Напоминание

"Начальная профессиональная подготовка столяр 2 разряда"


Автор: Марков Федор Трофимович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Диринская средняя общеобразовательная школа "АГРО" имени И.Е. Федосеева - Доосо"
Населённый пункт: село Диринг, Чурапчинский улус (район), Республика саха (Якутия)
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Начальная профессиональная подготовка столяр 2 разряда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Республика Саха

Чурапчинский улус

Муниципальное учреждение

Диринская средняя общеобразовательное «АГРО»школа имени Федосеева И.Е.-ДООСО

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от « » _ 2014 г

Председатель педсовета

_____________

подпись руководителя ОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По столяр 21 разряда

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) профильное обучение 9-10-11 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием

классов)

Количество часов 68 Уровень профильный

базовый, профильный)

\

Учитель Марков Федор Трофимович

С. ДИРИН

2

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................. 3

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ............................................. 4

9-11 классы (профильный уровень) ......................................................................................... 5

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ........................................................................................................... 8

ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................................................... 11

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа для профессиональной подготовки учащихся по профессии

«Столяр 2разряда» разработана на основании федерального компонента государственного

стандарта начального профессионального образования по профессии «Мастер столярного и

мебельного производства» (ОСТ 9 ПО 02.24.2-2002), перечня профессий профессиональной

подготовки, утвержденной Министерством образования Российской Федерации 29.10.2011г.

3477

и

Модели

учебного

плана

приказа

407

от

21.10.1994

г.

по

состоянию

на

и18.10.2006г., Лизенции (серия СЯ № 000765 Регистрационный № 641-11 от 05.04.2011г.

Программа с общим объѐмом 700 часов рассчитана на 7 лет обучения (5-11 классы).

Бюджет времени рассчитан для недельной нагрузки – 2 часа в неделю для 5-7, 1 час для 8-9

классов,

и

2

часа

в

10

и

11

классов,

с

учетом

времени,

отведенного

на

каникулы,

производственную

практику,

квалификационные

экзамены.

Сводный

бюджет

предусматривает также распределение учебного времени по годам обучения.

Содержательная структура учебного плана состоит из 2-х частей, каждая из которых

включает

структурные

компоненты:

1

часть

пред-,

допрофессиональная подготовка -

построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

образовательной области “Технология”, и адресована для учащихся 5-9-х классов; 2-я часть –

профессиональная подготовка 10-11 классов.

При разработке учебной программы учитывалось, что часть вопросов по подготовке

профессии

«Столяр»

указанных

в

Сборнике

типовых

учебных

планах

и

программ

для

непрерывного профессионального обучения рабочих по профессии «Столяр» изучается в

программах по учебным предметам в 5-11 классах общеобразовательных учреждений, а

также при допрофессиональной подготовке школьников по указанной профессии в 9 классе,

что позволяет не дублировать их изучение в процессе подготовки, а изучать их в виде

повторения учебного материала. Это приводит к уменьшению количества часов, отводимых

на изучение отдельных тем и разделов, тем самым сокращая время на подготовку указанной

профессии и привести его в соответствие со временем отводимым на профессиональную

подготовку школьников.

Таким образом, объем времени 700 часов с учетом выше приведенных пояснений

позволяет проводить подготовку

школьников

по профессии

«Столяр»

с

присвоением

2

разряда.

Тарифно-квалификационная

характеристика

соответствует

Единому

тарифно-

квалификационному справочнику (ЕТКС) работ и профессий рабочих и содержат требования

к основным знаниям и умениям, которые должны иметь рабочие указанной профессии и

квалификации.

Кроме

основных

требований

к

уровню

знаний

и

умений

в

тарифно-

квалификационные

характеристики

включены

требования,

предусмотренные

“Общими

положениями ЕТКС”, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и

ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 226/125/15-88) (с изменениями от 13 марта, 1 апреля 1987 г., 15

мая 1990 г., 23 апреля 1991 г., 24 апреля, 11 ноября 1996 г., 29 сентября 1997 г., 8 июня 1998

г.)

Основной

формой

обучения

является

учебно-практическая

деятельность

учащихся.

Соотношение теоретического и практического обучения составляет 2:3, может варьировать с

учетом внесенных корректировок в учебной программе. Приоритетными методами являются

упражнения, лабораторно-практические работы, метод проектов. В процессе практического

обучения

учащиеся

закрепляют

полученные

теоретические

знания.

Особое

внимание

уделяется

вопросам

организации

рабочего

места,

охране

труда

и

производственной

санитарии.

