Напоминание

"Применение интерактивных технологий в организации комбинированных занятий"


Автор: Гафарова Мерьем Азизовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополя
Наименование материала: статья
Тема: "Применение интерактивных технологий в организации комбинированных занятий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




“Если ученик в школе не научился сам ничего

творить, то в жизни он всегда будет только

подражать, копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать, умели сделать

самостоятельные приложения этих сведений”

Л.Н. Толстой.

Применение интерактивных технологий в организации комбинированных занятий.

Вступление. Содержание и принципы интерактивных технологий в

обучении математике.

Современную эпоху называют “Эпохой информации” так как развитие науки в

настоящее время дает возможность накапливать, перерабатывать, обменивать огромное

количество информации и обеспечивает быстрый доступ к ней. Перед нами открываются

безграничные возможности в обучении, в творчестве, в бизнесе. Поэтому к современному

человеку предъявляются следующие требования:

1)

владение определенными умениями и навыками, которые можно использовать в

различных ситуациях;

2)

умение мыслить, а не накапливать определённую сумму знаний;

3)

не узких знаний, а общего подхода к решению задач;

4)

коммуникабельности, умения работать в команде и совместного достижения цели.

Для воспитания этих качеств у учащихся, необходимо использовать в преподавании

школьных предметов таких форм и методов, которые побуждали бы в учениках творческие

начала, формировали навыки самостоятельной и коллективной познавательной

деятельности, создавали атмосферу открытости и эмоциональности обучения,

воспитывали в детях интерес к учебному процессу.

В педагогической практике существует три основные модели обучения:

пассивная, активная, интерактивная. Пассивный методический подход это такая форма

взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной

действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.

Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов,

самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым

неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы –

это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести

сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных

рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И

действительно, в некоторых случаях этот подход методов интерактивные ориентированы

на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на

доминирование активности учащихся в процессе обучения (смотрите схему 3). Ниже мы

подробнее рассмотрим именно интерактивные уроки.

Учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.

Активная модель обучения – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при

которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся

1

теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке

основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на

равных правах. Если пассивные уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то

активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный

методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно

рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от

активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие

учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности

учащихся в процессе обучения.

Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что

в ходе их выполнения не только и не сколько закрепляется уже изученный материал,

сколько изучается новый

Основные принципы интерактивного обучения:

1)

Обучение зависит от мотивации. Каким образом будет создана мотивационная

ситуация и будут поддерживаться мотивационные факторы участников.

2)

Обучение зависит от способностей тех, кто обучается. Каким образом можно

адаптировать обучение для тех, кто чувствует при этом определенные трудности.

3)

Обучение зависит от прошлого и нынешнего опыта. Каким образом можно

использовать опыт ученика, как источник его обучения.

4)

Обучение зависит от активного привлечения участников к процессу обучения.

Каким образом можно стимулировать участников и активно привлекать их к

процессу обучения.

5)

Обучение зависит от созданной атмосферы комфорта и самоуважения.

6)

Обучение станет эффективным, когда участники сами руководят им.

Во время обучения учащиеся должны делать намного больше, чем просто слушать, а

именно, читать, писать, обговаривать, привлекаться к решению проблем, наблюдать, иметь

возможность применять новые знания и навыки. Они также должны привлекаться к

умственным операциям высшего уровня, таких, как анализ, синтез, оценивание.

Интерактивное обучение подразумевает высоко структурную групповую деятельность

по особой методике и направленную на обеспечение успеваемости учеников, поучения

удовольствия ими от обучения и достижения конкретных результатов в обучении и

достижения конкретных результатов в обучении на протяжении определенного времени.

На сегодня в современном образовательном процессе не столько степень усвоения

содержания, сколько степень достижения хорошо сформулированных образовательных

целей (как учителем, так и учеником). Важен не тот факт, сколько ученик знает, а то

насколько больше он узнал, и как он будет использовать полученные знания.

Так как в условиях рыночной экономики в силу ее чрезвычайной мобильности, каждому

человеку предстоит учиться и переучиваться всю жизнь и поэтому умения и навыки

активной познавательной деятельности должны быть сформированы у молодежи уже со

школьной скамьи.

Классификация видов интерактивных технологий их характеристика.

В зависимости от цели и формы организации обучающей деятельности учащихся,

интерактивные технологии можно классифицировать на четыре группы:

2

1)

интерактивные технологии кооперативного обучения;

2)

интерактивные технологии коллективно-группового обучения;

3)

технологии ситуативного моделирования;

4)

технологии обработки дискуссионных вопросов.

