Напоминание

"Нам природа - дом и мы с тобою в нём..."


Автор: Кудрявцева Лариса Эдуардовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа с. Анучино, Приморского края
Населённый пункт: с. Анучино
Наименование материала: Программа воспитательной системы
Тема: "Нам природа - дом и мы с тобою в нём..."
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Анучино Анучинского района Приморского края

классный руководитель 1 «В» класса

МБОУ школы № 1 с. Анучино

Кудрявцева Лариса Эдуардовна

01.01.1959 г.



Учитель начальных классов высшей квалификационной

категории


1978 г. – окончила Спасское педагогическое училище по специальности «Преподавание в

начальных классах общеобразовательной школы».

Общий трудовой стаж – 38 лет

Стаж педагогической работы – 34 года

В данной должности – 34 года

В данном учреждении – 6 лет

Повышение квалификации:

2011 г. – «Федеральный государственный стандарт общего образования: содержание и

технологии введения (для учителей начальной школы)» г.Владивосток, ПКИППКРО

Профессиональное кредо – школа – пространство мысли и творчества для будущего
Приоритетное направление моей педагогической деятельности является формирование у

учащихся готовности к самоопределению и самореализации, развитие интеллектуальных и

творческих способностей обучающихся. Работаю над созданием благоприятного

психологического климата в коллективе учащихся, укреплением и сохранением здоровья

школьников. Для меня важно, чтобы каждый ученик поверил в свои возможности

.






Экологический отряд «Зелёный патруль»



Краевой конкурс «Пейте, дети, молоко…»

Мы – юные экологи!
Воспитательная система класса
« Нам природа – дом

и мы с тобою в нем…»



1 «В» класс

Классный руководитель:

Кудрявцева Лариса Эдуардовна










Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Актуальность программы Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений. Инновационность разработанной воспитательной программы заключается в следующем:  использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;  возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;  наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
 согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся. Принципы реализации программы:  принцип целостности учебно-воспитательного процесса;  личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;  принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;  деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;  принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;  принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Методы и формы: беседы и наблюдения, классные часы, занятия- практикумы, экскурсии
Содержание программы

«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих близких » Сократ Любовь к природе – великое чувство. Прививать эту любовь нужно с раннего детства. В.А. Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не поднял выпавшего из гнезда птенчика, не открыл для себя красоты первой весенней травки, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может и просто человечности» Чтобы пробудить души моих учеников, вызвать у них стремление быть добрыми, чуткими, выработать потребность противостоять злу, создавая свою воспитательную систему, я выбрала экологическое направление. Создан город «Зеленоград», подобран девиз, эмблема, песня, изготовлена форма ( береты и галстуки зеленого цвета – цвета жизни). Каждый ребенок по желанию выбрал поручение: командир, помощник командира, физорг, цветовод, библиотекарь, санитар. Создано портфолио на каждого ученика, в котором отражается вся школьная деятельность школьника (Приложение 4) Цель программы: создать условия для развития ключевых личностных компетенций учащихся. Задачи: - формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления; - способствовать сохранению психологического здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося; - оказывать помощь обучающемуся в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности;
- помочь каждому обучающемуся реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; - организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива обучающихся - воспитывать нравственные чувства, любовь к природе. Основные направления воспитательной работы:  общеинтеллектуальное Цель: помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Реализация: праздники, кружки, олимпиады, исследовательские проекты, консультации, диагностики, представление достижений.  правовое Цель: формирование правовых знаний у школьников; развивать и воспитывать активную жизненную позицию, основанную на гражданственности и патриотизме. Реализация: занятия по программе «Мои права»; олимпиады; КТД; классные часы. Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся проявлять правовые знания в жизни  патриотическое Цель: воспитывать у учащихся чувство гордости за свой народ, свою Родину; приобщать к духовным ценностям. Реализация: классные часы; исследовательские работы; экскурсии; встречи с интересными людьми. Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся проявлять патриотические чувства, чувство гордости за успехи своего народа
 художественно-эстетическое Цель: работа с детьми в сферах: интеллектуальной, творческой; общения и лидерства; художественной деятельности; двигательной сферы. Реализация: исследовательские работы; классные часы; кружки Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся общаться в коллективе и за пределами школы, проявлять свои творческие способности.  спортивно-оздоровительное Цель: воспитание здорового образа жизни Реализация: уроки физкультуры; оздоровительные лагеря; участия в соревнованиях, декадах ГО и ЧС Ожидаемые результаты: у обучающихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.  трудовое Цель: воспитание уважения к труду и людям труда Реализация: субботники; генеральные уборки; трудовые десанты; профориентация. Ожидаемые результаты: у обучающихся сформируются трудовые умения и навыки  экологическое
Цель: создание условий для формирования экологических знаний, развитие соответствующих умений и целостных ориентаций, реализуемых в поведении и деятельности, направленных на рациональное потребление природных ресурсов родного края и защиту экологического качества экосистем края. Работа строится на основании программы экологического воспитания «Окно в природу» Направления в работе: познавательное «Я познаю природу», природоохранительное «Берегите природу» Реализация: экологические марафоны, экологические акции, экологические операции: «Чистый двор», «Кормушка», «Скворечник», «Родничок», «Чистый двор», «Кедровая аллея», «Школьная клумба» и т. д. Ребята входят в экологический отряд школы, цель которого - формирование экологической компетенции школьников; улучшение экологической ситуации в Анучинском районе путем осуществления экологической пропаганды, просветительской и практической деятельности. Ожидаемые результаты: : у обучающихся сформируются экологические знания, чувство ответственности за природу и её защиты Работа с родителями: Формы работы: родительские собрания, работа родительского комитета, посещения на дому, анкетирование, индивидуальные тематические консультации, часы доверия, родительские лектории, совместные семейные праздники, организация экскурсий. Традиции класса: «День рождения», однодневный поход в лес (октябрь), экологический марафон (в течение года); экскурсия на СЮН г. Арсеньева (каждый год), малые олимпийские игры (в течение года), оформление школьной клумбы ( выращивание рассады, подготовка клумбы, посадка цветов), выпуск классной газеты «Окно в природу»

