Напоминание

Сознание как высшая ступень развития психики


Автор: Попова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Симферополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сознание как высшая ступень развития психики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: «Сознание как высшая ступень развития психики»

по дисциплине: Психология

для специальности: 31.02.01 Лечебное дело

Разработал: к.п.н. Попова Н. Ю.

Симферополь, 2016

Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

протокол № ____ от «____» ________ 20___ г.

Председатель ЦМК ________/Н. Г. Шабанова

Методическая разработка лекции составлена

в

с о о т в е т с т в и и

с

Ф Г О С

С П О

п о

специальности

31.02.01

Лечебное

дело,

утвержденным

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации

№ 514 от 12.05.2014 г.

Автор-разработчик:

Попова Н. Ю. – к.п.н., методист, преподаватель первой квалификационной категории ГАОУ

СПО РК «Крымский медицинский колледж»

2

Содержание

1. Методический блок ……………………………………………………

4

2. Информационный блок………………………………………………...

9

3. Блок контроля знаний………………………………………………….

24

4. Приложения…………………………………………………………….

25

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

3

Технологическая карта теоретического занятия № 2

Название учебной дисциплины: Психология

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Курс: II

Тема занятия: Сознание как высшая ступень развития психики

Количество часов: 2

Вид занятия: лекция с элементами беседы

Тип занятия: занятие по ознакомлению с новым материалом

Цели лекции

1. Учебные цели:

Студент должен знать:

основные этапы развития психики в онто- и филогенезе;

характеристику сознания как высшей ступени развития психики;

структуру сознания;

сущность самосознания;

взаимосвязь и отличия сознательного и бессознательного;

основные нарушения сознания.

2. Развивающие цели:

развивать

устойчивый

познавательный

интерес

к

психологическим

знаниям;

развивать

умение

студентов

воспринимать

и

осмысливать

знания,

полученные на занятии;

способствовать

развитию

у

студентов

умения

анализировать,

сопоставлять,

сравнивать,

выделять

главное,

устанавливать

причинно-

следственные связи.

3. Воспитательные цели:

сформировать у студентов понимание места психологии в системе наук о

человеке и необходимости их психологической подготовки для успешного

осуществления профессиональной деятельности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а

также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

и

4

осуществлять повышение своей квалификации.

Уровень освоения знаний: II

Мотивация занятия: В истории психологической науки сознание является до

сих пор труднейшей и наименее разработанной проблемой. Важность этого

феномена

заключается

в

том,

что

без

рефлексивной

способности,

то

есть

готовности сознания к познанию других психических явлений и самого себя

человек даже не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика и

другие абстрактные понятия. Помимо изучения структуры сознания в норме,

для

медицинских

работников

интерес

представляет

различные

нарушения

сознания.

Данное

знание

позволит

в

дальнейшем

своевременно

выявлять

пациентов

с

выключением

или

помрачением

сознания

и

соответственно

выстраивать взаимоотношения с ними.

Место проведения: учебный кабинет

Материально-техническое

обеспечение:

видеоподборка

«Нарушения

сознания».

Учебно-методическое

оснащение: рабочая программа учебной дисциплины,

КТП, технологическая карта теоретического занятия, конспект занятия.

Межпредметные связи:

Входящие

Выходящие

ОГСЭ.01 Основы философии

О Г С Э . 0 6

К у л ь т у р а

р е ч и

в

профессиональном общении

ОП. 03 А н ат ом и я

и

ф и з и о л о г и я

человека

ОП.07 Основы лат. яз. с медицинской

терминологией

ПМ.07 В ы п о л н е н и е

р а б о т

п о

профессии

младшая

медицинская

сестра по уходу за больными

ОГСЭ.05 Психология общения

ПМ.01 Диагностическая деятельность

ПМ.02 Лечебная деятельность

Внутрипредметные связи:

1.

Познавательные психические процессы.

2.

Психологические особенности личности.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к

занятию

5

Основная:

1.

Островская И. В. Психология : учебник для мед. училищ и колледжей

[Текст] / И. В. Островская. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 с.

2.

Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений :

учебник [Текст] / О. И. Полянцева. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 431 с.

Дополнительная:

1.

Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов

н/Д : Феникс, 2002. – 672 с.

2.

Творогова Н. Д. Психология [Текст] / Н. Д. Творогова. – М. : ГОУ ВУНМЦ

МЗ РФ, 2002. – 288 с.

3.

Шкуренко Д. А . Общая

и

медицинская

психология:

Учебное

пособие

[Текст] / Д. А. Шкуренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 352 с.

6

Ход занятия

п/п

Основные этапы лекции и их

содержание

Время

этапа

(мин.)

Дидактическая цель

этапа

Методы,

приемы, формы

обучения

Учебно-

методическое

обеспечение

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организационный этап

5 мин.

Воспитание

дисциплинированности и

организованности

студентов

Беседа

Учебный журнал

группы

Проверка

санитарного

состояния

а у д и т о р и и

и

в н е ш н е г о

в и д а

студентов;

регистрация

отсутствующих

Г о т о в я т с я

к

занятию

2.

Этап

актуализации

знаний,

мотивации и целеполагания

Мотивация необходимости

получения знаний и

умений, использования их

в будущей практической

деятельности.

Активизация внимания.