Характеристики видов интерактивных технологий:

1)

Интерактивные технологии кооперативного обучения. Парная и групповая работа

организуется как на уроках усвоения новых знаний, так и на уроках формирования

знаний и умений и навыков. Работа в парах и малых группах полезна для

формирования навыков участия в дискуссиях. Большинство учащихся легче

высказываются в малых группах, к тому же этот метод дает сэкономить время, так

как отпадает потребность выслушивать каждого ребенка. Занятия в малых группах

дают возможность добыть навыки необходимые для общения и сотрудничества.

2)

Технологии коллективно-группового обучения.

До этой группы входит интерактивные технологии, которые подразумевают

одновременную современную работу всего класса.

3)

Технологии ситуативного моделирования.

Модель обучения в игре – это построение учебного процесса с помощь включения

ученика в игру.

Ролевая игра стимулирует проявления самостоятельности учащихся, их творческих

возможностей, игра имитирует реальность путем “ проживания ситуации в роли”,

которая досталась ученикам и дает возможность поступать «как по-настоящему»

Ученик может поступать и разыгрывать свою роль, моделируя реальное поведение.

4)

Технологии обучения в дискуссии.

Дискуссия дает возможность выявить различные мнения о рассматриваемой

проблеме или спорном вопросе.

5)

Правила ведения дискуссии:

говорить по очереди, а не одновременно

не прерывать того, кто говорит

критикуйте идеи, а не того, кто говорит

уважайте все высказанные мысли

не смейтесь, когда кто-то говорит

не меняйте темы дискуссии

старайтесь заинтересовать в участии в дискуссии других.

Обзор технологий интерактивного обучения:

Технологии

кооперативного

обучения

Технологии

коллективного обучения

Технологии

ситуативного

моделирования

технологии

обучения в

дискуссии

3

1.

Работа в группах

2.

Карусель

3.

Круг идей

4.

Аквариум

5.

Работа в парах

6.

Групповой опрос

7.

Общественный

смотр знаний

1.

Броуновское

движение

2.

Мозговой штурм

3.

Ажурная пилка

4.

Микрофон

5.

Нетрадиционные

уроки:

• урок лекция

• урок консультация

• урок зачет

• Урок решения

«Ключевых задач»

1.

Дидактические

игры:

• математическое лото

• математический

пасьянс

• математический

кроссворд

• угадай слово

2.

Нетрадиционные

уроки:

а) уроки имитации

публичных форм

общения:

• процесс –

конференции

• аукцион

• бенефис

• митинг

• телепередача

• презентация

б) уроки,

основанные на

имитации

деятельности

учреждений и

организаций:

• суд

• ученый совет

• патентное бюро

• следствие

в) уроки с

использованием

фантазии:

• урок сказка

• урок сюрприз

г)уроки,

имитирующие

общественно-

культурные

мероприятия:

• экскурсия в будущее

• путешествие

• интервью

• репортаж

1.

метод

пресс

2.

займи

позицию

4

Примерная структура урока с использованием интерактивных технологий.

I.

Мотивация

Цель: обратить внимание учащихся на проблему и использовать для обсуждения темы.

Использовать для этой цели цитаты, истории, небольшие задания. Этот этап занимает 5%

времени урока.

II.

Представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель: Обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности, что ожидает от них

учитель, какие должны быть достигнуты результаты. Продолжительность 5% урока

III.

Представление необходимой информации.

Цель: дать учащимся достаточно информации для того, чтобы они на ее основе могли

выполнить практическое задание. Это или минилекция, либо ознакомление с раздаточным

материалом, либо презентация домашнего задания, либо информация в письменном виде

для домашнего изучения. Продолжительность – 10% времени урока.

IV.

Интерактивная часть.

Цель: показать практическое усвоение материала.

А. цель задания, правила, последовательность действий, времени выполнения

Б. Объединение в группы.

В. Выполнение задания

Г. Презентация результатов работы

Продолжительность – 60% времени урока.

V.

Подведение итога урока, оценивание результатов.

Цель: обсуждение с учащимися, что выполнено и как вернуться к ожидаемым результата,

которые были оглашены в начале урока.

Ответы на следующие вопросы:

• Что нового узнали на уроке

• Какие навыки и знания приобрели

• Что пригодится в жизни

• Что понравилось больше всего

Продолжительность 20% времени урока.

Ниже примерно приведена одна из самых распространенных структур интерактивного

урока, названная схемой Колба:

1.

Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2.

Закрепление (повторение) пройденного – 20% времени от общей длительности

урока;

3.

Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности урока;

4.

Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;

5.

Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) – 10% времени от общей

длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель

может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока преодолевать или

укорачивать те или иные этапы урока, однако собирает пожелания, замечания, и в итоге

обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому

изучению материала.

5

Описание технологий:

1.

Работа в малых группах

Характеристика: этот вид работы дает возможность приобрести навыки необходимые

для общение и сотрудничества.

Идеи, выработанные в группе, помогают участникам быть полезными друг другу.

Высказывание мысли помогает почувствовать личные возможности и изменить их.

Описание: учащиеся объединяются в малые группы между группами распределяются

задания. На выполнение заданий дается 3-10 минут. Работа в малых группах дает

экономию времени на уроке.

Ход:

1.

Быстро объединить учащихся в группы по 4-6 человек.

2.

Ознакомить с ролями

• спикер (руководитель) зачитывает задание, организует порядок, подводит итоги,

называет докладчика

• секретарь ведет записи результатов работы. Сам должен быть готовым отвечать

• докладчик четко излагает мысли группы, рассказывает о результатах

3.

Формулировка задания для группы и инструктаж по организации групповой

работы:

• можно формулировать мысли по желанию или по очереди

• воздерживаться от оценок и обид участников группы

• пытаться найти общие мысли. Если в группе есть особое мнение, то оно тоже

имеет право на существование.

4.

Дать время на выполнение групповой работы. Во время ее выполнения оказывать

необходимую помощь каждой группе.

5.

Дать возможность группам представить результаты работы.

6.

Прокомментировать работу группы.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем

учащимся (в том числе и стеснительных) возможность участвовать в работе, практиковать

навыки сотрудничества, межличного общения (в частности, умение активно слушать,

вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает

невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих

интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания,

почти все виды имитации и др. В то же время работа в малых группах требует много

времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать,

когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если

потраченные усилия и время не гарантирует желаемого результата, лучше выбрать метод

“один – вдвоем – все вместе” для быстрого взаимодействия.

Начинать групповую работу следует, не торопясь. Если у учителя или учащихся никогда

не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Особое

внимание нужно уделять учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в

небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, можно переходить к работе в

группе, которая состоит из учащихся. Как только это группа сможет функционировать

самостоятельно, постепенно можно добавлять новых учащихся. Желательно не включать в

малую группу более пять человек.

6

В разнородных группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен

идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут

обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В

таких группах строится более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Способы распределения учащихся по группам. Существует множество способов

распределения учащихся по учебным группам. Возможно заранее составить список групп

и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете

состав группы. Наиболее простой способ произвольного распределения – попросить

учащихся рассчитаться «на первый – второй…» по числу групп. После расчета первые

номера образуют первую группу, вторые – вторую и так далее. Вместо номеров можно

использовать цвета, времена года, страны и т.д. Еще один способ – по позиции (или

желанию) учащихся.

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени

способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время

смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать

их.

Распределение ролей внутри групп.

При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:

фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);

регистратор (записывает результаты работы);

докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше

выполнить задание, например те вопросы, которая могла бы задать другая сторона

дискуссии или в судебном слушанье);

активный слушатель (старается пересказать соими словами то, о чем только что

говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы

активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении

длительного времени, учащихся следует менять ролями.

Групповая работа организуется учащимися, которые обладают знаниями и умениями,

необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о

себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения заданий. Инструкции

должны быть максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более

одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Инструкции должны быть

записаны на доске и (или) карточках.

Группе нужно предоставить достаточно времени на выполнение задания, а также

придумать, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.

Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от

традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не

следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует

индивидуальной работы.

Необходимо обеспечить групповые награды за групповые усилия, также быть

внимательными к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен

отчитаться перед классом о работе группы, нужно обеспечивать справедливый выбор

7

докладчика. Необходимо также обращать внимание на то, как уважаются права каждого

члена группы. Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов

совместного обучения.

В процессе формирования групп необходимо остерегаться «навешивания ярлыков» на

учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.

При подготовке задания для работы в малых группах продумываются ожидаемые учебные

результаты каждой группы.

1.

Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.

2.

Обсудить с учениками, понятно ли им задание.

3.

Выработать (или напомните) правила работы в группах

2.

