Автор: Веселова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №6
Населённый пункт: п.Смолино
Наименование материала: Конспект
Тема: "Системно-деятельностный подход на уроке литературного чтения
Раздел: начальное образование
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Веселова Ольга Владимировна
Район
Володарский
Место работы
МБОУСОШ №6 п.Смолино
Должность
учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
УМК
Школа России
Тема урока
Басня И.А.Крылова « Лебедь, Щука и Рак».
Тип урока
Объяснение нового материала
Цель, задачи
Знакомство с новым литературным произведением, осмысление идеи и жанровых особенностей
басни; обучение анализу басни; обучение выразительному чтению басни; развитие творческого
воображения ,мышления, креативных способностей; развитие умений давать нравственную оценку
описанной ситуации.
Необходимое оборудование
Компьютер с проектором, экран, выставка книг с баснями И.А.Крылова, толковый словарь.
Дидактическое обеспечение
Презентация «И.А. Крылов. Басни», таблицы для фонетической разминки.
Планируемые результаты урока
личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу;
различать морально - нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев.
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
предметные
понятия «басня»; «мораль»;
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику басни;
участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные
УУД, коммуникативные УУД)
- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов
осознавать значение басен И.А.Крылова для русской национальной культуры.
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над
поступками литературных героев;
участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Формы контроля и диагностики
достижения результатов обучения*
Устный опрос, выполнение практических заданий, лесенка успеха.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение», рабочая тетрадь №1 «Литературное
чтение».
Дополнительная
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя,
применяемые методы и
приемы работы
Деятельность обучающихся с
указанием форм
организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных
действий)
1. Мотивация
(самоопределение) к учебной
деятельности. Этап предполагает
осознанное вхождение учащегося
в пространство учебной
деятельности на уроке; создание
условий для возникновения
внутренней потребности
включения в деятельность
(«хочу»), выделения
содержательной области
(«могу»).
Прозвенел для нас звонок,
начинается урок
К нам без опоздания приходи
старание! Помоги нам
потрудиться, мы пришли сюда
учится!
Смыслообразование,
мотивация к учению
(личностные УУД)
2. Актуализация знаний и
фиксация индивидуального
затруднения в пробном
действии. Этап предполагает
Фонетическая разминка.
-прочитайте «птичьим базаром»
-с вопросительной интонацией,
утвердительной, с интонацией
У тридцати трёх полосатых
поросят тридцать три хвостика
висят.
создание мотивации к
самостоятельному выполнению
пробного учебного действия;
актуализацию знаний, умений и
навыков, достаточных для
построения нового способа
действий; тренировку
соответствующих мыслительных
операций; создание затруднения в
индивидуальной деятельности
учащихся, фиксируемое ими
самими.
удивления, с огорчением,
скороговоркой.
I.-
А перед нами сегодня на уроке
произведение одного замечательного
писателя.
Фамилию этого писателя смогут
отгадать самые внимательные
ученики. Возьмите карточки и
выполните задания.
1.Зачеркни все буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки. Б Д З К Р
2. Зачеркни все глухие согласные. П Р
Ф С Ч
3. Зачеркни все гласные,
указывающие мягкость согласных. Ё
Ю Ы Я И
4. Зачеркни согласные, которые
всегда мягкие. Л Ч Щ Й
5. Зачеркни все гласные, которые
могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю
6. Зачеркни согласные, которые
всегда твёрдые. Ш В Ж Ц
-Какое слово получилось?
- Крылов.
- А теперь отгадайте, как его зовут?
ИВАНАНДРЕЕВИЧ
(Слайд 1)
- Сегодня мы познакомимся с новым
жанром литературы.
Как называется этот жанр вы сможете
узнать, если восстановите лесенку из
букв. (на карточке с обратной
стороны)
Определение жанра и темы
произведения
-Какое слово получилось?
Ученики зачеркивают буквы на
карточках, читают полученное
слово:
- Иван Андреевич.
