Напоминание

"Гравюра. Виды печатных техник на уроках композиции."


Автор: Долганенко Александра Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЛГМАОУ " ДШИ"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гравюра. Виды печатных техник на уроках композиции."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка «Гравюра»

Методическая

разработка

«Гравюра.

Виды

печатных

техник

на

занятиях

композиции».

Долганенко

Александра

Васильевна

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

0

Методическая разработка «Гравюра»

1.

Пояснительная

записка.

Начало

представленного

опыта

было

положено

в

2002

году,

когда

я

начала

заниматься

печатной

графикой

с

детьми

и

разработала

учебную

программу

по

этому

предмету.

Результат

был

положи-

тельный:

ребята

заинтересовались,

приобретя

навык

работы

с

инструментами,

стали

выполнять

достаточно

сложные

и

мелкие

элементы

в

гравюре.

Их

заинтересовал

сам

процесс

работы

над

гравюрой,

где

сначала

надо

немало

потрудиться,

чтобы

получить

печатный

лист.

Да

не

один,

а

много

можно

подарить

знакомым,

друзьям.

Программа

была

издана

в

2004

году

и

апробировалась,

дополняясь

новыми

заданиями

в

зависимости

от

уровня

подготов-

ки

детей,

с

которыми

я

работала.

Программа

представляла

собой

методическую

разработку

для

проведения

занятий

в

техниках

пе-

чатной

графики,

где

особое

внимание

уделялось

книжной

графи-

ке.

Со

временем

расширялась

методическая

база,

появился

блок

занятий,

посвященный

этнографической

теме,

так

как

ряд

уроков

проводился

в

краеведческом

музее.

В

данной

методической

разра-

ботке

представляется

блок

занятий

в

технике

гравюры

на

уроках

композиции

и

примерами

выполнения

работ.

Актуальность

таких

занятий

высока,

так

как

при

работе

над

со-

зданием

гравюры

формируются

такие

качества

творческой

лично-

сти,

как

самостоятельность

и

трудолюбие;

при

работе

над

эскизом

развивается

композиционное

мышление

и

умение

добиться

макси-

мальной

выразительности

простыми

графическими

средствами.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

1

Методическая разработка «Гравюра»

Обоснование необходимости занятий гравюрой.

Занятие гравюрой необходимо по следующим аспектам, значительным

для развития творческой личности:

1.

Развивает и концентрирует внимание.

2.

Вырабатывает усидчивость.

3.

Определяет последовательность действий.

4.

Развивает мелкую моторику.

5.

Мотивирует к обучению.

6.

Активизирует познавательный интерес.

7.

Знакомит с творчеством художников - графиков.

8.

Углубляет (усовершенствует) знания о видах графики.

Умение создать выразительный образ в гравюре, является важной частью рабо-

ты над композицией. Практическая актуальность проекта «Гравюра. Виды пе-

чатных техник на занятиях композиции» определяется поиском новых способов

решения художественно-эстетического воспитания учащихся. Педагогическая

целесообразность объясняется эффективностью развития детей – занимаясь

гравюрой, ребенок имеет более полное представление о графике.

Методы и средства поставленных задач.

Для формирования теоретических и практических знаний при реализации

проекта применяется словесный метод обучения.

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопро-

сам применяется наглядный метод обучения.

Практический метод обучения применяется для развития умений и навыков

обучающихся.

На этапе выполнения дипломной – творческой работы применяется

метод

самостоятельной работы (проектный метод).

Для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к работе

применяется проблемно - поисковый метод обучения.

Основные формы педагогического общения на уроках.

Диалог, учитель предлагает ребятам высказывать свою точку зрения.

Монолог, при объяснении новой темы.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

2

Методическая разработка «Гравюра»

Обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник вы-

сказывает свою точку зрения.

Цели и задачи.

Цель:

Получение учащимися начального художественного эстетического об-

разования в процессе освоения печатных техник.

Образовательные задачи.

Сформировать умения и навыки работы в печатных техниках.

Привлечь внимание учащихся к печатным техникам, вызвать интерес к книж-

ной графике, как к одному из видов печатной графики. Закрепить знания, по-

лученные на уроках рисунка, живописи, истории искусств.

