"И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Свинья под дубом"
Автор: Мокроусова Екатерина Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №119" Населённый пункт: Пермь Наименование материала: технологическая карта урока литературы Тема: "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Свинья под дубом" Раздел: среднее образование
Класс : 5
Предмет : литература
Учебник :
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-
составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.
Материалы к уроку: Презентация о Крылове, иллюстрации.
Тема урока: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья
под дубом».
Цели урока:
1)Познакомить с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками
басни.
2)Воспитывать интерес к личности русского баснописца; воспитывать любовь к своей стране, к ее историческим
достопримечательностям.
3) Развивать навыки анализа басни как литературного жанра.
Задачи урока:
1) Вспомнить жанровые особенности басни.
2)Научиться формулировать и высказывать собственное мнение.
3)Научиться находить и выделять информацию из текста.
4)Уметь осуществлять смысловое чтение басни.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные
УУД:
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
осознанное
построение
речевого
высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;
содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в
развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая
ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять
негативным
проявлениям,
вызвать
стойкое
внутреннее
неприятие
самих
персонажей,
наделённых
пороками,
и
нежелание им подражать.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание
обучающимися стремления к
постижению нового.
Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил
речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-
составитель: В. Я. Коровина.
План
урока
Методы
обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организац
и я
н а ч а л а
урока
Словесн
ы й ,
м е т о д
мотивации
учебной
деятельности
личностные:
внимание,
уважение
к
окружающим;
коммуникативные:
планирование
учебного
с о т р у д н и ч е с т в а
с
учителем, сверстниками;
регулятивные:
саморегуляция
Психологический
наст рой
детей на урок.
-Сегодня замечательное утро, и
мы
все
замечательные!
Давайте
улыбнемся друг другу и начнем урок!
Оценивание
готовности к уроку.
Самоорганизац
и я
н а
у ч е б н у ю
деятельность.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
начинается урок!
Подготовка
речевого аппарата к
говорению
2.Мотивац
ия
к
учебной
деятельности
Проблем
ный,
метод
фронтальной
организации
учащихся
познавательные
УУД :
выбор
критериев
д л я
к л а с с и ф и к а ц и и
материала;
коммуникативные
У
У Д
: планирование
учебного сотрудничества с
учителем,
сверстниками,
умение
с
до статочной
Проблемный вопрос:
Перед
вами
слова
Михаила
Васильевича
Исаковского.
Мы
поработаем
над
ними.
Вначале
прочтем их про себя.
А теперь подумайте, какие слова
надо вставить на месте пропусков?
А
т е п е р ь
м ы
с о в е р ш и м
небольшую
экскурсию
в
один
из
Ч т е н и е
п р о
с е б я ,
з а т е м
выразительно вслух
ч и т а е т
о д и н
и з
учеников.
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и
у с л о в и я м и
коммуникации;
л и ч н о с т н ы е
У УД :
формирование
гражд анских
к ач е с т в
п у т ё м
з н а ко м с т в а
с
достопримечательностями
России.
регулятивные
УУД :
целеполагание
прекраснейших
городов
мира
–
Санкт-Петербург.
(иллюстрации
города
Санкт-Петербурга)
Мы
пройдем по его улицам и окажемся в
Летнем
саду.
Прогулявшись
по
его
аллейкам,
подойдем
к
памятнику.
( и л л ю с т р а ц и и
п а м я т н и к а
И.А.Крылова)
Виртуальная экскурсия .
Проблемный вопрос : Случайно
ли мы оказались рядом с именно этим
памятником? Опишем его.
Для
чего
автор
создал
этот
памятник? А кто автор памятника?
Д е т и
д а ю т
развернутый
ответ
на
по ставленный
вопрос.
Формулируют
предполагаемую
т е м у
з а н я т и я ;
составляют
план
своей деятельности,
направленный
на
получение
недостающих
знаний и умений.
3.Сообщен
ие темы урока.
Постановка
учебных задач.
