Автор: Соколова Елена Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ СПО "Ставропольское краевое училище дизайна (техникум)"
Населённый пункт: город Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: Повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет" - диалог о любви.
Раздел: среднее профессиональное
Пояснительная записка
Работа
в
училище
дизайна
предполагает
вполне
логичную
и
даже
необходимую
интеграцию
дисциплины
«Литература»
с
такими
специальными дисциплинами,
как «История искусств», «История МК»,
«История стилей в дизайне»,
«Дизайн-проектирование», «Ландшафтный
дизайн», «Основы архитектуры» и др.
Для
создания
целостного
представления
об
исторической
эпохе,
художественном образе и т.п. используются
разные виды искусств. Это
позволяет пробудить у студентов целую гамму чувств и ассоциаций, а также
применить ЗУН, полученные на других предметах. Конечно, такое обучение
невозможно
без
информационных
компьютерных
технологий.
Стоит
отметить, что соединение искусств на уроке литературы в дальнейшем имеет
ответную
реакцию.
Так,
при
создании
дипломных
проектов,
студенты
применяют
ЗУН,
полученные
при
изучении
дисциплины
«Литература».
Темой многих дипломных работ становятся серии графических листов по
мотивам художественных произведений.
Так как разные отделения училища дизайна имеют свою специфику, то и
применение видов искусств, в большей мере, основывается на той или иной
особенности.
Например,
студенты
отделения
«Дизайн
среды»
больше
задействованы в работе с материалом, связанным с архитектурой, усадебным
устройством,
ландшафтным
дизайном,
интерьером.
Студенты
отделения
«Графический дизайн» работают в области плаката, графики. Дизайнеры
одежды
привлекаются
для
создания
материала
по
истории
костюма.
И,
конечно же, все студенты всегда с удовольствием работают с живописью.
Ниже предлагается методическая разработка урока литературы с элементами
интеграции.
Тема. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - диалог о любви.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: учебный диалог с элементами интеграции.
Основная цель: «погружение» в культурную эпоху начала 20 века, диалог с
ней, постижение её культуры мира и человека в знаках, символах, образах;
выявление своеобразия решения темы любви в творчестве А.И. Куприна.
Задачи:
Обучающие
- на
основе
непосредственных
впечатлений
от
прочтения
рассказа
провести
комплексный
анализ
произведения,
рассмотрев
проблематику
рассказа,
его
сюжетно-композиционные
особенности,
своеобразие художественных образов.
Развивающие - формировать у учащихся собственное отношение к событиям
и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной
позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Воспитательные
-
формировать
эстетическое
восприятие,
используя
различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство;
воспитывать внимательное отношение к слову.
Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:
выступление
учащихся
в
структуре
лекции
учителя
с
сообщениями,
информационными справками, выборочные пересказы; создание творческих
речевых
ситуаций,
побуждающих
студентов
к
самостоятельным
выступлениям по поднятой проблеме; выразительное чтение отрывков из
текста
художественного
произведения,
прослушивание
записи
с
произведением Бетховена, просмотр и комментирование картин художников,
эскизов учащихся, подбор и чтение стихотворений цитат.
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Работа по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
А. - Я предлагаю совершить небольшое путешествие в начало 20 века и
увидеть берег южного моря с его дачами, садиками, аллеями. В этом нам
помогут ребята отделения «Дизайн среды».
!!! Показ учащимися презентации с комментариями о
малой архитектуре, садово-парковом дизайне прошлого века. Цель –
«погружение» в определённую культурную эпоху.
-
Вот
как
«переложил»
Куприн
увиденное
нами
на
язык
словесности
(зачитать фрагмент описания дачи Шеиных).
-
Именно
так
начинается
повествование
истории
в
произведении
«Гранатовый браслет».
Б. – Почему именно такое название даёт автор своему произведению?
!!!
Страницы
с
описанием
гранатового
браслета
являются ключевыми страницами повести.
- Прочитаем его описание (гл.5,9)
- Каким увидели его вы?
- Ребята
отделения «Дизайн ювелирных изделий» подготовили эскизы
своего (профессионального) видения гранатового браслета с комментариями.
