Автор: Бартош Надежда Юрьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Цели и задачи куратора учебной группы"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
Доклад на тему:
Цели и задачи куратора учебной группы.
Подготовила преподаватель
первой квалификационной категории
ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
Бартош Н.Ю.
Заслушан на заседании
Методического объединения кураторов
« » ______ 2017 г.
Председатель МО кураторов
ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
___________ /Е. Г.Чугуй
Симферополь, 2017
В системе подготовки высококвалифицированных специалистов в
учебных заведениях особое место занимает институт кураторов.
Куратор
(от
лат.curator
-
попечитель)
-
лицо,
которому
поручено
наблюдение.
Общепринято мнение, что куратор необходим только на первых курсах с
целью помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в
связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами
повышается роль куратора и круг его задач расширяется.
Быть куратором академической группы – это серьезное и ответственное
поручение. Куратор выступает в роли наставника, воспитателя, организатора
и непосредственного исполнителя многих педагогических дел. Совместно с
активом
группы
ему
приходится
проводить
со
студентами
большую
воспитательную
работу,
требующую
определенных
знаний
и
творческих
способностей.
Роль куратора группы колледжа:
заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти
себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор
является организатором деятельности студентов в группе и координатором
воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует
как со студентами, так и с преподавателями.
Функции и обязанности куратора студенческой группы следующие:
- принимать активное участие в основных делах курируемой группы;
- планировать учебно-методическую и воспитательную работу совместно с
группой;
-
организовать
контроль
за
учебной
работой
и
успеваемостью
студентов
своей группы для возможной их корректировки на основе взаимодействия с
преподавателями колледжа;
-
систематически
обсуждать
в
группе
текущую
успеваемость
и
итоги
аттестации студентов;
- проводить собрания курируемой группы по вопросам учебы, дисциплины,
массовых акций, культурно-массовых мероприятий;
- знать состояние бытовых условий студентов, проживающих в общежитиях и
на квартирах, проявлять заботу об их улучшении;
- поддерживать связи с родителями студентов.
2
Функции деятельности куратора:
1
. Информативная
-
предполагает
ответственность
куратора
за
своевременное
получение
студентами
необходимой
им
информации
относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны
принять участие.
2. Организационная - предполагает структурирование куратором совместно
с
участниками
внеучебной
жизни
студенческой
группы
(посвящения
в
первокурсники, внутригрупповых традиций и т.д.).
3.Коммуникационная
-
обеспечение
и
поддержка
благоприятной
психологической
атмосферы
в
курируемой
студенческой
группе;
структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в
жизни
группы
в
качестве
формального
лидера;
посредничество
с
администрацией учебного заведения.
4.Контролирующая
–
контроль
за
посещаемостью
и
успеваемостью
студентов, контроль за выполнением функций старосты и актива группы.
5.Творческая
-
предполагает
расширение
деятельности
в
связи
с
его
индивидуальными потребностями и способностями.
Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же
очерчивают
и
круг
обязанностей,
лишь
последняя
(творческая)
функция
предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть
вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри.
Цели кураторов – это прежде всего:
- помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни ;
-
привлечь
студентов
в
студенческий
совет
и
другие
студенческие
организации;
-
доносить
студентам
достоверную
информацию
о
мероприятиях,
проводимых в вузе .
Кроме того каждый куратор обязан:
- проводить собрания в группе, особенно в начальный период обучения
(сентябрь-октябрь);
- быть примером для группы;
- организовывать внутригрупповые мероприятия (дни рождения, посещение
культурных мероприятий, проведение психологических игр-тренингов);
- организовывать студентов группы на участие в мероприятиях колледжа;
3
- консультировать первокурсников по вопросам обучения и другим вопросам,
помогать разрешать конфликты с преподавателями;
- помогать в выборе и работе старосты, профорга группы;
- вовремя информировать студентов о происходящих событиях и проводимых
в вузе мероприятиях;
- отслеживать ситуацию в группе и помогать разрешать конфликты;
- обеспечивать моральную поддержку каждому курируемому студенту;
-
участвовать
в
собраниях
кураторов,
делиться
опытом
и
предлагать
варианты организации группы;
-
вести
журнал
группы,
отмечать
сложные
моменты,
указывать
на
положительный опыт мероприятий;
- подготовить отчёт о проделанной работе к концу учебного семестра, года
(проведённые
мероприятия,
положительные
и
отрицательные
моменты,
отзывы группы о кураторе, предложения по улучшению проекта кураторство,
результаты кураторства за прошедший период).
Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание
условий
для
повышения
конкурентоспособности
личности,
обеспечение
профессиональной
и
социальной
мобильности,
формирование
кадровой
элиты
общества,
основанной
на
свободном
развитии
личности.
В
соответствии с этим кураторская
деятельность
направлена на сплочение
коллектива, формирование профессиональных качеств студентов и кураторов,
потому
что
именно
в
коллективе
создаются
оптимальные
условия
для
реализации
личностного
потенциала
и
развития
с п о с о б н о с т е й
(коммуникативных,
организаторских,
аналитических).
Это
возможно
при
использовании активных форм работы: тренинговых занятий, деловых игр,
групповых дискуссий.