Проблем
ный,
метод
фронтальной
организации
учащихся
познавательные
УУД: поиск и выделение
необходимой информации,
о с о з н а н н о е
и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в
устной форме;
коммуникативные
Задание : Обратим внимание на
иллюстрации. Кто изображен на них?
Кому поставлен памятник?
Ц е л е п о л а г а н и е .
М ы
н е
случайно говорим об И.А. Крылове.
Отвечают
н а
вопросы.
Отвечает
ученик,
которому
б ы л о
д а н о
домашнее
задание:
з а д а н и е : создать
толковый
словарик
Словарная
работа.
У
У Д
: планирование
учебного сотрудничества с
учителем,
сверстниками,
умение
с
до статочной
полнотой выражать мысли
в соответствии с задачами
и
у с л о в и я м и
коммуникации;
регулятивные
УУД :
целеполагание
Попробуем
сформулировать
тему нашего урока.
для
работы
класса
на уроке. Невежда,
невежа,
мораль,
басня, аллегория
Определяют
т е м у
у р о к а ,
з а п и с ы в а ю т
в
тетрадь. Постановка
учебной
задачи
на
этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация
обратной связи.
1.
Проверка
домашнего
задания
Словесн
ый,
познавательн
ый,
эвристически
й
познавательные
УУД: поиск и выделение
необходимой информации,
осознанное
построение
речевого
высказывания
в
устной форме, смысловое
ч т е н и е ,
и з в л е ч е н и е
необходимой
информации
и з
т е к с т а ,
у м е н и е
д о к а з ы в а т ь
и
анализировать;
коммуникативные
У
У Д
: планирование
учебного сотрудничества с
учителем,
сверстниками,
умение
полновыражать
мысли
в
соответствии
с
задачамиурока;
с о б л ю д е н и е
п р а в и л
общения.
личностные
УУД:
(умение находить ответ на
вопрос
«Какое
значение
имеет для меня учение? »
регулятивные
УУД: прогнозирование
и
получение
конкретного
результата.
Проверка з аполнения таблицы.
(Учащимся
дано
задание
дома
вспомнить
известные
сведения
о
жизни
И.А
Крылова,
заполнить
колонки)
Беседа по статье.
- Когда,
где
и
в
какой
семье
родился Крылов?
- Г д е
и
к а к
о н
п о л у ч и л
образование?
-Где и в связи с чем начал свою
т р у д о в у ю
д е я т е л ь н о с т ь
И. А. Крылов?
–Какие
факты
свидетельствуют
об
одаренности
Крылова
и
его
тщательной работе над собой?
-Какие
события
в
его
жизни
предшествовали этому?
- К а к и м
б ы л
п е р в ы й
литературный опыт Крылова?
- Ч т о
т а ко е
б а с н я ?
( Те ма
прошлого урока)
Чтение таблицы
составленной
по
с т ат ь е
у ч е б н и к а
«Биография
Крылова И.»
1
ко л о н к а
–
п л а н
к
с т а т ь е
учебника. Основные
вехи жизни.
2
колонка.
Что
х о ч у
у з н а т ь
н а
уроках,
посвященных
творчеству
баснописца.
(1-2
кол о н к и
«Что
вам
известно
об Иване Крылове?»
заполняли дома).
О т веч а ют
н а
вопросы учителя.
Предполагаемы
й ответ:
Басня — это
2.Работа с
литературовед
ческими
понятиями.
«Карта жанра»
В а м
б ы л о
д а н о
з а д а н и е
выписать
в
тетрадь
по
литературе
определение басни
–
Восстановите
схему
жанра
басня, выбрав нужные элементы.
Р а б о т а
в
команде .
(Каждой
группе даны задания
заранее)
Каждая
группа
д о л ж н а
в ы б р а т ь
верные
элементы
ж а н р а
б а с н и .
(
О ц е н и в а е т с я
п р а в и л ь н о с т ь
и
быстрота
выполнения
задания).
Коллективная
проверка.
Предполагаемая
запись:
Басня -
небольшой рассказ –
диалог
Часто
стихотворный,
2
части;
используется
просторечная
лексика;
отличается
краткостью
(лаконизмом);
мораль(нравоучение
) ,
с а т и р и ч е с к о е
3.Мини-
исследование
в группе.
