Автор: Чибисова Марина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Мельчевская ООШ
Населённый пункт: Московская область, Дмитровский район,посёлок Мельчевка
Наименование материала: урок русского языка в 4 классе УМК ПНШ
Тема: "Как устроена книга"
Раздел: начальное образование
Открытый урок русского языка (р/р) проведённого в 4 классе УМК «ПНШ»
Тема: «Как устроена книга»
Цель: познакомить со структурой книги (её основными частями).
Задачи: - сформулировать определение книги и вспомнить её виды;
- рассмотреть структуру книги на конкретном примере и в общем;
- закрепить новые знания о структуре книги.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II.
Чистописание.
– Открыли тетради, подписали число, классная работа.
- Две строки чистописания прописываем самостоятельно, образец на доске.
(в обоих образцах чистописания зашифровано слово КНИГА)
III.
Объявление темы и постановка цели и задач урока.
- Опираясь на слово, зашифрованное в элементах чистописания, ответьте: о чём
будем говорить на уроке? (о книге)
- Но не о конкретной какой-то книге, а о том, как устроена книга.
- Какие задачи поставим на урок? (План урока фиксируется на слайде)
1.Что такое книга? Какие бывают
книги?
2.Знакомство со структурой книги
3.Закрепление новых знаний
4. Проверка знаний
IV.
Актуализация знаний учащихся.
- Как вы можете объяснить, что такое книга?
(ответы детей)
- Давайте найдём определение книги в словарях? ( или на отксерокопированных
страничках словаря)
- зачитайте
- какие бывают книги по внешним признакам?
- бумажные
- Электронные (Появление огромного объёма информации и сети Интернет
позволяет не печатать информацию в виде бумажных книг, а хранить её на гораздо
более ёмких электронных носителях - дисках, флешках) Информацию можно
прочесть либо на мониторе компьютера (ноутбука), либо с помощью специальных
считывающих устройств.
-аудиокниги (Для создания аудиокниги текст того или иного произведения
начитывается человеком — как правило, профессиональным актёром). Аудиокниги
прослушиваются.
Сделаем вывод:
«Книга – это……
Книги бывают …….»
V.
Знакомство с новым материалом.
Посмотрите на слайд, на котором записаны основные составляющие части книги.
Какие слова вам уже знакомы, где вы с ними встречались? (ответы)
Обложка
Форзац
Титульный лист или
титул
Оборот титула
Аннотация
- Посмотрим на экран и по порядку разберёмся со структурой книги
1.Обложка: передняя сторона обложки и задняя сторона
обложки
2.Форзац: передний и задний
3.Титульный лист или титул
4.Оборот титула. Аннотация .
(одновременно обращаю внимание на составные части книг на партах у детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отдохнём.
- Если услышите слово относящееся к структуре книги – поднимите руки вверх
- Если услышите слово, которое обозначает то, что мы можем найти в книге –
прыжок на месте
- Если слово не относится к нашей теме урока – руки на пояс
(Обложка, стихи, дыхание, сказка, форзац, титульный лист, радость, вкус, загадка,
иллюстрация, аннотация, рассказ).
VI.
Закрепление нового материала.
а) Поработаем в парах, откройте учебник ч.2 на стр.60 и найдите №22.
Вместе выполните задания и ответьте на вопросы упражнения. ( Работают)
Фронт.опрос по вопросам упражнения:
- Кто авторы учебника?
- что вы видите на переднем форзаце учебника?
- какую информацию мы можем найти на титульном листе?
- как называется краткая информация о содержании книги?
б) Самостоятельная работа на карточках
Спиши предложения, заполнив пропуски (используй слова для
справок).
Книги одевают в …….., чтобы они дольше служили людям.
В книге два ……….: передний и задний
Читатель начинает изучать книгу с …………. Эти данные дают
нам первое представление о названии, авторе книги.
Краткое содержание книги - это………
Слова для справок: форзац, титульный лист, обложка,
аннотация
VII.
Проверка знаний.
У каждого ученика на столе карточка жёлтого цвета. Это проверочная карточка.
Вам необходимо соединить линиями структурные элементы книги с нужным
определением.
В верхнем правом углу спрогнозируйте, т.е. предположите на какую оценку вы
справитесь с этим заданием.(Выполняют самостоятельно.) Самопроверка: с опорой на
слайд Всё верно – «5», 1 ош. - «4», 2ош. – «3»
VIII.
Итог урока.
- все ли задачи, поставленные на урок мы выполнили?
-Что вам удалось лучше всего?
- что показалось трудным?
Д/З т.с………№……..