Напоминание

Технология продуктивного чтения


Автор: Чувалаева Анна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Лобня, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Технология продуктивного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Технология продуктивного чтения»

" Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих

себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с

чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта

книга, начинается кропотливая работа над словами"

В.А. Сухомлиннский

Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не

владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем

он не владеет и то он не любит».

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим

учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто

возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагала работать с

новым текстом на уроке традиционная методика.

--Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о

писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных

(с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом

(опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к

работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя.

Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан

учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им

неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти

вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не

получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не

получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого

процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к

чтению.

-- Решением этой проблемы является технология формирования типа

правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н.

Светловской или Технология продуктивного чтения. Технология

продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на

законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью

конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста

читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его

автору.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В

начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного

читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги,

умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности

читать.

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений,

нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и

коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое

ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с

текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения . Данный этап включает в себя прежде

всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая,

эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию

произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту

иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается

постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,

эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. Конечно, этап начинается с

первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному

чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в

соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными

возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия проводится

традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений,

смежных видов искусств (на выбор учителя). Выявление совпадений

первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной

окраской прочитанного текста. Особая роль в данной технологии отводится

перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего

текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие

приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по

прочитанному, выделение ключевых слов). На этом же этапе проводится

обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение. На данном этапе ведущими становятся такие приёмы

работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение. Что

такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём

работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней

школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная

беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и

полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать

разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские

вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем

содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора,

включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание

информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование

нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений. Вести

диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно,

поэтому её необходимо формировать специально. После первичного чтения

«про себя» задаются вопросы

При повторном чтении вслух – учитель ведёт диалог с автором. Главная

задача: 1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и

скрытые.

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной

свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится

дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (-

Что сейчас случится?)

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы,

ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:- чем

это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего

…? Кто такой …? Возникающие вопросы опять таки предполагают

возникновение ответов- предположений и проверку себя по ходу

дальнейшего чтения; 4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с

автором по ходу первичного чтения.

Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью

учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный

читатель- комментирует. Главное здесь, не переборщить, не превратить

комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и

динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно

необходимо, а не только в конце предложения или фрагмент.

Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в

дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций

(истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и

формулирование основной идеи текста или совокупности его главных

смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем.

(по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него

позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора,

которое у него сложилось в процессе чтения.)

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия,

обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент

проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания,

опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся

(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Данный этап достаточно полно представлен в заданиях наших учебников и

рабочих тетрадях по литературному чтению.

Остановлюсь лишь на выборе творческих заданий для третьего этапа работы

с текстом. Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность

ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут

носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…»,

«Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в

группах, в парах)». Они должны опираться на какую-либо сферу

читательской деятельности.

В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы:

эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на

художественную форму.

Заключение

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного

чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС: -

предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения

понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том

числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к

чтению и желание читать и т.д. - метапредметные результаты: развитие

общеучебных умений (универсальных учебных действий)

Статью подготовила

Учитель начальных классов

Чувалаева А.Б.



В раздел образования