Автор: Сахабутдинова Марина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Лениногорск
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". " Великий бал у Сатаны"
Раздел: среднее образование
Тема урока: « Великий бал у Сатаны» (анализ эпизода).
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод
произведения, определять роль во всей структуре романа; уметь составлять
литературные портреты героев.
Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе
анализа объекта делать выводы
Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
1 Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем вместе с вами постигать
удивительный, невероятный роман Михаила Булгакова «Мастер и
Маргарита». Сегодня мы с вами сделаем новые открытия.Одна из самых
запоминающихся сцен этого романа «Великий бал у Сатаны».Мы
остановимся на анализе главы 23 и попробуем ответить на следующие
вопросы»
1.
Действующие персонажи в 23 главе, какую роль они играют?
2.
Главные герои эпизода, какую роль играют в произведении и в данном
эпизоде?
3.
Какова роль этого эпизода в романе?
4.
Какую тему поднимает Булгаков в данном эпизоде?
Итак, начнем. Ребята, перед вами древо Ассоциаций. На столах перед вами
листочки с этого древа, попробуйте написать ассоциации, которые у вас
связаны с именем Булгакова.(ТАЛАНТ,МАСТЕР,ЗАГАДКА, ТАЙНА).
Я хотела бы к этому древу ассоциаций прикрепить еще один листочек.
ГЕНИЙ. Именно так его охарактеризовала Анна Ахматова, к этой
характеристике мы вернемся в конце урока и подумаем о правильности этой
оценки на примере 23 главы.
Из списка предложенных героев ( Мастер, Степа Лиходеев, Воланд,
Маргарита, Иван Бездомный, Кот Бегемот, Коровьев- Фагот, Стравинский,
Азазелло) обучающиеся выбирают действующих лиц 23 главы
- Какую роль играют эти персонажи в произведении. Обратимся к 23 главе:
как вы думаете в чем нетрадиционность изображения нечистой силы в
данной главе?
(КОТ БЕГЕМОТ ВЕСЬ ВЕЧЕР ПОДДЕРЖИВАЕТ МАРГАРИТУ, ВЕСЕЛИТ
ЕЕ, ДАЕТ СОВЕТЫ)
ЗАЧИТАТЬ ЭПИЗОД
Кто рассказывает Маргарите о Фриде. Поскольку в романе Бургакова нет
никаких случайностей, именно благодаря Коровьеву Маргарита узнает о
Фриде.
- Мы уже сказали, что бал показан глазами Маргариты.
-Что мы о ней знаем?Зачитать портретную характеристику.
-Что вы знаете о прототипах этого образа?
(ГЕРОИНЯ ГЕТЕ, ЖЕНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА,МАРГАРИТА ВАЛУА,
МАРГАРИТА НАВАРСКАЯ) ЭТО ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ,
КОТОРАЯ ЛЮБИТ,
Какую роль она играет на балу?(ОНА КОРОЛЕВА БАЛА. НЕВЕСТА
ДЬЯВОЛА)
-Почему была выбрана именно Маргарита.Маргарита –жемчужина,
настоящая живая душа.
-Почему она соглашается на роль хозяйки бала, какое чувство она при этом
испытывает? ВИНА, ТАК КАК НРАВСТВЕННАЯ ИЗМЕНА
- Какие открытия мы делаем о героине по данному эпизоду
Помогает Фриде
Действительно ведет себя по-королевски
-Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргариты?
- Как вы оцениваете поступок Маргариты, с какой темой можно связать
образ Маргариты в данном эпизоде(САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)
Среди гостей бала образ Фриды занимает особое положение. Давайте
послушаем выступление о прототипах Фриды и этимологии ее имени.
-Что вы знаете о Фриде?
-Почему она оказалась на балу у Сатаны?
-Как решается судьба героини после бала? Почему прощение даруется только
ей.
-Кто дарует ей прощение?
(ЗАЧИТАТЬ СЦЕНУ ПРОЩЕНИЯ)
Центральное место в романе занимает образ Воланда,
-Что мы знаем об этом герое?
-Расскажите о прототипах Воланда?
-Зачитайте портретную характеристику.
- Воланд появляется на балу в самом конце .
ЗАЧИТАТЬ ЭПИЗОД ПОЯВЛЕНИЯ,
Докажите, что именно Воланд является главным действующим лицом в этом
эпизоде.
- ОН ОРГАНИЗОВЫВАЕТ БАЛ,
-С ЕГО ПОЯВЛЕНИЕМ НАСТУПАЕТ ТИШИНА
- КАКИЕ СЛОВА ОН ПРОИЗНОСИТ? КАК ВЫ ИХ ПОНИМАЕТЕ?
КАЖДОМУ БУДЕТ ДАНО ПО ВЕРЕ-ТЕЗИС ,КОТОРЫЙ ПРОНИЗЫВАЕТ
ВЕСЬ РОМАН.
-Какие открытия вы делаете об этом герое.
-Ваши ассоциации с этим образом.
Воланд то зло , без которого невозможно добро.
Обратимся к этимологии этого слова(Алина)
На самом деле писатели очень часто в своих произведениях используют
сцены бала. Давайте вспомним в каких произведениях присутствовали сцены
бала и какую роль они играли?
Грибоедов «Горе от ума»
Пушкин «Евгений Онегин»
Гоголь «Мертвые души»
Определим хронотоп этого эпизода.
-Где происходит Великий бал?
-Когда происходит этот бал?
-Чьими глазам он показан?
-Какое значение вкладывает писатель в слово БАЛ (ПРЕОБРАЖЕНИЕ)
Приведите примеры преображения(квартира, Маргарита, Воланд)
-Посмотрим на экран , перед нами эпизод фильма «Мастер и Маргарита»,
-А теперь зачитайте эпизод «Описание бала».
-В романе Булгакова особая роль уделяется цвету , перед вами карандаши,
попробуйте изобразить сцену бала ассоциативно: какие цвета будут
присутствовать у вас , объясните почему.
Как вы считаете, какую роль играет данный эпизод в романе и почему?
КЛЮЧЕВУЮ,ЭТО КУЛЬМИНАЦИЯ
КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПО ЗАСЛУГАМ
ГЕРОИ ОТКРЫВАЮТСЯ ПО-НОВОМУ
Какие темы поднимаются в данном эпизоде
Жертвенность
Ответственность за поступки
Преступление и наказание
А теперь попробуем подвести итоги нашего урока. Изобразите на листочках
самые важные моменты урока
КУЛЬМИНАЦИЯ
МАРГАРИТА- ЧИСТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША
ВОЛАНД- ЗЛО БЕЗ КОТОРОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРА
ЖЕСТВЕННОСТЬ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
Преподаватель для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть
ролик с арией Градского из рок - оперы «Мастер и Маргарита».
Вернемся к словам Анны Ахматовой .Согласны ли вы с ее мнением? Как вы
считаете: в чем гениальность Михаила Булгакова
Д,З, Написать мини-сочинение , раскрыв в нем одну из проблем эпизода.