Беседа

Сообщает

с туд е нт а м

т е м у,

цели

и

основные

э т а п ы

з а н я т и я .

Объясняет

значимость

темы

для

профессиональной

деятельности

фельдшера

З а п и с ы в а ю т

в

тетради тему и план

занятия. Обсуждают

возможные

сферы

применения

полученных знаний

3.

Основной этап

65 мин.

Способствование

развитию знаний об

основных этапах развития

психики, о сущности

понятий «сознание»,

«сознательное»,

«бессознательное»,

«нарушения сознания»

Объяснительно-

иллюстративный

Методическая

разработка

теоретического

занятия

видео «Нарушения

сознания»

Последовательно

раскрывает

содержание

основных

вопросов

лекции

С л у ш а ю т

и

конспектируют

в

тетради,

отвечают

на

по ст авленные

вопросы

Изложение

основных

вопросов

лекции:

1. Основные

этапы

развития

психики.

2. Характеристика

сознания

как

в ы с ш е го

у р о в н я

р а з в и т и я

психики.

3. Бессознательное.

4. Формы нарушения сознания.

4.

Заключительный этап

10 мин.

7

Подведение итогов

Систематизация,

закрепление материала

Эвристическая

беседа

Объяснение

Предлагает

студентам обобщить

полученные знания,

задать

вопросы

по

теме

Обобщают

полученные знания,

анализируют

о ш и б к и ,

з а д а ю т

вопросы

Ответы на вопросы студентов

О т в е ч а е т

н а

заданные вопросы

ФИО и подпись преподавателя _______________ / Н. Ю. Попова

8

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Текст лекции

Тема: Сознание как высшая ступень развития психики.

План

1.

Основные этапы развития психики.

2.

Характеристика сознания как высшего уровня развития психики.

3.

Бессознательное.

4.

Формы нарушения сознания.

1. Основные этапы развития психики.

Проблему развития психики в отечественной психологии решают исходя из

представлений о психике как особой форме отражения.

Психика

- это

свойство

головного

мозга,

обеспечивающее

человеку

и

животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального

мира и на основе формируемого при этом субъективного психического образа

регулировать активность, поведение, деятельность.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека -

это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его

субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках,

во взаимоотношениях с другими людьми.

Вообще отражение как способность организма отвечать на воздействия

среды является всеобщим свойством материи. Но отражение в мире живой и

неживой материи различно.

Для неживой материи отражение возможно только на физическом или

химическом уровне.

Живая

материя

обладает

биологиче ской

формой

от ра же ния

(раздражимостью), т.е. способностью изменять физиологическое состояние (на

уровне обмена веществ) под влиянием биологически значимых воздействий,

непосредственно связанных с жизнедеятельностью организма.

Алексей Николаевич Леонтьев считал, что критерием появления зачатков

психики

у

живых

организмов

является

наличие

чувствительности

-

способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды (звук,

запах), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища,

опасность) благодаря их объективной устойчивой связи. Например, запах не

является

съедобным,

но

указывает,

в

каком

направлении

нужно

двигаться,

чтобы добыть пищу. Красный свет светофора сам по себе не несет опасности,

но сигнализирует о ее наличии.

Критерием

чувствительности

является

способность

образовывать

условные рефлексы.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

1.

Стадия

элементарной

чувствительности

(от

амеб

до

насекомых,

рыб,

земноводных)

животное

реагирует

только

на

отдельные

свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется

врожденными

инстинктами

(питание,

с а м о с ох р а н е н и е ,

размножение).

2.

Стадия

предметного

восприятия

(птицы,

млекопитающие) –

отражение

действительности

осуществляется

в

виде

целостных

образов

предметов

и

животное

способно

обучаться,

появляются

индивидуально приобретенные навыки поведения.

3.

Стадия

интеллекта

-

характеризуется

способностью

животного

отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. В

результате животное способно обходить препятствие, «изобретать»

новый способ решения задач, которые требуют предварительных

подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное

поведение

животных

не

выходит

за

рамки

биологических

потребностей, действует только в пределах наглядной ситуации.

На

стадии

элементарной

чувствительности

живой

организм

реагирует

только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

На стадии предметного восприятии активность животного определяется

воздействием не отдельных свойств, а предмета в целом. Т.е. внешний мир

отражается в виде целостных образов.

Существенной особенностью стадии интеллекта является отражение не

только предметов, но и связей между ними.

Уровень развития психики проявляется в формах поведения животных.

Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения

животных.

Врожденные формы поведения – инстинкты, основанные на безусловных

рефлексах,

слабо

зависят

от

краткосрочных

изменений

в

среде

обитания

животного.

Приобретенными в процессе жизни являются навыки и интеллектуальное

поведение животных, основанные на образовании условных рефлексов.

Навыки

вырабатываются

вследствие

усовершенствования

психической

деятельности

в

соответствии

с

конкретными

условиями

среды

обитания

в

результате упражнений. Так, только что появившийся на свет цыпленок клюет

все мелкие предметы, но уже через несколько дней из всех мелких предметов

распознает съедобные.

На основе формирования навыков возможна дрессировка животных, когда

у них систематически подкрепляются необходимые движения и устраняются

нежелательные. (Пример, эксперимент по дрессировке дождевых червей).

Безусловно, ярко выраженные навыки наблюдаются у животных, которые

имеют к.г.м.