Ожидаемые результаты:
 вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника;  овладение навыками нового вида деятельности – учения;  изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности;  формирование базовых учебных способностей;  стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.  построение модели ученика начальных классов;  повышения уровня экологической грамотности;  практические мероприятия: участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях. Технологии: традиционные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, обучение в сотрудничестве, игровые, проектная деятельность, информационно – коммуникативные Взаимосвязь участников ВС Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Родители


Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников

Учени

к

Классый

руководит.

Админист

рация

Педагог

дополнит.

образован
.
Фельдшер

Формы работы Задачи работы Способы работы Коллективная 1. Развивать и совершенствовать познавательную деятельность. 2. Обеспечить условия для формирования коллектива класса. 3. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность. 1. Тематические утренники. 2. Сюжетные и ролевые игры. 3. Конкурсы, викторины. 4. Коллективные творческие дела. 5. Спортивные и интеллектуальные игры. 6. Работа в творческих группах. 7. Система часов общения. 8. Экскурсии. 9. Посещение музея. 10. Индивидуальные беседы со школьниками. 11. Посещение семей учеников классным руководителем. Групповая 1. Воспитывать способность к сотрудничеству. 2. Развивать умение работать в группе. 3. Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами. Индивидуальная 1. Выявить способности каждого ребёнка. 2. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях. Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом
Задачи работы Способы реализации 1. Развивать познавательные интересы учеников. 2. Расширять знания детей об окружающем мире. 3. Развивать творческое воображение учащихся. 4. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство патриотизма. 1. Экскурсии в музеи, на Станцию юного натуралиста г. Арсеньева. 2. Проведение праздников. 3. Встречи с интересными людьми.

УЧЕНИК

Внеурочная деятельность:

спортивный кружок;

кружок танцевальный,

художественный

Музей

с.Анучино

Детская

библиотека

Кружок «Окно

в природу»;

Сотрудничество

с СЮН

натуралистов


Работа с родителями
Формы работы Задачи работы Способы реализации Коллективная 1. Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей. 2. Объединить коллектив родителей. 3. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей. 1. Родительские собрания. 2. Организация и проведение праздников и классных мероприятий. 3. Совместная трудовая деятельность. 4. Участие в творческих делах класса. 5. Анкетирования. 6. Дни открытых дверей. 7. Работа родительского комитета. 8. Групповые и индивидуальные консультации. 9. Беседы. 10. Совместные праздники. 11. Совместные походы. 12. Посещение семей классным руководителем. 13. Работа проблемных групп. Групповая 1. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 2. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников. Индивидуальная 1. Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения. 2. Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.

Тематические родительские собрания
Цель: 1. Помочь родителям в воспитании и обучении своих детей. 2. Активизировать родителей для участия в школьных и классных мероприятиях. класс Родительские собрания в начальной школе 1 класс 1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни. 2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности). 3. «Умеете ли вы любить?» 4. Круг детского чтения. 5. Здоровый образ жизни школьника. 2 класс 1.Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания. 2. Правильная организация выполнения домашнего задания. 3. Организация семейного чтения (из опыта родителей). 4. Трудовое воспитание младших школьников. 5. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее. 3 класс 1. Возрастные особенности младшего подростка. 2. Стимулирование школьников: кнут или пряник? 3. Место ребёнка в детском коллективе. 4. Детское лидерство. 5. Как организовать летний досуг.
4 класс 1. Культура учебного труда и организация учебного времени. 2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. 3. Как по-настоящему любить детей? 4. Почему дети лгут. 5. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.


