Автор: Кудрявцева Лариса Эдуардовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа с. Анучино, Приморского края Населённый пункт: с. Анучино Наименование материала: Программа воспитательной системы Тема: "Нам природа - дом и мы с тобою в нём..." Раздел: начальное образование
1978 г. – окончила Спасское педагогическое училище по специальности «Преподавание в
начальных классах общеобразовательной школы».
Общий трудовой стаж – 38 лет
Стаж педагогической работы – 34 года
В данной должности – 34 года
В данном учреждении – 6 лет
Повышение квалификации:
2011 г. – «Федеральный государственный стандарт общего образования: содержание и
технологии введения (для учителей начальной школы)» г.Владивосток, ПКИППКРО
Профессиональное кредо –
школа – пространство мысли и творчества для
будущего
Приоритетное направление моей педагогической деятельности является формирование у
учащихся готовности к самоопределению и самореализации, развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся. Работаю над созданием благоприятного
психологического климата в коллективе учащихся, укреплением и сохранением здоровья
школьников. Для меня важно, чтобы каждый ученик поверил в свои возможности
.
Экологический отряд «Зелёный патруль»
Краевой конкурс «Пейте, дети, молоко…»
Мы –
юные экологи!
Воспитательная система класса
« Нам природа – дом
и мы с тобою в нем…»
1 «В» класс
Классный руководитель:
Кудрявцева Лариса Эдуардовна
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции
и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком
обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно -
нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о
нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном
поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо
поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу
формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над
осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной воспитательной программы заключается в следующем:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках
духовно- нравственного развития;
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы:
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную
деятельность;
принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания,
обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методы и формы: беседы и наблюдения, классные часы, занятия- практикумы, экскурсии
Содержание программы
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более
важного как образование самого себя и своих близких » Сократ
Любовь к природе – великое чувство. Прививать эту любовь нужно с раннего детства.
В.А. Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не поднял выпавшего из гнезда птенчика,
не открыл для себя красоты первой весенней травки, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может
и просто человечности»
Чтобы пробудить души моих учеников, вызвать у них стремление быть добрыми, чуткими, выработать потребность противостоять
злу, создавая свою воспитательную систему, я выбрала экологическое направление.
Создан город «Зеленоград», подобран девиз, эмблема, песня, изготовлена форма ( береты и галстуки зеленого цвета – цвета жизни).
Каждый ребенок по желанию выбрал поручение: командир, помощник командира, физорг, цветовод, библиотекарь,
санитар. Создано портфолио на каждого ученика, в котором отражается вся школьная деятельность школьника
(Приложение 4)
Цель программы: создать условия для развития ключевых личностных компетенций учащихся.
Задачи:
- формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления;
- способствовать сохранению психологического здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
- оказывать помощь обучающемуся в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной
деятельности;
- помочь каждому обучающемуся реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;
- организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива обучающихся
- воспитывать нравственные чувства, любовь к природе.
Основные направления воспитательной работы:
общеинтеллектуальное
Цель: помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного
взаимодействия с окружающим миром.
Реализация: праздники, кружки, олимпиады, исследовательские проекты, консультации, диагностики, представление достижений.
правовое
Цель: формирование правовых знаний у школьников; развивать и воспитывать активную жизненную позицию, основанную на
гражданственности и патриотизме.
Реализация: занятия по программе «Мои права»; олимпиады; КТД; классные часы.
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся проявлять правовые знания в жизни
патриотическое
Цель: воспитывать у учащихся чувство гордости за свой народ, свою Родину; приобщать к духовным ценностям.
Реализация: классные часы; исследовательские работы; экскурсии; встречи с интересными людьми.
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся проявлять патриотические чувства, чувство гордости за успехи своего народа
художественно-эстетическое
Цель: работа с детьми в сферах: интеллектуальной, творческой; общения и лидерства; художественной деятельности; двигательной
сферы.
Реализация: исследовательские работы; классные часы; кружки
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся общаться в коллективе и за пределами школы, проявлять свои творческие
способности.
спортивно-оздоровительное
Цель: воспитание здорового образа жизни
Реализация: уроки физкультуры; оздоровительные лагеря; участия в соревнованиях, декадах ГО и ЧС
Ожидаемые результаты: у обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому
образу жизни.
трудовое
Цель: воспитание уважения к труду и людям труда
Реализация: субботники; генеральные уборки; трудовые десанты; профориентация.
Ожидаемые результаты: у обучающихся сформируются трудовые умения и навыки
экологическое
Цель: создание условий для формирования экологических знаний, развитие соответствующих умений и целостных ориентаций,
реализуемых в поведении и деятельности, направленных на рациональное потребление природных ресурсов родного края и защиту
экологического качества экосистем края.
