Напоминание

"Цели и задачи куратора учебной группы"


Автор: Бартош Надежда Юрьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Цели и задачи куратора учебной группы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Доклад на тему:

Цели и задачи куратора учебной группы.

Подготовила преподаватель

первой квалификационной категории

ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

Бартош Н.Ю.

Заслушан на заседании

Методического объединения кураторов

« » ______ 2017 г.

Председатель МО кураторов

ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

___________ /Е. Г.Чугуй

Симферополь, 2017

В системе подготовки высококвалифицированных специалистов в

учебных заведениях особое место занимает институт кураторов.

Куратор

(от

лат.curator

-

попечитель)

-

лицо,

которому

поручено

наблюдение.

Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с

целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в

связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами

повышается роль куратора и круг его задач расширяется.

Быть куратором академической группы – это серьезное и ответственное

поручение. Куратор выступает в роли наставника, воспитателя, организатора

и непосредственного исполнителя многих педагогических дел. Совместно с

активом

группы

ему

приходится

проводить

со

студентами

большую

воспитательную

работу,

требующую

определенных

знаний

и

творческих

способностей.

Роль куратора группы колледжа:

заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти

себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор

является организатором деятельности студентов в группе и координатором

воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует

как со студентами, так и с преподавателями.

Функции и обязанности куратора студенческой группы следующие:

- принимать активное участие в основных делах курируемой группы;

- планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с

группой;

-

организовать

контроль

за

учебной

работой

и

успеваемостью

студентов

своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с

преподавателями колледжа;

-

систематически

обсуждать

в

группе

текущую

успеваемость

и

итоги

аттестации студентов;

- проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины,

массовых акций, культурно-массовых мероприятий;

- знать состояние бытовых условий студентов, проживающих в общежитиях и

на квартирах, проявлять заботу об их улучшении;

- поддерживать связи с родителями студентов.

2

Функции деятельности куратора:

1

. Информативная

-

предполагает

ответственность

куратора

за

своевременное

получение

студентами

необходимой

им

информации

относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны

принять участие.

2. Организационная - предполагает структурирование куратором совместно

с

участниками

внеучебной

жизни

студенческой

группы

(посвящения

в

первокурсники, внутригрупповых традиций и т.д.).

3.Коммуникационная

-

обеспечение

и

поддержка

благоприятной

психологической

атмосферы

в

курируемой

студенческой

группе;

структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в

жизни

группы

в

качестве

формального

лидера;

посредничество

с

администрацией учебного заведения.

4.Контролирующая

контроль

за

посещаемостью

и

успеваемостью

студентов, контроль за выполнением функций старосты и актива группы.

5.Творческая

-

предполагает

расширение

деятельности

в

связи

с

его

индивидуальными потребностями и способностями.

Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же

очерчивают

и

круг

обязанностей,

лишь

последняя

(творческая)

функция

предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть

вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри.

Цели кураторов – это прежде всего:

- помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни ;

-

привлечь

студентов

в

студенческий

совет

и

другие

студенческие

организации;

-

доносить

студентам

достоверную

информацию

о

мероприятиях,

проводимых в вузе .

Кроме того каждый куратор обязан:

- проводить собрания в группе, особенно в начальный период обучения

(сентябрь-октябрь);

- быть примером для группы;

- организовывать внутригрупповые мероприятия (дни рождения, посещение

культурных мероприятий, проведение психологических игр-тренингов);

- организовывать студентов группы на участие в мероприятиях колледжа;

3

- консультировать первокурсников по вопросам обучения и другим вопросам,

помогать разрешать конфликты с преподавателями;

- помогать в выборе и работе старосты, профорга группы;

- вовремя информировать студентов о происходящих событиях и проводимых

в вузе мероприятиях;

- отслеживать ситуацию в группе и помогать разрешать конфликты;

- обеспечивать моральную поддержку каждому курируемому студенту;

-

участвовать

в

собраниях

кураторов,

делиться

опытом

и

предлагать

варианты организации группы;

-

вести

журнал

группы,

отмечать

сложные

моменты,

указывать

на

положительный опыт мероприятий;

- подготовить отчёт о проделанной работе к концу учебного семестра, года

(проведённые

мероприятия,

положительные

и

отрицательные

моменты,

отзывы группы о кураторе, предложения по улучшению проекта кураторство,

результаты кураторства за прошедший период).

Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание

условий

для

повышения

конкурентоспособности

личности,

обеспечение

профессиональной

и

социальной

мобильности,

формирование

кадровой

элиты

общества,

основанной

на

свободном

развитии

личности.

В

соответствии с этим кураторская

деятельность

направлена на сплочение

коллектива, формирование профессиональных качеств студентов и кураторов,

потому

что

именно

в

коллективе

создаются

оптимальные

условия

для

реализации

личностного

потенциала

и

развития

с п о с о б н о с т е й

(коммуникативных,

организаторских,

аналитических).

Это

возможно

при

использовании активных форм работы: тренинговых занятий, деловых игр,

групповых дискуссий.

