"Роль и особенности общения в формировании личности детей с инвалидностью"
Автор: Куртумерова Севиле Серверовна Должность: магистрант Учебное заведение: Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Населённый пункт: г. Евпатория Наименование материала: статья Тема: "Роль и особенности общения в формировании личности детей с инвалидностью" Раздел: полное образование
FORMATION OF THE PERSON OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Куртумерова Севиле Серверовна,
студентка 1 курса магистратуры
направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
г. Евпатория
АННОТАЦИЯ.
В работе рассматривается проблема детской инвалидности и специфика
социального взаимодействия детей-инвалидов, выявляется роль общения в
социализации
и
формировании
личности
детей
с
ограниченными
возможностями. На
основе
проработанных
социально-психологических
источников
характеризуются
основные
трудности
в
общении
детей-
инвалидов,
возникающие
по
достижению
ими
того
или
иного
возраста,
которые
связаны
с
дефектами
речи,
индивидуальными
особенностями
ребенка или социальными факторами.
Ключевые
с л о в а : ребёнок-инвалид,
общение,
социальное
взаимодействие.
SUMMARY.
This paper considers the problem of childhood disability and the specific
social interaction of children with disabilities, revealed the role of communication
in the socialization and development of the individual children with disabilities. On
the basis of the social and psychological sources are characterized by major
difficulties in communication of children with disabilities that occur when they
reach
a
particular
age,
are
associated
with
defects
of
speech,
individual
characteristics of the child, or social factors.
Key-words: disabled child, communication, social interaction.
Постановка
проблемы.
Общение
у
детей
является
неотъемлемой
частью формирования их личности, социализации, развития речи, навыков
взаимодействия,
передачи
опыта,
налаживания
социальных
контактов
в
будущем. У детей, имеющих ограниченные функциональные возможности с
общением
могут
возникать
определённые
трудности,
что
неблагоприятно
сказывается на всех сферах их жизнедеятельности. Поэтому этот вопрос
требует внимания и большего изучения.
Цель
статьи
–
на
основе
обобщающего
анализа
рассмотреть
особенности социального взаимодействия детей-инвалидов и выявить роль
общения на формирование их личности.
Изложение основного материала. Общение – один из важнейших
инструментов
социализации
человека,
способ
его
существования,
удовлетворения
и
регулирования
основных
потребностей,
главный
канал
взаимодействия людей [2, с. 10].
Коммуникативная
деятельность
имеет
большое
значение
для
формирования
и
развития
детской
психики,
а
также
для
становления
человека как личности. Если бы с рождения ребёнок был лишён возможности
общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно
развитым
гражданином.
Особенно
большое
значение
для
психического
развития
ребёнка
имеют
его
взаимоотношения
со
взрослыми
на
ранних
этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он
приобретает
исключительно
через
общение,
так
как
до
определенного
возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию. В
общении
сначала
через
прямое
подражание,
а
затем
через
словесные
инструкции
ребёнок
приобретает
основной
жизненный
опыт.
Люди,
с
которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта [2,
с. 5].
Ребёнок
находится
в
постоянном
развитии,
поэтому
на
разных
возрастных
этапах
наиболее
существенными
оказываются
различные
события. Дошкольники больше всего страдают из-за возможного отрыва от
семьи‚ дома, из-за неспособности управлять своими телесными функциями.
Школьники более зависимы от взаимоотношений со сверстниками. В то же
время оценить психологию ребёнка невозможно вне контекста семьи [5,
с. 135].
Отношение
к
ребёнку
с
ограниченными
функциональными
возможностями – это один из характерных признаков поведения его членов
семьи.
Так
же
как
и
реабилитационная
культура
и
реабилитационная
активность,
он
определяет
потенциал
семьи
в
процессе
развития
и
оздоровления ребёнка. Отношение к ребёнку – это адекватная адаптация
семьи к его состоянию здоровья. Конструктивное отношение родителей к
своим детям с ограниченными функциональными возможностями – это ещё и
результат
эмоциональной
адаптации,
когда
родители
умом
и
сердцем
принимают болезнь своего ребёнка [3, 226].
Отношение
родителей
и
других
членов
семьи
к
ребёнку
с
инвалидностью в первую очередь проявляется в общении с ним. Особенности
общения
у
ребёнка
развиваются
в
семье,
с
его
помощью
формируется
личность
ребёнка,
что
сказывается
на
всех
сферах
его
дальнейшей
жизнедеятельности.
Одним из важнейших компонентов правильного построения процесса
общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собеседника. В
период
до
6
месяцев
преобладает
эмоциональное
общение
с
матерью.
Ребёнок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им,
имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения. К 3 годам
ребёнок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я»,
а
также
наблюдается
ситуативно-речевое
подражание.