Интеллектуальное поведение животных основано на отражении сложных

связей

между

отдельными

предметами.

Существенной

его

особенностью

является

способность

решать

задачи,

осуществляя

предварительные

подготовительные действия. При этом часто внешние предметы используются

как

орудия,

помогающие

решать

задачу.

Интеллектуальный

характер

носят

прежде всего действия приматов и, по наблюдениям некоторых исследователей,

10

дельфинов.

Однако,

при

этом

обезьяны

не

способны

к

абстрактному

логическому

мышлению,

свойственному

человеку.

(Пример,

эксперимент

с

обезьяной Рафаэлем – гашение горящего ящика водой из бачка).

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами.

Такая биологическая обусловленность делает психику животных качественно

отличной

от

человеческого

сознания,

которое

подчиняется

прежде

всего

законам общественно-исторического развития.

Психика

человека

качественно

более

высокий

уровень,

чем

психика

животных.

Сознание,

разум

человека

развивались

в

процессе

трудовой

деятельности,

которая

возникает

в

силу

необходимости

осуществления

совместных

действий

при

резком

изменение

условий

жизни

человека.

В

процессе

исторического

развития

общества

человек

изменяет

способы

и

приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в

высшие психические функции – специфически человеческие формы памяти,

мышления, восприятия и т.д., опосредованные применением вспомогательных

средств,

речевых

знаков,

созданных

в

процессе

исторического

развития.

Единство высших психических функций образует сознание человека.

Различия психики человека и животных:

1.

Животные не могут анализировать последствия поступков (если лев

не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в

следующий раз сделать по-другому).

2.

У животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы,

означающие всегда одно и тоже, тогда как слова человеческой речи

могут иметь разное значение).

3.

Нет способности планировать свою деятельность, рассматривать

различные варианты ситуаций.

4.

Животное по собственной инициативе не передает индивидуальные

навыки потомству или другой особе.

5.

У животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов)

Высший уровень психики, свойственный человеку, — это сознание. У

животных психика базируется на рефлексах.

2. Характеристика сознания как высшего уровня развития психики.

Понятие

сознания

является

одним

из

центральных

в

психологии,

философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема

сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие

подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло

свое

отражение

в

многочисленной

психологической,

психиатрической,

кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей

стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития

психологической науки проходят исследования в области данной проблемы

таких

зарубежных

психологов,

как

Декарт,

Спиноза,

Кант,

Фехнер,

Вундт,

Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии

11

3.

Фрейд,

К. Юнг,

А. Адлер.

Отечественными

психологами

Выготским,

Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты

научные теории о проблемах сознания и бессознательного.

К. Юнг в книге «Сознание и бессознательное» рассматривает отношение

между

«эго»

и

бессознательным,

понятия

коллективного

бессознательнго,

инстинкта.

В

книге

А.Г.

Спиркина

«Сознание

и

самосознание»

анализируется

проблема

соотношения

сознательного

и

бессознательного

в

процессе

творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне

подсознания

часто

рождаются

новые

идеи,

возникают

оригинальные

ассоциации образов.

С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» пишет, что «сознание,

то

есть

осознание

объективной

действительности,

начинается

там,

где

появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование,

посредством

которого

перед

субъектом

выступает

объективное

содержание

предмета».

На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий

точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект.

Однако

ошибочно

считать,

что

в

области

явлений

сознания

нет

закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие

сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у

разных авторов, в разных философских системах и школах психологии, вплоть

до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между

которыми подчас почти нет ничего общего. Приведем одно из определений

сознания,

которое

дал

советский

психолог

Г.

Спиркин:

«Сознание

это

высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга,

заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и

конструктивно-творчес ко м

п р е о б р а з о в а н и и

д е й с т в и т е л ь н о с т и ,

в

предварительном

мыслительном

построении

действий

и

предвидении

их

результатов,

в

разумном

регулировании

и

самоконтролировании

поведения

человека».

Сознание

это

продукт

исторического

развития

человека

как

общественного существа. Процесс развития сознания определяется развитием

человеческого общества и историческими условиями, которые существуют в

данный момент.

Сознание – наивысшая, свойственная только человеку функция головного

мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном

построении

действий,

предвидении

их

результатов,

регулировании

взаимоотношений человека со средой и познании мира.

Сознание

-

это

высший

уровень

психического

отражения

и

саморегуляции,

характеризующийся

необходимой

сформированностью

головного

мозга

(естественнонаучная точка зрения);

- это высший уровень психического отражения, присущий только человеку

как общественно-историческому существу (гуманитарная точка зрения).

12

Сознание — это, прежде всего, знание о чем-то, истинность которого

можно

проверить

практикой.

Знание

не

есть

след

события

или

объекта,

пассивно

запечатленный

структурами

мозга.

Знание

служит

средством

удовлетворения потребностей, средством достижения целей.

Сознание также носит изначально социальный характер. Осознать — еще

значит

и

приобрести

потенциальную

возможность

научить,

передать

свое

знание

другому.

Таким

образом,

сознание

есть

такое

знание

о

мире,

закрепленное в нервных структурах мозга, которое может быть использовано

человеком

для

организации

действий,

направленных

на

удовлетворение

потребностей и может быть передано другим людям посредством речи.

