Напоминание

Особенности реализации компетентностного подхода в системе дополнительного профессионального образования


Авторы: Вотинова Елена Григорьевна, Федорцева Марина Борисовна
Должность: доценты кафедры дошкольного образования
Учебное заведение: МАОУ ДПО Институт повышения квалификации
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности реализации компетентностного подхода в системе дополнительного профессионального образования
Раздел: высшее образование





Назад




Особенности реализации компетентностного подхода в системе

дополнительного профессионального образования

Наличие компетентности является необходимым условием успешного выполнения

профессиональной

деятельности.

Компетентности

могут

состоять

из

большого

числа

компетенций, многие из которых относительно независимы друг от друга и относятся к

совершенно

разным

сферам.

Под

компетенциями

подразумеваются

характеристики

специалиста, выраженные через способность действовать, базирующуюся на единстве

знаний, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией.

Компетенции – это

те

качества,

которыми

должен

обладать

конкретный

специалист,

занимающий данную должность.

Компетентностный

подход

является

одним

из

актуальных

в

системе

дополнительного

профессионального

образования.

Это

обусловлено

нормативными

документами

(ФЗ

«Об

образовании

в

РФ»,

«Стандарт

педагога»),

требованиями

работодателей

и

современными

научно-методологическими

основаниями

системы

образования РФ.

Можно

согласиться

с

тем,

что

компетентностный

подход

является

реакцией

профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на

процессы,

появившиеся

вместе

с

рыночной

экономикой.

Рынок

предъявляет

к

современному

специалисту

специфические

с

точки

зрения

системы

образования

требования. Для

данного

подхода

разработаны

показатели,

которые

помогают

преподавателю

ИПК

соизмерить

собственную

деятельность

с

наполнением

каждого

показателя.

Их

восемь,

рассмотрим

и

охарактеризуем

их

с

позиции

реализации

в

образовательном процессе со слушателями ИПК.

Первый показатель – цели. В компетентностном подходе основой проектирования

образовательного

процесса

выступает

компетентностная

модель

выпускника,

в

соответствии

с

которой

педагогу

требуется

создать

организационно-педагогические

условия

для

развития

личностных

качеств

и

компетенций,

прописанных

в

матрице

компетенций.

Цели

обязательно

должны

носить

деятельностно-ориентированный

характер,

так

как

только

в

процессе

деятельности

формируются

компетенции,

переходящие

в

определённые

компетентности.

Таким

образом,

главной

целью

компетентностного

подхода

можно

считать

развитие

личности,

раскрытие

задатков

и

педагогических

способностей

слушателей.

Цель

может

реализовываться

в

процессе

изучения

модуля

программы

через

организацию

различных

форм

практической

деятельности

слушателей.

Главное

создание

проблемной

ситуации

«кризиса

компетентностей»,

способствующей

рефлексии

имеющихся

затруднений,

требующих

практических действий для их разрешений.

Следующий показатель – содержание. Особенностью данного показателя является

опора

на

знаниевую

базу,

имеющуюся

у

слушателя

в

определённой

области.

Особенностью деятельности преподавателя со слушателями по освоению содержания

будет являться не только обсуждение теоретических аспектов («что»), но и практических

ситуаций («как»). Содержание деятельности со слушателями определяется из логики

применения методических средств: «с помощью чего учу». Например, рассматривая со

слушателями методы и приёмы формирования познавательных умений у дошкольников,

можно разделить их на микрогруппы для выполнения следующего задания: разработайте и

представьте алгоритм деятельности педагога по формированию познавательных умений у

детей младшего (среднего/старшего) дошкольного возраста.

Показатель «пути реализации» компетентностного подхода предполагает освоение

слушателями новых видов деятельности, востребованных в любых жизненных ситуациях,

особенно

профессиональных.

При

этом

необходимо

использовать

адекватные

образовательные

технологии,

многообразие

методов

и

форм

организационной

деятельности,

увеличить

долю

самостоятельной

деятельности

слушателей

(проектирование,

моделирование,

исследование

и

др.),

на

занятиях

делать

акцент

на

практике решения проблемных задач или ситуаций, опирающихся на полученные знания,

создавать ситуации для приобретения опыта самостоятельного решения разнообразных

проблем, формы работы основывать на ответственности самих слушателей.

Параметр «оценивание» реализуется на этапах завершения каких-либо проблемных

ситуаций или овладения учебным модулем. Единицей измерения потенциала слушателя

является при этом не только сумма знаний, умений и навыков, а круг задач, потенциально

им решаемых, наличие способности к самостоятельному приобретению знаний. Система

оценивания

учебных

достижений

слушателей

осуществляется

через

многообразие

педагогического

инструментария

мониторинга

(портфолио,

карта

самостоятельной

работы, комбинированные тесты и т.д.). Задача преподавателя – обеспечить соответствие

методов

обучения

и

процедур

оценивания.

Основная

цель

оценивания

развитие

познавательной активности и мотивации к изучению материала модуля или программы в

целом. Оценивание необязательно

применять только на этапах зачётов по модулям

программы или итогового контроля. Оценивание можно осуществлять и в процессе работе

микрогрупп,

когда

представляются

результаты

профессиональной

деятельности

по

определённым проблемным ситуациям, предложенным слушателям в рамках овладения

программой ПК.

При реализации компетентностного подхода велика роль педагога. Это следующий

параметр

характеристики.

Преподаватель

становится

организатором

самостоятельной

активной

познавательной

деятельности

слушателей,

находясь

в

субъект-субъектной

позиции и ярко развивающий диалог со слушателями.

Результатом

образования

слушателей

в

качестве

параметра

станет

готовность

решать

проблемы

различной

сложности

на

основе

имеющихся

знаний,

способность

педагога действовать в различных проблемных ситуациях профессионального характера.

В процессе реализации компетентностного подхода будет реализовываться формула

«компетенция

деятельность

компетентность»,

означающая,

что

первоначально

у

слушателей формируются компетенции на основе полученных или систематизированных

знаний,

актуализированных

умений.

Затем

в

процессе

специально

организованной

деятельности

формируются

компетентности,

как

способности

личности

качественно

выполнять профессиональные действия, решать возникающие проблемные ситуации.

Таким

образом,

занятие

на

курсах

повышения

квалификации

как

параметр

характеристики

является

не

только

ограниченным

во

времени

отрезком

учебного

процесса,

а

законченным

в

логическом

и

смысловом

отношении

отрезком

учебного

процесса,

на

котором

в

процессе

активной

деятельности

происходит

усвоение

слушателями материала, осуществляются их саморазвитие и самореализация.



В раздел образования