Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние забавы"
Автор: Товстик Ирина Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние забавы" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка организованной образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»
Задачи:
1. Расширение представлений детей о зимних развлечениях.
2. Активизация словаря по теме.
3. Закрепление умения образовывать существительные множественного
числа в родительном падеже, согласовывая их с прилагательными.
4. Закрепление умения изменять глаголы по временным формам.
5. Закрепление умения подбирать слова-друзья (синонимы).
6. Закрепление умения составлять сложное предложение с союзом А.
7. Закрепление умения строить полные предложения при ответе на вопрос.
8.Формирование интереса к зимним играм и развлечениям.
9. Развитие внимание, мыслительные операции: сравнение, внимание и
мышление.
Оборудование:
Мяч (снежный ком), кукла Ника, часы, магнитофон.
Предметные картинки: лыжи, санки, снеговик, клюшка и шайба, коньки,
картинки с летней тематикой.
Сюжетные картинки-фрагменты:
«Девочка катается на санках», «Дети лепят снеговика», «Мальчик катается
на лыжах», «Девочка катается на коньках», «Мальчик катает снежный ком»,
«Дети играют в снежки», «Дети играют в хоккей».
Ход занятия
Орг. момент
Логопед: Вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да.
Л: А вы будите рады, если сейчас к нам придёт гостья?
Д: Да.
Л: Тш-ш-ш. Ну, тогда подождите одну минутку, а я сейчас встречу нашу
гостью.
Логопед вносит куклу и возвращается в группу.
Л: Встречайте, наша гостья.
Введение в тему:
Л: Ника иностранка. Приехала в Россию, из страны в которой ни когда не
было зимы, чтобы
узнать, как забавляются русские ребятишки на зимних
прогулках.
1 . «Выбери и назови»
Предметные картинки: лыжи, санки, снеговик, клюшка и шайба, коньки,
картинки с летней тематикой.
Л: На картинках разные предметы, из них надо выбрать те, которые Ника
может взять на зимнюю прогулку.
Логопед выкладывает на стол картинки.
Л: Ника говорит мне, что каждый из вас должен выбрать по одной картинке.
Дети выбирают.
Л: Покажите и скажите полным предложением, что нужно зимой для игр.
Д: Зимой нам нужны … (санки, коньки, лыжи, клюшка, шайба).
Л: Объясните Нике, почему вы оставили (велосипед и лодку).
Ответы детей.
Л: Для игр зимой его возьмём с собой. О чём я отгадайте загадку.
Логопед вносит мяч.
Л: Назовите, что это?
По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду. (Снежный ком)
Л: Объясните, из чего снежный ком?
Д: Снежный ком скатали из снега.
Л: Ника спрашивает: «Для чего он нужен? Как можно с ним играть?»
Д: Маленькими снежными комочками можно играть в снежки. Из больших,
снежных комов можно слепить снеговика.
2. «Много чего?» игра с мячом
Л: Вы любите играть?
Л: Давайте поиграем в игру « Много чего?» нашим снежным комом.
Л: Один, два, три, четыре, пять становитесь в круг играть. Я с Никой назову
один предмет, а вы в ответ много предметов. Не забывайте слово много .
Л: У меня одни деревянные санки, а у детей … много деревянных санок;
фигурные коньки –… много фигурных коньков;
детские лыжи -…много детских лыж;
хоккейная клюшка -…много хоккейных клюшек;
черная шайба -… много чёрных шайб;
снежная крепость -…много снежных крепостей.
Л: Ника, как ты думаешь, ребята отвечали правильно? (Кукла кивает головой)
Л: Я с тобой согласна.
3.
Работа
с
индивидуальным
наглядным
материалом
( сюжетные
картинки - фрагменты)
Л: А теперь давайте расскажем Нике, чем занимаются дети на зимних
прогулках. Вам помогут эти картинки.
Раздаются картинки.
Л: Составьте предложения по вашей картинке. И внимание! Назовите
слово – действие в вашем предложении. На зимней прогулке дети, что
делают?
Л: Рита, назови своё предложение.
Ребёнок: Девочка катается на коньках.
Л: Назови слово – действие.
Р: Слово – действие «катается».
Л: Переверни картинку.
Логопед на часах передвигает стрелки.
Л: Прошло время. Что делала девочка!
Р: Девочка каталась на коньках.
Л: Назови слово – действие.
Р: слово – действие – каталась.
Остальные дети называют свои предложения:
Девочка катается на санках.
Мальчик катает снежный ком.
Мальчик катается на лыжах.
Мальчики играют в снежки.
Мальчики играют в хоккей.
Дети лепят снеговика.
И разбирают по той – же схеме.
Звучит музыка.
Л: Давайте покажем и расскажем Нике, как мы играем на зимних прогулках.
4. Динамическая пауза
Речевая подвижная игра «Зимой» . Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы. Лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
5. Игра « Скажи иначе »
Л: Ой! Ой! Ой! Ника говорит мне на ушко: «Вы составляли предложения и
очень часто повторяли слово кататься ». Какими словами можно заменить
это слово? Вы помните, что такое слова-друзья.
Д: Это слова, которые говорят об одном и том же.
Л: Какое слово – «друг» можно подобрать, к слову кататься ?
Л: Я вам немножко подскажу. Если быстро, быстро катиться с горки на
санках, как можно сказать?
Д: мчаться, лететь, нестись, гнать.
Л: Не очень быстро катиться.
Д: Ехать, скатываться, съезжать.
Л: Вспомните и назовите слова-друзья для слова кататься.
Дети повторяют слова.
6. Составление предложений с противительным союзом А
(по двум сюжетным картинкам - фрагментам)
Л: Ребята, выберите по картинке, встаньте парами.
Ника просит вас из двух маленьких предложений составить одно большое с «
маленьким словом А».
Л: Расскажите, что делают дети Таня и Миша на ваших картинках.
Дети составляют предложения.
Д: Таня катается на коньках, а Миша бежит на лыжах.
Таня катается на санках, а Миша катает снежный ком.
Миша катается на лыжах, а Таня играет в снежки.
Миша играет в хоккей, а Таня лепит снеговика.
7. Оценка деятельности детей.
Л:
Ника,
тебе
понравились,
составленные
предложения?
(Кукла
кивает
головой)
Л: Сегодня вы рассказали нашей гостье Нике о зимних играх на прогулке.
Ника
дарит
вам
гостью
новогоднего
праздника
-
елочку,
на
следующем
занятии
вы
сможете
превратить
её
в
новогоднюю,
украсив
игрушками.
Ёлочки раздаются детям.