Режим работы в межшкольном УПК – 6 часов в неделю (2 часа – теоретические

занятия, 4 часа – практические занятия). Для учащихся 9-10-х классов предусмотрена летняя

производственная практика в количестве 205 часов.

4

Квалификационные пробные работы выполняются по профессиям проводится за счет

времени, отведенного на производственное обучение.

К

концу

обучения

каждый

учащийся

должен

уметь

выполнять

работы,

предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой.

Обучение

учащихся в 11 классе заканчивается сдачей экзамена по теоретическим

предметам, выполнением квалификационной пробной работы и присвоением квалификации.

ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия - столяр

Уровень квалификации - 2-й разряд

Характеристика

работ.

Распиливание

и

строгание

вручную

необлицованных

брусковых

деталей простого профиля. Нанесение клея вручную на склеиваемые детали и удаление

потеков клея с деталей и узлов. Установка шкантов на клей. Наклейка на изделия обивочных

материалов. Сборка рамок на металлических скрепках. Сборка простых ящиков из готовых

деталей.

Приготовление

столярного

клея.

Заточка

простого

столярного

инструмента.

Наклейка

на

изделия

обивочных

материалов.

Обклейка

концов

фанерованных

деталей

гуммированной

лентой.

Пропитка

пластей

и

кромок

брусков

мыльным

раствором.

Раскалывание кругляка на заготовки различных размеров и зарубка контура резной игрушки.

Должен

знать:

породы

и

пороки

древесины

и

их

отличительные

свойства;

физико-

механические

свойства

древесины;

технические

условия

на

обработку

деталей;

виды

простых

столярных

соединений;

марки

и

свойства

применяемых

клеев

и

способы

их

приготовления; способы и приемы столярно-монтажных работ по установке, креплению,

сборке,

разборке,

демонтажу

и

ремонту

простой

мебели

и

изделий

из

мягких

пород

древесины

в

судовых

помещениях;

приемы

раскалывания

кругляка;

применяемый

инструмент; правила чтения простых чертежей и схем.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР_______________

«___» __________ 2014 года

Республика Саха

Чурапчинский улус

Муниципальное учреждение

Диринская средняя общеобразовательное «АГРО» школа имени Федосеева И.Е.-ДООСО

Календарно-тематическое

планирование

по профессии столяр 2 разряда

9-10-11 классы

Учитель Марков Федор Трофимович

Количество часов: всего 204 часов; в неделю 2 часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы Марков Федор Трофимович,

утвержденной решением педсовета, протокол №1 от . . 2014 г.

9-11 классы (профильный уровень)

всего

Т/О

ЛПЗ

всего

Т/О

I

Теоретическое обучение

98

33

11

22

33

11

I.1

Чтение чертежей и схем

27

9

3

6

9

3

I.1.1 Основные правила оформление чертежей

9

3

1

2

3

1

I.1.2 Основы проекционной графики

9

3

1

2

3

1

I.1.4 Упраженния

в

чтении

и

выполнении

простых

чертежей и эскизов

9

3

1

2

3

1

I.2

Специальная технология

71

24

8

16

24

8

I.2.1 Введение.

Строительные работы,

индустриализация

и механизация строительства

6

2

1

1

2

1

I.2.2 Основные сведения о столярных работах

8

2

1

1

3

1

I.2.3 Деревообрабатывающие

станки,

правила

их

эксплуатации и уход за ними

10

4

1

3

3

1

I.2.4 Основные операции по обработке древесины

10

4

1

3

3

1

I.2.5 Изготовление столярных изделий

10

4

1

3

3

1

I.2.6 Установка

столярных

изделий

на

объектах

строительства

10

4

1

3

3

1

I.2.7 Основы композиции мебели

9

2

1

1

4

1

I.2.8 Стандартизация и контроль качества

8

2

1

1

3

1

II

Производственное практика

101

35

0

35

35

0

II.2

Производственная практика

101

35

35

35

ВСЕГО:

199

68

11

57

68

11

Консультации

4

0

0

Экзамены

1

0

0

ИТОГО:

204

68

11

57

68

11

Тема разделов и занятий

всего

Количество часов

9 класс

10 класс

Требования к уровню подготовки учащихся 9-11 классов (профильный уровень)

Курсанты должны

Знать:

-

технологический процесс обработки древесины и древесных материалов, в соответствии с технической документацией;

-

назначение, устройство, принцип действия оборудования и приспособлений;

-

устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных приборов и инструментов, режущего инструмента;

-

физико-механические свойства древесины;

-

назначение, классификацию, основные характеристики, особенности применения лесоматериалов, пиломатериалов и древесных

материалов;

-

основные свойства отделочных материалов, их состав и требования к ним;

-

правила

пользования

техническими

нормативными

правовыми

актами

и

технической

документацией

изготавливаемую продукцию и отделочные материалы;

-

требования к качеству выполняемых работ;

-

методы контроля качества продукции.

