Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии – один из важнейших элементов современного урока"


Автор: Крапчатова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Крючковская оош
Населённый пункт: п. Крючково, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии – один из важнейших элементов современного урока"
Раздел: начальное образование





Назад





Здоровьесберегающие технологии – один из важнейших элементов

современного урока.
Учитель начальных классов МОУ Крючковской оош Крапчатова Ирина Анатольевна Ещё Артур Шопенгауэр (немецкий философ-идеалист) говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Если предположить, что на чашах весов образование и здоровье, что бы вы выбрали? Конечно, здоровье. Ведь только здоровый человек может быть счастлив, а образование – это стремление к лучшему, саморазвитие человека. В новом Законе об образовании:
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
[Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Новый!] [Глава 4] [Статья 41] 1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. В школе мы стали ежегодно составлять паспорт здоровья. Можно отметить, что в прошлом учебном году не было ни одного первоклассника имеющего 1 группу здоровья, и в этом году ситуация такая же. В прошлом учебном году первоклассников с подготовительной физической группой – 1 учащийся, в этом году – 2!
Дети поступают в школу уже с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, посадка, агрессивность и т.д. Посмотрим пропущенные уроки. На 1 учащегося в начальной школе приходится не более 71 урока за год, а в старшей школе эти показатели:87, 97, 74, 98 уроков. Я подсчитала количество учащихся своего класса, которые не пропустили ни одного урока за четверть. В этом учебном году: 1 четверть – 73%, 2 четверть – 64% учащихся. Но нужно отметить, что практически во всех классах за 1 полугодие есть такие учащиеся, но к концу года их количество заметно уменьшается, либо совсем исчезает. Есть много разных причин, которые бы объяснили эту ситуацию (усталость к концу учебного года, эпидемия гриппа и т.д.) Есть много
факторов
, которые оказывают влияние на здоровье учащихся. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на те, которые касаются непосредственно уроков. 1. Обстановка и гигиенические условия в классе. 2. Число видов учебной деятельности 3. Продолжительность и частота чередования видов деятельности. 4. Виды преподавания и их чередование. 5. Наличие и выбор методов, способствующих активизации учащихся 6. Место и длительность применения ТСО. 7. Физкультминутки. 8. Вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Психологический климат на уроке. 10. Наличие эмоциональных разрядок. 11. Темп и особенности окончания урока. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Меня давно интересует тема здоровьесбережения. Сейчас известны технологии

многих авторов. Меня заинтересовала методика, а вернее сказать, система

Владимира Филипповича Базарного.

Введение методики В.Ф. Базарного
Владимир Базарный родился в 1942 году. Хирург высшей квалификации — провел свыше 6000 операций у детей. В 1977—1991 годах руководил единственной в стране лабораторией возрастной физиологии органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. С 1991 года возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого–здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). Отличник здравоохранения. Почетный работник образования. Выпустил 8 книг, свыше 150 статей. Ученый, врач, музыкант. Под его руководством создан
фильм «Спасем детей - спасем Россию»
В некоторых городах в общеобразовательных учреждениях уже введена система В. Базарного (г. Белгород, республика Коми и др.) в целях снижения уровня заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата у школьников, создания психологического комфорта для более эффективного усвоения программного материала обучающимися.
Отличия “системы Базарного” от обычных методик обучения:
 Мальчики и девочки учатся отдельно друг от друга.  Для письма используются перья и чернила.  Вместо парт стоят конторки, под ногами — массажные коврики.  Ученики меняют позу в течение занятия.  Учебные материалы развешаны по всем четырем стенам и потолку, поэтому головы у детей подняты, да и вертеться не возбраняется — это просто необходимо.  Вся информация подается учителями в контексте чувств и эмоций.  Физкультура почти каждый день.  Компьютер осваивается только по завершении периода полового созревания. Известно, что в обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой, а на малейшее движение тут же следовал жесткий учительский окрик “не вертись!”. Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме
этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Чрезмерно низкое склонение имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими отсюда последствиями – появляются смещение внутренних органов, ухудшение работы сердечно-сосудистой системы детей. Малая двигательная активность во время урока приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию. Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах: - Созданы специальные
ростомерные
(регулируемые по росту ребенка)
конторки