Поскольку многие выпускники школы, поступившие в профессиональные

учебные заведения, не обладают сформированными в необходимой степени

универсальными учебными умениями, решение этой проблемы выступает

сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования.

Основная деятельность работы куратора:

I. Работа по сплочению группы и профилактике взаимоотношений:

-

изучение личностей студентов и социальной картины группы в целом.

Анализ полученных данных и диагностика проблем.

-

проведение

психологических

и

социальных

тренингов

в

группе.

Привлечение группы к участию в сплачивающих мероприятиях: культпоходы,

конкурсы, субботники.

4

-

индивидуальная

социально-педагогическая

работа

со

студентами.

Координирование работы старосты и профорга группы.

- организация межгруппового сплочения со студентами других групп потока

путем проведения совместных мероприятий.

II. Работа над повышением академической успеваемости группы:

-

разъяснение

нюансов

и

особенностей

учебного

процесса

в

колледже,

рекомендации по улучшению академической успеваемости.

- контроль над успеваемостью и посещаемостью студентов группы. Анализ

слабых мест и их обсуждение в группе, принятие мер по их устранению.

-

привлечение

отдельных

студентов

к

участию

в

научной

работе:

конференциях, олимпиадах и конкурсах.

Приведенный список задач куратора является наиболее обобщенным. Как

правило, в процессе работы с группой становится ясен приоритет задач,

зачастую появляются новые задачи более мелкого масштаба.

Работу куратора над каждой из задач можно представить в виде

последовательных этапов:

1. Изучение студентов группы и коллектива в целом. Постановка конкретных

социально-педагогических задач.

2. Планирование работы — определение методов решения поставленных

задач. Составление плана воспитательных мероприятий.

3.

Выполнение

работы

-

организация

и

непосредственное

проведение

мероприятия.

4. Анализ и оценка итогов работы, которые помогают судить о результатах и

ставить новые задачи, отталкиваясь от полученных данных.

Проектирование куратором содержания воспитания.

Основной

формой

взаимодействия

куратора

с

учебной

группой

является

кураторский час.

Кураторский

час

позволяет

педагогу

найти

время

общения

с

воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное

отношение

к

определенным

ценностям,

побудить

учащихся

к

формированию

и

выражению

собственной

позиции,

делает

5

воспитательное

воздействие

систематическим

и

регулярным,

а

сам

процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и

целенаправленным.

Функции кураторского часа:

-

Просветительская

функция заключается

в

расширении

кругозора

учащихся, пополнении их знаний информацией, не нашедшей отражения в

учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в

городе, стране, мире.

-

Ориентирующая

функция заключается

в

формировании

у

учащихся

определенного

отношения

к

объектам

окружающей

действительности,

выработке

у

них

иерархии

материальных

и

духовных

ценностей.

Если

просветительская

функция

дает

информацию

о

мире,

то

ориентирующая

помогает оценивать его, формирует у учащихся потребность анализировать и

совершенствовать свою жизнь и самих себя.

- Направляющая функция означает содействие учащимся в применении

полученной

информации

и

установок

в

реальной

жизни.

Обсуждаемые

проблемы

должны

носить

практическую

направленность,

а

познание

и

оценивание

мира

завершаться

«взаимодействием»

с

ним.

Отсутствие

практической направленности воспитательного часа, его связи с проблемами

современности

существенно

снижает

эффективность

воспитательного

воздействия на учащихся, создает благоприятную обстановку для проявления

скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Формы кураторского часа:

1. Лекционные:

«Публичная

лекция»,

«Уроки

замечательной

личности»,

«Устный журнал», заочное путешествие и др.

2. Дискуссионные: «Беседа за круглым столом», «Круглый стол с острыми

углами»,

«Открытая

кафедра»,

«Открытый

микрофон»,

«Сократовская

беседа»,

«Философский

стол»,

«Дискуссионные

качели»,

ролевые

игры,

«Ток-шоу», дебаты, конференция, литературная (музыкальная) гостиная и др.

3. Конкурсно-игровые:

«Интеллектуальный

аукцион»,

тематическая

викторина, конкурсы (юмористические, музыкальные, творческие), брейн-

ринг, клуб веселых и находчивых, «Театр-экспромт», «Турнир ораторов»,

«Поле чудес» и др.

6

Могут

быть

представлены

в

виде

следующих

форм

проведения

кураторского часа:

рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;

выступление специалиста;

встреча с интересным человеком, политиком, артистом, юристом и т. п.;

сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме;

элементы театрализации событий;

познавательная или развлекательная коллективная деятельность.

Таким образом, куратор – это «служитель процесса саморазвития»

студента,

и

направлять

процесс

саморазвития

и

усовершенствования

личности последнего и есть его важнейшая функция. Ее выполнение требует

иных

действий,

нежели

те,

которые

использовались

«формирующей»

педагогикой. Здесь вместо запретов – помощь; вместо прямого требования –

совместный

анализ

ситуации

и

поиск

самостоятельных

решений;

вместо

недоверия и назидательных монологов – доверие и уважительный диалог;

вместо борьбы с недостатками – духовная поддержка.

7



В раздел образования