Автор: Петрова Валентина Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Приборостроительный колледж"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Самоанализ к уроку производственного обучения по теме: "Полупроводниковые светодиоды"
Раздел: среднее профессиональное
Самоанализ урока мастера производственного обучения
ПЕТРОВОЙ В.Н.
По теме: «Полупроводниковые светодиоды».
Краткая характеристика группы:
Обучающиеся группы, в которой проходил урок, получают профессию
«Монтажник
радиоэлектронной
аппаратуры
и
приборов»,
практические
занятия ведутся
второй год. Для работы с группой мною был выбран
бригадный
метод.
Общая
подготовленность
группы
к
бригадно-
распределительной деятельности следующая
умеют:
работать в группах,
в парах
слушать друг друга и фронтально взаимодействовать
взаимооценивать друг друга
Группа сформирована, явных лидеров не выявлено.
Предложенный урок направлен на формирование и совершенствование
профессиональных компетенций, умений и навыков и является одним из
ведущих при изучении темы «Электронные полупроводниковые приборы».
Изучение
данной
темы
занимает
1/2
часть
учебного
курса
по
производственному
обучению.
На
базе
полупроводниковых
приборов
строится вся электронная техника. Тема урока «Светодиоды и светодиодные
индикаторы».
Изучение
нового
материала
связано
с
полученными
обучающимися
знаниями, умениями, навыками на предыдущих уроках и
опирается на применение, классификацию, назначение полупроводниковых
приборов. Применение светодиодов является одним из самых перспективных
направлений в освещении.
Тип урока: комбинированный. При составлении конспекта урока мною были
предусмотрены следующие этапы:
1.
Организационный.
2.
Актуализация прежних знаний: проверка домашнего задания,
всесторонней проверки знаний.
3.
Актуализация изучения темы.
4.
Получение знаний, умений, навыков по новой теме.
5.
Закрепление новых знаний .
6.
Инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии.
7.
Инструктаж и выполнение самостоятельной работы
8.
Домашнее задание.
Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, конструкторского,
технологического
конструирования,
практического
выполнения
изделия
монтажа печатной платы радиоконструктор -«электронное сердце», работа и
соревнование между бригадами.
Для
организации
и
проведения
урока
мною
были
поставлены
следующие цели урока:
1.
Обучающая:
формировать
знания,
умения
по
классификации,
назначении, применении светодиодов и светодиодных индикаторов;
сформировать знания умения и навыки в работе с технологической,
конструкторской
документацией
на
изготовления
изделия
«Электронное
сердце»;
формировать
знания
о
применении
в
производстве
современных
материалов, электрорадиоэлементов.
2.
Развивающая:
развивать
технический
стиль
мышления;
речь;
аналитические
способности;
умения
планировать;
оценивать
результаты
выполненных действий.
3.
Воспитательная:
воспитывать
интерес
к
выбранной
профессии,
чувство ответственного отношения при выполнении работы, коллективизма и
стрессоустойчивости.
На мой взгляд, поставленные цели урока были выполнены полностью.
На протяжении всего урока я старалась
создавать мотивационную
среду. С целью привлечения обучающихся к активной учебно-познавательной
деятельности
и
усиления
их
интереса
к
освоению
знаний
современных
достижений в области нанотехнологий, я выбрала путь показа видеоролика
«Эра живой электроники», с последующим его обсуждением.
Для погружения в учебную деятельность использовала метод диалога, с
постановкой проблемных вопросов о применении светодиодов на улицах
города.
Для актуализации прежних знаний, по пройденной теме, использовала
элементы метода «Деловой игры» (работа в бригадах), который позволяет
активизировать
учебную
работу,
развивать
у
обучающихся
интерес
к
выбранной
профессии
и
совершенствовать
практические
навыки.
Использование элементов деловой игры позволило мне создать атмосферу
производственной
деятельности
имитирующей
работу
на
предприятиях.
Таким образом, я пыталась создать оптимальные условия для формирования
производственных
умений
и
навыков
(Обучающиеся
на
уроке
продемонстрировали высокие умения и навыки в области проектирования,
планирования,
составления
принципиальных
и
технологических
схем,
самостоятельной
работы
и
работы
в
бригаде).