Тематика часов общения

класс «Часы общения» в начальной школе 1 класс 1. Теперь я школьник, теперь я ученик. 2. Знакомство с правилами для учащихся. 3. Откуда пришла моя фамилия? 4. Мой знак Зодиака. 5. Мои знаменитые тёзки. 6. Правильное питание – основа здорового образа жизни. 2 класс 1. Моя дружная семья. 2. Кем были мои прадеды? 3. Школа – мой второй дом. 4. Мой класс – мои друзья. 5. Моя семья – чудесное место для жизни. 6. Памятные места Анучинского района. 3 класс 1. Учись учиться. 2. Наш семейный альбом. 3. История нашего села. 4. Широка страна моя родная. 5. Известные люди нашего села. 6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников? 4 класс 1. Дружный класс как маленькая планета. 2. Если бы я был президентом. 3. Село, в котором я родился. 4. Село Муравейка. Его история.. 5. Для меня Родина – это… 6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)».

Диагностики воспитательного процесса
1.Анкета «Оценка школьной мотивации» 2.Анкета «Моя уникальность» 3.Анкета «Кто ты?» 4.Анкета «Самый-самый «мой» плакат» 5. Карта индивидуальной работы с учащимися.






Сентябрь

Месячник: «Учить – ум точить».

Цель:
формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека 1. 2. 3. 4 5.
 Общешкольный праздник «День знаний».  Урок мужества «100-летие начала первой мировой войны»  Акция «Помоги собраться в школу»  Родительское собрание 1. «Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни»; консультации с родителями  Классные беседы по ТБ.  Классный час «Беслан- печаль и горе»  Неделя самоопределения «Дело по душе» - запись в кружки, секции; распределение поручений.  Классный час «День солидарности в борьбе с терроризмом».  Учения по пожарной безопасности.  Час общения «Учись учиться.» . 
Кружок «Окно в

природу»
  8.
Презентация

«

День журавля»

Кружок «Окно в

природу»
9.  Презентация «Всемирный день красоты» 10.  Дискуссии по нравственным темам: «Культура поведения в общественных местах» 11.  .Классный час «Внешний вид ученика» 12.  Школьный турслет.  Фестиваль туристской песни «Люди идут по свету». 
Кружок

«Окно в природу»
15. 
Презентация

«День рождения

Гринпис»
 Рейд по проверке внешнего вида учащихся. 
Кружок «Окно в

природу»
16. 
Заседание

экологического

отряда

Месячник

охраны

природы

С 15.09 -15 10)
17. Час общения «Теперь я школьник, теперь я ученик.» 18.  Школьные соревнования по легкой атлетике. 19.  Презентация «Международный день мира» 
Кружок «Окно в

природу
» 
День работников

леса

Презентация


«Международная

Ночь летучих

мышей»
22.  Общешкольная линейка  Конкурс рисунков «Береги жизнь» 
Кружок «Окно в

природу»
 День Амурского тигра и леопарда  23.
Неделя

Всемирной

Акции «Мы

чистим мир»

Осеннее

Равноденствие
 Рейд по проверке ведения дневников учениками. 24.  Час общения «Знакомство с правилами для учащихся» 25.  Акция «Наш класс - без опозданий и пропусков» 26.  Поздравления воспитателям «День воспитателя и всех дошкольных работников». 
Кружок «Окно в

природу
»  Международный День кроликов 29.  Общешкольная линейка 
Кружок «Окно в

природу»

Презентация

«Всемирный День

Моря»
30.  Урок нравственности «Жизнь – это счастье…»
Октябрь


Месячник «Мы - за здоровый образ жизни»

Цель:
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья. 
1.
 Презентация-концерт для пожилых людей.
2.
 Классный час «Наш семейный альбом.» 3.  День здоровья «Советы доктора Айболита».  День самоуправления  Поздравления учителям «Как превосходно, что в России учителя такие есть!» 6.  Общешкольная линейка  Конкурс рисунков и плакатов «Дети против наркотиков» 
Кружок «Окно в

природу»

Презентация

«Всемирный

День защиты

животных»

7.
 Линейка «Молодежь за здоровый образ жизни».  Районный фотоконкурс «Природа родного края», посвященный
80-

летию

Анучинского

района

8.
 Встреча с работниками почты «Всемирный день почты».
9.
 Сообщение «140 лет со дня рождения Николая Рериха».
10.
 Рейд «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки» 
Кружок

«Окно

в
природу
»


13.
 Общешкольная линейка  Сообщение «День Конституции РФ» 
Кружок

«Окно в

природу»

