Автор: Кузнецова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Горин
Населённый пункт: п.Горин
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков творческой, исследовательской деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках начальной школы"
Раздел: начальное образование
Кузнецова Ирина Анатольевна
«Формирование навыков творческой, исследовательской
деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках
начальной школы»
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность
самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
Питер Клайн
Модуль 1. Теоретическое обоснование опыта.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 -
30-х
г.
в
советской
и
зарубежной
школе.
Проблемное
обучение
основывается
на
теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи
(1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был
заменён
игровой
и
трудовой
деятельностью.
Занятия
чтением,
счётом,
письмом
проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей
спонтанно, по мере их физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для
обучения:
социальный,
конструирования,
худ оже с т в е н н о го
в ы р а ж е н и я ,
исследовательский.
Для
удовлетворения
этих
инстинктов
ребёнку
предоставлялись
в
качестве
источников
познания:
слово,
произведения
искусства,
технические
устройства.
Дети
вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах.
Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления
разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н.
А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими
дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В.
Кудрявцев,
Д.
В.
Вилькеев,
Ю.
К.
Бабанский,
М.
И.
Махмутов
и
И.
Я.
Лернер.
Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической
науки.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных
занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций
и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и
происходит
овладение
знаниями,
навыками,
умениями
и
развитие
мыслительных
способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в
необходимых
случаях
объяснение
содержания
наиболее
сложных
понятий,
систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их
учебно-познавательную
деятельность.
На
основе
анализа
фактов
учащиеся
самостоятельно
делают
выводы
и
обобщения,
формулируют
(с
помощью
учителя)
определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой
ситуации.
При
проблемном
обучении
учитель
систематически
организует
самостоятельные
работы
учащихся
по
усвоению
новых
знаний,
умений,
повторению
закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них
вырабатываются
навыки
умственных
операций
и
действий,
развиваются
внимание,
творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и
находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Модуль 2. Технология проблемного обучения.
Этапы технологии проблемного обучения:
1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат
этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет
являться целью урока.
2. Поиск решения проблемы:
Кузнецова Ирина Анатольевна
- через диалог;
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6.
Проведение контрольных
и
проверочных
работ
с
включение
заданий
проблемного характера:
- поставь проблемный вопрос;
- выдвини гипотезу;
- докажи.
Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:
1.
Проблемная ситуация.
2.
Формулировка проблемы.
3.
Выдвижение гипотез.
4.
Доказательство или опровержение гипотез.
5.
Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
6.
Воспроизведение нового материала (выражение решения).
Модуль 3. Обобщенное описание системы работы.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить
их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности.
Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем
учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»).
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности
таким
образом,
чтобы
у
учащихся
сформировались
потребности
в
осуществлении
творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я
усваиваю”.
Предлагаю рассмотрить каждый этап проблемного урока.
I
. Проблемная ситуация.
Условия создания проблемной ситуации.
1.Учителю необходимо владеть:
-Поисковыми методами обучения.
-Знанием фактического материала (глубоко и прочно).
-Технологией
постановки вопросов, «обнажающих»
противоречия
перед
учащимися.
-Оперированием слов, терминов, знакомым ученикам.
2. Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития,
интеллектуальные
возможности
(необходимо
научить ребят
отвечать
и
самим
формулировать проблемные вопросы), уметь находить разные подходы к классификации
предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же сюжет, явление,
выделять
главное,
самостоятельно
организовать
свою
деятельность
по
усвоению
знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.
3. Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на
предыдущие знания, умения, навыки.
По
эмоциональному
отклику,
реакции
учеников,
выделиются 2
типа
проблемных
ситуаций:
•
С
удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного
и
т о г о
ж е
задания).
•
С
затруднением
(практическое
задание
на
новый
материал,
с
которым
ребята не могут справиться).
Кузнецова Ирина Анатольевна
Способы создания проблемной ситуации:
•
При столкновении учащихся с жизненными явлениями,
фактами,
требующими
теоретического
объяснения
(проблемная
ситуация
возникает,
когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления
учащихся
с
фактами,
для
объяснения
которых
у
них
не
хватает
опыта,
знаний).
•
При организации практической работы учащихся.
•
При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению,
противопоставлению.
•
При исследовательских заданиях.
Приемы создания проблемной ситуации.
1.Непреднамеренный - ошибка ученика.
2.Преднамеренный - проблемный вопрос «Можно ли...»;
ложное
умозаключение
-
учитель
говорит:
«Я
считаю,
что
…,
а
вы
как
думаете?»;
аналогии
Вопросы
для
осознания
противоречия:
1.
Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налило?
2.
Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?
3.
Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?
4.
Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?
5.
Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
II
Формулировка
учебной
проблемы:
Проблема может быть озвучена, как:
•
Тема урока.
•
Вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если
они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может
использовать два вида диалога:
1.
Побуждающий
(побуждает
к
осознанию
противоречия
и
формулирования
проблемы
(«Вы
удивлены?
Почему?
Что
интересного
заметили?
Какие
возникают вопросы?»).
2.
Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом,
приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).
III
При выдвижении гипотез
Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:
• Давайте предположим...
• В какой последовательности будете решать проблему...
• Выскажите свою точку зрения
• Какие есть догадки, предположения.
Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои (среди них
сознательно могут быть ошибочные).
IV
При
доказательстве
или
опровержении
гипотез.
Приемы:
•
Наблюдение и анализ.
• Сравнение, выделение общих признаков.
• Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).
• Сочетание наблюдения и опыта.
Для
выдвижения
гипотез,
их
доказательств
и
опровержения
у
учащихся
должны быть сформированы такие практические навыки, как:
• умение ставить цель;
• находить и формулировать противоречия;
Кузнецова Ирина Анатольевна
• выдвигать и обосновывать гипотезы;
• спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;
• составлять план решения или выполнения задания;
• проверять и оценивать свои действия.
V
Проверка правильности решений.
Приёмы
1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.
2.
Формулировка
вывода
с
использованием
таблиц,
схем,
алгоритмов
и
памяток.
3. Выполнение практических заданий по данной теме.
VI
Воспроизведение
знаний.
Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:
•
углубляет понимание нового материала;
•
способствует формированию наглядно-образного мышления;
•
развивает активную речь, творческие способности.
Это
творчество
учащихся,
которое
обеспечивается
выполнением
продуктивных
заданий трех типов:
•
на формулирование (темы, вопросов по теме);
•
опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);
Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.
На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении,
выражении
решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.
Успех проблемного урока зависит от:
Осознания учебной задачи учащимися.
Четкой формулировки проблемы.
Знания детьми опорного материала.
Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы
Таким
образом:
1.
Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим
«открытием» знаний учениками.
2.
Место
проблемного
обучения:
это
урок
изучения
нового
материала
на
любом предметном содержании.
3.
Цель проблемного обучения:
•
развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
•
формирование прочных знаний;
•
повышение мотивации через эмоциональную окраску урока;
•
воспитание активной личности.
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной
позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования
проблемного
обучения
происходит
и
усвоение
материала,
и
развитие
мыслительной
деятельности.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является
то,
что
выпускник
школы
ориентируется
в
современных
ценностях,
обретает
опыт
творческой
деятельности,
что
он
готов
к
межличностному
и
межкультурному
сотрудничеству.