Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие на батискафе"
Автор: Иванова Наталья Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие на батискафе" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка организованной образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие на батискафе»
Цели:
1.
Развитие
речедвигательного
и
речеслухового
образа
звуков
[Р],
[Р’],
зрительного образа буквы Р.
2.
Коррекция фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений
в узнавании и различении звуков.
3.
Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении
причинно-следственных связей.
4.
Коррекция мелкой моторики руки.
5.
Воспитание речевой культуры общения.
Оборудование: магнитофонная запись, шары-звуковички, панно Батискаф,
предметные картинки, схема слова, сухие мини бассейны, ракушки, камешки,
палочки, макет «Морское царство».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психогимнастика.
-
Здравствуйте, дети. Что произошло в городе Звуков и букв? (пропала Р).
-
Как вы думаете, кто ее унес? (Буквина).
-
Кто такая Буквина? (Злая волшебница).
-
Изобразите сердитую Буквину.
-
Покажите, как удивилась она, когда мы освободили букву Ж.
-
Как обрадовались вы, когда спасли букву?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Подбор антонимов.
-
Ребята, что будем сегодня делать?
-
Сегодня
мы
будем
спасать
букву
Р
и
вспомним
звуки,
которые
она
обозначает.
-
Вставайте
в
круг
дружбы,
ощутите
тепло
другого,
подарите
тепло
стоящему. Мы - одно целое. Мы сможем победить Буквину! Я буду называть
слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете
произносить противоположные им по смыслу – хорошие слова.
-
Зло - добро, лень - трудолюбие, трусость - храбрость, грусть - радость.
-
Пора в путь.
«1, 2, 3, повернись, в стране волшебной очутись».
2. Характеристика звуков [Р], [Р']
.
Выкатываются 2 шарика.
-
Кто это? (Звуковички).
-
Они нам помогут в пути. Вы догадались, какие это звуки? [Р], [Р'].
-
Расскажите о звуке [Р] (согласный, твердый, звонкий звук).
-
Каким цветом этот Звуковичок? (синим).
-
Расскажите о звуке [Р’] (согласный, твердый, звонкий).
-
А это какой по цвету Звуковичок? (зеленый).
3.
Произношение звуков в
слогах. Пальчиковая гимнастика.
Работа
над
голосом.
-
Давайте
покажем
Звуковичкам,
что
мы
умеем
произносить
звуки
Бра-бро-бру-бры
Стра-стро-стру-стры
Атр-отр-утр-ытр
Ря'-ря-ря
Ря-ря'-ря
Ря-ря-ря'
4.Развитие фонематического слуха.
-
Если услышите звук [Р], хлопните в ладоши, а если звук [Р
’] –
приседайте.
Треугольник,
троллейбус,
прямоугольник,
табуретка,
кормушка,
пряник,
береза, простыня, аквариум, зарядка, виноград.
5. Решение проблемной ситуации. Произношение звуков [Р], [Р'] в словах,
предложениях.
Включается запись «Шум моря».
-
Прислушайтесь. Ребята, вы что-нибудь слышите? Где мы?
-
Вы догадались, куда Буквина спрятала букву Р?
-
Как попасть на морское дно? (дети дают варианты ответа)
-
Я предлагаю на батискафе. Это глубоководный аппарат, который может
спускаться на десятки километров под воду, но его надо отремонтировать.
a)
Какая это форма картинок? (квадратная). Найдите лишнюю картинку по
наличию звуков [Р], [Р'] (радуга, корова, пряник, грузовик).
b)
Какая форма этих картинок? (треугольная). Назовите картинки. Найдите
лишнюю картинку по количеству слогов (свитер, веревка, кормушка, орехи).
c)
А эти картинки, какой формы? (круглой). Из картинок грибы, круги,
баран, груша выберете ту, которая подходит к данной схеме.
________________________
___________ ___________
◦◦ ◦◦◦
-
Что мы сделали с батискафом? (мы его отремонтировали).
-
Мы опускаемся на дно.
-
Назовите рыб, которых вы могли бы увидеть, в названии этих рыб есть
звуки [Р], [Р']
6. Динамическая пауза.
Рыбки весело резвятся в чисто тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
7. Развитие мелкой моторики руки, закрепление образа буквы Р.
-
Мы на дне. Подойдите к раковинам. Выложите букву Р из материала,
который у вас есть. (раковины, камушки, палочки.)
-
В мини бассейне среди камешек правой рукой найти что-то очень нужное
для вас. (находят букву из азбуки).
-
Ну а где же буква из города? Найдите её на морском дне.
-
Молодцы! Поднимаемся на поверхность.
8. Работа с магнитной азбукой.
Выложите слог РО, добавьте букву или слог, чтоб получилось слово.
9. Профилактика дисграфии. Работа с предложением.
-
Допишите букву Р.
-
Зачеркните неправильно написанную букву Р.
-
Допишите предложение, вставьте букву Р. Прочитайте.
У …омы …ыба.
У …имы …ак.
-
Почему Рома записали с большой буквы?
-
Что поставили в конце предложения?
III.
Итог занятия.
-
Вы молодцы, ребята, спасли букву. Пора возвращаться домой.
1,2,3, повернись, домой скорее возвратись.
-
Ребята, посмотрите, Морское царство нам послало подарок, а Звуковички
его доставили. Угощайтесь.