Развивать у детей способность к композиционному мышлению. Воспитать

художественно-творческую активность, нравственно-эстетическую отзывчи-

вость на прекрасное в жизни и в искусстве.

Раскрыть роль и место гравюры в изобразительном искусстве, в развитии

отечественной и зарубежной культуры. Ознакомить с творчеством современ-

ных мастеров гравюры.

Воспитательные задачи.

Воспитание художественного вкуса к полиграфической продукции, способно-

стей к зрительному восприятию красоты окружающего мира, сохранению на-

циональных

традиций

в

гравюре,

интереса

к

мировой

и

отечественной

культуре.

Развивающие задачи.

Развитие мелкой моторики руки, наблюдательности, зрительной памяти, про-

странственного представления, воображения, любознательности, аккуратно-

сти.

2.Основное содержание.

Развитие образного мышления, художественно-эстетическая культура, сме-

лость композиционных решений – все эти качества необходимы будущему

мастеру, художнику. Занятия гравюрой помогут ему глубже понять и тоньше

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

3

Методическая разработка «Гравюра»

прочувствовать всю глубину и красоту графики. Учебный план построен с

учетом постепенного усложнения техники, в непосредственной связи с теми

знаниями, которые учащиеся получают на уроках рисунка, живописи и исто-

рии искусств. Начиная с простых заданий на линию и силуэт, ребята перехо-

дят к созданию сложных композиций, от простых видов печати к более трудо-

емким.

Первый год обучения (2 класс).

Цель: Знакомство с техниками печатной графики: монотипия, печати с помо-

щью матрицы, линогравюра. Овладение техническими приемами резцовой и

не резцовой гравюры.

Тема 1: Введение. Виды и техники графики. История возникновения и раз-

вития печатных техник.

Задача: Познакомить учащихся с разнообразием графических техник.

Содержание: Графика оригинальная и печатная. Мастера Российской и зару-

бежной графики. Знакомство с материалами и инструментами.

Форма занятия: Занятие включает организационную и теоретическую части.

Материалы: Иллюстрации мастеров гравюры на электронном и бумажном но-

сителях. Инструменты и материалы для гравюры.

Тема 2: Плоская печать. Монотипия типографской краской.

Задача:

Выполнить работу в технике плоской печати, получить представление

об оттиске.

Содержание: Данное

задание

является

первым

практическим

заданием

по

предмету, оно дает представление об отпечатке, знакомит с особенностями

работы с типографской краской, приобретают первый навык получения от-

тиска.

Форма занятия: Занятие включает практическую и теоретическую части.

Материалы: Типографская краска, стекло, валик, писчая бумага, ручка, каран-

даш.

Тема 3: Печать с помощью матрицы.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

4

Методическая разработка «Гравюра»

Задача: Выполнить статическую и динамическую композиции в технике мат-

ричной печати.

Содержание. Перед выполнением практического задания ребятам рассказыва-

ется о приемах, передающих состояние движения и покоя. Учащиеся закреп-

ляют знания, полученные на уроках композиции. Ребятам предлагается соста-

вить 2 композиции – статичную и динамичную, например, «Птицы летят» и

«Лошади стоят». Композицию выполнить путем многократной печати одной

матрицы, используя различные цвета или оттенки одного цвета. Можно вы-

полнить несколько вариантов, из которых выбираются самые выразительные

и удачные.

Материалы: Варианты композиций, передающих движение и покой. Линолеум,

ножницы, гуашь, кисти, картон.

Форма занятия: Занятие включает практическую и теоретическую части.

Примеры выполнения заданий:

Фимин Сережа

Изергина Настя

Тема 4: Линогравюра. Цветочное растение в горшке.

Задача: Познакомить учащихся с линогравюрой.

Выполнить линогравюру, ис-

пользуя простейшие приемы. Закрепить понятие «стилизация».

Содержание. Учащимся предлагается нарисовать с натуры комнатное растение,

стилизовать изображение. Использовать рисунок в качестве эскиза для гравю-

ры. Выполнить линогравюру. Напечатать вручную.

Материалы: Бумага, карандаш, калька, линолеум (10Х10), резцы по линолеуму,

наждачная бумага, типографская краска, валик, стекло, ложка.

