Напоминание

Самоанализ к уроку производственного обучения по теме: "Полупроводниковые светодиоды"


Автор: Петрова Валентина Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Приборостроительный колледж"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Самоанализ к уроку производственного обучения по теме: "Полупроводниковые светодиоды"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Самоанализ урока мастера производственного обучения

ПЕТРОВОЙ В.Н.

По теме: «Полупроводниковые светодиоды».

Краткая характеристика группы:

Обучающиеся группы, в которой проходил урок, получают профессию

«Монтажник

радиоэлектронной

аппаратуры

и

приборов»,

практические

занятия ведутся

второй год. Для работы с группой мною был выбран

бригадный

метод.

Общая

подготовленность

группы

к

бригадно-

распределительной деятельности следующая

умеют:

работать в группах,

в парах

слушать друг друга и фронтально взаимодействовать

взаимооценивать друг друга

Группа сформирована, явных лидеров не выявлено.

Предложенный урок направлен на формирование и совершенствование

профессиональных компетенций, умений и навыков и является одним из

ведущих при изучении темы «Электронные полупроводниковые приборы».

Изучение

данной

темы

занимает

1/2

часть

учебного

курса

по

производственному

обучению.

На

базе

полупроводниковых

приборов

строится вся электронная техника. Тема урока «Светодиоды и светодиодные

индикаторы».

Изучение

нового

материала

связано

с

полученными

обучающимися

знаниями, умениями, навыками на предыдущих уроках и

опирается на применение, классификацию, назначение полупроводниковых

приборов. Применение светодиодов является одним из самых перспективных

направлений в освещении.

Тип урока: комбинированный. При составлении конспекта урока мною были

предусмотрены следующие этапы:

1.

Организационный.

2.

Актуализация прежних знаний: проверка домашнего задания,

всесторонней проверки знаний.

3.

Актуализация изучения темы.

4.

Получение знаний, умений, навыков по новой теме.

5.

Закрепление новых знаний .

6.

Инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии.

7.

Инструктаж и выполнение самостоятельной работы

8.

Домашнее задание.

Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, конструкторского,

технологического

конструирования,

практического

выполнения

изделия

монтажа печатной платы радиоконструктор -«электронное сердце», работа и

соревнование между бригадами.

Для

организации

и

проведения

урока

мною

были

поставлены

следующие цели урока:

1.

Обучающая:

формировать

знания,

умения

по

классификации,

назначении, применении светодиодов и светодиодных индикаторов;

сформировать знания умения и навыки в работе с технологической,

конструкторской

документацией

на

изготовления

изделия

«Электронное

сердце»;

формировать

знания

о

применении

в

производстве

современных

материалов, электрорадиоэлементов.

2.

Развивающая:

развивать

технический

стиль

мышления;

речь;

аналитические

способности;

умения

планировать;

оценивать

результаты

выполненных действий.

3.

Воспитательная:

воспитывать

интерес

к

выбранной

профессии,

чувство ответственного отношения при выполнении работы, коллективизма и

стрессоустойчивости.

На мой взгляд, поставленные цели урока были выполнены полностью.

На протяжении всего урока я старалась

создавать мотивационную

среду. С целью привлечения обучающихся к активной учебно-познавательной

деятельности

и

усиления

их

интереса

к

освоению

знаний

современных

достижений в области нанотехнологий, я выбрала путь показа видеоролика

«Эра живой электроники», с последующим его обсуждением.

Для погружения в учебную деятельность использовала метод диалога, с

постановкой проблемных вопросов о применении светодиодов на улицах

города.

Для актуализации прежних знаний, по пройденной теме, использовала

элементы метода «Деловой игры» (работа в бригадах), который позволяет

активизировать

учебную

работу,

развивать

у

обучающихся

интерес

к

выбранной

профессии

и

совершенствовать

практические

навыки.

Использование элементов деловой игры позволило мне создать атмосферу

производственной

деятельности

имитирующей

работу

на

предприятиях.

Таким образом, я пыталась создать оптимальные условия для формирования

производственных

умений

и

навыков

(Обучающиеся

на

уроке

продемонстрировали высокие умения и навыки в области проектирования,

планирования,

составления

принципиальных

и

технологических

схем,

самостоятельной

работы

и

работы

в

бригаде).

