Автор: Чуприна Елена Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ №204 Населённый пункт: город Хабаровск Наименование материала: статья Тема: "Нравственное воспитание средствами музыки" Раздел: дошкольное образование
Как
часто
звучат
в
наше
время
слова
: «
русская
душа
», «
феномен
русской
души
».
Но
не
менее
часто
: «
падение
нравственности
», «
деградация
общества
».
Поэтому
сегодня
,
возможно
,
как
никогда
актуальны
вопросы
нравственного
воспитания
детей
.
Меняются
времена
,
эпохи
,
люди
.
Но
вечным
остаётся
стремление
человека
к
добру
,
любви
,
красоте
,
истине
.
Замечательный
человек
и
актёр
Е
.
Леонов
говорил
: «
Каждый
ребёнок
рождается
добрым
и
для
доброй
жизни
.
В
том
,
что
он
постепенно
теряет
запас
доброты
,
виноваты
и
детский
сад
,
и
школа
,
и
,
конечно
,
семья
из
которой
ушли
шутка
,
юмор
,
игра
».
Дошкольный
возраст
–
фундамент
общего
развития
ребёнка
,
стартовый
период
всех
высоких
человеческих
начал
.
Общеизвестно
,
что
дошкольники
очень
эмоциональны
.
Это
эмоционально
-
образное
восприятие
окружающего
мира
может
стать
основой
формирования
патриотизма
.
Невозможно
переоценить
роль
музыки
в
нравственном
воспитании
дошкольников
.
Ярко
выплеснуть
свои
эмоции
,
выразить
своё
любовное
отношение
к
тому
уголку
Родины
,
в
котором
он
живёт
,
ребёнку
помогает
обстановка
праздников
и
развлечений
.
Формирование
таких
качеств
,
как
коллективизм
,
любовь
к
своему
делу
,
бережное
отношение
к
природе
,
постоянно
осуществляется
и
на
музыкальных
занятиях
.
Дети
учатся
сопереживать
,
упражняются
в
хороших
поступках
,
сами
не
замечая
этого
.
«
Музыка
» -
необходимый
душевный
атрибут
человеческого
существования
», -
так
говорил
Аристотель
.
«
Дело
искусства
–
сохранять
душу
»,
-
это
слова
нашего
современника
В
.
Распутина
.
Суть
нравственного
воспитания
состоит
в
том
,
чтобы
посеять
и
взрастить
в
детской
душе
семена
любви
к
родной
природе
,
к
родному
дому
и
семье
,
к
истории
и
культуре
страны
,
созданной
трудами
родных
и
близких
людей
,
тех
,
кого
мы
зовём
соотечественниками
.
Большие
потенциальные
возможности
нравственного
воздействия
заключаются
в
народной
музыке
.
Народная
музыка
вызывает
интерес
у
детей
,
приносит
им
радость
,
создаёт
хорошее
настроение
,
снимает
чувство
страха
,
беспокойство
,
словом
,
обеспечивает
,
эмоционально
-
психологическое
благополучие
.
Посредством
народной
музыки
дети
знакомятся
с
жизнью
и
бытом
русского
народа
,
с
образцами
народного
музыкального
творчества
,
даются
понятия
:
«
народная
музыка
»,
«
оркестр
народных
инструментов
»,
«
народный
хор
».
Народное
искусство
служит
высочайшим
проявлением
исторической
достоверности
,
высоких
идеалов
и
развитого
эстетического
вкуса
.
Таким
образом
,
приобщая
детей
к
музыкальному
наследию
своего
народа
,
мы
воспитываем
у
них
чувство
патриотизма
,
а
оно
не
отделимо
от
воспитания
чувства
национальной
гордости
.
Огромное
значение
придаётся
музыке
при
ознакомлении
детей
с
образом
Родины
.
Для
ребёнка
-
дошкольника
Родина
–
это
мама
,
близкие
родные
люди
,
окружающие
его
.
От
того
,
что
видит
и
слышит
ребёнок
с
детства
,
зависит
формирование
его
сознания
и
отношение
к
окружающему
.
«
Музыкальный
репертуар
,
по
словам
О
.
П
.
Радыновой
,
должен
отвечать
самым
высоким
требованиям
художественности
,
так
как
первые
впечатления
очень
важны
для
последующей
музыкальной
деятельности
».
Нравственное
воспитание
ребёнка
-
дошкольника
–
это
прежде
всего
воспитание
любви
и
уважения
к
маме
.
Все
дети
любят
своих
мам
.
Поэтому
,
песни
о
маме
,
так
устойчиво
вошли
в
детский
репертуар
.
Дошколята
с
большим
энтузиазмом
готовят
музыкальные
номера
для
маминого
праздника
.
Очень
верно
подметил
русский
писатель
Ю
.
Я
.
Яковлев
:
«
Любовь
к
Родине
начинается
с
любви
к
матери
.
А
человек
начинается
с
его
отношения
к
матери
.
А
всё
лучшее
,
что
в
человеке
,
достаётся
ему
от
матери
».
Чувство
любви
к
родной
природе
–
ещё
одно
из
слагаемых
нравственного
воспитания
детей
.
