Автор: Максименкова Наталья Игоревна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№63"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка детей с ОВЗ к ОГЕ по математике"
Раздел: среднее образование
Система подготовки к ОГЭ по математике
(из опыта работы Максименковой Н.И.
МБОУ «СОШ№63 г.Ижевск).
Предлагаю рассмотреть вопросы и проблемы, с которыми я сталкиваюсь, как
учитель
математики
при
подготовке учащихся с ОВЗ к государственной
итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
Я выпускаю классы, где главная цель у учеников – это получение
аттестата об основном общем образовании. Как лучше работать с такими
классами? Я
ставлю
в
своей
работе
следующие
задачи:
адаптировать
содержание
образования
к
современным
требованиям
ОГЭ;
развивать
самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и
самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с
широкой организацией диалогического общения, проводить систематический
контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых
заданий.
Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к
нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к
сдаче
экзамена),
но
в
то
же
время
проходить
постоянно,
причём
не
натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов
в течение нескольких лет школьного обучения.
Учителю,
работающему
по
любому
из
учебников,
утвержденному
Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и
задачи
из
учебников
в
большинстве
случаев
почти
никак
не
связаны.
Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ
для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли
знакомиться
с
разными
формулировками
и
видеть
всё
разнообразие
математических примеров, вопросов и проблем. Наверное, многие учителя
согласятся
с
тем,
что
редко
в
каком
учебнике
немного
освещён
раздел
«Реальная
математика».
Например,
тема
«Подобие
треугольников»
в
учебнике дана только в форме задач, а в ОГЭ она встречается не только во
второй
части,
где
требуется
решить
геометрическую
задачу
с
доказательством, но и в 13 задании, в котором необходимо указать номера
верных утверждений (таких заданий в любом учебнике просто напросто нет),
а
также
и
в
17
задании
из
раздела
«Реальная
математика»
(в
учебнике
«Геометрия.
7-9
класс»
под
редакцией
Л.С.Атанасяна
всего
3
задания,
отдалённо напоминающих задачи из этого раздела). Таких примеров можно
привести много. В наших учебниках почти нет заданий, где требуется только
ответ,
в
большинстве
случаев
везде
необходимо полное
обстоятельное
решение.
Учащиеся
привыкают
к
такой
системе:
обстоятельно
и
с
аргументами излагать своё решение. А на ОГЭ у них происходит «разрыв
шаблона» - в 20 из 26 заданий никаких объяснений не требуется, нужен
только
ответ.
Вот
поэтому
учитель
и
находится
между
«молотом
и
наковальней» – учебной программой и учебником с набором отведённых на
изучение часов и необходимостью успешной сдачи учениками ОГЭ. Каждый
педагог решает эту сложную ситуацию по-своему, часто методом проб и
ошибок.
Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?
1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене
запрещено,
поэтому
объясняю
его
вред.
Показываю
ребятам
некоторые
способы
быстрого
умножения
чисел,
возведения
в
степень,
извлечения
корней.
На
заключительных
уроках
разделов
показываю
математические
фокусы с быстрым счётом, каждый ученик готовит проекты в 5-6 классе по
быстрому счёту. Например, для увеличения скорости вычислений в 8 классе в
заданиях по теме «Теорема Пифагора» дарю каждому ученику на Новый год
календарик,
где
на
обратной
стороне
отпечатаны
«Пифагоровы
тройки»,
поэтому в 9 классе 7-8 троек ученики знают наизусть, а для ОГЭ этого
достаточно, чтобы решить некоторые задания устно.
2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения
теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в
котором
часть
вопросов
касается
теории
и
вторая
часть
-
простейшие
примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему
разделу.
3 . Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Запомнить
все
решения
всех
заданий
невозможно,
поэтому
считаю,
что
разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к
решению задач соответствующих типов.
4.
Проверка
знаний
и
умений
учащихся. Объясняю
важность
выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети
Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал,
а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей
подготовки,
работы
в
режиме
online.