Форма занятия: Занятие включает практическую и теоретическую части.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

5

Методическая разработка «Гравюра»

Примеры выполнения заданий:

Некрасов Сережа

Тема 5: Линогравюра. Силуэт.

Задача: Стилизовать изображение животного. Выполнить линогравюру, исполь-

зуя полосы белые и черные.

Содержание. Подготовить эскиз и печатную доску. Фон вокруг силуэта живот-

ного вырезать резаками различного размера, так, чтобы получились парал-

лельные полосы. Силуэт по контуру не вырезать.

Материалы: Бумага, карандаш, калька, линолеум (10Х10), резцы по линолеуму,

наждачная бумага, типографская краска, валик, стекло, ложка.

Форма занятия: Занятие практическое.

Примеры выполнения заданий:

Газеева Катя

Андреев Сергей

Второй год обучения (3 класс).

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

6

Методическая разработка «Гравюра»

Цель: Создание этнических композиций в линогравюре. Знакомство с культу-

рой коренных народов севера.

Тема 6: Стилизация изображения животного с применением орнамента.

Задача:

Повторить и закрепить понятие «стилизация». Научить применять

знания по композиции в линогравюре.

Содержание.

Посещение городского краеведческого музея (зал этнографии).

Выполнение зарисовок экспонатов (чучел животных, птиц). Стилизация изоб-

ражения. Выполнение эскиза к гравюре с использованием орнамента. Выпол-

нение линогравюры. Использование резаков различного размера. Особенно-

сти вырезания орнамента.

Материалы: Бумага, карандаш, калька, линолеум (примерно10Х10), наждачная

бумага, типографская краска, резцы по линолеуму, валик, стекло, печатный

станок.

Форма занятия: Занятие организационное, теоретическое и практическое

Примеры выполнения заданий:

Хантыйская рысь Артем Костыра Совушка Олень Валера Гаврик

Леокадия Жогальская

Тема 7: Иллюстрации к сказкам писателей ханты и манси.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

7

Методическая разработка «Гравюра»

Задача:

Проиллюстрировать понравившийся фрагмент из сказки северных пи-

сателей.

Содержание. Чтение сказок задается на дом. На уроке ребята обмениваются

впечатлениями от прочитанного. Отдельные, наиболее полюбившиеся отрыв-

ки из литературных произведений ребята зачитывают на уроке. Совместно с

преподавателем выбирается сюжет, выполняется эскиз к гравюре. Включает-

ся орнамент. Важно, чтобы изображаемый сюжет был интересен ребенку. Ра-

бота выполняется в технике линогравюры. Для учащихся старшего возраста

можно усложнить технику – предложить выполнить цветную линогравюру.

Материалы: Бумага, карандаш, калька, линолеум (10Х15), резцы по линолеуму,

наждачная бумага, типографская краска, валик, стекло, печатный станок.

Форма занятия: Занятие теоретическое и практическое.

Иллюстрации к сказке «Эвка-Пыгрись приводит рыб»:

Тополев Влад Мельник Иван

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

8

Методическая разработка «Гравюра»

Сказка о ребеночке-бобреночке Девятов Дима

Тема 7: Иллюстрации к стихотворениям Ю. Шесталова.

Задача:

Проиллюстрировать понравившийся фрагмент из стихотворения се-

верных писателей. Возможна коллективная работа.

Содержание. Чтение стихов проводится на уроке, ребята обмениваются впе-

чатлениями.

Выбирается сюжет, выполняется эскиз к гравюре. Возможна

коллективная работа: иллюстрация отдельных строчек несколькими авторами

к одному стихотворению. В этом случае необходимо выбрать единый формат

для гравюры.

Материалы: Бумага, калька, линолеум (10Х15), резцы по линолеуму, наждач-

ная бумага, типографская краска, валик, стекло, печатный станок.

Форма занятия: Занятие практическое.

«Ты послушай, как береза поет, белая береза посреди воды» Давлетова Альбина

«В речке плавает налим У огня Хоцкая Вика

Длиннохвостый подхалим…»

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

9

Методическая разработка «Гравюра»

Чайкина Наташа

Тема 8: Гравюра на картоне. Северный город.

Задача: Знакомство с новой графической техникой.