О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что сознание

это

нервная

деятельность

определенного

участка

больших

полушарий в

данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной

возбудимостью.

Психологические характеристики сознания.

Первая

психологическая

характеристика

сознания

человека

включает

ощущение себя познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя

как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и

познанию этого мира, он может сформулировать полученные знания, выразить

их словами, понятиями, передать другому человеку, работать со знаниями как с

особым

объектом.

При

утрате

сознания

(сон,

гипноз,

болезнь)

такая

способность теряется.

Вторая

психологическая

характеристика

сознания

мысленное

представление и воображение действительности. Она тесным образом связана с

волей. В данном случае, человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от

восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое

внимание на какой-либо идеи, образе, воспоминании, рисуя и развивая в своем

воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит.

Третья характеристика сознания – его способность к коммуникации, т.е.

передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и

других знаковых систем.

Четвертая

характеристика

сознания

наличие

интеллектуальных

схем.

Схема

определенная

умственная

структура,

в

соответствии

с

которой

человеком

воспринимается,

перерабатывается

и

хранится

информация

об

окружающем

мире

и

самом

себе.

Схемы

включают:

правила,

понятия,

логические операции, используемые людьми для приведения имеющийся у них

информации в определенный порядок.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает

за определенную функцию сознания:

1.

Познавательные

процессы (ощущение,

восприятие,

мышление,

память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2.

Различение

субъекта

и

объекта

(противопоставление

себя

окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание,

самопознание и самооценка.

13

3.

Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции,

переживания).

4 . Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые

образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения,

мышления и интуиции).

5 . Формирование

временной

картины

мира

(память

хранит

образы

прошлого, воображение формирует модели будущего).

6.

Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека,

сознание

формирует

цели

деятельности

и

направляет

человека

на

их

достижение).

Помимо

изложенной

выше,

можно

рассмотреть

и

иные

варианты

структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания

можно

положить масштаб

сознания

(индивидуальное

и

общественное

сознание).

Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания,

усвоения им выработанных за длительное время существования человечества

понятий, взглядов и социальных норм, причем это усвоение требует опоры на

непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности. На

определенном этапе развития индивидуального сознания у него появляется

рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию собственных

психических

процессов

и

самого

себя.

Рефлексия

является

совершенно

необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи.

Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него

есть психика.

Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в

себя

политические,

философские,

правовые,

художественно-эстетические

взгляды,

морально-этические

идеи,

нормы,

научные

знания.

Общественное

сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.

Подводя итог, следует отдельно выделить наиболее важные обобщенные

характеристики сознания, которые требуют оценки в повседневной врачебной

практике:

1) степень ясности сознания, т.е. уровень бодрствования (или луцидность);

2)

объем

сознания,

т.е.

широта

охвата

явлений

окружающего

мира

и

собственных переживаний. Условно он подразделяется на предметное сознание

(осознавание окружающего мира) и самосознание (осознавание соматического

и личностного «Я»);

3)

непрерывность

сознания,

т.е.

его

текучесть

со

способностью

непрерывного осознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего;

4) содержание сознания, т.е. полнота, адекватность, критичность оценки

используемых запасов памяти, мышления и эмоциональных отношений;

5) активность сознания, т.е. способность к произвольному избирательному

сосредоточению сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на

актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях (связь

с механизмами внимания и волевой активности).

14

3. Бессознательное.

Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый

ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические

явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее

воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они

относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного). Таким образом,

бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность

психических

явлений,

процессов,

состояний,

обусловленных

такими

воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Есть данные

анализаторов, которые осознаются. Они служат сигналами, которые человек

использует

для

сознательного

управления

поведенческими

реакциями.

Но

существуют и сигналы, которые не попадают в сферу сознания. Они являются

регуляторами

поведения

и

протекания

психических

процессов

на

бессознательном уровне.

Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во

всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют

бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные. Они вызывают

неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция

на ультра-и инфразвуки).

Образы

восприятия

также

могут

быть

неосознаваемы.

Такие

образы

появляются,

например,

в

узнавании

чего-либо

ранее

виденного

или

слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал

данный

объект

и

при

каких

обстоятельствах

это

происходило.

Или

всем

известный 25-й кадр – его восприятие происходит на бессознательном уровне,

а сознанием не фиксируется.

Бессознательные

движения

это

те,

которые

в

прошлом

были

сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и

поэтому

неосознаваемыми

(например,

человек,

который

длительное

время

носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные

линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм

за ненадобностью не исчезнет).

В

область

бессознательного

входят

также

психические

явления,

возникающие

во

сне;

некоторые

побуждения

к

деятельности,

в

которых

отсутствует

осознание

цели;

некоторые

явления,

вызванные

болезненным

состоянием: бред, галлюцинации.

Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая

память

и

некоторая

часть

долговременной.

Она

неосознаваемо

влияет

на

процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям.

Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к

человеку,

с

которым

даже

мало

знакомы.

А

истинная

причина

может

скрываться

в

том,

что

он

чем-то

напоминает

вам

ранее

знакомого

очень

неприятного

человека,

воспоминание

о

котором

сохранилось

лишь

в

бессознательной памяти.

15

Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется

при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах.

Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии

бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко.

