Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и внеурочное время
Автор: Волкова Валентина Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "СОШ №36" Населённый пункт: город Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и внеурочное время Раздел: полное образование
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время
(из опыта работы учителя)
Волкова Валентина Николаевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «ОШ № 36» г.Чебоксары
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня
это
одна
из
самых
острых
и
актуальных
проблем.
Среди
целей
исторического
и
обществоведческого
образования
в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
нового
поколения
выделяются
основные:
«воспитание
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей
Родины,
к
правам
и
свободам
человека,
демократическим
ценностям
современного
общества» [1,310].
В наше время, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения
детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Изучение истории
родной
земли,
истории
нашего
отечества,
боевых,
трудовых
и
культурных
традиций
народов было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков
патриотизма, чувства любви к нашей великой отчизне, к малой и большой Родине. Особая
роль
в
военно-патриотического
воспитания
должна
принадлежать
военной
истории,
соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному
подвигу
народа,
равняется
на
лучших
него
представителей,
учится
на
героических
примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов, беззаветному
служению Отечеству, готовности встать на его защиту.
Немало в нашей российской истории было войн, побед, иногда и поражений, где были
настоящие герои и победители, но в
патриотическом воспитании граждан Российской
Федерации тема «Великая Отечественная война» выделяется как ведущая. Война 1941-
1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей
самосознание народа-победителя. Великая Отечественная война – это и великие военные
победы, и национальные герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. До
изучения
этой темы
ежегодно учащиеся
готовят вместе со своими родственниками
исследовательскую
работу
“ Моя семья в годы Великой Отечественной войны”, где
раскрывают
как
и
где
воевали
их
родственники
в
этой
войне,
подтверждая
всё
это
фотографиями, наградными листами и письмами – треугольниками того времени из своих
семейных
архивов.
Собранный
материал
учащимися(архивные
справки,
фотографии,
наградные листы, ордена и медали) в дальнейшем использую при изучении тем о Великой
Отечественной войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить
сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое
сообщение. Так, например: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт прадедушка Егорова
Руслана Егоров Николай Иванович. ” И выступает Егоров, который рассказывает о своем
дедушке, родившемся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны, как он
прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден
многими
медалями
и
орденом
Отечественной
войны
2
степени.
На
другом
уроке
остановлюсь о том, как с марта 1942 года был призван в армию и дедушка Ворониной
Анны Воронин Владимир Андреевич. Он участвовал в боях за освобождение Белоруссии,
был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За
победу над Германией в Великой Отечественной войне ”, а также орденом Отечественной
войны 1 степени. Наряду с мужчинами на войне воевали и женщины, в подтверждение
этому, прабабушка
Фёдоровой Марины
Валентина
Антоновна
была медицинской
сестрой. Сначала она работала в военном госпитале, затем – на линии фронта, доставляя
раненых
бойцов
с
поля
боя
и
спасала
жизнь
многих
людей.
Также
по
другим
представленным материалам раскрывается роль тыла в годы войны 1941-1945 гг.
Так почти у каждого в классе найдется, что рассказать о своих родственниках –
участниках войны. В ходе изучения этой темы также
рассказываю о своем деде -
участнике Великой Отечественной войны Богданове Трофиме Степановиче, ушедшем на
фронт в первые же дни начала войны и погибшем защищая город Москву. Богатый
материал по краеведению и участию наших земляков в Великой Отечественной войне из
Чувашской
Республики
можно
найти
в
книгах
«Аставам-
Память»,
изданными
Чувашским книжным издательством в 1995-2005 гг.
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением.
Изучение
прошлого
своей
семьи,
города,
школы,
области
дает
возможность
будить
интерес у ребенка у ребенка к родословной своей семе, к истории своего края и к общей
истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит
основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в
которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России.
Много ярких мероприятий прошло в нашей стране в честь 70-летия Победы В Великой
Отечественной
войне.
Запомнилась
многим
ученикам
школы
Всероссийская
патриотическая акция «Письмо ветерану», в ходе проведенного с ними мастер-класса они
узнали как выглядели и как складывались фронтовые, а затем написали свои пожелания и
поздравления ветеранам войны.
На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в юристов, художников, философов.
Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. Учу детей понимать и
уважать других людей, другие культуры. Уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы
ребята становились активными участниками учебного процесса и формировали свою
собственную точку зрения на исторические события и явления.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному
участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной
исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и
патриотического воспитания личности.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении,
в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной
или пассивной гражданской позиции.
Список использованной литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. —
(Стандарты второго поколения).
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М.
Просвещение. 2012.-26 с.
3. В. В.Козлов, А. М.Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.-79 с.
4. Военно-патриотическое воспитание в обучении истории при изучении Великой
Отечественной войны: Сб. ст. / Под ред. Н.Г.Дайри. — М.: Педагогика, 1970.- 142 с.
5.Каховский ВФ., Захаров Т.З., Степанов В.Р. Рассказы по истории Чувашии. Учебное
пособие для учащихся 5 класса.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1991. –
126 с. с ил.
6. Книга памяти «Аставам- Память» в 11 томах.- Чебоксары: Чувашское книжное
издательство, 1999 - 2005.
7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина / В.А.Сухомлинский. Минск,
1978.-214 с.
8. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А.Сухомлинский. — М.: Молодая гвардия,
1980. -196 с.
9. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия».
/Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
10. Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание
школьников. №8 2011./
11. Сафронова Е. М., Попова Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания
подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.
12. Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный
музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./