Работа в парах

Это одна из форм работы в малых группах, Лучше эта работа в плане «Сильный

поможет слабому». Каждая пара обменивается своими идеями и аргументациями со

всей аудиторией, что дает возможность провести дискуссию.

3.

Микрофон

Этот метод дает возможность каждому быстро высказать по очереди свою мысль.

Говорит только тот, у кого микрофон, другие молчат, кричать и поправлять их с место

нельзя.

4.

Метод Прес

Этот метод следует использовать тогда, когда возникают противоречивые вопросы во

время решения проблем, у которых нужно найти определенную позицию с

поставленными проблемами. Этот метод дает ученикам выбирать или обсуждать свои

мысли, помогает выражать свои мысли. В раздаточных материалах 4 этапа метода Прес

Позиция я думаю что… (выразить мысль)

Обоснование потому что ….(пояснить причину)

В начале использования метода пресс привести примеры как он используется на

примерах, а потом дать возможность сделать это учащимся.

5.

Мозговой штурм

Это эффективный интерактивный метод коллективного обдумывания он позволяет

выразить свою мысль путем выражения мыслей всех участников для конкретной

проблемы.

Порядок проведения «мозгового штурма»

1.

сядьте удобно;

2.

не пропускайте ни одной из предложенных идей, защищайте свои идеи;

3.

можно развивать чужие идеи, либо объединять их;

4.

формулируется проблема, которую нужно решить;

5.

не разрешается критиковать или комментировать чужие идеи.

6.

в конце обговариваются и оцениваются предложенные идеи.

Решение проблем состоит из этапов:

• анализ проблем

• поиск решения проблемы

• выбор решения

7.

Займи особую позицию

Правила:

1.

Говорить по очереди не перебивать друг друга

8

2.

Не спорьте друг с другом

3.

Переходи от одного плаката к другому

4.

Выслушай причины и идеи других. Если вас спросят, то будьте готовы к ответу.

Порядок проведения:

1.

Разместить плакаты в противоположных концах кабинета. На одном «согласен», на

другом «не согласен».

2.

Попросить участников встать около плаката согласно их мнения по обсуждаемой

проблеме.

3.

Добровольно выбрать некоторое количество участников и попросить их выразить

свою позицию.

4.

После высказывания различных точек зрения, не изменилась ли позиция

участников? Переход от одного плаката к другому нужно объяснить

5.

Попросить участников назвать наиболее убедительную причину противоположной

стороны.

8.

Круг идей

Этот метод вовлекает всех участников в дискуссию. Он хорошо работает, если ставятся

вопросы или выступают докладчики от малых групп.

Порядок проведения

1.

Когда малые группы завершают свое задание и готова представить свою информацию,

каждая группа представляет один аспект, по очереди выступают представители групп,

пока не исчерпают все вопросы.

2.

Это дает возможность каждой группе обмениваться результатами своей группы,

исключая ситуацию, когда первая группа, которая выступает, подает всю информацию.

3.

Этот метод хорошо работает для создания списка идей. Каждый по очереди дает по

одной идее

4.

Это метод эффективен для различных видов деятельности при решении острых

проблем. Можно все идеи записать на доске и начать дискуссию по каждой из них.

9.

Аквариум

Выделяют группу и формируют задание. Они вслух ведут дискуссию по данному вопросу.

Через 3-5 минут группа садится и все обсуждают их ответы.

• соглашаетесь ли с ответами

• была ли мысль достаточно аргументирована

• какой аргумент был наиболее убедительным? (обсуждать в течении 2-3 минут)

После этого место в аквариуме занимает другая группа и обсуждает следующую

ситуацию. По очереди в аквариуме все группы. Деятеьность всех должна быть обсуждена.

10. Карусель

Эту технологию используют:

• для сбора информации по выбранной схеме

• для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний

• для развития умений аргументировать собственную позицию

Как организуется карусель?

Расставить стулья для учащихся в два круга. Учащиеся, которые сидят во внутреннем

круге, расположены спиной к центру, а те, которые сидят во внешнем – лицом к ним.

Таким образом, каждый сидит напротив другого.

9

Внутренний круг неподвижен, внешний подвижный: по сигналу ведущего все его

участники перемещаются на один стул правее и оказываются перед новым партнером.

Цель пройти весь круг, выполняя поставленные задания.

