Авторы: Алмаева Анна Владимировна, Черемных Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов мбоу "гимназия №3",
Учебное заведение: учитель- логопед МБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Коррекционные методы и приемы в практике учителя- логопеда и учителя начальных классов
Раздел: начальное образование
Коррекционные методы и приемы в практике учителя- логопеда и
учителя начальных классов.
П олно це нно е развитие
лично сти
ребенка
невозможно
б е з
формирования у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом
количество
детей
с
нарушениями речи
заметно
растет.
Это
связано
с
различными
факторами развития ребенка: неблагоприятным воздействием
окружающей среды, патологией внутриутробного развития, особенностями
развития ребенка в первые годы жизни.
За 2016 год при обследовании территориальной психолого- медико-
педагогической
комиссией
г.Рубцовска
232
дошкольникам
была
рекомендована адаптированная программа для детей с нарушением речи. За
2017 год количество таких детей составило уже 271 человек.
Все дети с нарушениями речи приходят из дошкольных учреждений в
обычные классы общеобразовательных учреждений, где не всегда есть такие
специалисты, как логопед и дефектолог, которые могли бы оказать этим
школьникам необходимую помощь. Как результат, мы видим, что нарушения
в формировании фонематического восприятия и слуха отрицательно влияют
на развитие письма, связной речи и психических функций: внимания, памяти,
мышления.
С данной проблемой сталкиваются многие учителя первых классов, в
котором дети имеют нарушения речевого развития. С чего начать работу над
развитием речи?
Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев». Действительно, речь напрямую связана с
развитием мелкой моторики пальцев рук. Диагностика сформированности
навыков графической деятельности учеников по методу Сосниной С. П.,
проведенная нами в начале учебного года в первом классе, показала, что
только у 21% учеников сформированы и довольно высоко автоматизированы
навыки
графической
деятельности,
у
53,5
%
они
сформированы,
но
существуют
проблемы,
над
которыми
необходимо
работать.
У
25,5
%
обучающихся недостаточно сформирован двигательный компонент навыка
графической деятельности, а также низкое развитие произвольной регуляции
и контроля над выполнением движений, требующих точности.
Такие показатели развития мелкой моторики являются недостаточными
для
успешного
овладения
основными
навыками
школьной
программы.
Поэтому во внеурочную деятельность были включены занятия по программе
развития мелкой моторики кистей рук «Я сам». Основной вид работы –
изготовление поделок.
Мы работаем с бумагой, пластилином, крупами и
цветным песком.
Кроме того на каждом занятии присутствуют и другие
формы
работы:
это,
прежде
всего,
различные
развивающие
игры:
с
предметами и без, музыкальные, подвижные и др.; графические упражнения;
различные виды гимнастик: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, а
также гимнастика для снятия зрительного напряжения и т.д.
Каждое
занятие
мы
начинаем
с
артикуляционной
гимнастики
с
использованием зеркал.
В
коррекционную
работу
мы
посчитали
необходимым
включить
зрительную
гимнастику,
так
как
несколько
детей,
имеющих
речевые
нарушения, стоят на учете у врача офтальмолога. После 15-20 минут работы
используем гимнастику для снятия зрительного напряжения. Вот некоторые
приемы.
Пальминг – это упражнение на расслабление глаз. Оно является очень
древним,
и,
вероятно,
пришло
к
нам
из
йоги.
Упражнение
«пальминг»
следует выполнять каждый раз, когда вы ощущаете напряжение в глазах,
усталость
и
эмоциональный
дискомфорт.
Когда
вы
закрываете
глаза
и
прикладываете ладони, перед вами мелькают разные световые точки, круги,
экран телевизора. Это говорит о том, что у вас перенапряжен зрительные
тракт. Как же быстрее снять напряжение?
1.
Представление черного цвета (черный занавес в театре; черный экран;
черной тушью замазываете эти светящиеся места).
2.
Приятные воспоминания. Всякий раз, делая пальминг, нужно думать о
хорошем и приятном.
Важный момент. Когда глаза закрыты, мы создаем фантазию, как будто глаза
отступили назад. На затылке находится зона скопления зрительных нервов и,
когда мы переводим туда внимание, мы активизируем там процессы.
Особое значение имеет правильный выход из пальминга. Не стоит сразу
открывать глаза. Сначала разводим ладони и кладем их на колени. Затем
помотали головой «да-да, нет-нет». Медленно открываем глаза.
Глазодвигательные тренинги.
Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом
за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. Предмет
нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Например, педагог надевает белую перчатку, к которой прикреплен желтый
круг. Почему желтый? Желтый стимулирует мозговую деятельность и работу
нервной системы.
Выполняя зрительную гимнастику, можно использовать стихотворения.
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
(взгляд влево – вправо)
Взвился вверх.
(взгляд вверх)
и полетел
(движения по кругу)
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех
органов,
принимающих
участие
в
речевом
акте.
Важной
частью
речи
является дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
-улучшению местного и мозгового кровообращения,
-профилактике возникновения болезней дыхательных путей;
-правильному речевому дыханию.
Важно, что все упражнения стоит выполнять в игровой форме.
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по
столу круглый карандаш.
«Попади в цель» - движения предмета по парте с помощью воздуха.
Упражнение помогает контролировать поток воздуха.
«Футбол» - из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на
некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на
мяч,
пытаясь
забить
гол.
Комочек
ваты
должен
оказаться
между
двумя
кубиками.
«Душистый цветок» - поднесите к носу цветок, и сделай глубокий вдох
носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу:
Ах, как приятно пахнет!
А кто это летит –
Крылышками машет,
Над цветочком пляшет?
Использование в работе упражнений на постановку правильного дыхания
позволяет сделать работу по развитию
речи более эффективной и заметно
ускорить коррекцию звукопроизношения.
Систематические занятия в течение полутора лет (сейчас дети обучаются
во втором классе) по данной программе начинают приносить определенные
результаты: развивается речь школьников, тренируется их внимание, память,
мышление, улучшается
письмо. Была выявлена положительная динамика
развития мелкой моторики и речи обучающихся.