Автор: Абузарова Рашида Галимовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Наименование материала: Роль игры в развитии речи
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ"
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ
БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Преподавание башкирского языка детям младшего школьного возраста
наиболее
эффективно
проходит
в
процессе
игр.
Основной
трудностью
в
проведении уроков башкирского языка в группах с детьми, не умеющих читать
и писать, является поддержание внимания и высокой активности детей на
протяжении
всего
урока.
На
таких
занятиях
нельзя
дать
индивидуальные
занятия, как это делается на других уроках, так как обучение башкирскому
языку идет только “на слух” со слов учителя или по ответам учеников. Ясно,
что эффективность такого урока зависит от внимания и активности детей.
Именно
это
и
определяет
то,
что
игра
становится
основным
компонентом
уроков с маленькими детьми. На уроках в третьем и четвертом классах игра
также
остается
важным
компонентом
занятий,
хотя
и
занимает
меньше
времени. Известно, что внимание детей ухудшается при индивидуальной работе
с отдельными учениками на уроке. Дети хорошо слушают учителя, повторяют
за ним, но не умеют сушать своих товарищей. И время, потраченное на одного
ученика, чаще всего уходит впустую для остальных. Его следует проводить с
детьми, так как дети младшего возраста еще не умеют объединяться в групы,
“болеть” за команду и так далее.
Нужно выделить основные задачи, которые решаются при проведении
соревнования на уроках. Прежде всего, это мобилизация всех детей. У них
появляется цель – победить, что резко активизирует умственную деятельность
ученика.
Далее
появляется
возмоность
дифференцированного
подхода
к
каждому ученику при проведении индивидуальной работы на уроке, так как
задания могут отличаться в зависимости от уровня знаний детей.
Можно
проводить
быстрое
тестирование
учащихся,
что
определяет
потенциал
их
знаний,
выявляет
слабые
и
сильные
стороны
подготовки.
Кроме
того,
соревнование дает уникальную возможность повысить внимание всех детей к
ответам товарищей. Трудно найти еще такую форму проведения занятий, где
учащиеся
были
бы
так
внимательны
к
ответам
других
учеников.
Из
вышесказанного
следует,
что
соревнование
позвляет
провести
чрезвычайно
эффективный по степени обучаемости урок башкирского языка.
Особые задачи ставятся и перед учителем при подготовке такого занятия.
Прежде
всего,
следует
отметить,
что
соревнования
проводятся
только
для
повторения или закрепления пройденного материала. Нужно обратить внимание
на тщательну подготовку наглядных пособий, текстов для того, чтобы урок был
как можно более занимательным для ребят. Если есть возможность, то хорошо
использовать другие средтва обучения. Это способствует снижению усталости
детей и, следовательно, повышению их работоспособности. Урок должен быть
динамичным, без длительных объяснений учителя, задания должны следовать
без пауз. Все это мобилизирует детей, заставляет их отвечать быстрее. Для
снятия
напряжения
желательно
в
середине
урока
провести
зарядку
на
башкирском языке.
Фрагмент проведения урока во втором классе:
Задача урока - закрепление правила спряжения глаголов в настоящем
времени.
В
начале
урока
дети
вспоминают
правило
спряжения
глаголов
настоящего времени. Класс делится на две группы (по рядам), выбираются
капитаны и объясняются правила игры - соревнования.
1)
Всем детям раздаются карточки с местоимениями, учитель называет
глагол, дети должны показать местоимение.
2)
Дается ряд предложений, нужно поставить глагол в нужном лице и
числе.
3)
Учитель вызывает ученика из одной команды и предлагает ему
загадать 7 различных впросов ребятам второй команды. За каждый правильный
вопрос и ответ команды получают по очку. Во время этого конкурса ребята
активно
работают,
и
переживают
за
одноклассника
задающего
вопросы
и
отвечающих товарищей.
4)
Задание на чтение и перевод текста с глаголами. Дети из каждой
команды по очереди считают и переводят по две - три фразы.
Следует отметить, что особенно полезны подобные уроки в группах, где
более
десяти
учеников.
Здесь
особенно
важно
сконцентрировать
внимание
детей, повысить их активность для успешного освоения предмета каждым
учеником, что и позволяет соревнование.
Литература:
1.
Х.А. Тулумбаев, М.С. Давлетшина, Н.С. Абызгилдина “Башкирский
язык” 2 класс, 2001 г.
2.
Х.А. Тулумбаев, Ф.М. Гиниатуллина “Дидактические материалы по
башкирскому языку”, 2008г.