11. Работа в больших группах (или всем классом)

Обучающий метод, когда вся группа обговаривает идеи или события, которые касаются

данной темы. Важно привлекать к работе всех участников. В этом помогает такой метод

как микрофон. Учащиеся по очереди имитируют «говорение в микрофон» (другие дети не

могут говорить, выкрикивают с места, право говорить принадлежит только тому, у кого

символический микрофон)

12. Обучая – учусь («броуновское движение»)

Этот метод дает учащимся возможность взять участие в обучении и в передаче своих

знаний другим. Работа организуется следующим образом:

• после сообщения темы и цели урока, учащимся раздают карточки с заданием –

информацией, которую необходимо усвоить;

• если учащимся что-то непонятно они могут, обратиться к учителю

• подготовившиеся к передаче информации, ознакамливают со своей информацией

одноклассников

• после передачи всей информации учащиеся сообщают о том, что они узнали от других

13. Ажурная пилка

Этот вид деятельности на уроке дает возможность работать одновременно, для того чтобы

запомнить большой объем информации за короткий промежуток времени, а также

поощрять учеников, помогать друг другу учиться обучая

Во время работы по методу учащиеся должны быть готовы к работе в разных группах.

14. Групповой опрос.

Этот вид занятия проводится для повторения и закрепления материала, после завершения

изучения раздела программы. Он может быть организован как на уроке, так и после

уроков. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов

опрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют,

дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов для такого

занятия составляет учитель. Структура группового опроса подобно структуре группового

занятия с той лишь разницей, что отношение вступительной, основной и заключительной

частей в данном случае пропорционально 1 : 8 : 2 . Опрос ведется во всех группах

одновременно. Беседа проходит тихо, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой

интенсивности группового опроса, который дает возможность на протяжении урока

оценивать занятия всех без исключения участников, эта форма организации коллективной

деятельности содействует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности

и ответственности за свое обучение.

15. Общественный смотр знаний.

В системе разных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр

знаний занимает особое место. В его организации очень важно провести

подготовительный период. Время подготовки зависит от места смотра, его сложности,

уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по

4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для

групповых занятий), разумно их оставлять в том же составе. Вся подготовка смотра

практически ведется в этих группах. Для лучшей подготовки учитель заранее составляет

10

список, вопросов, задач, практических и других видов работ которые учащиеся должны

повторить в группах внеурочное время.

Во время подготовки учитель работает в основном с консультантом, руководя через них

деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри смотра. Учащиеся приходят в

нарядной форме. Помещение украшается, организуется выставка работ учащихся и

учебно-методических материалов.

Размещение столов в помещении необычно. Члены жюри рассаживаются за столами так,

чтобы было видно доску и класс. Впереди ряд столов остается свободным – для

самостоятельно работающих учащихся.

Они садятся по группам со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий

общественного смотра знаний, у которого есть план с указанием, видов работ

(письменные, устные, графические, решение задач, задания на смекалку) и список

учеников. Часть учащихся выполняют работу без доски, другая часть – сидя за

отдельными партами, остальные отвечают с места.

После каждого ответа, если он недостаточно полный, учащиеся могут дополнить или

уточнить их. Все ответы и дополнения учитываются. Жюри, если посчитает нужным,

может задать вопрос тому, кто отвечает.

На общественном смотре знаний может быть предусмотрена и фронтальная работа

(короткий математический диктант, или перфокарты, простые задачи, которые не требуют

много времени для написания).

В программу смотра , могут быть включены развлекательные элементы «домашние

задания» (по типу известного КВН).

Результат общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель

жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником,

характеризуется работа каждой группы. Результаты общественного смотра знаний

обсуждается в педагогическом коллективе школы.

16. Урок лекции

Урок лекции раскрывает новую тему большим блоком и сберегают время для дальнейшей

творческой работы.

Структурные элементы урока:

• обоснования необходимости изучения темы

• проблемные ситуации, анализ этих ситуаций

• работа с утверждениями по определенной схеме

• обсуждение круга вопросов близко к теме лекции и используется для самостоятельной

работы

• обобщение материала.

17. Урок – аукцион.

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем идеи

«продаются», автор идеи, получивший большую цену, признается победителем. Идея

переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть

проведен в два тура. Идеи, прошедшие на второй тер, могут быть опробованы в

практических задачах..

18. Урок типа «что? где? кода?»

11

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания,

подготовлены номера команд, листы учета с фамилиями игроков для капитанов.

Игра состоит из шести этапов:

1.

Вступительное слово учителя.

2.

Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.

3.

Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ

Выбирают орбиты.

4.

Ига «сто? где? когда?».

5.

Подведение итогов

6.

Заключительное слово учителя.

19. Уроки – деловые игры.

Такой урок удобнее провдить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на

группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем рассказывает их решение.