Ведь
природные
явления
и
объекты
,
окружающие
ребёнка
с
его
появления
на
свет
,
ближе
ему
и
легче
для
его
восприятия
,
сильнее
влияет
на
эмоциональную
сферу
.
В
данном
контексте
использование
музыки
является
средством
воздействия
на
детей
.
Через
восприятие
музыкальных
образов
,
вызывающих
у
детей
разнообразные
эмоциональные
переживания
(
чувства
радости
,
грусти
,
нежности
,
доброты
).
Выразительность
музыкального
языка
,
яркость
и
поэтичность
стихов
,
помогают
детям
почувствовать
теплоту
и
сердечность
произведений
,
воспевающих
красоту
родной
природы
( «
Жаворонок
» ,
муз
.
М
.
Глинки
;
произведения
П
.
Чайковского
«
Времена
года
»;
«
Фея
осени
»,
«
Фея
зимы
»
из
балета
«
Золушка
»,
муз
.
С
.
Прокофьева
,
«
Море
»,
муз
.
Н
.
Римского
-
Корсакова
;
«
Увертюра
»
к
к
/
фильму
«
В
поисках
капитана
Гранта
»,
муз
.
И
.
Дунаевского
.)
Особое
значение
в
рамках
нравственного
воспитания
имеет
тема
«
Защитников
Отечества
».
Эта
тема
очень
любима
детьми
.
Уже
в
средней
группе
дети
знакомятся
с
таким
произведениями
,
как
«
Богатырские
ворота
»,
муз
.
М
.
Мусоргского
;
«
Пограничники
» ,
муз
.
В
.
Витлина
;
«
Марш
» ,
муз
.
Г
.
Свиридова
.
На
музыкальных
занятиях
с
детьми
средней
группы
рассматриваем
картину
В
.
Васнецова
«
Богатыри
» ,
обращая
внимание
на
одежду
,
оружие
,
мощь
коней
.
Дети
самостоятельно
приходят
к
выводу
,
что
богатыри
были
здоровыми
,
сильными
,
храбрыми
защитниками
Руси
-
матушки
.
В
старших
группах
дошкольники
знакомятся
с
«
Богатырской
симфонией
»
(
главная
тема
),
муз
.
И
.
Бородина
.
Самостоятельно
называют
имена
русских
богатырей
.
Слушая
«
Увертюру
»,
к
кинофильму
«
В
поисках
капитана
Гранта
»,
муз
.
И
.
Дунаевского
,
параллельно
рассматриваем
репродукции
И
.
Айвазовского
.
Дошкольники
приходят
к
выводу
,
что
«
только
смелым
покоряются
моря
».
Песни
данной
тематики
очень
любимы
детьми
,
так
как
они
написаны
в
основном
в
темпе
марша
,
и
,
как
правило
,
легко
запоминаются
.
Особенно
популярны
«
Бравые
солдаты
»,
муз
.
А
.
Филиппенко
; «
Все
мы
моряки
»,
муз
.
Л
.
Лядовой
,
«
Будем
в
армии
служить
»,
муз
.
Ю
.
Чичкова
.
Мальчики
с
огромным
удовольствием
выполняют
танцевальную
композицию
под
песню
«
Бескозырка
»,
в
исполнении
Р
.
Газманова
.
Говоря
о
защитниках
нашей
Родины
,
нельзя
оставлять
без
внимания
тему
Великой
Победы
.
Нами
разработан
цикл
занятий
в
разделе
«
Восприятие
»
по
песням
времён
ВОВ
.
Дети
знакомятся
с
историей
создания
таких
великих
песен
,
как
«
Священная
война
» ,
муз
.
А
.
Александрова
,
«
День
Победы
» ,
Д
.
Тухманова
;
«
Катюшей
»,
муз
.
Блантера
и
др
.
Огромный
эмоциональный
отклик
остаётся
в
душе
старших
дошкольников
после
прослушивания
7
симфонии
Д
.
Шостаковича
(
главной
темы
).
Ребята
различают
и
шествие
фашистов
,
и
скрежет
металла
,
и
звуки
летящей
авиации
.
После
прослушивания
«
Вокализа
»,
муз
.
С
.
Рахманинова
,
дети
приходят
к
выводу
,
что
даже
без
слов
,
музыка
и
человеческий
голос
способны
передать
всю
боль
и
ужас
войны
.
Итак
,
важно
,
чтобы
дети
с
раннего
детства
учились
относиться
к
музыке
не
только
как
к
средству
увеселения
,
но
и
как
к
важному
явлению
духовной
культуры
.
Только
развивая
потребности
,
интересы
,
эмоции
,
чувства
,
вкусы
детей
(
музыкально
-
эстетическое
сознание
) ,
можно
приобщить
их
к
музыкальной
культуре
,
заложить
её
основы
.
Дошкольный
возраст
чрезвычайно
важен
для
последующего
овладения
человеком
музыкальной
культурой
.
Если
в
процессе
музыкальной
деятельности
будет
развито
эмоционально
-
эстетическое
сознание
детей
,
это
не
пройдёт
бесследно
для
их
последующего
развития
.