Напоминание

"Нравственное воспитание средствами музыки"


Автор: Чуприна Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №204
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида № 204»

«Нравственное воспитание дошкольников

средствами музыки»







Выполнила: Чуприна Елена Владимировна

музыкальный руководитель

«Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки»

Как часто звучат в наше время слова : « русская душа », « феномен русской души ». Но не менее часто : « падение нравственности », « деградация общества ». Поэтому сегодня , возможно , как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей . Меняются времена , эпохи , люди . Но вечным остаётся стремление человека к добру , любви , красоте , истине . Замечательный человек и актёр Е . Леонов говорил : « Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни . В том , что он постепенно теряет запас доброты , виноваты и детский сад , и школа , и , конечно , семья из которой ушли шутка , юмор , игра ». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка , стартовый период всех высоких человеческих начал . Общеизвестно , что дошкольники очень эмоциональны . Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма . Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников . Ярко выплеснуть свои эмоции , выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины , в котором он живёт , ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений . Формирование таких качеств , как коллективизм , любовь к своему делу , бережное отношение к природе , постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях . Дети учатся сопереживать , упражняются в хороших поступках , сами не замечая этого . « Музыка » - необходимый душевный атрибут человеческого существования », - так говорил Аристотель . « Дело искусства – сохранять душу », - это слова нашего современника В . Распутина . Суть нравственного воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе , к родному дому и семье , к истории и культуре страны , созданной трудами родных и близких людей , тех , кого мы зовём соотечественниками . Большие потенциальные возможности нравственного воздействия заключаются в народной музыке . Народная музыка вызывает интерес у детей , приносит им радость , создаёт хорошее настроение , снимает чувство страха , беспокойство , словом , обеспечивает , эмоционально - психологическое благополучие . Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа , с образцами народного музыкального творчества , даются понятия : « народная музыка », « оркестр народных инструментов », « народный хор ». Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности , высоких идеалов и развитого эстетического вкуса . Таким образом , приобщая детей к музыкальному наследию своего народа , мы воспитываем у них чувство патриотизма , а оно не отделимо от воспитания чувства национальной гордости . Огромное значение придаётся музыке при ознакомлении детей с образом Родины . Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама , близкие родные люди ,
окружающие его . От того , что видит и слышит ребёнок с детства , зависит формирование его сознания и отношение к окружающему . « Музыкальный репертуар , по словам О . П . Радыновой , должен отвечать самым высоким требованиям художественности , так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности ». Нравственное воспитание ребёнка - дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к маме . Все дети любят своих мам . Поэтому , песни о маме , так устойчиво вошли в детский репертуар . Дошколята с большим энтузиазмом готовят музыкальные номера для маминого праздника . Очень верно подметил русский писатель Ю . Я . Яковлев : « Любовь к Родине начинается с любви к матери . А человек начинается с его отношения к матери . А всё лучшее , что в человеке , достаётся ему от матери ». Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых нравственного воспитания детей . Ведь природные явления и объекты , окружающие ребёнка с его появления на свет , ближе ему и легче для его восприятия , сильнее влияет на эмоциональную сферу . В данном контексте использование музыки является средством воздействия на детей . Через восприятие музыкальных образов , вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания ( чувства радости , грусти , нежности , доброты ). Выразительность музыкального языка , яркость и поэтичность стихов , помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведений , воспевающих красоту родной природы ( « Жаворонок » , муз . М . Глинки ; произведения П . Чайковского « Времена года »; « Фея осени », « Фея зимы » из балета « Золушка », муз . С . Прокофьева , « Море », муз . Н . Римского - Корсакова ; « Увертюра » к к / фильму « В поисках капитана Гранта », муз . И . Дунаевского .) Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема « Защитников Отечества ». Эта тема очень любима детьми . Уже в средней группе дети знакомятся с таким произведениями , как « Богатырские ворота », муз . М . Мусоргского ; « Пограничники » , муз . В . Витлина ; « Марш » , муз . Г . Свиридова . На музыкальных занятиях с детьми средней группы рассматриваем картину В . Васнецова « Богатыри » , обращая внимание на одежду , оружие , мощь коней . Дети самостоятельно приходят к выводу , что богатыри были здоровыми , сильными , храбрыми защитниками Руси - матушки . В старших группах дошкольники знакомятся с « Богатырской симфонией » ( главная тема ), муз . И . Бородина . Самостоятельно называют имена русских богатырей . Слушая « Увертюру », к кинофильму « В поисках капитана Гранта », муз . И . Дунаевского , параллельно рассматриваем репродукции И . Айвазовского . Дошкольники приходят к выводу , что « только смелым покоряются моря ». Песни данной тематики очень любимы детьми , так как они написаны в основном в темпе марша , и , как правило , легко запоминаются . Особенно популярны « Бравые солдаты », муз . А . Филиппенко ; « Все мы моряки »,
муз . Л . Лядовой , « Будем в армии служить », муз . Ю . Чичкова . Мальчики с огромным удовольствием выполняют танцевальную композицию под песню « Бескозырка », в исполнении Р . Газманова . Говоря о защитниках нашей Родины , нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы . Нами разработан цикл занятий в разделе « Восприятие » по песням времён ВОВ . Дети знакомятся с историей создания таких великих песен , как « Священная война » , муз . А . Александрова , « День Победы » , Д . Тухманова ; « Катюшей », муз . Блантера и др . Огромный эмоциональный отклик остаётся в душе старших дошкольников после прослушивания 7 симфонии Д . Шостаковича ( главной темы ). Ребята различают и шествие фашистов , и скрежет металла , и звуки летящей авиации . После прослушивания « Вокализа », муз . С . Рахманинова , дети приходят к выводу , что даже без слов , музыка и человеческий голос способны передать всю боль и ужас войны . Итак , важно , чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения , но и как к важному явлению духовной культуры . Только развивая потребности , интересы , эмоции , чувства , вкусы детей ( музыкально - эстетическое сознание ) , можно приобщить их к музыкальной культуре , заложить её основы . Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой . Если в процессе музыкальной деятельности будет развито эмоционально - эстетическое сознание детей , это не пройдёт бесследно для их последующего развития .



В раздел образования