144

24

120

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1

год обучения

1.Вводное занятие

1.

Понятие о техническом задании
Понятие о техническом задании. Примеры технических заданий. 2.
Источник энергии для обеспечения работы различных технических

устройств. Экологические проблемы
3.Источник энергии для обеспечения работы различных технических устройств.
Генераторы постоянного тока. Генераторы переменного тока. Аккумуляторы кислотные и щелочные.
4.

Преобразователи энергии
Преобразование энергии. Источники преобразования энергии. Выпрямители. Стабилизаторы постоянного тока. Стабилизаторы переменного тока. Схемы принципиальных преобразователей. Работа с преобразователем энергии.
5.

Классификации машин, механизмов и современной техники
Понятие о классификации машин, механизмов и современной техники. Автомобили и спец. техника.
6. Передающие и исполнительные механизмы
Понятие о передающих и исполнительных механизмах. Классификация двигателей внутреннего сгорания. Бензиновые двигатели (устройство). Карбюраторные двигатели. Инжекторные двигатели. Дизельные двигатели (устройство). Понятие трансмиссии. Устройство коробки передач. Автоматическая АКП коробка передач. Трансмиссионные смазки.
7. Механизмы управления работой технических устройств
Понятие о механизмах управления работой технических устройств. Ходовая часть. Рулевое управление (механическое). Гидравлическое управление. Устройство гидравлики. Насосы и гидрораспределители. Приборы управления и датчики. Авторизация и их устройство. Ремонт амортизаторов. Ремонт подвесок.
8. Промышленный дизайн и техническая эстетика современного

производства
Понятие дизайна. Промышленный дизайн. Техническая эстетика современного производства.
9. Способы соединения деталей и сборочных единиц в различных

технических устройствах
Понятие о способах соединения деталей. Чертежи соединений деталей. Условности и упрощение чертежей. Болтовое соединение. Шпилечное соединение. Штифтовое соединение. Сварочное соединение. Заклёпочное соединение. Разъёмные и неразъёмные виды соединений. Способы взаимо замены соединений. Использование соединений в различных технических устройствах.
10.

Техническая документация на готовое изделие

Понятие техдокументации на готовое изделие. Паспорт и его данные. Технические характеристики изделия. Производственная документация. Принципиальные схемы. Кинематические схемы. Строительные чертежи. Сборочные чертежи.
11. Экскурсии
Экскурсии на МТФ. Экскурсия в КФХ . Экскурсия на природу.
12. Заключительное занятие
Наведение порядка на рабочих местах. Уборка рабочего помещения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения)



п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

часов

Теорет.

занятия

Практ.

занятия
1. Вводное занятие 3 3 - 2. Основы электромонтажа 10 5 5 3. Источники тока. Изготовление блока питания. 16 4 12 4. Электродвигатели 2 2 - 5. Трансформаторы и их устройство 8 3 5 6. Полупроводниковые приборы 8 3 5 7. Генераторы звукового сигнала 8 3 5 8. Преобразователи тока 14 4 10 9. Усилители низкой частоты 22 6 16 10. Усилители предварительного усиления 22 7 15 11. Интернет и его возможности 10 3 7 12. Цветомузыкальные приставки 10 3 7 13. Ремонт и обслуживание радиоэлектронной техники. 20 7 13 14. Обобщение материала. Аттестация итоговая 8 2 6 15. Мероприятия на природе 13 - 13 16. Заключительное занятие 4 - 4
ИТОГО:

180

25

155


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

1.

Вводное занятие

2.

Основы электромонтажа.
Ознакомление с электроматериалами. Основы электромонтажа. Разработка печатной платы.
3. Источники тока. Изготовление блока питания.
Источники тока, их характеристики. Генераторы электрического тока. Разработка печатной платы блока питания.
4. Электродвигатели.
Двигатели постоянного и переменного тока.
5. Трансформаторы и их характеристики.


Трансформатор и его устройство. Расчет параметров трансформатора. Изготовление трансформатора.
6. Полупроводниковые приборы.
Диоды. Их классификация. Схемы включения. Транзисторы их классификация. Практический монтаж схем с использованием полупроводников.
7.Генераторы звукового сигнала.
Монтаж схемы мультивибратора. Изменение параметров мультивибратора экспериментальным путем.
8. Преобразователи тока.
Преобразователи тока. Изготовление печатной платы преобразователя. Подбор деталей и монтажа платы. Пуско-наладочные работы. Экспериментальное увеличение мощности преобразователя.
9. Усилители низкой частоты.