Подводя

итог,

можно

сказать,

что

в

зону

ясного

осознания

человека

попадают

объекты

или

ситуации,

препятствующие

выполнению

цели,

затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа

решения.

Но,

как

только

решение

принято

и

затруднение

устранено,

управление

поведением

передается

в

сферу

бессознательного,

а

сознание

становится

свободным

для

разрешения

следующих

проблемных

ситуаций.

Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если

человек

запнулся

о

камень

или

увидел

перед

собой

лужу,

т. е.

возникли

сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы

проконтролировать

процесс

ходьбы,

после

чего

она

вновь

продолжает

осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени

лишь

очень

малая

часть

всех

процессов

регулируется

осознанно.

Однако

сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы.

Бессознательное

же

объединяет

все

те

механизмы,

которые

обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном

участии сознания.

Бессознательный уровень психики – инстинктивные механизмы и личное

бессознательное — неосознаваемая мотивация аффективных и других общих

реакций.

Основоположником теории бессознательного является З.

Фрейд, который

под

бессознательным

понимал

нереализованные

влечения,

которые

из-за

конфликта

с

требованиями

социальных

норм

не

допускались

в

сознание,

отчуждались

с

помощью

механизма

вытеснения,

обнаруживая

себя

в

обмолвках, оговорках, сновидениях и

пр.

З.

Фрейд

сравнивал

сферу

бессознательного

с

большой

передней,

в

которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор.

На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не

только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает

вопрос,

пропустить

или

нет

его

в

коридор.

Причем,

даже

если

оно

пропускалось,

то

это

еще

не

означало,

что

оно

непременно

станет

сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое

явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце

коридора.

Таким

образом,

согласно

этой

метафоре

передняя

обитель

бессознательного, коридор – вместилище подсознания и только маленькая

келья

в

конце

коридора

принадлежит

сознанию,

которое,

находясь

на

задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд

несколько

изменил

представление

о

структуре

психики.

Он

выделил

три

уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное

«ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах

которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает

в

качестве

посредника

между

«ид»

и

внешним

миром,

«супер-эго»

олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и

16

культурно-исторических норм. Теперь в качестве образной схемы он приводил

пример всадника на коне. «Эго» пытается подчинить себе «ид», как всадник

более сильного, чем он, коня. Если всадник пойдет на поводу у неукротимого

коня, то сознание фактически подчинится воле бессознательного, создавая

лишь видимость своего превосходства. Столь же сложны отношения между

«эго» и «супер-эго». В результате сознание может оказаться зажатым в тисках

между двумя соседними уровнями.

Фрейд

внес

существенный

вклад

в

исследование

бессознательного

в

преломлении

личности

человека. Понятие

личностного

бессознательного

подразумевает те интересы, потребности и другие личностные черты, наличия

которых у себя человек не осознает, но которые ему присущи и во многом

определяют его поведение, проявляясь в различных непроизвольных реакциях,

действиях, психических явлениях.

Существуют три группы таких явлений.

1. Явления,

связанные

с

восприятием,

воображением,

памятью.

Сюда

относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наибольший

интерес

среди

явлений

данной

группы.

По

мнению

Фрейда,

содержание

сновидений

в

большинстве

случаев

обусловлено

неудовлетворенными

желаниями

и

потребностями

человека.

Неудовлетворенность

порождает

напряжение, а сновидение является способом устранения напряжения путем

реализации желаний в символической, сновидческой форме. Если желаемые

формы поведения неприемлемы для человека на сознательном уровне, то их

явное проявление даже во сне не допускается усвоенными нормами морали,

так

называемой

цензурой.

Сознание

и

бессознательное

вступают

в

противоборство.

И

тогда

бессознательное

действует

«в

обход»

цензуры,

зашифровывая содержание сновидений, запутывая его, выдвигая на первый

план

второстепенные

детали

сновидения,

а

основное

скрывая

в

тени.

Психоанализ

практикует

методику

толкования

таких

сновидений,

позволяющую

выводить

на

уровень

осознания

скрытые,

бессознательные

мотивы

человека.

Только

таким

образом

можно

избавиться

от

проблем,

вызванных этими скрытыми мотивами.

2. Группа ошибочных действий. Сюда входят оговорки, описки, ошибки

при написании слов, неправильное понимание их при слушании. Согласно

представлениям

Фрейда

в

подобных

явлениях

проявляются

скрытые

от

сознания личности мотивы, мысли, переживания. Ошибочные действия, как и

сновидения,

возникают

при

столкновении

бессознательных

намерений

человека с сознательно поставленной целью поведения, в случае, если она

находится

в

противоречии

со

скрытым

мотивом.

Когда

бессознательное

одерживает победу, то возникают оговорка, описка, ошибка.

3. Группа непроизвольных забываний. Это может быть забывание имен,

намерений, обещаний, событий и прочих явлений, связанных с неприятными

переживаниями человека. В данном случае срабатывает один из защитных

механизмов

механизм

вытеснения

неприемлемых

для

человека

воспоминаний, мыслей, переживаний в сферу бессознательного.

В

современной

психологии

выделяют

понятия

бессознательного,

подсознательного и надсознательного.

17

Бессознательное

такое

содержание

психики,

которое

ни

при

каких

условиях не может быть осознано.

