"Диагностика развития одаренности в преподавании башкирского языка"
Автор: Мавлетшина Лилия Баяновна Должность: учитель башкирского языка Учебное заведение: МАОУ СОШ №159 Населённый пункт: город Уфа, РБ Наименование материала: статья Тема: "Диагностика развития одаренности в преподавании башкирского языка" Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №159
Октябрьского района городского округа город Уфа
Тема выступления
: Диагностика развития одаренности
в преподавании башкирского языка.
Выполнила:Мавлетшина Лилия Баяновна
учитель башкирского языка и литературы.
Уфа-2016
Диагностика развития одаренности в преподавании
башкирского языка.
В последние годы усилилась и расширилась диагностическая работа с одаренными
детьми. Их можно встретить во всех областях: в гуманитарной сфере, в естественно-
математической, в изобразительном искусстве, в физкультуре и спорте и.т.д.
Все одаренные дети требуют к себе особого внимания и отношения со стороны и
педагогов, и родителей, и общественности не только из-за того, что они на голову
выше своих сверстников, но и для того, чтобы они могли реализовать себя как
личность, развивать свои способности.
Одаренность ребенка испытание не только ребенку, но и учителю. Одаренность- это
подарок, феномен.
Одна из основных задач диагностики- предоставить максимальную возможность
развивать эти способности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность проблемы обучения башкирскому языку, как родному, так и ко второму
государственному языку постоянно растет. Для этого необходимо формирование
положительной мотивации изучении башкирского языка. Успех обучения
башкирскому языку, а значит, и успех формирования башкирско-русского двуязычия,
качество образования в условиях школы во многом зависит от того, с каким
увлечением внутренней готовностью интересом и желанием работают учащиеся над
учебным материалом по башкирскому языку в классе и дома, где они будут применять
полученные знания, т.е, учебный материал должен иметь и практическую
направленность. Это и требование времени. Возникновение мотивов должно быть
связано с потребностями. Для этого необходимо изучать факторы, побуждающие
интерес к предмету, то есть мотивы.
Изучение небашкирским учеником башкирского языка, обычно побуждается не
одним, а целой группой мотивов.
Процесс обучения башкирскому языку должен иметь и ярко выраженную
коммуникативную направленность.
Принцип коммуникативной направленности обучения в современной методике
обучения башкирскому языку, как родному, так и второму государственному и
неродному языку постепенно признается в качестве ведущего, и реализация его
школьной программе является одной из задач реализации «Закона о языках народов
РБ» и национально- регионального компонента. Его суть заключается в качестве
обучения учащихся умению общаться на башкирском языке, в привитии им
практических навыков пользоваться башкирским языком в таких сферах общения, как
семейная, социально-бытовая, социально-культурная, зрелищно-массовая,
профессионально-трудовая, общественной деятельности.
В связи с этим вся система работы учителя направлена на создание тех условий,
которые вызывают необходимость речевого общения и на тренировку учащихся в
башкирско-язычном общении.
В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный
процесс, который предполагает развитие умений устной и письменной речи.
Работу по обучению речевому общению учитель начинает с диагностики по
усвоению языковых средств-звуков, морфем, слов, словоформ, словосочетаний,
предложений. А так же по формированию первичных орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, морфологических, стилистических умений. Эти
знания учитель дает с помощью языковых упражнений, которые должны
удовлетворять их повседневные запросы и потребности в общении, поддерживает их
коммуникативный интерес.
Диагностика обучения устной речи предполагает комплексное изучение языковых
единиц всех уровней на материале речевых единиц, каковыми являются предложения
и связные тексты.
Одаренные дети, как правило, легко усваивают языковые средства. Это можно
увидеть как и в устных, так и письменных ответах. У одаренных детей интерес к
изучению башкирского языка высок. Это отношение выражается в пытливости, в
любознательности учащихся, в их внимание и активности на уроках. Од влиянием
интереса мышление более глубоко познает предмет, память надолго сохраняет
изученное, внимание сохраняется устойчивым, эмоции более глубокими.
У одаренных детей творческие способности намного выше, чем у сверстников.
В письменной речи одаренные учащиеся умеют писать краткие заметки,
поздравления, сочинения по картине составляют без особого затруднения диалоги,
монологи, читают и переводят, пересказывают текст, составляют рассказы, пишут
сочинения.
Познавательная активность так же выше. Активный выбор государственного
выпускного экзамена не только детей башкир, но и детей небашкирской
национальности подтверждает уверенность детей в своих знаниях. Одаренные дети
активно принимают участие и занимают призовые места в разных конкурсах,
олимпиадах, где они не только подтверждают свои знания, но и показывают хорошие
результаты.
Таким образом, диагностическая работа учителя с одаренными детьми в изучении
башкирского как родного и как второго государственного неродного языка строится на
принципе коммуникативной направленности и «деятельностной методике» обучения
ей, через качество учебно-речевой деятельности, максимально приближенной к
условиям реального общения.