Автор: Иванова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Печениченская ОШ"
Населённый пункт: деревня Печеничено Новодугинский район Смоленская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Кружок "Я -пешеход, я - пассажир"
Раздел: начальное образование
МКОУ «Печениченская ОШ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете приказом по школе
№1 от 30.08.2017 г. № 60 от 30.08.2017 г.
Программа
внеурочной деятельности
« Я – пешеход, я- пассажир» (кружок)
для обучающихся 4 класса
Учитель начальных классов
Иванова С.Н.
2017-2018 учебный год
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 21.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 г. №373 (ФГОС);
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ
«Печениченская ОШ»;
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под редакцией
Н.Ф.Виноградовой. – М.:Вентана-Граф, 2014.
- Программы внеурочной деятельности. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение,2011.
- С учетом учебного плана МКОУ «Печениченская ОШ» на 2017-2018 учебный год.
Программа предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса –
формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей
младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность
элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность
детей к самостоятельному передвижению по улицам и дорогам. Поэтому целью данной
программы является:
- формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие
новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах.
В рамках внеурочной деятельности на кружок отводится 1 час в неделю, всего 34 часа
в год.
Приоритетными формами организации учебной деятельности являются: ролевая игра,
дидактическая игра, чтение и обсуждение рассказов и стихов, конструирование,
беседа-диалог, просмотр видеороликов, экскурсии.
Приоритетные формы работы: групповая, работа в паре, индивидуальная,
самостоятельная.
I.
Результаты освоения программы
Личностные – развитие внимательности, сообразительности, самостоятельности;
воспитание чувства ответственности; определять и высказывать общие для всех людей
правила поведения на улице и дорогах; в предложенных ситуациях, опираясь на эти
правила, делать правильный выбор.
Предметные
– выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего
поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенному в ПДД);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения, передавать особенности их
поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные
– умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной
обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
II.
Содержание программы
Программа состоит из трёх разделов: «Ориентировка в окружающем мире», «Ты-
пешеход», « Ты – пассажир».
Ориентировка в окружающем мире.
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных
условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания
разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты – пешеход.
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Тупик. Дорожное
движение при разных дорожных условиях. Взаимоотношения участников движения как
условие безопасности. Правила поведения придвижении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать
пешеходам. Предупреждающие знаки «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная
обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки. Знаки особых предписаний .
Информационные знаки (общее представление).
Светофор. Разные виды светофора. Особенности светофора на железнодорожных
переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными
стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекрёсток. Правила движения на
нерегулируемых участках дороги.
Дорожные опасности. Населённый пункт, знаки , обозначающие разные населённые
пункты. Правила поведения на дорогах в разных населённых пунктах и при разных
погодных условиях.
Ты – пассажир.
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на
грузе, который выше бортов.
III.
Тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
Будем себя беречь.
Беседа на тему «Береги себя».
Обсуждение вопросов «Почему нужно быть осторожным на
дорогах и улицах?», «Что такое осторожность?» Игры:
«Спрашиваем – отвечай», «Опасная встреча».
2
Транспорт.
История создания транспортных средств. Игры: «Транспорт»,
«Да и нет», «Беседа с сотрудником ДПС».
3
Правила дорожного движения.
Ознакомление с правилами дорожного движения РФ. Беседа
«Что такое требование?»
3
Дорожно – транспортное проишествие.
Рассказ и просмотр презентации «Что такое ДТП?» Игра «Если
случилась беда».
2
Дорожные знаки.
Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках?», Игра:
«Наведём порядок в городе».
3
Дорога.
Обсуждение вопросов: Какой участок земли называют дорогой?
Чем различаются дороги в городе, за городом, в деревне? Зачем
нужна каждая часть дороги? Какая дорожная разметка помогает
обеспечить порядок на дороге?
2
Движение транспорта.
Беседы, игры по теме. Практическая работа «Выберем
2
правильный маршрут».
Как перевозят людей.
Беседа о «зайцах». Как вести себя в общественном и личном
транспорте. Игры.
2
Рядом с железной дорогой.
2
Населённый пункт.
1
Сигналы водителя, светофора и регулировщика.
Экскурсия на перекрёсток. Беседа «Регулируемый и
нерегулируемый перекрёсток». Презентация «Сигналы
светофора». Игры.
4
Опасный случай. Составление памятки «Что такое опасная
ситуация и как её избежать?»
2
Необычные пешеходы и водители.
Рассказ об «Особых водителях и пешеходах».
Беседа «Как мы можем помочь людям – инвалидам»
2
Изучаем свою деревню. Составление плана – карты дорог и
знаков дорожного движения в деревне.
2
Проверим себя.
2
МКОУ «Печениченская ОШ»
УТВЕРЖДЕНО
Протокол педсовета от 30.08.2017г. №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности «Я – пешеход, я - пассажир» (кружок)
4 класс
Учитель Иванова Светлана Николаевна
34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п
Тема
Дата
Примечание
1,2
Будем себя беречь
05.09,
12.09
3-5
Транспорт
19.09,
26.09,
03.10
6-8
Правила дорожного движения.
10.10,
17.10,
24.10
9,10
Дорожно-транспортное проишествие.
31.10, 14.11
11-13
Дорожные знаки
21.11,
28.11, 05.12
14,15
Дорога.
12.12,
19.12
16,17
Движение транспорта.
26.12,
16.01.
18,19
Как перевозят людей?
23.01,
30.01
20,21
Рядом с железной дорогой.
06.02,13.02
22
Населённый пункт.
20.02
23-26
Сигналы водителей, светофора, регулировщика.
27.02,
06.03,
13.03,
20.03,
10.04
27,28
Опасный случай.
17.04,
24.04
29,30
Необычные пешеходы и пассажиры.
08.05,15.05
31,32
Мы изучаем свою деревню.
22.05
33,34
Проверим себя.
29.05