Подсознательное

это

те

предст авления,

желания,

э м о ц и и ,

воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания

в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под

воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять

переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также

психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший

сознанием

(психика

младенцев,

просоночное

состояние

взрослого,

послеобморочное состояние и т. д.).

Надсознательное

также

область

бессознательного.

Это

усвоение

социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей,

культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только

на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей

часто

срабатывает

на

уровне

неосознаваемых

установок.

Понятием

«менталитет»

в

психологии

обозначают

то

содержание

общественного

сознания

данного

социума,

которое

остается

в

нем

«за

вычетом»

общечеловеческих

ценностей

и

норм.

Часто

этот

«остаток»

не

успевает

изменяться

вслед

за

развитием

общества

и

представляет

собой

отголоски

косных традиций, ханжеской морали. Именно менталитет является основой

надсознательного.

Понятие

надсознательного

близко

по

смыслу

понятию

«супер-эго».

4. Формы нарушения сознания.

Патология сознания — расстройство сознания, приводящее к нарушению

адекватного отражения объективной реальности.

Сложившаяся практика привела к идентификации двух больших групп

выраженн ы х

п атол о ги ч е с к и х

с о с тоя н и й

с о зн а н и я :

в ы к л юч е н и е

(непсихотические формы нарушения сознания) и помрачение (психотические

формы нарушения сознания).

Непсихотические формы нарушения сознания – это простые нарушения

сознания. К ним относят:

Обморок — внезапная потеря сознания. Она обусловлена кратковременной

анемией головного мозга (за счет спазма сосудов мозга).

Обнубиляция

легкое

нарушение

сознания.

Колеблющееся

по

интенсивности

легкое

затемнение

сознания

с

затруднением

осмысливания

ситуации, понимания смысла происходящего и чужой речи. Ориентировка в

окружающем и

собственной

личности

не

нарушается,

амнезии

после

болезненного расстройства не наступает.

Сомноленция (сонливость). Легкая степень оглушения с замедленностью

психических процессов, недостаточностью ориентировки в месте и во времени.

Это более длительное (часы, реже дни) состояние, напоминающее дремоту.

Ориентировка при этом не нарушена. Чаще возникает на фоне интоксикации

(отравление алкоголем, снотворными и др.).

18

Оглушение сознания — повышение порога чувствительности для всех

внешних

раздражений.

Восприятие

и

переработка

информации

затруднены,

больные равнодушны к окружающему, обычно неподвижны. Оглушение бывает

различной

степени

выраженности

и

чаще

всего

встречается

при

острых

нарушениях

ЦНС,

при

крупозном

воспалении

легких,

перитоните,

нейроинфекциях, при анемии, тифах и др.

При оглушенном состоянии сознания больные отвечают на вопросы как бы

«спросонок»,

сложное

содержание

вопроса

не

осмысливается.

Отмечается

замедленность

в

движениях,

молчаливость,

безучастность

к

окружающему.

Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота,

состояние оглушения сознания длится от нескольких минут до нескольких

часов. Ориентировка во времени и месте затруднена.

Четких границ между такими состояниями, как обнубиляция, сомноленция

и оглушение, нет.

Сопор

(сопорозная

бесчувственность). Полное выключение сознания с

сохранностью оборонительных реакций и других безусловных рефлексов.

Больной

обездвижен,

у

него

не

удается

вызвать

ответных

реакций

за

исключением

болевой,

реакции

зрачков

на

свет,

конъюнктивальных

и

корнеальных рефлексов. Так, больной может начать стонать в ответ на боль,

тянуть на себя одеяло, чувствуя холод; приоткрыть на короткое время глаза,

если

громко

произнести

его

имя.

При

этом

никакого

контакта

с

больным

установить

не

удается.

По

выходе

из

сопора

всегда

наблюдается

полная

амнезия.

Наблюдается

при

тяжело

протекающих

инфекциях,

интоксикациях,

тяжелой сердечно-сосудистой декомпенсации.

Кома (полное выключение сознания). Глубокое выключение сознания с

появлением

патологических

рефлексов

и

нарушением

функций

жизненно

важных

систем.

Больные

не

реагируют

на

окружающее,

даже

на

болевые

раздражители, зрачки расширены, реакция на свет отсутствует.

Психотические формы нарушения сознания – это «сложные» нарушения

сознания.

Им свойственны следующие характеристики (К.

Ясперс):

неотчетливость,

затруднение,

фрагментарность

или

полная

невозможность восприятия;

дезориентировка во времени, месте и ситуации;

ослабление

и

даже

исключение

способности

к

суждениям,

разные

степени бессвязности мышления;

затруднение запоминания текущих событий и собственных переживаний,

отрывочность

или

отсутствие

воспоминаний

о

периоде

помрачения

сознания.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение

имеет

установление

совокупности

всех

вышеперечисленных

признаков.

Наличие

одного

или

нескольких

признаков

не

может

свидетельствовать

о

помрачении сознания.

К данной группе относят следующие формы помрачения сознания:

19

Синдром

растерянности

(«аффект

недоумения»)

характеризуется

расстройством

самосознания,

познания

и

приспособления

к

окружающему.

Больной беспомощен, на лице – мимика недоумения, взгляд блуждающий,

движения

и

ответы

на

вопросы

неуверенные,

вопросительные

и

непоследовательные,

прерываемые

молчанием.