с наклонной поверхностью
, которые оптимально учитывают физиологические требования к занятиям в школе. Дети обучаются не сидя, а стоя, с возможностью, когда они устают, присесть или прилечь (на ковер). Итак, конторки позволяют ребенку самостоятельно регулировать свою активность и исключает принудительное физическое расслабление во время уроков (4-8 часов в день на протяжении многих лет). В итоге, дети растут весь год, а не только летом, когда обычные школьники во время каникул имеют максимальную двигательную активность – непрерывный рост менее вредит сосудам и оказывает нагрузку на сердечную систему.
При

работе

за

конторкой

нужно

обратить

особое

внимание
на соблюдение с л е д у ю щ и х т р е б о в а н и й : 1 .
Высота конторки
должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка. При рассаживании детей постараться максимально подобрать у ч а щ и х с я , о д и н а к о в ы х п о р о с т у в п а р е . 2. Систематически (не реже 1 раза в месяц)
регулировать

высоту
рабочей п о в е р х н о с т и к о н т о р к и . 3. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным у г л о м
наклона

столешницы
(рабочей поверхности) является 15-17°. 4 .
Под

ноги

рекомендуется

поместить

массажный

коврик

из

естественных

тканей
(соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами и л и с п л е т е н н ы й и з д е р е в я н н ы х ш а р и к о в ( « б у с и н о к » ) . 5 .
При использовании настольной ростомерной конторки
необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом. 6. При планировании и проведении урока, учителю необходимо продумывать
расположение на доске наглядного материала
или записей таким образом, чтобы стоящие за конторкой дети не загораживали обзор сидящим за партой, или исправлять ситуацию по ходу урока, меняя позы детей по своему усмотрению. С целью расширения зрительного горизонта, используются задания в режиме постоянного поиска наглядного материала, активизирующих деятельность учащихся. Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной
комнаты и число учащихся. Эффективным является режим, при котором расстановка с т о л о в ( к о н т о р о к ) м е н я е т с я 1 - 2 р а з а в м е с я ц . Регулировать конторки необходимо часто (не реже 1 раза в месяц), но школе не под силу приобрести их необходимое количество. Детям разрешается вставать, когда они самостоятельно читают задание, рассказ и т.д. - Вместо принятой активности учителя и пассивности учащихся предлагается
система обучения с максимальной подвижностью ребенка и возможностью

переключения

зрения
с ближнего на дальнее расстояние. Учитель использует различные
игры
, которые позволяют ребенка проявлять инициативу и ориентироваться в трехмерном пространстве.
Дидактический

материал

подвижен
, а зрительные горизонты смещаются. Все упражнения, которые могут выполняться не на поверхности конторки, проводятся в подвижных играх. Это позволяет формировать активного и подвижного ученика. Польза для зрения очевидна. Во время занятий регулярно устраивается
специальная разгрузка с переводом

зрения на дальние дистанции
– дети занимаются на специальном офтальмотренажере, либо следят за движением по потолку движущихся предметов. Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы
тренажеры
разработанные В. Ф. Базарным: 1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. 2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища. 3. Подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. - Вместо стандартных наглядных пособий на стенах предлагается использовать
широкоформатные

панно
с изображениями природных ландшафтов для осуществления переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, панно помогает смягчать воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства.
Перьевая ручка
повсеместно заменена шариковой без всякого психологического и физиологического анализа. Однако, хотя чистоты в тетрадях добавилось, упущен из внимания тот факт, что письмо является одним из основных средств деятельности ученика. Так как шариковая ручка не приспособлена к дозированной нагрузке, то ребенок не может в процессе овладения письмом
регулировать свою нагрузку на руку, что способствовало бы отработке пластичного письма. В итоге, не только плохой подчерк учащихся, но и неосвоенное быстрое письмо – ученик не может делать быстро то, что он не научился делать легко. Ежедневное использование неосвоенного средства приводит к повторяющемуся школьному стрессу с очевидными последствиями – перегрузке школьников, хроническому неврозу, повышенной утомляемости и заболеваемости. - Обязательно проводятся
развивающие физические упражнения
, причем они не выделены в отдельные уроки, а органично включены в состав любого урока. Это не просто зарядка, а специальные занятия с акцентом, направленным на формирование сложных сопряженных психических функций, таких как координация руки и глаза, общая координация движений, художественная пластика и т.д.
Включение воображения
в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка. - Важная часть –
развитие тонкой моторики и ручного творчества
. Некоторые учителя полагают, что письма в школе достаточно для овладения тонкой моторикой. Сокращение ручного труда в детском саду и уклон на обучающую функцию привели к отсутствию у детей начальной школы навыков ручного творчества с вытекающими отсюда негативными последствиями – снижением мотивации к обучению, неумением ребенка строить длительные и целенаправленные действия, сенсорным отставанием в развитии. - Учитывается
разница поло-социального поведения мальчиков и девочек,

