Автор: Попова Татьяна Григорьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: детский сад "Буратино" Населённый пункт: п. Авангард Наименование материала: статья Тема: "Проверьте слух ребенку!" Раздел: дошкольное образование
«Проверте слух ребенку»
Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.
Дефекты речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу, но не все
догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект
слуха, как правило, незаметен для окружающих, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет)
и оставшись незамеченным, он может негативно отразиться на судьбе ребенка.
Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех
деталях, чтобы понимать речь, если разговор ведется на достаточно знакомом языке,
невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу. Именно поэтому даже
подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности
взрослого.
Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только
общается, но и овладевает речью, учится произносить слова. Решающее значение в этом
процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов и выражений. Если слух
понижен и слышать слова с достаточностью не удается, многократности повторений не
происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других – слышит их
не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему
научиться понимать значение слов, запоминать их, накапливать необходимый словарный
запас.
Для полного понимания чужой речи и необходимо усвоить значение грамматических
изменений слов, например, падежных окончаний, а это опять-таки требует хорошего
слуха.
Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками,
нечетко, не улавливает связи между ними в предложении. Нетрудно представить себе, как
это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие
дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят
неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух
они плохо отличают, например, звук[с] от [т] и потому говорят «ткани» вместо «сани»,
путают звонкие и глухие («пумака» вместо « бумага»), свистящие и шипящие («сапка»
вместо «шапка»).
Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до
неузнаваемости словами.
Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными.
Страдания ребенка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с
большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он «не узнает» слов,
потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в
книге написано «зима», а он знает слово «дима».
Ограниченный запас слов, в свою очередь, затрудняет понимание прочитанного. И даже в
том случае, когда слова понятны, ребенок с трудом разбирается в содержании текста. Это
объясняется тем, сто плохо улавливая безударные части слова и их окончания, он не
усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и
его смысла.
Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха, детям трудно учиться писать.
Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге малоизвестное ему
слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова,
например: «ля кулял» вместо «я гулял».
Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят неуспеваемости. Часто, не
проверив слух, таких детей переводят в школы для умственно отсталых, но и здесь они не
успевают все по тем же причинам.
Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух.
Для этого поставьте ребенка спиной себе на расстоянии 5-6 м и произнесите шепотом
хорошо знакомые ему слова, шепот не должен быть утрированным. Прежде чем
произнести слово, необходимо сделать полный выдох. . Дети, имеющие полноценный
слух, обычно улавливают такой шепот. Если ребенок не слышит на таком расстоянии,
нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он сможет повторить все
сказанные вами слова. Но, допустим, шепота ребенок не разбирает. Отойдите от него
снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной
разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребенок
слышит нормальную речь.
Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу,
который может в случае необходимости назначить лечение.
Если ребенок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости на
расстоянии 3-4 м, можно в домашних условиях помочь развитию его речи и предупредить
неуспеваемость в школе.
Слабослышащего ребенка нужно как можно раньше научить читать. Нет надобности рано
учить письму – вместо этого лучше складывать из букв разрезной азбуки хорошо знакомые
слова. Таким способом ребенок усвоит чтение, которое поможет ему с большей точностью
овладеть звуковым составом слова.
Начав с отдельных слов и коротких предложений, постепенно переходите к рассказам по
картинкам и чтению детских книг.
Рекомендую, уважаемые родители, не замалчивать проблему, а действовать!!! Желаю
удачи.
С уважением учитель-логопед, Попова Т.Г.