Иногда

больные

просят

объяснить, что происходит с ними и вокруг.

Синдром

астенической

спутанности

сопровождается

«мерцанием»

ясности

сознания,

выраженной

истощаемостью

психических

процессов,

углублением помрачения сознания к вечеру. В начале беседы больные еще

могут

четко

отвечать

на

вопросы,

а

затем

их

речь

становится

невнятной,

«бормочущей», нарушается контакт с окружающими. Данный синдром часто

наблюдается у детей и подростков при инфекционных заболеваниях, в ночное

время он нередко сменяется делирием.

Делирий — нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей

обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности.

Это

острое

иллюзорно-галлюцинаторное

помрачение

сознания,

сопровождающееся психомоторным возбуждением и дезориентировкой в месте,

времени и ситуации, при сохранении ориентации в собственной личности.

Типичным является появление иногда переходящих, иногда более стойких

иллюзий,

зрительных

и

слуховых

галлюцинаций,

обычно

устрашающего

характера, бредовых идей. Эти расстройства сопровождаются психомоторным

возбуждением, яркими эмоциональными и вегетативными реакциями: больной

экспрессивно как бы вступает в контакт с галлюцинаторными образами, ис-

пытывает

страх,

тревогу,

пытается

обороняться,

спасаться

бегством,

защищаться от них.

Больные в состоянии делирия говорливы. При нарастании делирия обманы

чувств

делаются

сценоподобными:

мимика

больного

напоминает

зрителя,

следящего за сценой. Выражение лица становится то тревожным, то радостным,

мимикой выражается то страх, то любопытство.

Нередко в состоянии делирия больные очень возбуждены. Как правило,

ночью делириозное состояние усиливается.

Делирий развивается поэтапно в течение 1-3 дней. В остром состоянии

больные

представляют

определенную

опасность

для

окружающих.

Общая

продолжительность делирия - от нескольких часов до 3-5 суток. Завершается

резко – на 3-4-й день больной засыпает, спит 10-12 часов, после пробуждения

все проявления психоза исчезают. После выхода из болезненного состояния у

больных сохраняется частичное воспоминание о пережитом.

Делириозное

состояние

наблюдается

в

основном

у

больных

с

органическими

поражениями

головного

мозга

после

травм

и

инфекций.

Наиболее

часто

делирий

наблюдается

при

алкоголизме,

в

быту

квали-

фицируется как «белая горячка».

Онейроид (сновидное расстройство сознания, впервые описанное Майер-

Гроссом)

характеризуется

яркими

фантастическими

переживаниями,

переплетающимися

с

частичным

восприятием

объективной

реальности,

неполной,

чаще

двойной

ориентировкой

в

месте,

времени

и

собственной

личности. Больной как бы погружается в мир фантастических грез, подобных

20

сну. При этом он спокоен и как бы смотрит на происходящее со стороны.

Больные «совершают» межпланетные путешествия, присутствуют при «гибели

города», видят «как раскалывается земной шар». Характерна мимика больных:

она

то

отрешенно-грустная,

то

«зачарованная».

Глаза

чаще

закрыты

или

полузакрыты. Если попытаться вступить с больным в контакт, то он может

рассказать о своих видениях и в то же время сообщить свое имя и номер палаты

(двойная ориентировка – сосуществование реального и фантастического).

Отдельные

события

реальной

ситуации

заслоняются

фантастическими

фрагментами, онейроидное сознание характеризуется глубоким расстройством

самосознания.

Если

при

делирии

происходит

воспроизведение

некоторых

элементов,

отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не

помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают, лишь

своих

грез.

О

наиболее

острых

болезненных

расстройствах

боль ные

рассказывают красочно.

Встречаются онейроидные расстройства сознания при острых эндогенных

психозах, некоторых инфекционных заболеваниях.

Аменция (аментивный

синдром)

это

наиболее

глубокая

степень

помрачения

сознания,

полное

прекращение

ориентировки

в

окружающем,

утрата сознания собственной личности, отсутствие запоминания, возникающая

преимущественно в связи с длительными, истощающими организм болезнями,

инфекциями и интоксикациями.

Это состояние отмечается при тяжелых и длительно текущих болезнях

(инфекции, и др.). Нарушается ориентировка в окружающем, во времени и в

собственной

личности.

Наблюдаются

нестойкие

иллюзии

и

галлюцинации,

расстройства

мышления,

отрывочность

и

бессистемность

бредовых

высказываний,

тревога

и

страх,

хаотичность

и

незавершенность

действий,

возбуждение в пределах постели, отсутствие продуктивного контакта, отказ от

пищи,

истощение.

Болезненное

состояние

может

продолжаться

длительно.

После выхода из него воспоминания о переживаниях больного в состоянии

аменции не сохраняются.

Сумеречное помрачение сознания. Сочетание глубокой дезориентировки в

окружающем

с

сохранением

взаимосвязанных

действий

и

поступков,

сопровождается галлюцинациями и сильным аффектом страха, злобы, тоски,

появляется

стремление

к

агрессивным

действиям.

Напоминает

состояние

человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшой круг

слабо освещенных окружающих предметов. При таких состояниях сознание как

бы скользит, внимание останавливается лишь на отдельных явлениях. Больной

плохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении

преобладают

автоматизированные

действия,

внешне

достаточно

упо-

рядоченные. Например, если в поле зрения такого больного попадет нож, то

больной начинает совершать привычное с ним действие – резать, независимо от

того, находится перед ним хлеб, бумага или человеческая рука.