Ученики восстанавливают лесенку,
читают полученное слово:
-басня
- Развитие умения принимать и
сохранять учебную задачу
(регулятивные УУД)
определять и формулировать
тему и цель урока
(регулятивные УУД)
учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу
(личностные УУД)
с
С
Б
я
Я
н
Н
а
-Как называется жанр литературы над
которым сегодня будем работать?
(Слайд 2)
-Как называют человека, который
пишет стихотворения?
-Как называют человека, который
пишет басни?
ОН БАСНОПИСЕЦ И ПОЭТ НАРОДНЫЙ
-
ВОТ В ЧЕМ ЕГО ВЕЛИКОСТЬ.
В.Г. Белинской.
-
Более двухсот лет прошло со дня
рождения великого баснописца
“дедушки Крылова”, как любовно
называет его народ, но басни его не
устарели, учат нас понимать истинные
нравственные ценности, народную
мудрость, расширяют жизненный
опыт.
-Послушайте рассказ об
И.А.Крылове.
Деятельность по целеполаганию.
Ученики формулируют тему урока и
основные понятия:
-Басня, баснописец.
Подготовленные дети рассказывают о
жизни И.А.Крылова
1.
И.А. Крылов родился в
Москве. Десять лет было мальчику,
когда отец умер. Детство и
отрочество его прошли в тяжелых
условиях. Андрей Прохорович
Крылов, отец будущего писателя был
армейским офицером. Своему сыну
он оставил в наследство солдатский
сундучок с книгами. Мать Крылова,
Мария Алексеевна не знала грамоты,
но была добра и умна от природы.
Крыловы жили в глубокой нищете.
2
.
Будущий писатель не учился в
школе. Но в нем жила жажда знаний,
Получение нужной информации
(познавательные УУД)
а способностями он обладал
исключительными. Он самоучкой
овладел иностранными языками,
математикой и стал
высокообразованным для своего
времени человеком. Жизнь не
баловала Крылова, и каждый шаг к
успеху давался ему недаром. Крылов
писал комедии для театра, выпускал
журнал “Зритель”. Но именно басня
сделала его известным.
З
.
Крылов написал более двух сот
басен. Он любил родину и считал
своим долгом вести борьбу с
недостатками общества. Мать
Крылова, Мария Алексеевна не знала
грамоты, но была добра и умна от
природы. Крыловы жили в глубокой
нищите. Выражения басенных
персонажей близки и понятны
самому широкому читателю. Из
народного языка, из пословиц и
поговорок черпал писатель многие
свои сюжеты. По воспоминаниям
одного из современников, Крылов
“посещал с особенным
удовольствием народные сборища,
торговые площади, кулачные бои, где
толкался между пестрою толпою,
прислушиваясь с жадностью к речам
простолюдинов ...”
Более двухсот лет прошло со дня
рождения великого баснописца
“дедушки Крылова”, как любовно
называет его народ, но басни его не
устарели, учат нас понимать истинные
нравственные ценности, народную
мудрость, расширяют жизненный
опыт. Басни Крылова переведены на
60 языков.
3. Выявление места и причины
затруднения. Этап предполагает
в ы я в л е н и е
и
ф и к с а ц и ю
учащимися
места,
шага,
где
в о з н и к л о
з а т р у д н е н и е ;
о п р е д е л е н и е
п р и ч и н ы
затруднения
-
каких
конкретно
знаний,
умений
не
хватает
для
решения исходной задачи такого
класса или типа.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.
-О ком эти строки?
- Какие басни Крылова вы читали?
(выставить книги на доску)
-Сегодня мы будем читать басню, а
чтобы узнать, как она называется
нужно прочитать эту строку справа
налево.
-Эта басня была написана в 1814 году.
196 лет назад.
-Что такое басня?
( Слайд 3)
-Давайте откроем учебник и узнаем
так ли это.
-Рассмотрите иллюстрацию к басне.
(Слайд 4)
Дети читают слова справа налево:
АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ
(Лебедь, рак и щука)
Группа учеников находят
определение в толковом словаре:
Басня.
1.Краткое иносказательное
нравоучительное стихотворение,
рассказ.
2.Вымысел, выдумка.