Ребёнок
начинает
оценивать
собственные
поступки
так,
как
это
делали
в
отношении
его
взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребёнок
как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи
своего
воображения.
В
5–7
лет
у
ребёнка
в
сюжетно-ролевых
играх
обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети
отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.
Период
от
10
до
17
лет
характеризуется
тем,
что
постепенно,
по
мере
приближения
к
юношескому
возрасту,
накапливается
большой
репертуар
ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче социальный и
эмоциональный
опыт
личности.
Эмпатические
качества
развиваются
тем
интенсивнее, богаче и разнообразнее, чем больше у подростка представлений
о других людях, а познание других связано с познанием самого себя [2, с. 41-
43].
С общением напрямую связана развитость речи у ребёнка. Согласно
современным
представлениям,
речь
ребёнка
рассматривается
как
специфическая иерархически организованная деятельность, включающая в
себя разные уровни порождения речевого высказывания: мотивационный,
смысловой, языковой. Для того чтобы ребёнку изложить мысль, необходимо
наличие
у
него
мотива
высказывания,
замысла
речи,
чтобы
было
предвосхищение
конечного
результата
речевого
действия,
планирование
(программирование) высказывания. Чтобы сказать более правильно, нужно
подобрать
соответствующие
лексические
выражения,
затем
идёт
грамматическое построение предложения, его произнесение и контроль за
речевым действием. При разных видах дефектов развития у ребёнка может
нарушаться один или несколько названных уровней, а иногда и все звенья
речевой системы [1, с. 300].
Нарушение
речевой
деятельности
при
дефектах
развития
детей
является общей закономерностью их психического развития. Суть данной
закономерности состоит в том, что если не осуществляются необходимые
коррекционные
воздействия,
наступает
деформация
речевого
общения
и
взаимодействия
ребёнка
с
социальной
средой,
ограничивается
круг
представлений об окружающем мире, нарушается способность к приёму и
переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что
отрицательно
сказывается
на
общем
психическом
развитии
ребёнка
[1,
с. 304].
Общение ребёнка со сверстниками оказывает воздействие на многие
его жизненные сферы. Оно является важным средством самопознания и
формирования адекватного представления о себе. Сверстник выступает для
ребёнка в роли своеобразного зеркала, в котором он видит себя. Ощущение
сходства доставляет ему огромное удовольствие. Видя перед собой равное
существо, он интуитивно понимает своё состояние, сравнивает его с собой.
Общение со сверстниками – важнейший источник развития познавательной
деятельности.
Контакты
между
детьми
дают
им
дополнительные
впечатления,
положительные
переживания,
открывают
возможность
продемонстрировать свои умения. В ходе общения у детей налаживаются и
совершенствуются
совместные
практические
и
игровые
действия,
формируются
представления
о
другом
человеке,
равном
по
возрасту
[1,
с. 308-309].
В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное
исследование провела Е.В. Киселёва. Она установила, что в межвозрастных
контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего,
младшего, лидера, ведомого, умельца и т.д., в результате чего отрабатываются
ролевые
позиции.
В
любом
возрасте
межролевое
общение
является
существенным
фактором
развития
личности
ребёнка.
Если
ребёнок
не
удовлетворяет
естественную
потребность
в
эмоционально
комфортном
контакте
со
старшими
и
младшими
в
семье,
школе,
в
компаниях,
то
обнаруживаются
такие
негативные
явления,
как
повышенная
личностная
агрессия, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими
и т.п. Помимо прочего, в межвозрастном общении осуществляется функция
реализации ответственности. Стараясь оправдать доверие старших, младшие
ответственнее относятся к принятию решений, к собственным поступкам.
Е.В. Киселёвой
выявлены
следующие
условия,
обеспечивающие
эффективное влияние организованного межвозрастного общения на развитие
личности:
добровольность вхождения в общение;
«мягкие» методы управления общением, способствующие самореализации
личности
(свобода
выбора
партнеров
по
общению,
создание
ситуаций
успеха
для
участников,
активизация
через
ролевое
погружение
самостоятельности
школьников
в
процессе
общения,
коллективная
экспертиза, демонстрация желаемого образца, организация пространства и
времени общения);
постепенное усложнение содержания общения (от освоения информации
до самоопределения);
творческий
характер
общения,
который
предполагает
проявление
и н д и в и д уа л ь н о с т и ,
в к л юч е н и е
эл е ме н то в
с п о н т а н н о с т и
и
непредсказуемости в развитие процесса общения [2, с. 229-231].
К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями
складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,
затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с
ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате
у
таких
детей
возникают
барьеры,
препятствующие
установлению
нормальных
контактов
между
людьми.