Уметь:

- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех

указанных работ;

- осуществить наладку простейших ручных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать

требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

- производить простейшую наладку станков, выполнить основные ручные станочные операции;

- читать простейшие технические рисунки и чертежи;

- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

- читать чертежи и технологические карты плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

- графически изображать основные виды механизмов передач;

- находить необходимую техническую информацию;

- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

- выполнять основные учебно-производственные операции и изготовлять детали на сверлильном станке и токарном станках по дереву;

- выполнять шиповые соединения;

- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей

материалов красками и лаками);

- применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

8

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Требования

к

результатам

обучения:

освоение

учебных

элементов,

а

также

уровень

освоения

содержательных

параметров

деятельности,

указанных

в

профессиональной

характеристике,

являются

основными

параметрами

при

оценке

качества подготовки специалистов.

Материал квалификационного экзамена разрабатывается на основании данной

программы.

Форма проведения итогового квалификационного экзамена комбинированная, и

включает:

1.

Экзамен по предмету «Технология сборочных и отделочных работ»

2.

Защита проектной деятельности с предоставлением выпускной практической

квалификационной работы по профессии

Каждый этап экзамена оценивается в баллах в соответствии со следующими

показателями оценки с учетом характера допущенных ошибок.

Критерии и показатели оценки квалификационного экзамена

по профессии рабочего «Столяр» 2 разряда

Отметка

в баллах

Показатели оценки

1 (один)

Узнавание

отдельных

объектов

изучения

программного

учебного

материала,

предъявляемых

в

готовом

виде

(операции

столярной

обработки,

виды

столярных

и

мебельных

изделий,

обслуживаемое

оборудование и инструменты); наличие многочисленных существенных

ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя

2 (два)

Различие

объектов

изучения

программного

учебного

материала,

предъявленных в готовом виде (операции столярной обработки, виды

столярных

и

мебельных

изделий,

обслуживаемое

оборудование

и

инструменты);

наличие

существенных

ошибок,

исправляемых

с

непосредственной помощью преподавателя

3 (три)

Воспроизведение

части

программного

материала

по

памяти

(классификация столярно-строительных и мебельных изделий, операции

столярной обработки, применяемый инструмент, назначение основных

деревообрабатывающих

станков,

технологический

процесс

производства

столярно-строительных

и

мебельных

изделий);

осуществление умственных действий по образцу; наличие отдельных

существенных ошибок

4 (четыре)

Недостаточное

осознанное

воспроизведение

большей

части

программного учебного материала (описание с элементами объяснения

операций

столярной

обработки

древесины

и

применяемого

инструмента,

столярно-строительных

и

мебельных

изделий

и

технологии

их

изготовления,

назначения

и

устройства

основных

деревообрабатывающих

станков,

назначения

отделки

столярных

и

мебельных изделий и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по

образцу; наличие единичных существенных ошибок

5 (пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного

учебного

материала

(описание

с

элементами

объяснения

операций

столярной

обработки

древесины

и

применяемого

инструмента,

столярно-

строительных и мебельных изделий и технологии их изготовления,

9

назначения

и

устройства

основных

деревообрабатывающих

станков,

режущего инструмента, назначения и сущности отделки столярных и

мебельных изделий и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по

образцу; наличие несущественных ошибок

6 (шесть)

Полное

знание

и

осознанное

воспроизведение

всего

программного

учебного

материала;

владение

программным

учебным материалом

в

знакомой

ситуации

(описание

стадий

технологического

процесса

обработки

древесины, с

объяснением

устройства,

принципа

работы,

правила

обслуживания

основных

деревообрабатывающих

станков,

дереворежущего

инструмента

и

его

конструктивных

особенностей,

технологии отделки древесины и т.д.); наличие несущественных ошибок

7 (семь)