- А что такое аллегория?
З а д а н и е .
Ч т о б ы
у з н а т ь
з н а ч е н и е
с л о в а ,
н а д о
воспользоваться… Попробуйте дать
о п р е д е л е н и е
т е р м и н у ,
п р о а н а л и з и р о в а в
с л е д у ю щ и е
примеры
аллегории:осел
–
глупый
человек, заяц – трусливый.
-А какие известные басенные
п е р с о н а ж и
о л и ц е т в о р я ю т
человеческие пороки?
В о л к ?
М е д в е д ь ?
Л и с а ?
Обезьяна? Собака? Слон?
Басня построена на аллегории, в
которой
определённые
лица
или
явления
изображаются
под
видом
животных.
Исследователь
ская работа.
Обсуждение
и
п о и с к
о б щ е г о
решения
группы,
представление
результатов работы в
группе.
Предполагаемы
й ответ:
Аллегория — и
носказательное
изображение
предмета,
явления
для
того,
чтобы наглядно
п о ка з ат ь
е г о
главные черты.
Отвечает
один
из членов команды.
1.
Фи
з .
м и н у т к а
(пауза
релаксации)
личностные
УУД:
р а б о т а
в
к о м а н д е
о д н о к л а с с н и ко в
п о д
руководством учителя.
коммуникативные
УУД: умение
работать
в
группе,
взаимодействуя
с
товарищами.
Физ.минутка.
Физорг
класса
о рганизует разминку.
Выполняется
несколько
упражнений
п од
музыку.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Работа
с
текстом басни.
Проблем
ный,
метод
фронтальной
организации
учащихся
личностные
УУД:
стремление
к
речевому
самосовершенствованию,
формирование
навыков
развернутого анализа;
познавательные
УУД: поиск и выделение
необходимой информации,
осознанное
построение
речевого
высказывания
в
устной форме, смысловое
ч т е н и е ,
и з в л е ч е н и е
необходимой информации
из
текста. коммуникативные
У
У Д
: планирование
учебного сотрудничества с
учителем,
сверстниками,
умение достаточно полно
в ы р а ж а т ь
м ы с л и
в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Беседа:
-
Сегодня
мы
познакомимся
с
басней Крылова «Свинья под дубом».
- Не
читая
басню,
можете
сказать,
какой
характер
обычно
присущ
свинье?
А
каким
вы
представляете себе дуб?
- Д а в а й т е
п р о в е р и м ,
действительно ли свинья такова?
Ре бя т а
д а ю т
развёрнутые
ответы
на вопросы учителя
Д в а
х о р о ш о
подготовленных
у ч е н и ка
ч и т а ю т
басню.
1.
Слушаниевыр
азительного
чтения
учеников.
Беседа по прослушанному.
-Понравилось
ли
вам
чтение
басни Крылова?
-
Под тверд ило сь
ли
в а ш е
предположение
о
характере
главной
героини?
- Кому из ребят удалось лучше
п е р е д ат ь
х а р а к т е р н ы е
ч е р т ы
персонажей басни?
–Происходит ли такое в жизни?
Как можно назвать это явление?
-
Мо ж н о
л и
е го
о п и с а т ь
аллегорически?
Многие басни служат уроком. А эта
басня может нас чему-то научить??
Дети
слушают,
дают
свои
оценки.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы учителя.
Р а б о т а
с
чтением
басни
про
с е б я
( д л я
последующего
творческого
задания)
2.Выразит
ельное
чтение
учащимися.
Формирование
артистических
способностей
через
творче ское
задание; оценка выступлений.
-
Какой
группе
удалось
точнее
изобразить происходящее?
Чтение
басни
п о
р о л я м
( 3 - 4
группы)
Т а к о й
ж е
вопрос
задается
и
классу.
Дети
дают
обоснованный
ответ.
3.
Словесное
рисование.
Метод
словесного
рисования
-Какую иллюстрацию к басне вы
бы нарисовали?
Словесное
рисование.