14.
 Литературная конференция «200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова». 
Презентация

«День

работников

заповедников»

15.
 Презентация «Международный день белой трости» (День слепых)
16.
 Конкурс плакатов «Здорово здоровым быть, здорово здоровым жить!»
17.
 Акция «Наш класс - без опозданий и пропусков» 
Кружок «Окно

в природу»

20.
 Общешкольная линейка Поздравления к Международному дню повара. 
Кружок «Окно в

природу»

21.
 Акция «Берегите лес»  Учения по ОБЖ
22.
 Предметные марафоны (русский язык)  Сообщение «Праздник Белых Журавлей»
23.
 Акция «Дом, в котором я живу» (Уборка территории и школы)  Родительское собрание «Детское лидерство.  Стимулирование школьников: кнут или пряник?»
24.
 Предметные марафоны. 
Кружок «Окно

в природу»

27.
 Организация работы пришкольного лагеря
28.
 Организация работы пришкольного лагеря
29.
Организация работы пришкольного лагеря
30.
 Организация работы пришкольного лагеря
31.
 Организация работы пришкольного лагеря

Ноябрь

Месячник: «Знания - сила! Знания - свет!»

Цель:
Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства .
1.
 Консультации с родителями 
3.
Консультации с родителями
4.
 Презентация «День народного единства».
5.
 Час общения «Круг детского чтения.»
6.
 Презентация «День Согласия и Примирения День здоровья
7.

Кружок «Окно в

природу»

10.
 Общешкольная линейка 
Кружок «Окно в

природу»

11.
 Час общения «Учусь учиться»
12.
 Праздник песни А.Н. Пахмутовой.
13.
 Акция «Международный день отказа от курения»
14.
 Классные беседы о дне толерантности: «В кругу друзей Земли необъятной» 
Кружок «Окно в

природу»

17.
 Общешкольная линейка 
Кружок

«Окно

в

природу»

18.
 Классные беседы «Наши права и обязанности».
19.
 Час общения «Откуда пришла моя фамилия?»
20.
 Презентация – концерт «Всемирный день ребенка»  Час общения «Моя дружная семья»
21.
 Учения по эвакуации из здания школы 
Кружок «Окно в

природу»


24.
 Общешкольная линейка  Рейд «Чистота - залог здоровья» (Внешний вид). 
Кружок «Окно в

природу»

25.
 Акция «Кормушка»
26.
 Классный час «Правила дороги»
27.
 Акция «Наш класс - без опозданий и пропусков» 
Презентация

«Всемирный

День домашних

животных

28.
 Поздравления мамам 30 ноября Д е н ь м а т е р и «Самая прекрасная и з ж е н щ и н – ж е н щ и н а с р е б е н к о м н а руках» 
Кружок «Окно в

природу»




Декабрь.

Месячник: «Праздник идет по планете».

Цель:
Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умение работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.
1.
 Общешкольная линейка  Акция «Ручеек милосердия» (работа тимуровских отрядов по расчистке снега) 
Кружок «Окно в

природу»

2.
 Акция «Кормушка»  Классные беседы «Герои среди нас».
3.
 Беседа «Внимание, грипп!»
4.
 Консультации с родителями
5.
 День здоровья.  Конкурс «Лучшее письмо Деду Морозу». 
Кружок «Окно в

природу»

8.
 Общешкольная линейка 
Кружок «Окно в

природу»

9.
 Презентация «День героев Отечества»
10.
 Сообщение «День прав человека»
11.
 Урок гражданственност и «Моя Россия».  Час общения «Умеете ли вы любить?» 
Презентация

«Всемирный День

гор»

12.
 Презентация «Курить – здоровью вредить»» 
Кружок «Окно в

природу»

15.
 Общешкольная линейка 
Кружок «Окно в

природу»

16.
 Час общения « Мой знак Зодиака».
17.
 Предметные марафоны (математика)  Презентация «День сотрудников Государственной фельдъегерской службы»
18.
 Предметные марафоны  ( литература)  Экскурсии на перекрёсток 1-4 классы
19.
 Предметные марафоны (окружающий мир)  Акция «Наш класс - без опозданий и пропусков» 
Кружок «Окно в

природу»


22.
 Общешкольная линейка  Конкурс на оформление класса к празднику Нового года 
Кружок «Окно в

природу»

Зимнее

солнцестояние

23.
 Час общения «Новогодний костюм» Подготовка к конкурсу новогоднего костюма
24.
 Акция «Чистота - залог здоровья» (уборка классных помещений).
25.
 Новогодняя елка 1- 4 классы;
26.
 Классный час «Подведем итоги 2 четверти»  Акция «Ручеек милосердия» (поздравления пенсионеров- педагогов с Новым годом).
29.
 Консультация для классных руководителей
30.

31.






В раздел образования