Больной производит впечатление человека, глубоко погруженного в свои

мысли

и

отгороженного

от

окружающего.

Иногда

могут

развиваться

галлюцинаторно-бредовые состояния, больной в страхе бежит или нападает на

21

мнимых врагов. В таких случаях он опасен для окружающих. Сумеречное

состояние

возникает

внезапно и

также

неожиданно

может

прекратиться,

продолжается обычно от нескольких минут до нескольких часов, реже дней.

Воспоминания

о

периоде

помрачения

сознания

полностью

отсутствуют.

Сумеречное состояние встречается при эпилепсии, органических заболеваниях

головного мозга.

Состояние амбулаторного автоматизма (непроизвольное блуждание).

Это сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и

и зм е н е н и я

э м о ц и й .

Д а н н о е

с о с т ояние

также

ха р а к т е р и зуе т с я

автоматизированными

формами

поведения.

Сознание

окружающего и

самосознание

изменены

(как

в

полусне).

Сюда

относится

сомнамбулизм,

лунатизм и транснарушения сознания, при которых больной может совершать

целенаправленные действия, ездить на транспорте в дневное время, уезжать в

другую

местность.

Состояние

амбулаторного

автоматизма

так

же

внезапно

обрывается, как внезапно и неожиданно появилось. Если при выходе из него

больной оказывается в незнакомой обстановке, то он не может дать себе отчета

в происшедшем.

Деперсонализация – характеризуется чувством отчуждения собственных

мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со

стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение «схемы

тела»

-

нарушение

отражения

в

сознании

основных

качеств

и

способов

функционирования

собственного

тела,

его

отдельных

частей

и

органов.

Подобные нарушения, получившие название «дисморфобии», могут возникать

при

разных

заболеваниях

при

эпилепсии,

шизофрении,

после

черепно-

мозговых

травм.

Больные

с

подобным

синдромом

считают,

что

у

них

«некрасивый нос оттопыренные уши от них плохо пахнет». Они стремятся

принять

меры

по

устранению

«мешающего

недостатка»,

настаивают

на

оперативном вмешательстве, часами стоят перед зеркалом (симптом зеркала),

постоянно себя разглядывают.

Синдром дисморфобии связан с низкой самооценкой. Подобные больные

избегают общества, уединяются; нередко переживание своего мнимого уродства

столь велико, что может стать причиной суицидальных попыток.

Перечисленные нарушения сознания отличаются друг от друга не только

внешними клиническими проявлениями, но и причинами, их вызвавшими, и ха-

рактером течения.

22

Глоссарий

Психика

это

свойство

головного

мозга,

обеспечивающее

человеку

и

животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального

мира и на основе формируемого при этом субъективного психического образа

регулировать активность, поведение, деятельность.

Сознание

-

это

высший

уровень

психического

отражения

и

саморегуляции,

характеризующийся

необходимой

сформированностью

головного

мозга

(естественнонаучная точка зрения);

- это высший уровень психического отражения, присущий только человеку

как общественно-историческому существу (гуманитарная точка зрения).

Бессознательное

– совокупность психических процессов, актов и состояний,

обусловленных

воздействиями,

влияниями

действительности,

во

влиянии

которых человек не дает себе отчета.

Непсихотические

формы

нарушения

сознания

– это

простые

нарушения

сознания: обморок, обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома.

Психотические

формы

нарушения

сознания

это

«сложные»

нарушения

сознания,

для

которых

свойственны

следующие

характеристики:

неотчетливость,

затруднение,

фрагментарность

или

полная

невозможность

восприятия; дезориентировка во времени, месте и ситуации; ослабление и даже

исключение способности

к суждениям; затруднение запоминания текущих

событий

и

собственных

переживаний,

отрывочность

или

отсутствие

воспоминаний

о

периоде

помрачения

сознания

(синдром

растерянности,

синдром астенической спутанности, делирий, аменция, онейроид, сумеречное

помрач е ние

с озна ния ,

с о с тоя ние

а мбулаторного

а в т о м а т и з м а ,

деперсонализация).

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

23

Вопросы

для

активизации

познавательной

деятельности

студентов

при

изучении нового материала:

1.

Обоснуйте,

в

чем

проявляется

тесная

связь

психических

явлений

и

работы головного мозга?

2.

Почему

появление

у

животных

организмов

чувствительности

А. Н. Леонтьев считал объективным признаком возникновения психики?

3.

Назовите

решающее

условие,

благодаря

которому

возникло

развитое

человеческое сознание?

4.

Сформулируйте

основные

отличия

психики

человека

от

психики

животного.

5.

Перечислите проявления бессознательного уровня психики.

Задания для закрепления и систематизации полученных знаний:

1.

Дайте определение сознанию с естественнонаучной и гуманитарной точек

зрения.

2.

По мнению И. П. Павлова, физиологический механизм сознания - это…

3.

Охарактеризуйте основные структурные элементы сознания.

4.

Перечислите

наиболее

важные

характеристики

сознания,

которые

требуют оценки в повседневной врачебной практике.

5.

Что такое бессознательное с точки зрения З. Фрейда?

24



В раздел образования