Работа строится на основании программы экологического воспитания «Окно в природу»
Направления в работе: познавательное «Я познаю природу», природоохранительное «Берегите природу»
Реализация: экологические марафоны, экологические акции, экологические операции: «Чистый двор», «Кормушка», «Скворечник»,
«Родничок», «Чистый двор», «Кедровая аллея», «Школьная клумба» и т. д.
Ребята входят в экологический отряд школы, цель которого - формирование экологической компетенции школьников; улучшение
экологической ситуации в Анучинском районе путем осуществления экологической пропаганды, просветительской и практической
деятельности.
Ожидаемые результаты: : у обучающихся сформируются экологические знания, чувство ответственности за природу и её защиты
Работа с родителями:
Формы работы:
родительские собрания, работа родительского комитета, посещения на дому, анкетирование, индивидуальные тематические
консультации, часы доверия, родительские лектории, совместные семейные праздники, организация экскурсий.
Традиции класса:
«День рождения», однодневный поход в лес (октябрь), экологический марафон (в течение года); экскурсия на СЮН г. Арсеньева
(каждый год), малые олимпийские игры (в течение года), оформление школьной клумбы ( выращивание рассады, подготовка клумбы,
посадка цветов), выпуск классной газеты «Окно в природу»
Ожидаемые результаты:
вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника;
овладение навыками нового вида деятельности – учения;
изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности;
формирование базовых учебных способностей;
стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
построение модели ученика начальных классов;
повышения уровня экологической грамотности;
практические мероприятия: участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях.
Технологии:
традиционные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, обучение в сотрудничестве, игровые, проектная деятельность,
информационно – коммуникативные
Взаимосвязь участников ВС
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия
всех участников учебно-воспитательного процесса.
Родители
Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников
Учени
к
Классый
руководит.
Админист
рация
Педагог
дополнит.
образован
.
Фельдшер
Формы работы
Задачи работы
Способы работы
Коллективная
1.
Развивать и совершенствовать познавательную
деятельность.
2.
Обеспечить условия для формирования коллектива
класса.
3.
Воспитывать творческую самостоятельность,
организованность.
1. Тематические утренники.
2. Сюжетные и ролевые игры.
3. Конкурсы, викторины.
4. Коллективные творческие дела.
5. Спортивные и интеллектуальные игры.
6. Работа в творческих группах.
7. Система часов общения.
8. Экскурсии.
9. Посещение музея.
10. Индивидуальные беседы со
школьниками.
11. Посещение семей учеников классным
руководителем.
Групповая
1.
Воспитывать способность к сотрудничеству.
2.
Развивать умение работать в группе.
3.
Формировать культуру общения со сверстниками и
педагогами.
Индивидуальная
1.
Выявить способности каждого ребёнка.
2.
Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.
Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом
Задачи работы
Способы реализации
1.
Развивать познавательные интересы
учеников.
2.
Расширять знания детей об окружающем
мире.
3.
Развивать творческое воображение
учащихся.
4.
Воспитывать у учащихся чувство
прекрасного, чувство патриотизма.
1.
Экскурсии в музеи, на Станцию юного
натуралиста г. Арсеньева.
2.
Проведение праздников.
3.
Встречи с интересными людьми.
УЧЕНИК
Внеурочная деятельность:
спортивный кружок;
кружок танцевальный,
художественный
Музей
с.Анучино
Детская
библиотека
Кружок «Окно
в природу»;
Сотрудничество
с СЮН
натуралистов
Работа с родителями
Формы работы
Задачи работы
Способы реализации
Коллективная
1.
Согласовать подходы педагогов и семьи к
воспитанию детей.
2.
Объединить коллектив родителей.
3.
Проводить психолого-педагогическое
просвещение родителей.
4.
Создавать атмосферу сотрудничества
взрослых и детей.
1.
Родительские собрания.
2.
Организация и проведение праздников и классных
мероприятий.
3.
Совместная трудовая деятельность.
4.
Участие в творческих делах класса.
5.
Анкетирования.
6.
Дни открытых дверей.
7.
Работа родительского комитета.
8.
Групповые и индивидуальные консультации.
9.
Беседы.
10. Совместные праздники.
11. Совместные походы.
12. Посещение семей классным руководителем.
13. Работа проблемных групп.
Групповая
1.
Координировать работу родителей, детей и
учителей по разрешению различных
проблем, возникающих в ходе
образовательного процесса.
2.
Привлекать родителей к досуговой
деятельности учеников.
Индивидуальная
1.
Обеспечить помощь родителям в решении
проблем, возникающих в процессе
воспитания и обучения.
2.
Оказывать помощь родителям в развитии
индивидуальных способностей их ребёнка.