когда

необходимо

помочь
им освоить адекватную роль – для мальчиков мужество, ответственность, великодушие, для девочек – заботу о ближнем, готовность к воспитанию детей, милосердие, мягкость и т.д. Общеизвестный факт — к первому классу девочки на два года опережают мальчиков в развитии. При смешанном обучении девочки начинают доминировать, идут по пути “амазонок”. А мальчики не могут приобрести волю, мужество, лидерство. Стать настоящими защитниками и отцами. И тут Владимир Базарный и его последователи вновь поступили по принципу “Все новое — это хорошо забытое старое”. Классы вновь разделили по половому признаку. Первой в Москве (18 лет назад) все эти изменения приняла школа №760. - Директор этой школы,
Владимир Гармаш
, сказал так: “Как вас приветствовал учитель, входя в класс? “Здравствуйте, дети!”? Но ведь это неправильно! Даже в первом классе за партами сидят не дети, а мужчины — будущие защитники Отечества рядом с будущими матерями. Когда в нашей школе преподаватель заходит в “мужской” класс, он говорит: “Здравствуйте, юноши!”, в “женский” — “Здравствуйте, девушки!” Такой подход мне кажется единственно верным. Обучение проводится
параллельно-раздельно
. Было предложено обучать мальчиков в одной школе с девочками, но в отдельных классах и по своей программе.
Владимир Базарный не против использования ребятами высоких технологий. Но, разумеется, не с такого раннего возраста и не в таком количестве, как сейчас. “Компьютер можно осваивать только после завершения периода полового созревания. И заниматься за ним нужно не более одного часа в день. Но что мы видим в реальности? Экран монитора становится для детей спутником их развития, образом их жизни. А это постепенное перерождение духа и интеллекта, — считает академик. — Мы предложили детям выбрать, какой цветок им нравится больше — настоящий или искусственный. Ребята, еще не успевшие провести много времени перед компьютером, выбрали живой. Те же, кто до этого много сидел у его экрана, все как один взяли цветок мертвый, искусственный. Наши специалисты занимают первое место в мире по программированию только потому, что они сперва научились “нажимать” на свой мозг, а потом уже на клавиатуру, а не наоборот. Кстати, в технологически продвинутой Японии в детских садах и начальных школах уже отказываются от использования компьютеров”.
В

системе

Базарного

широко

используется

классическая

музыка,

хоровое

пение.

Вывод
: продумана целостная система обучения, которая апробирована на протяжении более 20 лет. На данный момент можно сказать, что это официально запатентованная здоровье-сберегающая технология обучения, которая не только сохраняет здоровье детей¸ но и улучшает его. По результатам выпуска школьников в экологически загрязненной Москве оказалось, что все мальчики имеют рост выше среднего и готовы к службе в армии. И это в то время, когда по результатам врачебного осмотра нельзя найти ни одного здорового выпускника в выборке из 600 старшеклассников.
Современный урок – это тот урок, на котором во главу угла поставлено

здоровье учащихся.

Уважаемые педагоги! Наша профессия

самая ответственная из всех,

существующих в обществе. Мы не должны допустить, чтобы сбылись слова

Александра Блока: "Века, века вас будет проклинать больное позднее

потомство!".
И пусть нашим девизом будет название фильма о системе Владимира Базарного: «Спасём детей – спасём Россию».
Литература:
1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975. 2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с. 3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995. 4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98. 5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.


В раздел образования