Предлагаю их послушать.
!!!
Таким
образом,
через
внутреннюю
связь
декоративно
–
прикладного
искусства
и
литературы
расширяется
художественное пространство произведения,
что позволяет учащимся
прочитать его более концептуально.
- Вы обратили внимание, что комментарии и интересное повествование
наших «ювелиров» имеет много схожего с авторским (даже вещь можно
сделать даром сердца).
- Что значит для Желткова этот гранатовый браслет?
- Почему он подарил эту вещь, а не оставил её себе?
- Так почему же Вера Николаевна почувствовала тревогу, получив такой
подарок?
!!!
Гранатовый
браслет
–
символ
бесконечной
и
безнадёжной любви и трагедии в судьбе героя.
- Какова судьба этого поистине драгоценного подарка?
!!! Несчастный влюблённый просил повесить браслет –
символ святой любви – на икону.
В. - Вот так мы подошли к одной из главных тем нашего урока -
ЛЮБВИ. Сам Куприн так говорил о ней: это «чувство, которое до сих пор
ещё не нашло себе истолкования».
-Художники всех времён и народов стремились донести до нас своё видение
любви, которое сопровождало человечество на протяжении всей его истории.
- Специально к сегодняшнему уроку ребята подготовили презентацию –
выставку с репродукциями картин художников разных эпох на одну лишь
тему – ЛЮБОВНУЮ.
! ! !
« Га л е р е я »
р е п р од у к ц и й ,
н ач и н а я
с
«Грехопадения» Микеланджело и заканчивая современными работами,
позволяет
определить
ведущую
тему
повести
«Гранатовый
браслет»,
выдержавшую
испытание
временем.
Происходит
«погружение»
в
смысловое и культурное поле повести.
- По мере просмотра репродукций, опираясь на ощущения, восприятие
сюжетов,
мы
будем
придумывать
«роман
жизни»
персонажей
некоторых
картин, т. е., что было в их жизни до изображённого момента и что будет
после,
если
вдруг
картина
«оживёт».
(Выбираю
сюжеты
картин,
максимально приближённые по сюжету к изучаемой повести).
Г. - Итак, мы, прикоснувшись к живописным творениям, не можем не
задать себе «вечный» вопрос: а что же такое любовь? В чём её магическая
сила?
- Что такое любовь для Куприна и в чём он видит её силу? (В преображении
души)
- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах? Способна ли
она на пылкую и страстную любовь? Любовь без взаимности: счастье или
трагедия? Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? Любить или
быть любимым? Какова история генерала Аносова? Существует ли идеальная
любовь?
!!! Все ответы на вопросы должны сопровождаться
цитированием текста.
Д. – Герой повети А. Куприна «Поединок» Назанский говорит: «Любовь -
талант сродни музыкальному». Как вы думаете, почему любовь и музыка
поставлены в один ряд?
- Когда в повести появляется музыка?
!!! Эпиграф к повести, игра Женни Рейтер, композиция
самой повести построена так, будто музыка звучит в продолжении всего
рассказа.
- Предлагаю вам послушать то самое произведение, которое помогло Вере
понять не только то, что мимо неё прошла «та самая» любовь, но и то, что
она прощена.
!!!
Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена
«Largo Appassionato» с параллельным прочтением вслух отрывка из 13
главы
повести.
Цель
прослушивания
-
создание
эмоциональной
установки на восприятие литературного произведения
-
Какие
чувства
вы
испытали?
Попробуем
проанализировать
это
музыкальное произведение. (Сама музыка носит строгий, молитвенный и в то
же время светлый характер – он чрезвычайно созвучен словам «Да святится
имя твое»).
3. Подведение итога урока. Рефлексия.
Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...
В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...
Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."
Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...
Выводы.
Таким образом, на уроке кроме литературы были задействованы такие виды
искусства, как музыка, изобразительное искусство, архитектура,
декоративно-прикладное искусство. Такая внутренняя связь искусств на
уроке литературы расширяет художественное пространство произведения,
позволяет учащимся прочитать его более эмоционально и концептуально,
постигая авторскую модель мира и систему его ценностей.