Мне
удалось
научить
обучающихся,
применять
умения
работать
в
качестве
«конструктора»,
«технолога», «монтажника», и решать сложные производственные задания.
Тем самым, я пыталась развить у обучающихся владение информационно-
коммуникационными технологиями, конструкторскими профессиональными
программами,
владение
-
техниче скими
терминами,
р а з в и т и е
профессионального
мастерства
и
работа
с
конструкторской
и
технологической документацией.
Другим методом, используемым мною при проведении урока является
– фронтальный опрос, на уроке я назвала его «блиц-опрос». Применение
данного метода позволило мне, как мастеру производственного обучения,
проанализировать качество усвоения обучающимися изученного материала,
развитие технической речи и словарного запаса в целом.
На
уроке
мне
всегда
важно,
чтобы
обучающиеся
осуществляли
самооценку и самоконтроль. С этой целью мною предложен перекрестный
опрос (вопросы по бригадам по технике безопасности). Задавая друг другу
вопросы, бригады соревнуются, но в тоже время дают оценку. Бригадиры
ведут
карточки
учета
заданий
и
оценок,
при
этом
используют
дифференцированный метод оценивания. Каждый из обучающихся, с первого
занятия, получил информацию о критериях оценки. Располагая которой, в
данном случае бригадир и его бригада имели возможность самостоятельно
оценить работу товарищей.
Одним из важных этапов моего урока был этап «Формирование новых
знаний,
профессиональных
компетенций».
Я
осуществляла
данный
этап
урока
с
применением
метода
эвристической
беседы
с
элементами
логического конструирования, используя компьютерную презентацию, эталон
изделия, последовательно
излагаю вопрос по теме урока: «Светодиоды и
с в е т о д и о д н ы е
и н д и к а т о р ы .
М о н т а ж
п е ч а т н ы х
п л а т
радиоконструктора-«электронное
сердце»,
рассказываю
о
технической
характеристике на светодиоды и светодиодные индикаторы (вольтамперная
характеристика, тепловой, рабочий режим работы), о условное графическом
изображение
на
принципиальной
схеме
и
сборочно-монтажном
чертеже
светодиода и светодиодных индикаторов, о требования ОСТ 4.ГО.010.030.-89
на формовку и пайку светодиодов и светодиодных индикаторов, о проверке
работоспособности светодиодов с помощью тестера, о работе по справочной
литературой
на
светодиоды,
о
монтаже
печатной
платы:
«Электронное
сердце»,
согласно
технологическому
процессу,
сборочно-монтажному
чертежу
и
спецификации.
По
ходу
урока
строю
логическую
цепочку
с
вопросами
для
обучающихся:
по
принципу
подключения
светодиода,
по
работе
принципиальной
схемы
«Электронное
сердце»,
о
формовке
светодиода и о технологичности изготовления изделия.
Ребята
помечают
этапы
нового
материала
в
опорном
конспекте.
Составляют
графики,
чертят
схемы
рабочего
режима
светодиода,
зарисовывают
графическое
условное
изображение
светодиода.
При
объяснении
нового
материала
опираюсь
и
реализую
базовые
знания
по
следующим
предметам:
Инженерная
графика.
Тема:
«Составление
принципиальных
схем», Материаловедение.
Тема:
«Полупроводниковые
материалы», Культура делового общения. Тема: «Профессиональный этикет».
Физика.
Тема:
«Полупроводниковые
приборы». Химия. Тема:
«Свойства
металлов».
Одним
из
важных
моментов
считаю
тот
факт,
что
компьютерную
презентация урока мне помогали выполнять мои ученики и выполнена она с
применением анимационных светодиодов.
Предоставленный
мною
эталон
изделия
«Электронное
сердце»
демонстрировал прием монтажа и проверки работоспособности светодиода
с помощью тестера. Данное задание максимально приближает обучающихся
к технологическим производственным вопросам.
Закрепление
изученного
материала
проводила
с
помощью
перекрестных
вопросов
между
бригадами.