Усилители низкой частоты, принципиальные схемы и конструкции. Разработка и монтаж печатной платы усилителя низкой частоты. Установка рабочих режимов усилителя низкой частоты.
10. Усилители предварительного усиления.


Устройство эквалайзера. Монтаж простейшего эквалайзера. Монтаж предварительного усилителя на микросхемах.
11. Интернет и его возможности.


Поисковые системы. Поиск необходимой информации.
12. Цветомузыкальные приставки.

Монтаж печатной платы Цветомузыкального устройства. Дизайнерское оформление. Монтаж бегущих огней. Дизайнерское оформление.
13. Ремонт и обслуживание радиоэлектронной техники.
Определение неисправности стабилизатора напряжения. Устранение неисправностей стабилизатора напряжения. Определение неисправностей усилителя низкой частоты.
14. Обобщение материала. Итоговая Аттестация.
Повторение пройденного материала. Итоговая аттестация.
15. Мероприятия на природе.
Экскурсии по местам боевой славы. Спортивные игры на природе. Поход на гору Стрижамент.
16. Заключительное занятие.
Уборка рабочих мест. Уборка школьных мастерских.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3 год обучения)



п/п

Наименование

Количество часов.

Всего

Теория

Практич.

занятия
1. Вводное занятие 2 2 - 2. Классификация технических решений 7 4 3 3. Основные узлы и механизмы мотоцикла 37 22 15 4. Разборка и сборка мотоцикла (реставрация) 40 1 2 28 5. Электрооборудование. 15 3 12 6. Обслуживание и уход за мототехникой. 21 6 15 7. Ходовая часть мотоцикла 24 7 17 8. Система питания и смазки двигателя. 24 8 16 9. Обкатка двигателя после ремонта 4 1 3 10. Заключительное занятие. 6 2 4
ИТОГО:

180

67

113







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

1.

Вводное занятие

2.
Классификация технических решений.
Классификация технических решений. Технические характеристики мотоциклетной техники. 3.
Основные узлы и механизмы мотоцикла.
Характеристика дорожных мотоциклов. Подготовка мотоцикла к работе. Запуск мотоцикла. Техническое обслуживание. Устройство двигателя. Ходовая часть мотоцикла. 4.
Разборка и сборка мотоцикла (реставрация)
Правила разборки мотоцикла. Разбор отдельных узлов мотоцикла. Демонтаж электрооборудования. Разбор двигателя. Ремонт двигателя. Ремонт амортизаторов и телескопической вилки. Замена подшипников ступиц и их регулировка.
5.

Электрооборудование.
Ремонт регенератора. Монтаж электрооборудования. Подключение электроприборов. 6.
Обслуживание и уход за мото техникой.
Техническое обслуживание ТО-1. Техническое обслуживание ТО-2. Антикоррозийная обработка. Шпатлевание металла. Грунтование. Лакокрасочное покрытие. Полировка поверхностей.
7.

Ходовая часть мотоцикла
Элементы ходовой части. Балансировка колес. Реставрация ступиц Реставрация маятниковой подвески. Реставрация рамы мотоцикла. Реставрация тормозной системы. 8.
Система питания и смазки двигателя
.

Очистка топливного бака. Устройство и ремонт топливного крана. Устройство и модификации карбюраторов. Регулировка карбюратора. Система смазки двигателя. 9.
Обкатка мотоцикла после ремонта.
Правила обкатки мотоцикла. Практическое вождение. 10.
Заключительное занятие.
Обобщение материала. Уборка рабочих мест. Уборка школьных мастерских.

Литература
1. А.В. Сухарев Энциклопедия мастера-любителя. Минск «Беларусь». 2000г. 2. Аксенов В.И. «Машиностроение» Москва 1966 г. 3. Б.Ф.Косенко, Б.П.Тюркин Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам и мопедам. Лениздат 1965 г. 4. Горский В.А. Техническое конструирование. - М.: ДОСААФ, 1977г. 5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. Москва «Просвещение»., 1998г. 6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. Москва «Просвещение», 1998г. 7. Энциклопедический словарь юного техника. М.- «Педагогика», 1999г. 8. Ю.Крон Лаборатория технического творчества. Ставр. Книжн. Изд.-во., 1996г. 9. Ю.С. Столяров Уроки творчества. М.- «Педагогика», 2001г.


В раздел образования