Напоминание

"И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Свинья под дубом"


Автор: Мокроусова Екатерина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №119"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: технологическая карта урока литературы
Тема: "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне "Свинья под дубом"
Раздел: среднее образование





Назад





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Класс
: 5
Предмет
: литература
Учебник
: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор- составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы:
Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.
Материалы к уроку:
Презентация о Крылове, иллюстрации.
Тема урока:
«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Цели урока:
1)Познакомить с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками басни. 2)Воспитывать интерес к личности русского баснописца; воспитывать любовь к своей стране, к ее историческим достопримечательностям. 3) Развивать навыки анализа басни как литературного жанра.
Задачи урока:
1) Вспомнить жанровые особенности басни. 2)Научиться формулировать и высказывать собственное мнение. 3)Научиться находить и выделять информацию из текста. 4)Уметь осуществлять смысловое чтение басни.
Планируемые результаты:

Предметные:
совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные

УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;
содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД
: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД:
планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения:
компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература:
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор- составитель: В. Я. Коровина.

План

урока

Методы

обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организац

и я

н а ч а л а

урока
Словесн ы й , м е т о д мотивации учебной деятельности
личностные:
внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные:
планирование учебного с о т р у д н и ч е с т в а с учителем, сверстниками;
регулятивные:
саморегуляция
Психологический

наст рой

детей на урок.
-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! Оценивание готовности к уроку. Самоорганизац и я н а у ч е б н у ю деятельность.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозно

й

э л е м е н т

урока
Индивид уальная работа, парная, коллективная
регулятивные:
саморегуляция
Скажем

про

себя

несколько

раз:

Прозвенел

для

нас

звонок,

начинается урок!
Подготовка речевого аппарата к говорению
2.Мотивац

ия

к

учебной

деятельности
Проблем ный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные

УУД
: выбор критериев д л я к л а с с и ф и к а ц и и материала;
коммуникативные

У

У Д

:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с до статочной
Проблемный вопрос:
Перед вами слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя. А теперь подумайте, какие слова надо вставить на месте пропусков? А т е п е р ь м ы с о в е р ш и м небольшую экскурсию в один из Ч т е н и е п р о с е б я , з а т е м выразительно вслух ч и т а е т о д и н и з учеников.
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и у с л о в и я м и коммуникации;
л и ч н о с т н ы е

У УД :
формирование гражд анских к ач е с т в п у т ё м з н а ко м с т в а с достопримечательностями России.
регулятивные

УУД
: целеполагание прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (иллюстрации города Санкт-Петербурга) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику. ( и л л ю с т р а ц и и п а м я т н и к а И.А.Крылова)
Виртуальная экскурсия
.
Проблемный вопрос
: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его. Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника? Д е т и д а ю т развернутый ответ на по ставленный вопрос. Формулируют предполагаемую т е м у з а н я т и я ; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщен

ие темы урока.

Постановка

учебных задач.
Проблем ный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные

УУД:
поиск и выделение необходимой информации, о с о з н а н н о е и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные

Задание :
Обратим внимание на иллюстрации. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник?
Ц е л е п о л а г а н и е .

М ы

н е

случайно говорим об И.А. Крылове.
Отвечают н а вопросы. Отвечает ученик, которому б ы л о д а н о домашнее задание: з а д а н и е : создать толковый словарик

Словарная

работа.

У

У Д

:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с до статочной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и у с л о в и я м и коммуникации;
регулятивные

УУД
: целеполагание Попробуем сформулировать тему нашего урока. для работы класса на уроке.
Невежда,

невежа,

мораль,

басня, аллегория
Определяют т е м у у р о к а , з а п и с ы в а ю т в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация

обратной связи.


1.

Проверка

домашнего

задания
Словесн ый, познавательн ый, эвристически й
познавательные

УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое ч т е н и е , и з в л е ч е н и е необходимой информации и з т е к с т а , у м е н и е д о к а з ы в а т ь и анализировать;
коммуникативные

У

У Д

:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; с о б л ю д е н и е п р а в и л общения.
личностные

УУД:
(умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »
регулятивные

УУД:
прогнозирование и получение конкретного результата.
Проверка з
аполнения таблицы. (Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова, заполнить колонки)
Беседа по статье.

-
Когда, где и в какой семье родился Крылов? - Г д е и к а к о н п о л у ч и л образование? -Где и в связи с чем начал свою т р у д о в у ю д е я т е л ь н о с т ь И. А. Крылов? –Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой? -Какие события в его жизни предшествовали этому? - К а к и м б ы л п е р в ы й литературный опыт Крылова? - Ч т о т а ко е б а с н я ? ( Те ма прошлого урока) Чтение таблицы составленной по с т ат ь е у ч е б н и к а «Биография Крылова И.» 1 ко л о н к а – п л а н к с т а т ь е учебника. Основные вехи жизни. 2 колонка. Что х о ч у у з н а т ь н а уроках, посвященных творчеству баснописца. (1-2 кол о н к и «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли дома). О т веч а ют н а вопросы учителя. Предполагаемы й ответ:
Басня
— это

2.Работа с

литературовед

ческими

понятиями.

«Карта жанра»
В а м б ы л о д а н о з а д а н и е выписать в тетрадь по литературе определение басни – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
Р а б о т а

в

команде
. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа д о л ж н а в ы б р а т ь верные элементы ж а н р а б а с н и . ( О ц е н и в а е т с я п р а в и л ь н о с т ь и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. Предполагаемая запись:
Басня
- небольшой рассказ – диалог Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение ) , с а т и р и ч е с к о е

3.Мини-

исследование

в группе.
- А что такое аллегория?
З а д а н и е .