Содержание. В этом задании учащиеся не занимаются предварительными по-

исками композиционного решения, а набирают отдельные элементы - выреза-

ют из картона (деревья, дома и т.п.). Затем эти элементы выкладываются на

лист картона, составляя композицию. Важно показать приемы передачи фак-

туры предмета в гравюре на картоне.

Материалы: Бумага, карандаш, картон, типографская краска, валик, стекло, пе-

чатный станок.

Форма занятия: Занятие теоретическое и практическое.

Изергина Настя

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

10

Методическая разработка «Гравюра»

Третий год обучения (4 класс). Раздел «Книжная графика».

Цель: Знакомство с искусством оформления книги.

Тема 9: Экслибрис.

Задача: Выполнить экслибрис для себя или для библиотеки друга. Понятие

«миниатюры» в гравюре.

Содержание.

Знакомство с экслибрисом, как с одним из популярных видов

гравюры. Выполнение эскиза – шрифтовой композиции. Выполнение экслиб-

риса в технике линогравюры. Тираж выполнить вручную.

Материалы: Бумага, карандаш, линолеум не более 10Х13см,

типографская

краска, валик, стекло.

Форма занятия: Занятие теоретическое и практическое.

Примеры выполнения экслибрисов учащимися:

Гаврик Валера Масаков Денис

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

11

Методическая разработка «Гравюра»

Масаков Денис Масаков Денис

Тема 10: Книжная графика.

Задача: Выполнить элементы оформления книги. Знакомство с традиционной

русской гравюрой 16-17 веков (русская народная картинка). Выполнение об-

ложки, заставки, буквицы, концовки и иллюстрации для книги с русскими

народными пословицами, сказками, былинами, сказаниями.

Содержание.

Изучение традиций в русской гравюре 16-17 веков. Применение

приемов гравирования для иллюстраций. Выполнение книжных элементов в

технике линогравюры. Тираж выполнить вручную или на станке. Дополнить

изображение акварелью.

Материалы: Бумага, карандаш, линолеум, типографская краска, валик, стекло,

печатный станок, акварель, кисти.

Форма занятия: Занятие теоретическое и практическое.

Примеры выполнения задания:

Обложка книги о княгине Ольге

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

12

Методическая разработка «Гравюра»

Воронко Катя

Иллюстрации книги «О князе Владимире» Девятов Дима

Иллюстрации к книге «О княгине Ольге» Гридасова Милана

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

13

Методическая разработка «Гравюра»

Методические рекомендации:

Для успешного освоения печатных графических техник детьми из своего педа-

гогического опыта я выделила следующее:

1. При выполнении монотипии на стекле обратить внимание учащихся на рав-

номерность раскатывания краски. Предварительный рисунок для оттиска

лучше выполнять на тонком листе, учитывая «зеркальность изображения».

Следует наложить чистой стороной рисунок на краску и обвести контуры

изображения. Можно использовать шариковую ручку, черенок кисти, поду-

шечку пальца – важно дать ребенку поэкспериментировать. Младшие школь-

ники могут изобразить цветы, деревья, дети 11-12 лет могут выполнить за-

рисовку натюрморта, ребята постарше – набросок фигуры человека.

2. Для печати с помощью матрицы подойдет кусочек любого линолеума,

плотного картона. Силуэт матрицы можно приклеить на спичечный коробок

для более удобного процесса печати. Использовать гуашь и кисточку для на-

несения на матрицу. Отпечатки выполняются на плотную бумагу или картон.

Младшие школьники печатают 2-3 цветами. Ребята постарше могут вырезать

более сложное изображение с помощью резака и использовать широкую цве-

товую гамму, добиваясь пространства в композиции. Выполняется множе-

ство вариантов, из которых выбираются самые удачные.

3. Тиснение можно выполнять, используя картон, линолеум, шнуры, веревки,

кружево и т.п. В технике тиснения можно выполнить самостоятельную рабо-

ту, например, «Зимняя снежинка», а можно включить в линогравюру, в зави-

симости от замысла.