Мне

удалось

научить

обучающихся,

применять

умения

работать

в

качестве

«конструктора»,

«технолога», «монтажника», и решать сложные производственные задания.

Тем самым, я пыталась развить у обучающихся владение информационно-

коммуникационными технологиями, конструкторскими профессиональными

программами,

владение

-

техниче скими

терминами,

р а з в и т и е

профессионального

мастерства

и

работа

с

конструкторской

и

технологической документацией.

Другим методом, используемым мною при проведении урока является

– фронтальный опрос, на уроке я назвала его «блиц-опрос». Применение

данного метода позволило мне, как мастеру производственного обучения,

проанализировать качество усвоения обучающимися изученного материала,

развитие технической речи и словарного запаса в целом.

На

уроке

мне

всегда

важно,

чтобы

обучающиеся

осуществляли

самооценку и самоконтроль. С этой целью мною предложен перекрестный

опрос (вопросы по бригадам по технике безопасности). Задавая друг другу

вопросы, бригады соревнуются, но в тоже время дают оценку. Бригадиры

ведут

карточки

учета

заданий

и

оценок,

при

этом

используют

дифференцированный метод оценивания. Каждый из обучающихся, с первого

занятия, получил информацию о критериях оценки. Располагая которой, в

данном случае бригадир и его бригада имели возможность самостоятельно

оценить работу товарищей.

Одним из важных этапов моего урока был этап «Формирование новых

знаний,

профессиональных

компетенций».

Я

осуществляла

данный

этап

урока

с

применением

метода

эвристической

беседы

с

элементами

логического конструирования, используя компьютерную презентацию, эталон

изделия, последовательно

излагаю вопрос по теме урока: «Светодиоды и

с в е т о д и о д н ы е

и н д и к а т о р ы .

М о н т а ж

п е ч а т н ы х

п л а т

радиоконструктора-«электронное

сердце»,

рассказываю

о

технической

характеристике на светодиоды и светодиодные индикаторы (вольтамперная

характеристика, тепловой, рабочий режим работы), о условное графическом

изображение

на

принципиальной

схеме

и

сборочно-монтажном

чертеже

светодиода и светодиодных индикаторов, о требования ОСТ 4.ГО.010.030.-89

на формовку и пайку светодиодов и светодиодных индикаторов, о проверке

работоспособности светодиодов с помощью тестера, о работе по справочной

литературой

на

светодиоды,

о

монтаже

печатной

платы:

«Электронное

сердце»,

согласно

технологическому

процессу,

сборочно-монтажному

чертежу

и

спецификации.

По

ходу

урока

строю

логическую

цепочку

с

вопросами

для

обучающихся:

по

принципу

подключения

светодиода,

по

работе

принципиальной

схемы

«Электронное

сердце»,

о

формовке

светодиода и о технологичности изготовления изделия.

Ребята

помечают

этапы

нового

материала

в

опорном

конспекте.

Составляют

графики,

чертят

схемы

рабочего

режима

светодиода,

зарисовывают

графическое

условное

изображение

светодиода.

При

объяснении

нового

материала

опираюсь

и

реализую

базовые

знания

по

следующим

предметам:

Инженерная

графика.

Тема:

«Составление

принципиальных

схем», Материаловедение.

Тема:

«Полупроводниковые

материалы», Культура делового общения. Тема: «Профессиональный этикет».

Физика.

Тема:

«Полупроводниковые

приборы». Химия. Тема:

«Свойства

металлов».

Одним

из

важных

моментов

считаю

тот

факт,

что

компьютерную

презентация урока мне помогали выполнять мои ученики и выполнена она с

применением анимационных светодиодов.

Предоставленный

мною

эталон

изделия

«Электронное

сердце»

демонстрировал прием монтажа и проверки работоспособности светодиода

с помощью тестера. Данное задание максимально приближает обучающихся

к технологическим производственным вопросам.

Закрепление

изученного

материала

проводила

с

помощью

перекрестных

вопросов

между

бригадами.

