Напоминание

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и внеурочное время


Автор: Волкова Валентина Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №36"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад





Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время
(из опыта работы учителя) Волкова Валентина Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «ОШ № 36» г.Чебоксары Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества» [1,310]. В наше время, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций народов было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в военно-патриотического воспитания должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших него представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов, беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Немало в нашей российской истории было войн, побед, иногда и поражений, где были настоящие герои и победители, но в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации тема «Великая Отечественная война» выделяется как ведущая. Война 1941- 1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа-победителя. Великая Отечественная война – это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. До изучения этой темы ежегодно учащиеся готовят вместе со своими родственниками исследовательскую работу “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны”, где раскрывают как и где воевали их родственники в этой войне, подтверждая всё это фотографиями, наградными листами и письмами – треугольниками того времени из своих семейных архивов. Собранный материал учащимися(архивные справки, фотографии, наградные листы, ордена и медали) в дальнейшем использую при изучении тем о Великой Отечественной войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, например: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт прадедушка Егорова Руслана Егоров Николай Иванович. ” И выступает Егоров, который рассказывает о своем дедушке, родившемся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны, как он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. На другом уроке остановлюсь о том, как с марта 1942 года был призван в армию и дедушка Ворониной Анны Воронин Владимир Андреевич. Он участвовал в боях за освобождение Белоруссии, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”, а также орденом Отечественной
войны 1 степени. Наряду с мужчинами на войне воевали и женщины, в подтверждение этому, прабабушка Фёдоровой Марины Валентина Антоновна была медицинской сестрой. Сначала она работала в военном госпитале, затем – на линии фронта, доставляя раненых бойцов с поля боя и спасала жизнь многих людей. Также по другим представленным материалам раскрывается роль тыла в годы войны 1941-1945 гг. Так почти у каждого в классе найдется, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. В ходе изучения этой темы также рассказываю о своем деде - участнике Великой Отечественной войны Богданове Трофиме Степановиче, ушедшем на фронт в первые же дни начала войны и погибшем защищая город Москву. Богатый материал по краеведению и участию наших земляков в Великой Отечественной войне из Чувашской Республики можно найти в книгах «Аставам- Память», изданными Чувашским книжным издательством в 1995-2005 гг. Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением. Изучение прошлого своей семьи, города, школы, области дает возможность будить интерес у ребенка у ребенка к родословной своей семе, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России. Много ярких мероприятий прошло в нашей стране в честь 70-летия Победы В Великой Отечественной войне. Запомнилась многим ученикам школы Всероссийская патриотическая акция «Письмо ветерану», в ходе проведенного с ними мастер-класса они узнали как выглядели и как складывались фронтовые, а затем написали свои пожелания и поздравления ветеранам войны. На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в юристов, художников, философов. Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры. Уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками учебного процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности. Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
Список использованной литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения). 2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.-26 с. 3. В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.-79 с. 4. Военно-патриотическое воспитание в обучении истории при изучении Великой Отечественной войны: Сб. ст. / Под ред. Н.Г.Дайри. — М.: Педагогика, 1970.- 142 с. 5.Каховский ВФ., Захаров Т.З., Степанов В.Р. Рассказы по истории Чувашии. Учебное пособие для учащихся 5 класса.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1991. – 126 с. с ил. 6. Книга памяти «Аставам- Память» в 11 томах.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1999 - 2005. 7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина / В.А.Сухомлинский. Минск, 1978.-214 с. 8. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А.Сухомлинский. — М.: Молодая гвардия, 1980. -196 с. 9. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./ 10. Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание школьников. №8 2011./ 11. Сафронова Е. М., Попова Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/. 12. Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./


В раздел образования