Полное,

прочное

знание

и

воспроизведение

программного

учебного

материала; владение программным

учебным материалом в знакомой

ситуации

(развернутое

описание

и

объяснение

правил

и

способов

выполнения

основных

операций

столярной

обработки,

стадий

технологического

процесса

обработки

древесины,

назначения,

устройства,

принципа

работы,

обслуживания

и

эксплуатации

деревообрабатывающих

станков,

конструктивных

особенностей

дереворежущего инструмента в зависимости от назначения, технологии

отделки

древесины,

формулирование

выводов

недостаточно

самостоятельно); наличие единичных несущественных ошибок

8 (восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного

учебного материала; оперирование программным учебным материалом

в

знакомой

ситуации

(развернутое

описание

и

объяснение

стадий

технологического процесса обработки древесины, правил и требований

к

изготовлению

столярно-строительных

изделий,

назначения,

устройства,

принципа

работы,

обслуживания

и

эксплуатации

деревообрабатывающих

станков,

конструктивных

особенностей

дереворежущего инструмента в зависимости от назначения, технологии

отделки

древесины,

методов

контроля

качества

продукции,

формулирование

выводов);

наличие

единичных

несущественных

ошибок

9 (девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного

материала;

оперирование

программным

учебным

материалом

в

частично

измененной

ситуации

(дает

развернутое

и

обоснованное

описание

стадий

технологического

процесса производства

столярно-

строительных

и

мебельных

изделий,

полную

характеристику

используемого

оборудования,

обосновывает

выбор

дереворежущего

инструмента

в

зависимости

от

обрабатываемого

материала

и

вида

технологической

операции,

обосновывает

особенности

применения

столярных

соединений

в

столярно-мебельных

изделиях,

выявляет

дефекты обработки и установление способов их устранения)

10 (десять)

Свободное

оперирование

программным

учебным

материалом;

применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия

по объяснению основных положений теории резания древесины, правил

и требований, предъявляемых к изготовлению мебельных и столярно-

строительных

изделий,

характеристик

и

правил

технической

эксплуатации деревообрабатывающих станков, самостоятельный выбор

необходимого

технологического

оборудования

и

установление

последовательных

технологических

операций

по

изготовлению

столярно-строительных и мебельных изделий)

10

Существенные

ошибки

ошибки,

которые

свидетельствуют

о

невладении

абитуриентами

основными

теоретическими

знаниями;

ошибки,

приводящие

к

значительному

искажению

сути

рассматриваемого

вопроса,

свидетельствующие

о

непонимании

абитуриентами

значения

основных

терминов

и

понятий,

основных

положений обработки древесины и изготовления столярно-строительных и мебельных

изделий.

Существенные

ошибки

связаны

с

недостаточной

глубиной,

полнотой

и

осознанностью изученного учебного материала.

Несущественные ошибки – ошибки, относящиеся к упущениям в ответе, когда не

назван нехарактерный факт или не описано частное явление. Несущественной следует

считать ошибку, если она допущена только в одной из нескольких аналогичных или

стандартных ситуаций.

Отметка 0 (ноль) баллов выставляется выпускнику при отказе от ответа.

Общая отметка по квалификационному экзамену выставляется исходя из суммы

баллов по двум этапам в соответствии со следующей таблицей:

Общая сумма баллов

Отметка

1-5

2

6-10

3

11-17

4

18-20

5

11

ЛИТЕРАТУРА

1.

Бешенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 кл. М.: Дрофа, 1999.

2.

Карабанов И.А. Технология обработки древесины: 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2000.

3.

Справочник

по

трудовому

обучению:

обработка

древесины

и

металла,

электротехнические и ремонтные работы: 5-7 кл./ под ред. И.А.Карабанова - М.:

Просвещение, 1992.

4.

Технология: 5 кл. (для мальчиков) под ред. В.Д.Симоненко - М.: Просвещение,

1999.

5.

Технология: 6, 7, 8, 9 кл. (для мальчиков) под ред. В.Д.Симоненко - М.: Вентана-

граф. 1996, 1997, 1999.

6.

Твоя

профессиональная

карьера:

8-11

кл.

Под

ред.

С.Н.Чистяковой

и

Т.И.

Шалавиной - М.: Просвещение 2000.

7.

Хотунцев Ю.Л Симоненко В.Д. «Технология. Трудовое обучение» 5-11 классы.

Государственная программа, «Просвещение», 2006г.

8.

6. Скопцева М.И. «Технология. Обслуживающий труд» 5-8 кл., Ростов-на-Дону,

«Феникс», 1997 г.



В раздел образования