Автор: Копленко Ольга Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КГБОУ "Минусинская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Минусинк, Красноярского края
Наименование материала: урок музыки в 4 классе по адаптированной программе для детей с ОВЗ
Тема: "Русские народные инструменты"
Раздел: начальное образование
Конспект урока музыки
Тема урока: «Русские народные инструменты»
Цель урока:
- знакомство с русскими народными инструментами;
- развитие творческих способностей учащихся в различных видах
музыкальной деятельности при выполнении квест-заданий;
- расширение словаря; совершенствование произносительной стороны устной
речи и развитие слухового восприятия музыки и речи.
Планируемые результаты
Предметные:
- называют русские народные инструменты с опорой на речевой материал и
без (в зависимости от степени интеллектуального развития);
- умеют определять на слух тембры звучания народных инструментов с
помощью учителя и без (в зависимости от степени потери слуха);
- развивают художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору
России.
Личностные:
- проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при
восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- развивают духовно- нравственные качества (такие как, доброта, миролюбие,
великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное
отношение к обычаям и традициям русского народа;
- приобщаются к русской народной культуре, фольклору.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- принимают учебную задачу;
- оценивают собственную музыкально – творческую деятельность и
деятельность одноклассников; корректируют собственное исполнение.
Познавательные:
-
знакомятся
с русскими народными инструментами;
- находят способ решения проблемной ситуации с помощью учителя и
самостоятельно;
- работают с информацией; развивают навык исследовательской деятельности
и выявляют общность народных инструментов
с помощью учителя и
самостоятельно;
- передают настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-
пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Коммуникативные:
- планируют учебное сотрудничество и инициативное сотрудничество,
взаимодействие; работают в команде;
- передают в собственном исполнении различные музыкальные образы,
владеют умениями совместной деятельности;
- участвуют в сценическом воплощении при исполнении песни.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления.
Дидактическое обеспечение урока: картинки, конверты с заданиями,
музыкальные инструменты.
Техническое обеспечение урока: музыкальный центр.
Методы: деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся: выполнение творческих заданий, пение,
музыкально–пластическое движение, слушание музыки, инструментальное
исполнительство.
Музыкальный материал: запись звучания балалайки, свирели, гармошки,
гуслей, ложек; русская народная песня в исполнении оркестра русских
народных инструментов «Камаринская», минус песни «Дед Мороз».
Ход урока.
I.
Организационный момент
Дети занимают свои места в классе. Учитель предлагает детям встать.
Учитель: Добрый день, ребята!
Дети: Добрый день, Ольга Михайловна.
Учитель: Вы готовы к уроку?
Дети: Да, мы готовы к уроку.
Учитель: Присаживайтесь. /Как ты слышишь? …Ты слышишь хорошо или
плохо?...
Дети: Я слышу хорошо.
Учитель: /Какой будет урок?
Дети: Будет урок музыки.
Учитель: Ребята, прежде чем мы начнём урок, давайте пожелаем, друг другу
хорошего настроения и подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь мне.
Улыбнитесь своим товарищам. А теперь подарите улыбки нашим гостям.
Молодцы, думаю, настроение у нас будет хорошим! Итак, давайте начнем
наш урок.
II.
Основная часть.
1.
Введение в тему, проблема.
/Прочитай тему урока …
Дети: Темы нет.
Учитель: Как нет темы? А куда же она подевалась? Что это? (конверт)
Посмотрим, что там?
Дети: Да!
Учитель: Открой и прочитай, что в конверте...
Конверт №1.
Дети (открывают конверт и читают):
Привет ребята!!! Я Весёлый Смайлик
)))))))
О, вы хотите узнать тему урока?! Но я вам её просто так не скажу. Вам
нужно выполнить мои задания
)))
Чтобы вам выполнить задания, вам нужно быть дружными, и выполнять
задания вместе!!!!!!! Будете дружными?
Моё первое задание: назовите музыкальные инструменты
))))))
А потом составьте слово… Как? Догадайтесь сами…
))) И вы поймете,
где следующее задание
)))
2.
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята мы будем выполнять задания дружно? /Что будем делать
сначала?...
Дети: Будем называть музыкальные инструменты.
Учитель показывает инструменты, напечатанные на карточках, дети их
называют. Если дети затрудняются в ответе, то помогает учитель, говоря
слова за экраном. Название инструментов учитель прикрепляет к доске.
Балалайка, бубен, гусли, свирель, трещотки, ложки,
гармошка.
Учитель: А вместе как они называются?
Дети: Музыкальные инструменты.
Учитель: Ребята, а вы знаете, как эти инструменты назвать по-другому?
/Русские народные инструменты.
Дети: Это русские народные инструменты.
Учитель: /Что мы делали?...
Дети: Мы называли музыкальные инструменты.
Учитель: И что же делать дальше?
Дети: (снова читают задание в конверте) Нужно составить слово.
Учитель: А как составить слово?
Дети: Из выделенных букв. (Дети составляют слово) Стул. (Дети ищут
следующее задание на стульях) Открывают следующий конверт №2.
Умнички! Догадались
)))))
Ваше задание, послушать, как звучат музыкальные инструменты: балалайка,
гусли, свирель и гармошка. Поиграйте с учителем в игру «Угадай, что
звучит?»
P.S. Какой инструмент будет звучать последним там вы найдёте следующее
задание
))))
3.