Басня - это короткий, чаще всего
стихотворный нравоучительный
рассказ, где вместо людей действуют
звери, птицы, деревья, вещи. Обычно
- Развитие умения планировать
своё действие в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане
(регулятивные УУД)
- Развитие умения строить
речевое высказывание в устной
форме (познавательные УУД)
-Что общего?
-Что делают герои?
-Получается или нет?
они умеют говорить. (могут быть и
люди)
-Все живут в воде, могут плавать;
-Пытаются сдвинуть телегу с места;
-Нет.
- Учить проводить сравнение,
осуществлять анализ и синтез
объекта (познавательные УУД)
4. Построение проекта выхода
из
затруднения
("открытие"
детьми
нового
знания).
Этап
предполагает
о бд ум ы ва н и е
учащимися
в
коммуникативной
форме проекта будущих учебных
действий:
постановку
цели,
построение
плана
достижения
цели,
выбор
метода
и
средств
разрешения проблемной ситуации
(алгоритмы модели, учебник).
Первичное знакомство с
произведением.
Послушайте, что рассказал об этом
Крылов.
- Понравилась ли вам басня?
-Как написана эта басня прозой или
стихотворением?
-Назовите героев басни.
- Что заставило вас улыбнуться?
- Какое событие описывает Крылов?
Словарная работа.
- Есть ли незнакомые слова?
Теперь поработаем со словами,
которые трудно прочитать.
- Мы будем их читать с
Воспринимающая деятельность.
Прослушивают запись басни (сеанс
воображения).
Дети отвечают на вопросы учителя,
дают полные ответы.
Ученики работают со словарями
или говорят лексическое значение
слова, опираясь на свой личный
опыт.
Дело на лад – налаживается.
Воз – деревянная повозка для
лошадей.
Поклажа – багаж.
Впряглись – вместо лошадей.
Из кожи вон – очень стараются.
И ныне там – на том же месте.
Ученики читают слова по слогам,
Находить нужную информацию
через учебные книги
(коммуникативные УУД)
наращиванием.
-прочитайте басню
самостоятельно
целыми словами с ударением.
согласья впряглись
согласье
сог пря
однажды
лась пряг
поклажа
ласья лись
впряглись
соглась пряг лись
сог
лась я в пряг лись
согласья впряглись
жужжащее чтение
5. Реализация построенного
проекта. Этап предполагает
решение исходной задачи
(обсуждение различных
вариантов, предложенных
учащимися, выбор оптимального
варианта); фиксацию
преодоления затруднения;
уточнение характера нового
знания.
Анализ басни.
- Найдите слова, которые позволяют
увидеть образ каждого героя
- Какими словами описано усердие
героев?
- Был ли воз на самом деле
тяжёлым?
-
Почему же воз и ныне там?
Оценочная деятельность.
Самосозидательная
деятельность.
Ученики работают с текстом.
- Лебедь рвётся в облака.
-Лебедь стремительный, упрямый,
быстрый.
-Рак пятится назад.
-Рак неповоротливый,
нерасторопный.
-Щука тянет в воду.
-Щука упрямая.
- Из кожи лезут вон.
-Поклажа бы для них казалась и
легка.
-Потому что они не смогли
договориться.
-
Выбор и анализ информации из
текста;
умение определять цель её
создания (познавательные УУД)
Учить получать информацию из
учебника (познавательные
УУД)
- Развитие умения принимать и
сохранять учебную задачу
(регулятивные УУД)
- Учить осуществлять анализ
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней
речи. Этап предполагает
усвоение детьми нового способа
действий при решении типовых
задач с их проговариванием во
внешней речи (фронтально, в
парах или группах).
-Вот сейчас я вам открою секрет. В
басне есть главная часть- мораль.
-А что такое мораль?
- Найдите главную часть басни –
мораль.
- Чему же учит басня?
-Есть замечательная русская
пословица: Дружно-негрузно, а врозь
– хоть брось.
-В чём смысл этой пословицы?
-Прочитайте эти пословицы.
(послушайте)
-Все ли можно их соотнести с нашей
басней?
-Какая «лишняя»? Почему?
-Не замечали ли вы, что иногда ваше
поведение похоже на поведение
героев этой басни?