Считаю,

что

обучающиеся

справились

с

заданием,

умеют

технически

грамотно

формулировать

и

задавать вопросы самостоятельно. Бригадный метод сам по себе является

продуктивным, обучающиеся охотно активизируются, воспитывается чувство

коллективизма,

самостоятельности,

ответственности,

развивается

технический стиль мышления.

Для

закрепления

изученного

на

уроке

материала

я

предложила

дифференцированную

самостоятельную

работу,

а

также

совместный

с

обучающимися анализ технологических операций монтажа печатной платы,

рассматривали установку, формовку электрорадиоэлементов и пайку согласно

ОСТ.4.ГО.010.030-89, а так же сборочно-монтажный чертеж и спецификацию

на

изготовление

изделия

«Электронное

сердце».

Критерии

оценок

на

выполнение задания были предложены мною данной группе на 1 курсе.

Таким

образом,

выполнение

дифференцированных

заданий

для

обучающихся не ново. Ребята с данным видом занятий справились успешно.

Самостоятельная

работа

обучающихся

велась

согласно

сборочно-

монтажному чертежу, спецификации, технологическому процессу. При этом у

обучающихся

вырабатывается

самостоятельность

и

выражается

в

умении

своевременно

и

качественно

выполнять

производственные

вопросы,

осуществлять

самоконтроль

за

правильностью

трудовых

действий,

их

последовательностью и качеством операций в готовом изделии. Умелое и

грамотное чтение конструкторской и технологической документации - это

одно из главных направлений профессиональной деятельности и подготовки

квалифицированных рабочих. Технологическая дисциплина тесно связана и с

проблемой активизации и развития самостоятельности на уроке. Известно,

что

в

труде

обучающихся,

как

и

в

труде

рабочих,

самостоятельность

и

активность проявляется в планировании и организации труда. Рациональное

построение

учебного

технологического

процесса

определяет

успешную

трудовую деятельность и четкое выполнение задания. С целью формирования

технологической

дисциплины,

соблюдения

инструктажа

по

технике

безопасности и производственной санитарии у обучающихся,

мной была

предложена

методика

обучения

пооперационного

выполнения

технологического задания на монтаж печатной платы.

Считаю, что предложенные задачи урока производственного обучения

и при изучении нового материала, и при проведении самостоятельной работы

обучающиеся

усвоили

и

выполнили

задания

на

100%,

с

опережением

предложенного технологического времени на монтаж изделия.

Свой урок я закончила подведением итогов работы, отмечала лучшие работы

обучающихся, анализировала допущенные характерные ошибки и причины

их появления, а так же принцип устранения ошибок.

Работа обучающихся была оценена с моей стороны, а также бригадиры

помогли подвести итоги по карточке - учета заданий и оценок. Бригада

победитель получила приз - изделие «Электронное сердце».

По окончании урока, обучающиеся получили домашнее задание.

Свой

урок

считаю

успешным.

Мне

удалось

реализовать

все

поставленные задачи и сложности решаемых задач, согласно возрастным

возможностям обучающихся. Грамотно использовала и сочетала различные

средства обучения и методические приемы, использовала различные формы

обучения

(индивидуальная,

парная,

групповая,

ф р о н т а л ь н а я ,

дифференцированная).

Целесообразно

распределяла

время

вводного,

текущего

и

заключительного

инструктажа,

хронометрирование

урока,

использовала

различные

средства

обучения

(схемы,

техпроцессы,

спецификации,

графики,

модели,

компьютеры,

презентацию,

видеоролик,

карточку учета заданий и оценок), считаю, что предложенные средства и

методические приемы грамотно, адекватно и эффективно использовала на

уроке.

Обучающиеся были активны, организованы, дисциплинированны,

проявили

умения

самостоятельно

овладевать

знаниями

с

помощью

конструкторской

и

технологической

документации

выполнили

монтаж

изделия. В момент проведения занятия царила благоприятная атмосфера для

развития познавательных интересов и способностей обучающихся.

Моя

культура труда и обучающихся соответствовала современным требованиям.

Во

время

проведения

производственного

обучения

были

соблюдены

все

требования САН ПИН (а).



В раздел образования