Проводится обмен задачами.

20. Урок – экскурсия.

Или заочное путешествие (может очное).

План проведения:

1.

Сообщение темы.

2.

Вступительное слово ведущего.

3.

Объяснение нового материала путем имитируемой экскурсии.

4.

Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

5.

Подарки и сувениры на память (готовить заранее).

21. Урок типа КВН.

1. Приветствие команд (домашнее задание).

2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.

3. Домашнее задание (проверка на кодопленке).

4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команд у доски.

5. Задания капитанам команд (по карточкам).

Через 10 минут учащиеся объединяются в «экспертные» группы. Так учащиеся под

номером 1 объединяются в группу под номером 1 и т.д. Так образуются новые 5 групп, где

каждый учащийся становится экспертом по своей части информации и делится ею со

всеми участниками новой группы. Таким образом, в новой группе учащиеся знакомятся с

решениями всех заданий данных группам на уроке. После завершения работы учащиеся

возвращаются в свои «домашние» группы, обмениваются информацией полученной в

«экспертной» группе, и затем самостоятеьно выполняются записи в тетради для оценки

результативности урока.

Цель: совершенствование навыков и умений нахождения суммы и разност дробей;

развитие навыков сотрудничества в малых гпуппах; совершенствовать умение

аргументировать свои мысли.

Учащиеся объединяются в 6 групп, выбирают спикера, секретаря и докладчика.

Правила проведения:

1.

Первая группа после получения задания занимает место около доски, вполголоса

читают задание в течении 3-4 минут обговаривает возможные варианты решения

задания и его записи на доске.

2.

Остальные учащиеся слушают, не вмешиваясь в рассуждения.

12

3.

По истечении определенного времени группа возвращается на свои места, а класс

должен ответить на вопросы: согласны ли вы с решениями? Было и оно

аргументированным?

4.

После обсуждения.

VI. Заключение.

Рекомендации учителям, работающим над моделированием интерактивных задач.

1.

Продолжить изучение современных достижений педагогической литературы

относительно интерактивных методов обучения.

2.

Чаще использовать интерактивные методы обучения.

3.

Систематически работать над усовершенствованием структуры интерактивного

урока.

4.

Осуществлять последовательность изложения изучаемого материала

5.

Осуществлять интеграцию в экспериментальной части урока, проводить

исследовательские, практические работы.

6.

Обязательно учитывать особенности каждой обучаемой группы, планируя формы и

методы обучения.

Помните! Творчество – органическая частица педагогической жизни, поэтому ничего

нельзя спланировать заранее.

Использованная литература

1.

Педагогiчна академiя панi Софii . Урок 3 нестандартнi форми урокiв.

Травень 2006

2.

Математическая газета №1 2006 г. Заседание творческой группы учителей

математики «Салон педагогических идей».

3.

Игровые технологии на уроках математики 5 – 8 классы. Ремчукова И.Б. Волгоград

«Учитель» 2005 г.

4.

Математика. Итоговые уроки 5 – 9 классы О.В. Бощеко «Учитель»

Волгоград

5.

Математика, Предметные недели в школе Гончарова Л.В. «Учитель»

Волгоград

6.

Математика. Нестандартные уроки 5 - 11 классы. Н.В. Барышникова «Учитель»

Волгоград.

7.

Сучасний урок. Iнтерактивнi технологii навчання – К.А.С.К. 2003 р.

8.

Математика в школах Украiни № 25 2006 р. Технологii Iнтерактивнного навчання

на уроках математики В.Я. Романюк, Л.В. Дутко.

9.

Математика газета №1 2006 р. О.Я. Б лян на, Е.М.Попович, А. Соловська.

10. Педагогiчна академiя Софii Урок4. Проектируемо урок разом. Вересень 2006 р.

11. Психолого-дидактические основы методики обучения математики. Я.И.

Груденов.,Москва.,»Дедагогика»,1987 г.

12. Учителю о педагогической технике под редакцией Л.И.

Рувинского.,Москва.,»Педагогика»,1987 г.

13. Математика в школах Украiни №16-18, червень 2007 р.,Iгровi форми навчання як

засiб актив зац п з навально д яльност учнв Л.О.. Соловйова, м. Донецьк

14. Математика в школах Украiни № 6, лютий 2007 р., Iгровi уроки

математики.,Панiшева О.В.

13

15. Математика в школах Украiни № 3, сiчень 2007 р.,Органiзацiя взаемодii учнiв на

етапi контролю знань Дудни.

14



В раздел образования