Тематические родительские собрания
Цель:
1.
Помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.
2.
Активизировать родителей для участия в школьных и классных мероприятиях.
класс
Родительские собрания в начальной школе
1 класс
1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).
3. «Умеете ли вы любить?»
4. Круг детского чтения.
5. Здоровый образ жизни школьника.
2 класс
1.Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.
2. Правильная организация выполнения домашнего задания.
3. Организация семейного чтения (из опыта родителей).
4. Трудовое воспитание младших школьников.
5. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
3 класс
1. Возрастные особенности младшего подростка.
2. Стимулирование школьников: кнут или пряник?
3. Место ребёнка в детском коллективе.
4. Детское лидерство.
5. Как организовать летний досуг.
4 класс
1. Культура учебного труда и организация учебного времени.
2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
3. Как по-настоящему любить детей?
4. Почему дети лгут.
5. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.
Тематика часов общения
класс
«Часы общения» в начальной школе
1 класс
1. Теперь я школьник, теперь я ученик.
2. Знакомство с правилами для учащихся.
3. Откуда пришла моя фамилия?
4. Мой знак Зодиака.
5. Мои знаменитые тёзки.
6. Правильное питание – основа здорового образа жизни.
2 класс
1. Моя дружная семья.
2. Кем были мои прадеды?
3. Школа – мой второй дом.
4. Мой класс – мои друзья.
5. Моя семья – чудесное место для жизни.
6. Памятные места Анучинского района.
3 класс
1. Учись учиться.
2. Наш семейный альбом.
3. История нашего села.
4. Широка страна моя родная.
5. Известные люди нашего села.
6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников?
4 класс
1. Дружный класс как маленькая планета.
2. Если бы я был президентом.
3. Село, в котором я родился.
4. Село Муравейка. Его история..
5. Для меня Родина – это…
6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)».
Диагностики воспитательного процесса
1.Анкета «Оценка школьной мотивации»
2.Анкета «Моя уникальность»
3.Анкета «Кто ты?»
4.Анкета «Самый-самый «мой» плакат»
5. Карта индивидуальной работы с учащимися.
Сентябрь
Месячник: «Учить – ум точить».
Цель:
формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и
творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека
1.
2.
3.
4
5.
Общешкольный
праздник «День
знаний».
Урок мужества
«100-летие начала
первой мировой
войны»
Акция «Помоги
собраться в школу»
Родительское
собрание 1.
«Адаптация
младших
школьников к
условиям
школьной жизни»;
консультации с
родителями
Классные
беседы по ТБ.
Классный час
«Беслан- печаль
и горе»
Неделя
самоопределения
«Дело по душе» -
запись в кружки,
секции;
распределение
поручений.
Классный час «День
солидарности в
борьбе с
терроризмом».
Учения по
пожарной
безопасности.
Час общения
«Учись учиться.»
.
Кружок «Окно в
природу»
8.
Презентация
«
День журавля»
Кружок «Окно в
природу»
9.
Презентация
«Всемирный
день красоты»
10.
Дискуссии по
нравственным
темам:
«Культура поведения
в общественных местах»
11.
.Классный час
«Внешний вид ученика»
12.
Школьный турслет.
Фестиваль
туристской песни
«Люди идут по
свету».
Кружок
«Окно в природу»
15.
Презентация
«День рождения
Гринпис»
Рейд по проверке
внешнего вида
учащихся.
Кружок «Окно в
природу»
16.
Заседание
экологического
отряда
Месячник
охраны
природы
С 15.09 -15 10)
17.
Час общения «Теперь я
школьник, теперь я
ученик.»
18.
Школьные
соревнования по
легкой атлетике.
19.
Презентация
«Международный
день мира»
Кружок «Окно в
природу »
День работников
леса
Презентация
«Международная
Ночь летучих
мышей»
22.
Общешкольная
линейка
Конкурс рисунков
«Береги жизнь»
Кружок «Окно в
природу»
День Амурского
тигра и леопарда
23. Неделя
Всемирной
Акции «Мы
чистим мир»
Осеннее
Равноденствие
Рейд по
проверке
ведения
дневников
учениками.
24.
Час общения
«Знакомство с
правилами для
учащихся»
25.
Акция «Наш класс
- без опозданий и
пропусков»
26.
Поздравления
воспитателям «День
воспитателя и всех
дошкольных
работников».
Кружок «Окно в
природу »
Международный
День кроликов
29.
Общешкольная
линейка
Кружок «Окно в
природу»
Презентация
«Всемирный День
Моря»
30.
Урок
нравственности
«Жизнь – это
счастье…»
Октябрь
Месячник «Мы - за здоровый образ жизни»
Цель: Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и
нравственного здоровья.