Составляю
план
индивидуальной
работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения
домашних
работ
и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме с
подписью самого учащегося и с ознакомлением его родителей.
5 . Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по
содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в
равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и
предполагает
объективный
контроль
результатов,
т.е.
слабый
ученик
не
получит
скидку
на
то,
что
он
слабый.
Дифференциация
на ГИА
предполагается только при выставлении количества баллов за правильно
выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня
трудности. Поэтому при подготовке к ГИА осуществляю дифференциацию
таким же образом.
6. Постоянное совершенствование удачных методических приёмов.
У
каждого
учителя
они
могут
быть
различными.
Например,
считаю
эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения
задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали,
когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто
показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа
своих
черновых
записей.
Иногда,
хороший
результат
получается,
когда
инсценирую «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае ученики
должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы,
вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
7.
Считаю
необходимым
указывать
типичные
ошибки
при
выполнении заданий.
В
9
классе
на
уроках
посвященных
подготовке
к
ОГЭ
провожу
диагностические работы, которые состоят из двух частей: модуль «Алгебра»
и
«Реальная
математика»,
либо
«Алгебра»
и
«Геометрия»,
причем
на
выполнение
всей
работы
отвожу
45
минут.
Дальнейшую
работу
строю,
учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях. Оценивая
учащихся по заданиям из ОГЭ на уроках, не спешу выставлять оценки в
журнал,
всегда
даю
возможность
получить
более
высокую
отметку
и
обязательно исправить «двойку», для этого необходимо сделать работу над
ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью),
а
затем
решить
аналогичное
задание.
Со
временем учащиеся перестают
бояться
«двоек»,
смелее
задают
вопросы,
справляются
с
задачами
обязательного
уровня.
Обстановку
на
уроке
стараюсь
поддерживать
доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки
–
решение
типовых
и
тренировочных
заданий
(их
можно
найти
в
разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся
пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме
«теста скорости», то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время,
чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный
промежуток времени.
Прихожу на родительские собрания, информирую их об изменениях в
системе государственной итоговой аттестации,
знакомлю родителей с планом
работы по математике на предстоящий учебный год; разъясняю позицию
Министерства образования РФ по проблемам ГИА; характеризую структуру
контрольно-
измерительных
материалов
(КИМов)
по
математике;
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов
выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на
экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание
родителей на то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать
каждый
ученик,
подчёркиваю
важность
психологической
устойчивости
к
экзаменам, прошу родителей не способствовать развитию стресса у учеников,
объясняя планомерность работы, а также важность контроля со стороны
родителей
подготовки
учеников
к
урокам.
На
родительских
собраниях
показываю лучшие тетради «Для подготовки к ОГЭ по математике», папки с
заданиями к ОГЭ.
Предмет
математика
трудоемкий,
требует
большой
самостоятельной,
повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно
работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не
говоря,
уже
о
более
значительных
успехах.
По-моему
мнению,
усилия
учителя
должны
быть
направлены
на
формирование
у
школьников
потребности
в
учебной
деятельности,
желания
учиться,
на выработку
положительного отношения учеников и родителей к математике, создания
ситуации
успеха,
ликвидации
боязни
решения
математических
задач,
формированию у учащихся уверенности в своих способностях.
Литература.
1. Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. ОГЭ (ГИА-9). Математика. Задачник.
Сборник заданий и методических рекомендаций. М.: Экзамен, 2015. 386 с.
2.Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М.: Айрис-
Пресс, 2012. 178 с.
3.Семенов А. В., Трепалин А. С., Ященко И.В., Захаров П.И. Государственная
итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. М.:
Интеллект-Центр, 2012. 112 с.
4. Ященко И.В., Семенов А.В., Кукса Е.А.: ОГЭ – 2016. Математика. Типовые
экзаменационные варианты. ФИПИ – школе. М.: Национальное образование,
2016. 80 с.