-Могут такие люди нравиться
окружающим?
Ученик читает из словаря:
1.Нормы поведения, отношений с
людьми.
2.Поучительный вывод.
3.Нравоучение, наставление.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только
мука.
Эта басня учит в любом деле работать
дружно, вместе.
Одна рука в ладоши не бьёт
Берись дружно – не будет грузно.
Одна пчела много мёду не принесёт.
В одиночку не одолеешь и кочку;
артелью и через гору впору.
Работа сердце веселит.
Дети дают свои развернутые
ответы.
объектов с выделением
признаков (познавательные
УУД)
7.
Самостоятельная
работа
с
Выразительное чтение басни детьми.
Читать вслух осознанно, без
самопроверкой
по
эталону.
Э т а п
п р е д п о л а г а е т
самостоятельное
выполнение
у ч а щ и м и с я
з а д а н и я
с
использованием
нового
способа
действия,
самопроверку
на
основе сопоставления с эталоном.
Эмоциональная
направленность
д а н н о г о
э т а п а
с о с т о и т
в
организации,
по
возможности,
для
каждого
ученика
ситуации
успеха,
мотивирующей
его
к
в к люч е нию
в
д а л ь н е й ш у ю
познавательную деятельность.
- Как будем читать басню? С каким
настроением? Сейчас вы должны
постараться и прочитать басню
выразительно, без ошибок.
- Как вы считаете смогли ли мы
прочитать басню выразительно?
-Итак, научились ли мы читать басню
выразительно, без ошибок?
Составление диафильма. Словесное
рисование.
Сопровождается показом
иллюстраций к басне. (Слайд 7-13)
«Озвучивание» слайдов.»
Оценочная деятельность.
Самосозидательная
деятельность.
Дети
проговаривают
правила
выразительного
чтения
и
читают
басню.
(Выборочное чтение подходящих
строк из басни)
искажений, выразительно,
передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при
чтении важные по смыслу слова.
(предметные результаты).
- Учить формулировать
собственное мнение и позицию
(коммуникативные УУД)
- Учить планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей, вносить
необходимые коррективы в
действие после его завершения на
основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок
(регулятивные УУД)
Учить планированию учебного
сотрудничества со
сверстниками
(коммуникативные УУД)
8. Включение в систему знаний
и повторение. Этап предполагает
выявление границ применения
нового знания, повторение
учебного содержания,
необходимого для обеспечения
содержательной непрерывности.
Итог.
А теперь отгадаем кроссворд
Вопросы:
-С каким писателем сегодня
познакомились?
-С каким жанром литературы
познакомились?
-Как называется нравоучение в
басни?
Осознавать значение басен
И.А.Крылова для русской
национальной культуры
(познавательные УУД).
м
к
р
ы
л
о
в
р
б
а
с
н
я
л
ь
-Что такое басня?
-Что такое мораль басни?
-С какой целью пишут басни?
9. Рефлексия учебной
деятельности. Этап предполагает
оценивание учащимися
собственной деятельности,
фиксацию неразрешённых
затруднений на уроке как
направлений будущей учебной
деятельности, обсуждение и
запись домашнего задания.
-Как вы оцениваете свою работу на
уроке?
- Что на уроке у вас хорошо
получалось?
-А теперь оцените свою работу по
шкале на
« линейке самооценки».
Домашнее задание: 1гр.-
выразительное чтение басни ;2гр.-
придумать рассказ ,на тему басни.
Оценочная деятельность.
Самосозидательная
деятельность.
Учащиеся оценивают свою
работу.
-Работать вместе в группе легче и
интереснее.
Оценивают свою работу по шкале
на « линейке самооценки».
к
п
и
т
с
д
з
К- красиво
П – правильно
И – интересно
Т – трудно
С – старался
Д – работали дружно
З – завтра снова хочу это сделать
Ценностно-ориентационная
деятельность
Осознание обучающимися своей
УУД, самооценка результатов
деятельности своей и всего
класса.
- Ориентация на понимание
причин успеха в учебной
деятельности (личностные УУД)
- Способность к самооценке на
основе критерия успешности
учебной деятельности
(личностные УУД)