1.
Презентация-концерт
для пожилых людей.
2.
Классный час
«Наш семейный
альбом.»
3.
День здоровья
«Советы доктора
Айболита».
День
самоуправления
Поздравления
учителям «Как
превосходно, что в
России учителя
такие есть!»
6.
Общешкольная
линейка
Конкурс рисунков
и плакатов «Дети
против
наркотиков»
Кружок «Окно в
природу»
Презентация
«Всемирный
День защиты
животных»
7.
Линейка
«Молодежь за
здоровый образ
жизни».
Районный
фотоконкурс
«Природа родного
края»,
посвященный 80-
летию
Анучинского
района
8.
Встреча с
работниками почты
«Всемирный день
почты».
9.
Сообщение «140
лет со дня
рождения
Николая
Рериха».
10.
Рейд «Как
содержим мы в
порядке наши
книжки и
тетрадки»
Кружок
«Окно
в природу »
13.
Общешкольная
линейка
Сообщение
«День
Конституции РФ»
Кружок
«Окно в
природу»
14.
Литературная
конференция «200
лет со дня
рождения
Михаила
Лермонтова».
Презентация
«День
работников
заповедников»
15.
Презентация
«Международный
день белой трости»
(День слепых)
16.
Конкурс
плакатов
«Здорово
здоровым быть,
здорово
здоровым
жить!»
17.
Акция «Наш
класс - без
опозданий и
пропусков»
Кружок «Окно
в природу»
20.
Общешкольная
линейка
Поздравления к
Международному
дню повара.
Кружок «Окно в
природу»
21.
Акция «Берегите
лес»
Учения по ОБЖ
22.
Предметные
марафоны (русский
язык)
Сообщение
«Праздник Белых
Журавлей»
23.
Акция «Дом, в
котором я живу»
(Уборка
территории и
школы)
Родительское
собрание
«Детское
лидерство.
Стимулирование
школьников:
кнут или
пряник?»
24.
Предметные
марафоны.
Кружок «Окно
в природу»
27.
Организация
работы
пришкольного
лагеря
28.
Организация
работы
пришкольного
лагеря
29.
Организация работы
пришкольного лагеря
30.
Организация
работы
пришкольного
лагеря
31.
Организация
работы
пришкольного
лагеря
Ноябрь
Месячник: «Знания - сила! Знания - свет!»
Цель: Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности,
общества и государства
.
1.
Консультации с
родителями
3. Консультации с
родителями
4.
Презентация
«День народного
единства».
5.
Час общения
«Круг детского
чтения.»
6.
Презентация
«День Согласия и
Примирения
День здоровья
7.
Кружок «Окно в
природу»
10.
Общешкольная
линейка
Кружок «Окно в
природу»
11.
Час общения
«Учусь учиться»
12.
Праздник песни
А.Н.
Пахмутовой.
13.
Акция
«Международный
день отказа от
курения»
14.
Классные беседы
о дне
толерантности:
«В кругу друзей
Земли
необъятной»
Кружок «Окно в
природу»
17.
Общешкольная
линейка
Кружок
«Окно
в
природу»
18.
Классные беседы
«Наши права и
обязанности».
19.
Час общения
«Откуда пришла
моя фамилия?»
20.
Презентация –
концерт
«Всемирный день
ребенка»
Час общения «Моя
дружная семья»
21.
Учения по
эвакуации из
здания школы
Кружок «Окно в
25.
Акция
«Кормушка»
26.
Классный час
«Правила
дороги»
27.
Акция «Наш класс
- без опозданий и
пропусков»
Презентация
«Всемирный
День домашних
животных
28.
Поздравления
мамам 30 ноября
Д е н ь
м а т е р и
«Самая
прекрасная
и з
ж е н щ и н
–
ж е н щ и н а
с
р е б е н к о м
н а
руках»
Кружок «Окно в
природу»
Декабрь.
Месячник: «Праздник идет по планете».
Цель: Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умение работать в коллективе, воспитание
ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
1.
Общешкольная
линейка
Акция «Ручеек
милосердия» (работа
тимуровских отрядов
по расчистке снега)
Кружок «Окно в
природу»
2.
Акция
«Кормушка»
Классные
беседы «Герои
среди нас».
3.
Беседа
«Внимание,
грипп!»
4.
Консультации с
родителями
5.
День здоровья.
Конкурс «Лучшее
письмо Деду
Морозу».
Кружок «Окно в
природу»
8.
Общешкольная
линейка
Кружок «Окно в
природу»
9.
Презентация
«День героев
Отечества»
10.
Сообщение «День
прав человека»
11.
Урок
гражданственност
и «Моя Россия».
Час общения
«Умеете ли вы
любить?»
Презентация