Ч т о б ы

у з н а т ь

з н а ч е н и е

с л о в а ,

н а д о

воспользоваться…
Попробуйте дать о п р е д е л е н и е т е р м и н у , п р о а н а л и з и р о в а в с л е д у ю щ и е примеры аллегории:осел – глупый человек, заяц – трусливый.
-А какие известные басенные

п е р с о н а ж и

о л и ц е т в о р я ю т

человеческие пороки?
В о л к ? М е д в е д ь ? Л и с а ? Обезьяна? Собака? Слон? Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.
Исследователь

ская работа.
Обсуждение и п о и с к о б щ е г о решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемы й ответ:
Аллегория
— и носказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно п о ка з ат ь е г о главные черты.
Отвечает

один

из членов команды.

1.

Фи

з .

м и н у т к а

(пауза

релаксации)

личностные

УУД:
р а б о т а в к о м а н д е о д н о к л а с с н и ко в п о д руководством учителя.
коммуникативные

УУД:
умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.
Физ.минутка.

Физорг

класса

о
рганизует разминку. Выполняется несколько упражнений п од музыку.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


Работа

с

текстом басни.
Проблем ный, метод фронтальной организации учащихся
личностные

УУД:
стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные

УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое ч т е н и е , и з в л е ч е н и е необходимой информации из текста.
коммуникативные

У

У Д

:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно в ы р а ж а т ь м ы с л и в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Беседа:
- Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Свинья под дубом». -
Не

читая

басню,

можете

сказать,

какой

характер

обычно

присущ

свинье?

А

каким

вы

представляете себе дуб?
- Д а в а й т е п р о в е р и м , действительно ли свинья такова? Ре бя т а д а ю т развёрнутые ответы на вопросы учителя Д в а х о р о ш о подготовленных у ч е н и ка ч и т а ю т басню.
1.

Слушаниевыр

азительного

чтения

учеников.

Беседа по прослушанному.
-Понравилось ли вам чтение басни Крылова? - Под тверд ило сь ли в а ш е предположение о характере главной героини? - Кому из ребят удалось лучше п е р е д ат ь х а р а к т е р н ы е ч е р т ы персонажей басни? –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление? - Мо ж н о л и е го о п и с а т ь аллегорически? Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить?? Дети слушают, дают свои оценки. О т в е ч а ю т н а вопросы учителя. Р а б о т а с чтением басни про с е б я ( д л я последующего творческого задания)

2.Выразит

ельное

чтение

учащимися.
Формирование артистических способностей через творче ское задание; оценка выступлений. - Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? Чтение басни п о р о л я м ( 3 - 4 группы) Т а к о й ж е вопрос задается и классу. Дети дают обоснованный ответ.
3.

Словесное

рисование.
Метод словесного рисования -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?
Словесное

рисование.
Самостоятельн о е с о з д а н и е м и к р о т е к с т а н а заданную тему
4.

Знакомство

с

иллюстрация

м и

б а с н и

Крылова
Наглядн ый, частично- поисковый Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему? Посмотрим на иллюстрации на с л а й д е . А вт о р ом я в л я е т с я Г. Куприянов. (Слайды презентации) Дают развёрнутый ответ на вопросы. -Изменилось ли ваше восприятие басни?
Мораль
. Что это такое? Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Этап 5. Закрепление полученных знаний

Группова

я

р а б о т а .
Работа в г р у п п а х и
личностные

УУД:
формирование О р г а н и з а ц и о н н а я р а б о т а . Правила работы в группе. Разработка
Групповая

работа.


Самостоятель

н ы й

а н а л и з

басни.
выступление перед аудиторией. эстетических потребностей, н а б л юд ат е л ь н о с т и и фантазии; нравственно- этическая ориентация.
регулятивныеУУД:
адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.
познавательные

УУД:
умение осуществлять сравнение, к л а с с и ф и к а ц и ю п о заданным критериям.
коммуникативные

УУД:
умение с т р о и т ь монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач критериев оценки работы в группе. Обсуждение и п о и с к о б щ е г о решения группы, представление результатов работы в группе.
Самостоятель

ный анализ басни.

1 Задание.

1 группа.
1.Над какими пороками человека с м е е т с я а в т о р . П о ч е м у С в и н ь я названа невежей? 2. « Б о л т а ют, что басня век свой от жила и в р е м я с п и с ы в а т ь е е в архив». Согласны ли в ы с э т и м утверждением?
2 группа.
1 . К а к и е эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью? 2 . К а к и е глаголы
характеризуют главную героиню?
3 группа.
1. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает а в т о р в с л о в о «вековой»? 2.Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной? ( Э т а б а с н я - п р а в д а о человеческой неблагодарности, невежественности)
Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобще

ние
Индивид уальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные:
соотношение своей части р а б о т ы с о б щ и м замыслом.
Регулятивные:
умение самостоятельно и рационально работать.
Познавательные:
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Самостоятельн ое написание мини- ответа «Третий г е р о й б а с н и , о к о т о р о м н е говорили. К а ко в он?» Афиширование.
проявление активности в р е ш е н и и т в о р ч е с ко й задачи.
Коммуникативные:
навыки сотрудничества со в з р о с л ы м и и сверстниками
2.Самооце

нка
Самоана лиз Анализ работы учащихся.
Самооценка
работы на уроке.
3.Домашн

ее задание
Словесн ый, наглядный
Дифференцированное

домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть). Запись задания в дневники.
4.Рефлекс

ия
Метод контроля, познават ельно- рефлексивны й
регулятивные

УУД:
рефлексия,
коммуникативные

УУД:
умение с д о с т ат оч н о полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. Дают развернутый ответ н а в о п р о с ( 2 - 3 человека).


В раздел образования