4. Гравюра на картоне может выполняться с детьми младшего и среднего воз-

раста следующим образом: без предварительного композиционного поиска

ребята набирают элементы композиции на заданную тему, например, дере-

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

14

Методическая разработка «Гравюра»

вья, дома, цветы, птицы и т.п. Используют фактурную бумагу, картон, круже-

во; придают самостоятельно фактуру элементам с помощью резца. Приклеи-

вать на основу из плотного картона нужно плотно, так как оттиск лучше пе-

чатать на влажную бумагу. Сушим в растянутом на планшет виде.

5. Для линогравюры лучше употреблять линолеум толщиной 5 мм, без релье-

фа, не пересохший, и не слишком мягкий. Обязательная шлифовка наждач-

ной бумагой. Перевод рисунка можно осуществит несколькими способами.

Если мы используем кальку – обводим изображение на кальке, наложенной

на рисунок, мягким графитным карандашом, затем «перетираем» тупым

предметом на линолеум, получая на нем зеркальное отображение. Если мы

используем копирку, то сначала необходимо получить зеркальное изображе-

ние рисунка. Выполняем его на тонкой писчей бумаге, контуры обводим чер-

ным маркером, который пропитывает тонкую бумагу, на обратной стороне

которой получаем зеркальное изображение. Поверхность печатной доски

обязательно тонируется. Печатать можно вручную и на станке.

6. Цветную линогравюру можно выполнить 2 способами – используя одну

или более двух досок. В первом случае светлым колером нужно выполнить

тираж сразу, так как доска уничтожает в последующей обработке первона-

чальное изображение. Если необходимо получить гравюру, где используется

3-4 цвета, последнее изображение может представлять собой контурный ри-

сунок. Для ребят среднего возраста можно предложить такой способ, исполь-

зуя 2 слоя печати. Во втором случае количество досок соответствует количе-

ству колеров в эскизе. Этот способ более трудоемкий и подойдет старшим

школьникам, так как приходится обрабатывать несколько досок. Для цветной

линогравюры можно использовать не только типографские, но и масляные

краски, так как их цветовая палитра интересней. Но из них следует удалить

масло, предварительно выдавив краски на картон.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

15

Методическая разработка «Гравюра»

3. Ресурсы.

Занятия гравюрой можно реализовать в художественных школах и школах

искусств, так как в них учащиеся параллельно изучают предметы (рисунок,

живопись, композицию, историю искусств), которые дают необходимую базу

знаний, навыков, умений для её освоения.

Наглядные пособия и таблицы, выполненные преподавателем к програм-

ме «Гравюра»:

Специальных учебников по печатной графике для изучения в художествен-

ных школах нет. Поэтому при проведении занятий гравюрой преподаватель

сталкивается с необходимостью создания наглядного пособия, отражающего

содержание программы и помогающего достигнуть главной цели обучения -

научить посредством свободного владения техникой гравюры воплощать свои

творческие замыслы, а также самостоятельно находить технические приёмы

гравирования, расширяющие выразительные возможности гравюры.

В качестве наглядных пособий мной были разработаны учебно-методические

таблицы. Использую на своих уроках репродукции работ художников графи-

ков, оригинальные графические листы (собираю коллекцию), каталоги совре-

менных выставок гравюры, творческие работы, детские работы прошлых лет,

методические пособия в виде плотных таблиц.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

16

Методическая разработка «Гравюра»

Образцы наглядностей, выполненных в виде крупных таблиц с последователь-

ностью выполнения линогравюры, приемами гравирования, показом переда-

чи состояния движения и покоя в технике плоской печати (печать с помощью

матрицы). При изготовлении таблиц применялись работы учеников прошлых

лет. Таблицы плотные, для удобного демонстрирования с мольберта или

классной доски.

Последовательность выполнения линогравюры:

Зарисовка Эскиз для гравюры, варианты графических решений

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

17

Методическая разработка «Гравюра»

Печатная доска Оттиск

Ожидаемые результаты.

1. Развитие творческих способностей, формирование социокультурных и изоб-

разительных компетенций у моих учащихся.