Поскольку многие выпускники школы, поступившие в профессиональные
учебные заведения, не обладают сформированными в необходимой степени
универсальными учебными умениями, решение этой проблемы выступает
сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования.
Основная деятельность работы куратора:
I. Работа по сплочению группы и профилактике взаимоотношений:
-
изучение личностей студентов и социальной картины группы в целом.
Анализ полученных данных и диагностика проблем.
-
проведение
психологических
и
социальных
тренингов
в
группе.
Привлечение группы к участию в сплачивающих мероприятиях: культпоходы,
конкурсы, субботники.
4
-
индивидуальная
социально-педагогическая
работа
со
студентами.
Координирование работы старосты и профорга группы.
- организация межгруппового сплочения со студентами других групп потока
путем проведения совместных мероприятий.
II. Работа над повышением академической успеваемости группы:
-
разъяснение
нюансов
и
особенностей
учебного
процесса
в
колледже,
рекомендации по улучшению академической успеваемости.
- контроль над успеваемостью и посещаемостью студентов группы. Анализ
слабых мест и их обсуждение в группе, принятие мер по их устранению.
-
привлечение
отдельных
студентов
к
участию
в
научной
работе:
конференциях, олимпиадах и конкурсах.
Приведенный список задач куратора является наиболее обобщенным. Как
правило, в процессе работы с группой становится ясен приоритет задач,
зачастую появляются новые задачи более мелкого масштаба.
Работу куратора над каждой из задач можно представить в виде
последовательных этапов:
1. Изучение студентов группы и коллектива в целом. Постановка конкретных
социально-педагогических задач.
2. Планирование работы — определение методов решения поставленных
задач. Составление плана воспитательных мероприятий.
3.
Выполнение
работы
-
организация
и
непосредственное
проведение
мероприятия.
4. Анализ и оценка итогов работы, которые помогают судить о результатах и
ставить новые задачи, отталкиваясь от полученных данных.
Проектирование куратором содержания воспитания.
Основной
формой
взаимодействия
куратора
с
учебной
группой
является
кураторский час.
Кураторский
час
позволяет
педагогу
найти
время
общения
с
воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное
отношение
к
определенным
ценностям,
побудить
учащихся
к
формированию
и
выражению
собственной
позиции,
делает
5
воспитательное
воздействие
систематическим
и
регулярным,
а
сам
процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и
целенаправленным.
Функции кураторского часа:
-
Просветительская
функция заключается
в
расширении
кругозора
учащихся, пополнении их знаний информацией, не нашедшей отражения в
учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в
городе, стране, мире.
-
Ориентирующая
функция заключается
в
формировании
у
учащихся
определенного
отношения
к
объектам
окружающей
действительности,
выработке
у
них
иерархии
материальных
и
духовных
ценностей.
Если
просветительская
функция
дает
информацию
о
мире,
то
ориентирующая
помогает оценивать его, формирует у учащихся потребность анализировать и
совершенствовать свою жизнь и самих себя.
- Направляющая функция означает содействие учащимся в применении
полученной
информации
и
установок
в
реальной
жизни.
Обсуждаемые
проблемы
должны
носить
практическую
направленность,
а
познание
и
оценивание
мира
завершаться
«взаимодействием»
с
ним.
Отсутствие
практической направленности воспитательного часа, его связи с проблемами
современности
существенно
снижает
эффективность
воспитательного
воздействия на учащихся, создает благоприятную обстановку для проявления
скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.
Формы кураторского часа:
1. Лекционные:
«Публичная
лекция»,
«Уроки
замечательной
личности»,
«Устный журнал», заочное путешествие и др.
2. Дискуссионные: «Беседа за круглым столом», «Круглый стол с острыми
углами»,
«Открытая
кафедра»,
«Открытый
микрофон»,
«Сократовская
беседа»,
«Философский
стол»,
«Дискуссионные
качели»,
ролевые
игры,
«Ток-шоу», дебаты, конференция, литературная (музыкальная) гостиная и др.
3. Конкурсно-игровые:
«Интеллектуальный
аукцион»,
тематическая
викторина, конкурсы (юмористические, музыкальные, творческие), брейн-
ринг, клуб веселых и находчивых, «Театр-экспромт», «Турнир ораторов»,
«Поле чудес» и др.
6
Могут
быть
представлены
в
виде
следующих
форм
проведения
кураторского часа:
рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;
выступление специалиста;
встреча с интересным человеком, политиком, артистом, юристом и т. п.;
сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме;
элементы театрализации событий;
познавательная или развлекательная коллективная деятельность.
Таким образом, куратор – это «служитель процесса саморазвития»
студента,
и
направлять
процесс
саморазвития
и
усовершенствования
личности последнего и есть его важнейшая функция. Ее выполнение требует
иных
действий,
нежели
те,
которые
использовались
«формирующей»
педагогикой. Здесь вместо запретов – помощь; вместо прямого требования –
совместный
анализ
ситуации
и
поиск
самостоятельных
решений;
вместо
недоверия и назидательных монологов – доверие и уважительный диалог;
вместо борьбы с недостатками – духовная поддержка.
7