Первичное усвоение новых знаний. Слушание музыки.
Учитель: /Что будем делать?...
Дети: Будем слушать музыкальные инструменты.
Учитель: /Какие музыкальные инструменты мы будем слушать?...
Дети: Будем слушать: гусли, балалайку, гармошку и свирель.
Сначала дети прослушивают каждый инструмент.
Учитель: /Будем слушать, как звучит балалайка (гусли, гармошка и свирель).
Что будем слушать?...
Дети играют в игру «Угадай, что звучит?»
Учитель: /Что мы слушали?...
Дети: Мы слушали балалайку (гусли, гармошку и свирель).
4.
Проверка понимания. Работа с иллюстрациями, игра на
музыкальных инструментах.
Учитель: Что же делать дальше?
Дети снова перечитывают задание, вспоминают, какой инструмент звучал
последним. Гармошка. Бегут к гармошке, находят следующий конверт №3 (в
конверте картинки с изображением героев сказок и задание).
Ого! Да, вы супер!!!!!
Вы любите играть на музыкальных инструментах? Герои сказок тоже любят
играть. Но сначала вспомните героев сказок.
А без инструментов можете показать, как герои играют на инструментах?
Если мне понравится, как вы показали, то получите следующий конверт
)))
Следующий конверт дают гости. Конверт №4.
Учитель: /Что будем делать сначала?...
Дети: Сначала будем вспоминать героев сказок.
Крокодил Гена («Чебурашка»), Заяц («Ну, погоди!»), Лель («Снегурочка»),
Емеля («По щучьему велению»).
Учитель: /Что будем делать сейчас?...
Дети: Будем показывать, как герои играют на инструментах.
Под музыку дети показывают только движениями, как играть на
инструментах. Следующий конверт дают гости. Конверт №4.
Дети открывают конверт и читают следующее задание.
Ух, ты, круто показали!
)))))
А теперь возьмите только русские народные инструменты. Научите своих
гостей играть на них. Создайте оркестр и играйте вместе под музыку. А где
инструменты, догадайтесь сами))))))))
КУДНУС
В сундуке различные музыкальные инструменты. Дети выбирают только
русские народные инструменты. Раздают гостям.
Учитель: Что будем делать сейчас?
Дети: Будем играть на русских народных инструментах вместе с гостями.
Дети с гостями играют на музыкальных инструментах.
Учитель: Что мы делали?...
Дети: Мы играли на русских народных инструментах вместе с гостями.
Следующий конверт находят в сундуке. Конверт №5
Ой, ну какие вы молодцы!!!!!!!!
))))))
Думаю, вы уже догадались, какая была тема вашего урока… Можете её
назвать?
А теперь чтобы было веселей благодарите песней своих гостей.
)))))
P.S. Мне было с вами весело. Вы классные ребята!!!!!!!!)))))))
Ваш Весёлый Смайлик
Пока)))))))))
Формулирование темы урока.
Учитель: Какая тема урока была сегодня?
Дети: Русские народные инструменты.
Учитель: Вы большие молодцы! Выполнили все задания и сами поняли, какая
была тема урока.
5.
Повторение песни.
Учитель: /Петь песню «Дед Мороз». Что будем делать? …
Дети: Будем петь песню «Дед Мороз».
Дети повторяют и исполняют песню.
Учитель: /Что мы делали?...
Дети: Мы пели песню «Дед Мороз».
III.
Подведение итогов.
1.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель: А теперь проверим, что вы запомнили.
1.
НАЙДИ ОШИБКУ
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - ЭТО ЛОЖКИ, БУБЕН,
СКРИПКА, БАЛАЛАЙКА, ФЛЕЙТА, ГАРМОШКА, ТРУБА, СВИРЕЛЬ.
2.
КАКОЙ ОТВЕТ ВЕРНЫЙ?
ОРКЕСТР – ЭТО КОГДА ПОЁТ МНОГО ЧЕЛОВЕК ВМЕСТЕ.
ОРКЕСТР – ЭТО КОГДА МНОГО ИНСТРУМЕНТОВ ЗВУЧИТ ВМЕСТЕ.
3.
УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?
Картинки с фрагментами музыкальных инструментов. (гусли, гармошка,
балалайка, свирель).
2.
Оценка своей деятельности.
Учитель: Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке. Оцените себя,
поднимите тот цвет шарика, который вам больше подходит.
На доску учитель вывешивает картинку с шариками, под которыми
написано: зеленый «Мне понравился урок. Я все понял», синий «Мне было
трудно и непонятно», желтый «Я узнал новое о музыке», красный «Мне не
понравился урок. Было скучно».
Дети выбирают у себя на столе шарик того цвета, который соответствует
их результату работы на уроке.
Учитель: Вы хорошо работали, и поэтому я дарю вам эти шарики. (Учитель
дарит шарики того цвета, который выбрали дети при оценке своей
деятельности).
3.
Домашнее задание.
Учитель: Прочитайте, и выберите, домашнее задание. Запишите, домашнее
задание в тетрадь. (Для меня!!! Если не успели записать, то вложить в
тетрадь с домашними)
- нарисовать русский народный инструмент;
- написать сообщение о любом инструменте;
- изготовить музыкальный инструмент.
Учитель: /Какой был урок?...
Дети: Был урок музыки.
Учитель: Желаю вам хорошего настроения. Спасибо за урок!