Самостоятельн
о е
с о з д а н и е
м и к р о т е к с т а
н а
заданную тему
4.
Знакомство
с
иллюстрация
м и
б а с н и
Крылова
Наглядн
ый,
частично-
поисковый
Чья
иллюстрация
вам
больше
понравилась, почему?
Посмотрим на иллюстрации на
с л а й д е .
А вт о р ом
я в л я е т с я
Г.
Куприянов. (Слайды презентации)
Дают
развёрнутый
ответ
на вопросы.
-Изменилось ли ваше восприятие
басни?
Мораль . Что это такое?
Дают
развёрнутый
ответ
на вопросы.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Группова
я
р а б о т а .
Работа в
г р у п п а х
и
личностные
УУД:
формирование
О р г а н и з а ц и о н н а я
р а б о т а .
Правила работы в группе. Разработка
Групповая
работа.
Самостоятель
н ы й
а н а л и з
басни.
выступление
перед
аудиторией.
эстетических
потребностей,
н а б л юд ат е л ь н о с т и
и
фантазии;
нравственно-
этическая ориентация.
регулятивныеУУД:
адекватное
восприятие
предложения
учителя
и
одноклассников.
познавательные
УУД: умение
осуществлять
сравнение,
к л а с с и ф и к а ц и ю
п о
заданным критериям.
коммуникативные
УУД:
умение
с т р о и т ь
монологические
высказывания; проявление
активности
в
решении
познавательных задач
критериев оценки работы в группе.
Обсуждение
и
п о и с к
о б щ е г о
решения
группы,
представление
результатов
работы
в группе.
Самостоятель
ный анализ басни.
1 Задание.
1 группа.
1.Над
какими
пороками
человека
с м е е т с я
а в т о р .
П о ч е м у
С в и н ь я
названа невежей?
2.
« Б о л т а ют,
что басня век свой
от жила
и
в р е м я
с п и с ы в а т ь
е е
в
архив». Согласны ли
в ы
с
э т и м
утверждением?
2 группа.
1 .
К а к и е
эпитеты
использует
поэт, чтобы описать
Свинью?
2 .
К а к и е
глаголы
характеризуют
главную героиню?
3 группа.
1.
Что
можно
сказать
о
втором
герое
басни?Какой
смысл
вкладывает
а в т о р
в
с л о в о
«вековой»?
2.Как же ведет
себя
Дуб?
Почему
он называет Свинью
неблагодарной?
( Э т а
б а с н я -
п р а в д а
о
человеческой
неблагодарности,
невежественности)
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобще
ние
Индивид
уальная
работа,
выступление
перед
аудиторией.
Личностные:
соотношение своей части
р а б о т ы
с
о б щ и м
замыслом.
Регулятивные:
умение самостоятельно и
рационально работать.
Познавательные:
Формирование
познавательной
активности через творческое задание
и корректировка полученных ответов.
Самостоятельн
ое написание мини-
ответа
«Третий
г е р о й
б а с н и ,
о
к о т о р о м
н е
говорили.
К а ко в
он?»
Афиширование.
проявление
активности
в
р е ш е н и и
т в о р ч е с ко й
задачи.
Коммуникативные:
навыки сотрудничества со
в з р о с л ы м и
и
сверстниками
2.Самооце
нка
Самоана
лиз
Анализ работы учащихся.
Самооценка
работы на уроке.
3.Домашн
ее задание
Словесн
ый,
наглядный
Дифференцированное
домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра.
Придумайте современную ситуацию,
где
бы
можно
было
использовать
слова
морали
басни
«Свинья
под
Дубом»
2.
Инсценировка
басни
(чтение
наизусть).
Запись
задания
в дневники.
4.Рефлекс
ия
Метод
контроля,
познават
ельно-
рефлексивны
й
регулятивные
УУД:
рефлексия,
коммуникативные
УУД:
умение
с
д о с т ат оч н о
полно выражать мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Что
удалось
нам
сегодня
на
уроке? Чем запомнится эта встреча?
Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
Дают
развернутый
ответ
н а
в о п р о с
( 2 - 3
человека).