Можно
выделить
три
группы
трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков:
трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребёнка (нарушение
речевого
развития,
умственная
отсталость,
задержки
психического
развития и др.);
трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная
и з о л я ц и я
и
д е п р и в а ц и я ,
п е д а го г и ч е с к а я
з а п у щ е н н о с т ь ,
трудновоспитуемость и др.);
трудности,
обусловленные
индивидуа льно-типологиче ск ими
особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и
др.).
Первая группа трудностей – трудности в общении, возникшие в связи с
дефектами развития ребёнка и его речи. Каждый вид дефекта накладывает
свои
специфические
особенности
на
речевое
общение.
У
многих
детей
бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов,
обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые
навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно
отражается на их психическом и личностном развитии.
Вторая группа причин, обуславливающих трудности в общении детей с
ограниченными
возможностями,
составляют
социальные
факторы.
Непоправимый ущерб развитию ребёнка наносит социальная изоляция. Часто
родители, убитые горем, что у них родился ребёнок с дефектом, недостаточно
с
ним
общаются,
вследствие
чего
он
не
получает
необходимой
ласки
и
родительского тепла. Боясь, что над ним будут смеяться их сверстники и
осудят окружающие люди, таких детей изолируют от взаимодействия с ними,
лишая тем самым необходимой для ребёнка речевой практики и практики
межличностных
отношений.
Другой
крайностью,
отражающейся
на
дефиците общения детей, может стать злоупотребление негативной оценкой
поведения ребёнка. Используя в воспитательной практике методы поощрения
и наказания и не найдя альтернативной оценки негативным моментам в
поведении
ребёнка,
родители
и
воспитатели
часто
с
ним
разговаривают
раздраженно,
отрицательную
оценку
отдельных
поступков
переносят
на
личность в целом [1, с. 311-315].
Есть
виды
деятельности,
необходимые
для
контакта
меж
людьми,
например, речь, мимика, подавание руки, культура поведения за столом и пр.
Есть иные функции, которым придают огромное значение в обществе и
потому скрывают. Это своего рода табу, о которых стыдятся говорить даже
при врачебных анализах (к таким табу относятся выделения экскрементов,
интимная
гигиена,
сексуальная
активность
и
т.п.).
Общественные
предрассудки в этих сферах человеческой жизни больно затрагивают тех, кто
страдает нарушением деятельности функций. Ни они, ни их семьи не имеют
возможности
поделиться
своими
трудностями,
посоветоваться,
найти
сочувствие,
отклик,
поэтому
всю
жизнь
они
служат
предметом
недоброжелательного любопытства [4, с. 280].
К
третьей
группе
можно
отнести
трудности,
зависящие
от
индивидуально-типологических
особенностей.
Так,
если
ребёнку
свойственны
такие
черты,
как
раздражительность,
вспыльчивость,
несдержанность,
негативные
привычки,
дурные
манеры
поведения,
неопрятность, слабый самоконтроль, ярко выраженное плохое настроение, –
все
это
может
привести
к
существенным
трудностям
в
установлении
межличностных контактов.
Барьером в общении может стать также наличие ярко выраженных
темпераментов. Медлительным детям трудно общаться с теми, кто активен,
непоседлив,
у
кого
быстрые
реакции
и,
наоборот,
дети
подвижные
испытывают затруднения в общении с медлительными детьми [1, с. 315].
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими
людьми как членов единого общества. В общении реализуются социальные
отношения людей. Можно сказать, что любое взаимодействие между людьми
– это и есть общение. В общении раскрывается внутренний мир человека, его
индивидуальные особенности, проявляется характер, культура, интеллект. В
результате
общения
с
другими
людьми
человек
становится
личностью.
Общение,
как
неотъемлемая
форма
жизнедеятельности
людей,
является
непременным
условием
организации
процесса
социальной
реабилитации
детей
с
ограниченными
возможностями.
В
процессе
общения
у
ребенка
формируется
активная
речь,
являющаяся
основой
психического
и
личностного развития, устраняются речевые недостатки, он учится слушать и
понимать
поступающую
к
нему
информацию
и
в
соответствии
с
ней
действовать.
У
него
формируются
коммуникативные
и
другие
качества,
необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный
мир [1, с. 289-294].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья Психологические основы: [учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений] / Л. И. Акатов. – М. : Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте /
Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
3.
Капська А.Й. Соціальна робота: [навчальний посібник] / А.Й. Капська –
К. : навчальної літератури, 2005. – 328 с.
4.
Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя / З. Матейчек. – М. :
Просвещение, 1992. –320 с.
5.
Шабалов Н.П. Детские болезни [учебник для вузов] / Н.П. Шабалов. – 7-е
изд. – Т.1. – СПб : Питер, 2012. – 928 с.