2. Усвоение новых знаний и овладение новыми способами действий:

самостоятельное использование различных декоративных приёмов, графи-

ческих решений;

сформированное представление о средствах изобразительной выразительно-

сти;

владение техническими навыками работы различными материалами, исполь-

зование их для достижения максимальной выразительности;

умение создавать эмоциональную и образную выразительность в работе;

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, формирова-

ние креативного мышления, повышение интереса к занятиям в ДХШ

Оценка эффективности.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

18

Методическая разработка «Гравюра»

Мои выпускники 2009 - 2016 году при выполнении заданий показали:

сформированные технические навыки работы в графических композициях

сформированные теоретические, технические, практические знания, умения

и навыки в работе над стилизацией образов в графической композиции на

языке гравюры;

сформирована любовь к графике; к книге, как к объекту искусства;

сформирован интерес

к мировой и национальной классической

художе-

ственной культуре;

сформировано стремление к творческой деятельности, умение эстетически и

нестандартно подходить к творческому процессу.

Наличие «инструмента», то есть ЗУН о создании разных графических аккор-

дов, декорировании в композиции, создании композиционного пространства,

способствовали качественному выполнению творческих дипломных работ в

живописи, графике, композиции.

Литература.

Александрова Н., Русская гравюра 18 - начала 20 века, [Текст, рисун-

ки] / – Очерки по истории и технике гравюры – М.: Изобразительное

искусство, 1987.- 586 с.

Алексеева В., Французская гравюра 15 - 17 веков [Текст, рисунки] / –

Очерки по истории и технике гравюры – М.: Изобразительное искус-

ство, 1987.- 210 с.

Алпатов М., Эренбург И. Графика Пабло Пикассо [Текст, рисунки] / –

М, 1967.

Воронова Б., Японская гравюра 17-18 веков [Текст, рисунки] – Очерки

по истории и технике гравюры – М.: Изобразительное искус «Изобра-

зительное искусство» 1987г.-490с.

Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. Учебное пособие для

графических факультетов художественных вузов и училищ. [Текст]. –

М., «Искусство» 1978.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

19

Методическая разработка «Гравюра»

Кислых Г. Немецкая гравюра 15-16 веков [Текст, рисунки] / Кислых Г. –

Очерки по истории и технике гравюры – М.: Изобразительное искус-

ство, 1987.- 94 с.

Лаврова О. «Итальянская гравюра 15-18 веков [Текст, рисунки] / Лавро-

ва О. – Очерки по истории и технике гравюры – М.: Изобразительное

искусство, 1987.- 184с.

Либман М. Дюрер и его эпоха Живопись и графика Германии конца 15

– первой половины 16 века.– [Текст, рисунки] – М., 1972.

Молок Ю. Книга о Владимире Фаворском, [Текст, рисунки] .– М.1968.

Панас К., Гравюра 20 века стран Западной Европы и Америки, [Текст,

рисунки] / – Очерки по истории и технике гравюры – М.: Изобрази-

тельное искусство, 1987.- 426 с.

Прокофьев В., Капричос Гойи. [Текст, рисунки] .– М.1970.

Популярная

художественная

энциклопедия:

Архитектура.

Живопись.

Скульптура. Графика. Декоративное искусство [Рисунки] / Под. ред.

В.М. Полевого. – М.: Советская Энциклопедия. Книга 2, 1986.- 675 с.

Паранюшкин

Р.В.

Композиция.

Школа

изобразительных

искусств.

[Текст] /Р.В. Паранюшкин //Ростов – на – Донк. Феникс 2005.-79с.

Розанова М., П.В.Митурич [Текст, рисунки] .– М.1973.

Розанова М., Стасис Красаускас [Текст, рисунки] .– М.1983.

Розанова Н., Советская гравюра, [Текст, рисунки] / – Очерки по исто-

рии и технике гравюры – М.: Изобразительное искусство, 1987.- 688 с.

Сакович А., Русская гравюра 16-17 веков, Русская народная картинка,

[Текст, рисунки] / – Очерки по истории и технике гравюры – М.:

Изобразительное искусство, 1987.- 542 с.

Чуркин Ж Гравюра на картоне. «Юный художник № 10» [Текст] М,

1988,

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

20

Методическая разработка «Гравюра»

Школа изобразительного искусства. Выпуск 6[Текст].- М.: Искусство,

1983.- 205 с.

Энциклопедический словарь юного художника [Текст].- М.: Педагоги-

ка, 1983.- 436 с.

Долганенко Александра Васильевна, преподаватель, художественное отделение

21



В раздел образования