Напоминание

"Подготовка детей с ОВЗ к ОГЕ по математике"


Автор: Максименкова Наталья Игоревна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№63"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка детей с ОВЗ к ОГЕ по математике"
Раздел: среднее образование





Назад




Система подготовки к ОГЭ по математике

(из опыта работы Максименковой Н.И.

МБОУ «СОШ№63 г.Ижевск).

Предлагаю рассмотреть вопросы и проблемы, с которыми я сталкиваюсь, как

учитель

математики

при

подготовке учащихся с ОВЗ к государственной

итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Я выпускаю классы, где главная цель у учеников – это получение

аттестата об основном общем образовании. Как лучше работать с такими

классами? Я

ставлю

в

своей

работе

следующие

задачи:

адаптировать

содержание

образования

к

современным

требованиям

ОГЭ;

развивать

самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и

самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с

широкой организацией диалогического общения, проводить систематический

контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых

заданий.

Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к

нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к

сдаче

экзамена),

но

в

то

же

время

проходить

постоянно,

причём

не

натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов

в течение нескольких лет школьного обучения.

Учителю,

работающему

по

любому

из

учебников,

утвержденному

Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и

задачи

из

учебников

в

большинстве

случаев

почти

никак

не

связаны.

Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ

для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли

знакомиться

с

разными

формулировками

и

видеть

всё

разнообразие

математических примеров, вопросов и проблем. Наверное, многие учителя

согласятся

с

тем,

что

редко

в

каком

учебнике

немного

освещён

раздел

«Реальная

математика».

Например,

тема

«Подобие

треугольников»

в

учебнике дана только в форме задач, а в ОГЭ она встречается не только во

второй

части,

где

требуется

решить

геометрическую

задачу

с

доказательством, но и в 13 задании, в котором необходимо указать номера

верных утверждений (таких заданий в любом учебнике просто напросто нет),

а

также

и

в

17

задании

из

раздела

«Реальная

математика»

учебнике

«Геометрия.

7-9

класс»

под

редакцией

Л.С.Атанасяна

всего

3

задания,

отдалённо напоминающих задачи из этого раздела). Таких примеров можно

привести много. В наших учебниках почти нет заданий, где требуется только

ответ,

в

большинстве

случаев

везде

необходимо полное

обстоятельное

решение.

Учащиеся

привыкают

к

такой

системе:

обстоятельно

и

с

аргументами излагать своё решение. А на ОГЭ у них происходит «разрыв

шаблона» - в 20 из 26 заданий никаких объяснений не требуется, нужен

только

ответ.

Вот

поэтому

учитель

и

находится

между

«молотом

и

наковальней» – учебной программой и учебником с набором отведённых на

изучение часов и необходимостью успешной сдачи учениками ОГЭ. Каждый

педагог решает эту сложную ситуацию по-своему, часто методом проб и

ошибок.

Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?

1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене

запрещено,

поэтому

объясняю

его

вред.

Показываю

ребятам

некоторые

способы

быстрого

умножения

чисел,

возведения

в

степень,

извлечения

корней.

На

заключительных

уроках

разделов

показываю

математические

фокусы с быстрым счётом, каждый ученик готовит проекты в 5-6 классе по

быстрому счёту. Например, для увеличения скорости вычислений в 8 классе в

заданиях по теме «Теорема Пифагора» дарю каждому ученику на Новый год

календарик,

где

на

обратной

стороне

отпечатаны

«Пифагоровы

тройки»,

поэтому в 9 классе 7-8 троек ученики знают наизусть, а для ОГЭ этого

достаточно, чтобы решить некоторые задания устно.

2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения

теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в

котором

часть

вопросов

касается

теории

и

вторая

часть

-

простейшие

примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему

разделу.

3 . Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Запомнить

все

решения

всех

заданий

невозможно,

поэтому

считаю,

что

разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к

решению задач соответствующих типов.

4.

Проверка

знаний

и

умений

учащихся. Объясняю

важность

выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети

Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал,

а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей

подготовки,

работы

в

режиме

online.

Составляю

план

индивидуальной

работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения

домашних

работ

и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме с

подписью самого учащегося и с ознакомлением его родителей.

5 . Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по

содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в

равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и

предполагает

объективный

контроль

результатов,

т.е.

слабый

ученик

не

получит

скидку

на

то,

что

он

слабый.

Дифференциация

на ГИА

предполагается только при выставлении количества баллов за правильно

выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня

трудности. Поэтому при подготовке к ГИА осуществляю дифференциацию

таким же образом.

6. Постоянное совершенствование удачных методических приёмов.

У

каждого

учителя

они

могут

быть

различными.

Например,

считаю

эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения

задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали,

когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто

показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа

своих

черновых

записей.

Иногда,

хороший

результат

получается,

когда

инсценирую «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае ученики

должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы,

вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

7.

Считаю

необходимым

указывать

типичные

ошибки

при

выполнении заданий.

В

9

классе

на

уроках

посвященных

подготовке

к

ОГЭ

провожу

диагностические работы, которые состоят из двух частей: модуль «Алгебра»

и

«Реальная

математика»,

либо

«Алгебра»

и

«Геометрия»,

причем

на

выполнение

всей

работы

отвожу

45

минут.

Дальнейшую

работу

строю,

учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях. Оценивая

учащихся по заданиям из ОГЭ на уроках, не спешу выставлять оценки в

журнал,

всегда

даю

возможность

получить

более

высокую

отметку

и

обязательно исправить «двойку», для этого необходимо сделать работу над

ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью),

а

затем

решить

аналогичное

задание.

Со

временем учащиеся перестают

бояться

«двоек»,

смелее

задают

вопросы,

справляются

с

задачами

обязательного

уровня.

Обстановку

на

уроке

стараюсь

поддерживать

доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки

решение

типовых

и

тренировочных

заданий

(их

можно

найти

в

разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся

пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме

«теста скорости», то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время,

чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный

промежуток времени.

Прихожу на родительские собрания, информирую их об изменениях в

системе государственной итоговой аттестации,

знакомлю родителей с планом

работы по математике на предстоящий учебный год; разъясняю позицию

Министерства образования РФ по проблемам ГИА; характеризую структуру

контрольно-

измерительных

материалов

(КИМов)

по

математике;

рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов

выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на

экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание

родителей на то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать

каждый

ученик,

подчёркиваю

важность

психологической

устойчивости

к

экзаменам, прошу родителей не способствовать развитию стресса у учеников,

объясняя планомерность работы, а также важность контроля со стороны

родителей

подготовки

учеников

к

урокам.

На

родительских

собраниях

показываю лучшие тетради «Для подготовки к ОГЭ по математике», папки с

заданиями к ОГЭ.

Предмет

математика

трудоемкий,

требует

большой

самостоятельной,

повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно

работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не

говоря,

уже

о

более

значительных

успехах.

По-моему

мнению,

усилия

учителя

должны

быть

направлены

на

формирование

у

школьников

потребности

в

учебной

деятельности,

желания

учиться,

на выработку

положительного отношения учеников и родителей к математике, создания

ситуации

успеха,

ликвидации

боязни

решения

математических

задач,

формированию у учащихся уверенности в своих способностях.

Литература.

1. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Задачник.

Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: Экзамен, 2015. 386 с.

2.Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М.: Айрис-

Пресс, 2012. 178 с.

3.Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная

итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.:

Интеллект-Центр, 2012. 112 с.

4. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2016. Математика. Типовые

экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование,

2016. 80 с.



В раздел образования