Напоминание

Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". " Великий бал у Сатаны"


Автор: Сахабутдинова Марина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Лениногорск
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". " Великий бал у Сатаны"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: « Великий бал у Сатаны» (анализ эпизода).

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод

произведения, определять роль во всей структуре романа; уметь составлять

литературные портреты героев.

Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе

анализа объекта делать выводы

Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать

поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока

1 Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем вместе с вами постигать

удивительный, невероятный роман Михаила Булгакова «Мастер и

Маргарита». Сегодня мы с вами сделаем новые открытия.Одна из самых

запоминающихся сцен этого романа «Великий бал у Сатаны».Мы

остановимся на анализе главы 23 и попробуем ответить на следующие

вопросы»

1.

Действующие персонажи в 23 главе, какую роль они играют?

2.

Главные герои эпизода, какую роль играют в произведении и в данном

эпизоде?

3.

Какова роль этого эпизода в романе?

4.

Какую тему поднимает Булгаков в данном эпизоде?

Итак, начнем. Ребята, перед вами древо Ассоциаций. На столах перед вами

листочки с этого древа, попробуйте написать ассоциации, которые у вас

связаны с именем Булгакова.(ТАЛАНТ,МАСТЕР,ЗАГАДКА, ТАЙНА).

Я хотела бы к этому древу ассоциаций прикрепить еще один листочек.

ГЕНИЙ. Именно так его охарактеризовала Анна Ахматова, к этой

характеристике мы вернемся в конце урока и подумаем о правильности этой

оценки на примере 23 главы.

Из списка предложенных героев ( Мастер, Степа Лиходеев, Воланд,

Маргарита, Иван Бездомный, Кот Бегемот, Коровьев- Фагот, Стравинский,

Азазелло) обучающиеся выбирают действующих лиц 23 главы

- Какую роль играют эти персонажи в произведении. Обратимся к 23 главе:

как вы думаете в чем нетрадиционность изображения нечистой силы в

данной главе?

(КОТ БЕГЕМОТ ВЕСЬ ВЕЧЕР ПОДДЕРЖИВАЕТ МАРГАРИТУ, ВЕСЕЛИТ

ЕЕ, ДАЕТ СОВЕТЫ)

ЗАЧИТАТЬ ЭПИЗОД

Кто рассказывает Маргарите о Фриде. Поскольку в романе Бургакова нет

никаких случайностей, именно благодаря Коровьеву Маргарита узнает о

Фриде.

- Мы уже сказали, что бал показан глазами Маргариты.

-Что мы о ней знаем?Зачитать портретную характеристику.

-Что вы знаете о прототипах этого образа?

(ГЕРОИНЯ ГЕТЕ, ЖЕНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА,МАРГАРИТА ВАЛУА,

МАРГАРИТА НАВАРСКАЯ) ЭТО ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ,

КОТОРАЯ ЛЮБИТ,

Какую роль она играет на балу?(ОНА КОРОЛЕВА БАЛА. НЕВЕСТА

ДЬЯВОЛА)

-Почему была выбрана именно Маргарита.Маргарита –жемчужина,

настоящая живая душа.

-Почему она соглашается на роль хозяйки бала, какое чувство она при этом

испытывает? ВИНА, ТАК КАК НРАВСТВЕННАЯ ИЗМЕНА

- Какие открытия мы делаем о героине по данному эпизоду

Помогает Фриде

Действительно ведет себя по-королевски

-Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргариты?

- Как вы оцениваете поступок Маргариты, с какой темой можно связать

образ Маргариты в данном эпизоде(САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)

Среди гостей бала образ Фриды занимает особое положение. Давайте

послушаем выступление о прототипах Фриды и этимологии ее имени.

-Что вы знаете о Фриде?

-Почему она оказалась на балу у Сатаны?

-Как решается судьба героини после бала? Почему прощение даруется только

ей.

-Кто дарует ей прощение?

(ЗАЧИТАТЬ СЦЕНУ ПРОЩЕНИЯ)

Центральное место в романе занимает образ Воланда,

-Что мы знаем об этом герое?

-Расскажите о прототипах Воланда?

-Зачитайте портретную характеристику.

- Воланд появляется на балу в самом конце .

ЗАЧИТАТЬ ЭПИЗОД ПОЯВЛЕНИЯ,

Докажите, что именно Воланд является главным действующим лицом в этом

эпизоде.

- ОН ОРГАНИЗОВЫВАЕТ БАЛ,

-С ЕГО ПОЯВЛЕНИЕМ НАСТУПАЕТ ТИШИНА

- КАКИЕ СЛОВА ОН ПРОИЗНОСИТ? КАК ВЫ ИХ ПОНИМАЕТЕ?

КАЖДОМУ БУДЕТ ДАНО ПО ВЕРЕ-ТЕЗИС ,КОТОРЫЙ ПРОНИЗЫВАЕТ

ВЕСЬ РОМАН.

-Какие открытия вы делаете об этом герое.

-Ваши ассоциации с этим образом.

Воланд то зло , без которого невозможно добро.

Обратимся к этимологии этого слова(Алина)

На самом деле писатели очень часто в своих произведениях используют

сцены бала. Давайте вспомним в каких произведениях присутствовали сцены

бала и какую роль они играли?

Грибоедов «Горе от ума»

Пушкин «Евгений Онегин»

Гоголь «Мертвые души»

Определим хронотоп этого эпизода.

-Где происходит Великий бал?

-Когда происходит этот бал?

-Чьими глазам он показан?

-Какое значение вкладывает писатель в слово БАЛ (ПРЕОБРАЖЕНИЕ)

Приведите примеры преображения(квартира, Маргарита, Воланд)

-Посмотрим на экран , перед нами эпизод фильма «Мастер и Маргарита»,

-А теперь зачитайте эпизод «Описание бала».

-В романе Булгакова особая роль уделяется цвету , перед вами карандаши,

попробуйте изобразить сцену бала ассоциативно: какие цвета будут

присутствовать у вас , объясните почему.

Как вы считаете, какую роль играет данный эпизод в романе и почему?

КЛЮЧЕВУЮ,ЭТО КУЛЬМИНАЦИЯ

КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПО ЗАСЛУГАМ

ГЕРОИ ОТКРЫВАЮТСЯ ПО-НОВОМУ

Какие темы поднимаются в данном эпизоде

Жертвенность

Ответственность за поступки

Преступление и наказание

А теперь попробуем подвести итоги нашего урока. Изобразите на листочках

самые важные моменты урока

КУЛЬМИНАЦИЯ

МАРГАРИТА- ЧИСТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША

ВОЛАНД- ЗЛО БЕЗ КОТОРОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРА

ЖЕСТВЕННОСТЬ

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ

Преподаватель для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть

ролик с арией Градского из рок - оперы «Мастер и Маргарита».

Вернемся к словам Анны Ахматовой .Согласны ли вы с ее мнением? Как вы

считаете: в чем гениальность Михаила Булгакова

Д,З, Написать мини-сочинение , раскрыв в нем одну из проблем эпизода.



В раздел образования