Считаю,
что
обучающиеся
справились
с
заданием,
умеют
технически
грамотно
формулировать
и
задавать вопросы самостоятельно. Бригадный метод сам по себе является
продуктивным, обучающиеся охотно активизируются, воспитывается чувство
коллективизма,
самостоятельности,
ответственности,
развивается
технический стиль мышления.
Для
закрепления
изученного
на
уроке
материала
я
предложила
дифференцированную
самостоятельную
работу,
а
также
совместный
с
обучающимися анализ технологических операций монтажа печатной платы,
рассматривали установку, формовку электрорадиоэлементов и пайку согласно
ОСТ.4.ГО.010.030-89, а так же сборочно-монтажный чертеж и спецификацию
на
изготовление
изделия
«Электронное
сердце».
Критерии
оценок
на
выполнение задания были предложены мною данной группе на 1 курсе.
Таким
образом,
выполнение
дифференцированных
заданий
для
обучающихся не ново. Ребята с данным видом занятий справились успешно.
Самостоятельная
работа
обучающихся
велась
согласно
сборочно-
монтажному чертежу, спецификации, технологическому процессу. При этом у
обучающихся
вырабатывается
самостоятельность
и
выражается
в
умении
своевременно
и
качественно
выполнять
производственные
вопросы,
осуществлять
самоконтроль
за
правильностью
трудовых
действий,
их
последовательностью и качеством операций в готовом изделии. Умелое и
грамотное чтение конструкторской и технологической документации - это
одно из главных направлений профессиональной деятельности и подготовки
квалифицированных рабочих. Технологическая дисциплина тесно связана и с
проблемой активизации и развития самостоятельности на уроке. Известно,
что
в
труде
обучающихся,
как
и
в
труде
рабочих,
самостоятельность
и
активность проявляется в планировании и организации труда. Рациональное
построение
учебного
технологического
процесса
определяет
успешную
трудовую деятельность и четкое выполнение задания. С целью формирования
технологической
дисциплины,
соблюдения
инструктажа
по
технике
безопасности и производственной санитарии у обучающихся,
мной была
предложена
методика
обучения
пооперационного
выполнения
технологического задания на монтаж печатной платы.
Считаю, что предложенные задачи урока производственного обучения
и при изучении нового материала, и при проведении самостоятельной работы
обучающиеся
усвоили
и
выполнили
задания
на
100%,
с
опережением
предложенного технологического времени на монтаж изделия.
Свой урок я закончила подведением итогов работы, отмечала лучшие работы
обучающихся, анализировала допущенные характерные ошибки и причины
их появления, а так же принцип устранения ошибок.
Работа обучающихся была оценена с моей стороны, а также бригадиры
помогли подвести итоги по карточке - учета заданий и оценок. Бригада
победитель получила приз - изделие «Электронное сердце».
По окончании урока, обучающиеся получили домашнее задание.
Свой
урок
считаю
успешным.
Мне
удалось
реализовать
все
поставленные задачи и сложности решаемых задач, согласно возрастным
возможностям обучающихся. Грамотно использовала и сочетала различные
средства обучения и методические приемы, использовала различные формы
обучения
(индивидуальная,
парная,
групповая,
ф р о н т а л ь н а я ,
дифференцированная).
Целесообразно
распределяла
время
вводного,
текущего
и
заключительного
инструктажа,
хронометрирование
урока,
использовала
различные
средства
обучения
(схемы,
техпроцессы,
спецификации,
графики,
модели,
компьютеры,
презентацию,
видеоролик,
карточку учета заданий и оценок), считаю, что предложенные средства и
методические приемы грамотно, адекватно и эффективно использовала на
уроке.
Обучающиеся были активны, организованы, дисциплинированны,
проявили
умения
самостоятельно
овладевать
знаниями
с
помощью
конструкторской
и
технологической
документации
выполнили
монтаж
изделия. В момент проведения занятия царила благоприятная атмосфера для
развития познавательных интересов и способностей обучающихся.
Моя
культура труда и обучающихся соответствовала современным требованиям.
Во
время
проведения
производственного
обучения
были
соблюдены
все
требования САН ПИН (а).