Напоминание

"Формирование навыков творческой, исследовательской деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках начальной школы"


Автор: Кузнецова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Горин
Населённый пункт: п.Горин
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков творческой, исследовательской деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Кузнецова Ирина Анатольевна

«Формирование навыков творческой, исследовательской

деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках

начальной школы»

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность

самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».

Питер Клайн

Модуль 1. Теоретическое обоснование опыта.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 -

30-х

г.

в

советской

и

зарубежной

школе.

Проблемное

обучение

основывается

на

теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи

(1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был

заменён

игровой

и

трудовой

деятельностью.

Занятия

чтением,

счётом,

письмом

проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей

спонтанно, по мере их физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для

обучения:

социальный,

конструирования,

худ оже с т в е н н о го

в ы р а ж е н и я ,

исследовательский.

Для

удовлетворения

этих

инстинктов

ребёнку

предоставлялись

в

качестве

источников

познания:

слово,

произведения

искусства,

технические

устройства.

Дети

вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах.

Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления

разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н.

А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими

дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В.

Кудрявцев,

Д.

В.

Вилькеев,

Ю.

К.

Бабанский,

М.

И.

Махмутов

и

И.

Я.

Лернер.

Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической

науки.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций

и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и

происходит

овладение

знаниями,

навыками,

умениями

и

развитие

мыслительных

способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в

необходимых

случаях

объяснение

содержания

наиболее

сложных

понятий,

систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их

учебно-познавательную

деятельность.

На

основе

анализа

фактов

учащиеся

самостоятельно

делают

выводы

и

обобщения,

формулируют

помощью

учителя)

определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой

ситуации.

При

проблемном

обучении

учитель

систематически

организует

самостоятельные

работы

учащихся

по

усвоению

новых

знаний,

умений,

повторению

закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них

вырабатываются

навыки

умственных

операций

и

действий,

развиваются

внимание,

творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и

находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Модуль 2. Технология проблемного обучения.

Этапы технологии проблемного обучения:

1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат

этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет

являться целью урока.

2. Поиск решения проблемы:

Кузнецова Ирина Анатольевна

- через диалог;

- выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6.

Проведение контрольных

и

проверочных

работ

с

включение

заданий

проблемного характера:

- поставь проблемный вопрос;

- выдвини гипотезу;

- докажи.

Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:

1.

Проблемная ситуация.

2.

Формулировка проблемы.

3.

Выдвижение гипотез.

4.

Доказательство или опровержение гипотез.

5.

Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).

6.

Воспроизведение нового материала (выражение решения).

Модуль 3. Обобщенное описание системы работы.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить

их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности.

Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем

учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»).

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности

таким

образом,

чтобы

у

учащихся

сформировались

потребности

в

осуществлении

творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я

усваиваю”.

Предлагаю рассмотрить каждый этап проблемного урока.

I

. Проблемная ситуация.

Условия создания проблемной ситуации.

1.Учителю необходимо владеть:

-Поисковыми методами обучения.

-Знанием фактического материала (глубоко и прочно).

-Технологией

постановки вопросов, «обнажающих»

противоречия

перед

учащимися.

-Оперированием слов, терминов, знакомым ученикам.

2. Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития,

интеллектуальные

возможности

(необходимо

научить ребят

отвечать

и

самим

формулировать проблемные вопросы), уметь находить разные подходы к классификации

предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же сюжет, явление,

выделять

главное,

самостоятельно

организовать

свою

деятельность

по

усвоению

знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.

3. Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на

предыдущие знания, умения, навыки.

По

эмоциональному

отклику,

реакции

учеников,

выделиются 2

типа

проблемных

ситуаций:

С

удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного

и

т о г о

ж е

задания).

С

затруднением

(практическое

задание

на

новый

материал,

с

которым

ребята не могут справиться).

Кузнецова Ирина Анатольевна

Способы создания проблемной ситуации:

При столкновении учащихся с жизненными явлениями,

фактами,

требующими

теоретического

объяснения

(проблемная

ситуация

возникает,

когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления

учащихся

с

фактами,

для

объяснения

которых

у

них

не

хватает

опыта,

знаний).

При организации практической работы учащихся.

При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению,

противопоставлению.

При исследовательских заданиях.

Приемы создания проблемной ситуации.

1.Непреднамеренный - ошибка ученика.

2.Преднамеренный - проблемный вопрос «Можно ли...»;

ложное

умозаключение

-

учитель

говорит:

«Я

считаю,

что

…,

а

вы

как

думаете?»;

аналогии

Вопросы

для

осознания

противоречия:

1.

Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налило?

2.

Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

3.

Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

4.

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

5.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

II

Формулировка

учебной

проблемы:

Проблема может быть озвучена, как:

Тема урока.

Вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если

они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может

использовать два вида диалога:

1.

Побуждающий

(побуждает

к

осознанию

противоречия

и

формулирования

проблемы

(«Вы

удивлены?

Почему?

Что

интересного

заметили?

Какие

возникают вопросы?»).

2.

Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом,

приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).

III

При выдвижении гипотез

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

• Давайте предположим...

• В какой последовательности будете решать проблему...

• Выскажите свою точку зрения

• Какие есть догадки, предположения.

Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои (среди них

сознательно могут быть ошибочные).

IV

При

доказательстве

или

опровержении

гипотез.

Приемы:

Наблюдение и анализ.

• Сравнение, выделение общих признаков.

• Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).

• Сочетание наблюдения и опыта.

Для

выдвижения

гипотез,

их

доказательств

и

опровержения

у

учащихся

должны быть сформированы такие практические навыки, как:

• умение ставить цель;

• находить и формулировать противоречия;

Кузнецова Ирина Анатольевна

• выдвигать и обосновывать гипотезы;

• спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;

• составлять план решения или выполнения задания;

• проверять и оценивать свои действия.

V

Проверка правильности решений.

Приёмы

1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2.

Формулировка

вывода

с

использованием

таблиц,

схем,

алгоритмов

и

памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

VI

Воспроизведение

знаний.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

углубляет понимание нового материала;

способствует формированию наглядно-образного мышления;

развивает активную речь, творческие способности.

Это

творчество

учащихся,

которое

обеспечивается

выполнением

продуктивных

заданий трех типов:

на формулирование (темы, вопросов по теме);

опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.

На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении,

выражении

решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.

Успех проблемного урока зависит от:

Осознания учебной задачи учащимися.

Четкой формулировки проблемы.

Знания детьми опорного материала.

Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы

Таким

образом:

1.

Проблемное обучение - тип обучения, характеризующийся творческим

«открытием» знаний учениками.

2.

Место

проблемного

обучения:

это

урок

изучения

нового

материала

на

любом предметном содержании.

3.

Цель проблемного обучения:

развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;

формирование прочных знаний;

повышение мотивации через эмоциональную окраску урока;

воспитание активной личности.

Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной

позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования

проблемного

обучения

происходит

и

усвоение

материала,

и

развитие

мыслительной

деятельности.

Главным результатом использования технологии проблемного обучения является

то,

что

выпускник

школы

ориентируется

в

современных

ценностях,

обретает

опыт

творческой

деятельности,

что

он

готов

к

межличностному

и

межкультурному

сотрудничеству.



В раздел образования