Напоминание

Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание.


Автор: Старых Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ОО "Крутовская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Ливны,Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание

Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном

доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с

болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:

уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,

косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,

деформированное строение ушной раковины,

запавшая переносица,

маленький «пуговкой» нос,

полуоткрытый маленький рот,

пятнистый румянец на щеках.

Болезнь Дауна встречается сравнительно редко. Причины, вызывающие изменения

в

хромосомном

механизме

наследственности,

пока

еще

полностью

не

выяснены. Полагают,

что

чаще

всего

эти

изменения

вызваны

различными

расстройствами

здоровья

во

время

беременности:

воспалительными

заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей,

рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.

Можно ли вылечить эту болезнь? Как развивать и воспитывать таких детей?

Особенности физического развития

Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в

росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный

тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.

Движения

детей

часто

неловкие,

неуклюжие,

походка

неустойчивая.

Детям

свойственно

беспокойство,

повышенное

стремление

к

движениям,

так

называемое

психо-моторное

возбуждение.

Однако

встречаются

и

дети

не

темпераментные,

а

заторможенные.

По

характеру

дети

мягки,

ласковы,

добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.

Особенности умственного развития

Болезнь

заметно

сказывается

на

умственных

способностях.

Память

снижена,

внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети

долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают

действий с ними.

Заметно и отставание в развитии речи: часто дети дауны начинают говорить лишь

после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда

понимают обращенную к ним речь.

Обучение и воспитание

Детям с болезнью Дауна оказывается медицинская помощь. Лекарственная терапия

назначается очень рано, сразу после рождения ребенка. В результате лечения

несколько убыстряется темп развития детей: они начинают раньше стоять, ходить,

говорить.

Лекарства

регулярно

применяются

и

позже.

Однако

коренного

улучшения пока добиться не удается.

Где

бессильна

медицина,

на

помощь

приходит специальная

педагогика.

Но

заметного успеха в обучении и развитии детей с синдромом Дауна можно

ожидать лишь в случае, если своевременно (то есть возможно раньше) обращается

внимание

и

на

общее

лечение

и

на

правильное

воспитание.

При

правильно

организованной

повседневной

воспитательной

работе

дети

дауны все

же

продвигаются

в

своем

развитии

и

приспосабливаются

в

дальнейшем

к

элементарным видам трудовой деятельности.

Подробную консультацию по работе с такими детьми родители могут получить у

дефектолога — специалиста по олигофренопедагогике; мы укажем лишь основные

моменты этой работы:

1.

Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности

слухового внимания и т. п.

2.

Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия

проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.

3.

Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный

предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и

умения, будут уточняться пространственные и временные представления.

4.

В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и

гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают

привычку к чистоте, навык опрятной еды.

5.

Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать

другим.

6.

Поведение

близких

ребенку

взрослых

должно

быть

всегда

спокойным,

ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг

него не должно быть атмосферы несчастья.

7.

И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются,

дразнят его и т. п.

Чаще всего целиком и полностью забота о воспитании таких детей ложится на

плечи

родителей.

Занятия

с

ними

требуют

большого

упорства,

терпения,

настойчивости, регулярности, — но такая работа не бесперспективна — ребенок с

синдромом Дауна может значительно продвинуться в своем развитии.



В раздел образования