"Пути и способы развития сотрудничества семьи и школы"
Автор: Морозова Ирина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 38" Населённый пункт: город Набережные Челны, РТ Наименование материала: статья Тема: "Пути и способы развития сотрудничества семьи и школы" Раздел: начальное образование
ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Из опыта работы педагогов школы МАОУ «СОШ № 38» г.Набережные
Челны с родителями
Набирая первые классы учителя нашей школы, раздают родителям анкеты для
заполнения. (Приложение 1)
Анализируя анкеты родителей, учитель получает первоначальную информацию
о семье, её составе, социальном
и материальном положении, о некоторых методах
воспитания и занятиях с ребёнком, в какой степени готовы родители сотрудничать со
школой. Дальнейшее знакомство происходит во время
неоднократных посещений
семей учащихся класса.
Из родителей, выявивших желание войти в актив класса, уже до начала учебных
занятий
в 1 классе формируется родительский комитет, который
в дальнейшем
становится главным помощником классного руководителя в работе с коллективом
родителей и учащихся.
На первом родительском собрании
коллектив родителей
делится на группы,
ответственными
в
которых
являются
члены
родительского
комитета.
Группами
родителей составляется план воспитательных
мероприятий в классе на год: какие
праздники ими будут проведены, какие экскурсии организованы и т. д. Совместно с
классным руководителем родители разрабатывают сценарии различных праздников,
продумывают оформление, шьют костюмы, привлекают к участию детей.
Так,
в
нашем
классе
были
проведены
праздники:
«Посвящение
в
первоклассники», «Здравствуй, праздник новогодний!», «Папа, мама, я – спортивная
семья», «Праздник наших пап и мам», «День именинника», «Бабушки и внуки», «Вот и
стали мы на год взрослей». А литературно-музыкальную композицию «Спасибо деду за
Победу!» подготовили и представили для учащихся начальной школы. С большим
интересом
дети
и
родители
готовились
к
защите
профессий
учителя,
повара.
Совместно придумывали эмблему класса, защищали её в конкурсе отрядных песен и
эмблем.
В дни школьных каникул организуются родителями посещение театров, музеев,
выставок, библиотек,
экскурсии на предприятия города,
где работают
родители
учащихся, выезды на экскурсии в другие города и т.д.
Так
же
учителя
нашей
школы
узнают
об
увлечениях
родителей,
чтобы
в
последствие привлечь их
к кружковой работе.
Мамы, занимающиеся рукоделием,
организуют для учащихся кружки «Умелые ручки», на которых дети не только
своими руками создают сувениры для своих близких и ветеранов войны и труда, но и
проводят посиделки с чаепитием и задушевными беседами.
Вошли в традицию школы и еженедельные минутки новостей. На них учащиеся
узнают
о
том,
что
происходит
в
нашей
стране,
республике,
городе.
С
большим
интересом дети совместно с родителями подыскивают информацию для выступления,
чтобы потом представить её своим одноклассникам.
Очень дружно, организованные родительским комитетом, собираются
родители на генеральную уборку и ремонт классов, на дежурство по микрорайону, на
субботники по уборке школьной территории вместе с ребятами, принимают активное
участие в «Ярмарках милосердия», в сборах макулатуры.
В школе создан и функционирует Совет отцов. На его заседаниях решаются
вопросы занятости учащихся, особенно мальчиков, в кружках и секциях, так как это
помогает предупреждать правонарушения. Члены Совета отцов в классах проводят
работу по профилактике девиантного поведения обучающихся, организуют работы с
семьями и детьми, состоящими
на контроле. В каникулярное время и в выходные
приглашают детей с родителями на спортивные соревнования.
Педагоги
школы
ведут
большую
работу
по
повышению
педагогической
культуры отцов: проводятся педагогические лектории, общешкольные педагогические
конференции,
дни
открытых
дверей
для
родителей,
занятия
в
университете
педагогических знаний.
В нашей школе родители обязательно привлекаются к определению уровня
воспитанности учащихся, так как правильность оценки достигается, если в процессе
диагностики участвует сам ученик, учитель, одноклассники и родители. Это даёт
возможность
родителям
объективно
оценить
своего
ребёнка
и
скорректировать
развитие тех сфер, где он отстаёт от своих одноклассников.
Диагностика
ведётся
по
следующим
направлениям:
«Любовь
к
Родине»,
«Товарищество»,
«Трудолюбие»,
«Дисциплинированность»,
«Бережливость»,
«Честность», «Доброта», «Любовь к прекрасному», «Умение общаться», «Стремление
к физическому совершенству», «Любознательность» (Приложение 2). В зависимости
от показаний результатов диагностики уровня воспитанности учащихся, намечается
дальнейшая
коллективная
работа
классного
руководителя
и
родителей
через
проведение различных мероприятий, бесед, классных часов.
После
психологической
диагностики
учащихся
на
родительских
собраниях,
получив информацию
о
своих детях от психолога или
учителя, родители просят
подготовить для них выступления специалистов по тем или иным проблемам. Кто - то
из родителей и сам берётся подготовить информацию по интересующим вопросам. Так,
прошли лекции на актуальные темы: «Особенности внимания младших школьников»,
«Утомляемость ребёнка: как с ней бороться», «Леворукость и праворукость», «Как
развивать память ребёнка», «Позитивная самооценка как условие успешного развития»
и др.
Часто
на
родительских
собраниях
после
лекций
предлагается
родителям
вопросы для собеседования, педагогическая ситуация для обсуждения (Приложение 3).
Это даёт возможность каждому родителю высказать свою точку зрения, своё видение
ситуации.
Родители школы по субботам посещают «Университет для родителей» на базе
ГДТД и М №1 г. Набережные Челны.
Суть взаимодействия школы
и семьи заключается в том, что обе стороны
должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших
качеств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета родителей будущих первоклассников.
1.
Сведения о ребёнке:
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Дата рождения: год, месяц, число
Национальность ребёнка
Какой детский сад посещал?
Особенности здоровья ребёнка, о которых необходимо знать учителям
школы
Обращались ли к невропатологу?
Наблюдались ли у других специалистов?
Занимался ли ребёнок с логопедом?
Особенности поведения Вашего ребёнка ( нужное выбрать):
часто беспокоен и возбуждён;
часто вял, апатичен, пассивен;
много беспокоится по поводу своих отношений с другими людьми;
застенчив;
неорганизован, несобран;
часто без повода раздражается;
другое:
Конфликтует
ли
ребёнок
(нужное
подчеркнуть):
со
сверстниками,
с
взрослыми?
Какие
способы
поощрения
и
наказания
ребёнка
характерны
для
Вашей семьи?
К моменту поступления в школу сам умеет: одеваться, завязывать
шнурки, мыть посуду, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы
(нужное подчеркнуть);
С желанием ли Ваш ребёнок идёт в первый класс?
Знает ли буквы? Цифры?
Умеет ли читать: (по буквам, по слогам, бегло, целыми словами)?
Умеет считать до__;
Складывать и вычитать в пределах «5», «», «10» «20», «100»;
Пересказывает ли сказки? (нет; да; дословно; своими словами);
В каких кружках занимается Ваш ребёнок?
2.
Сведения о семье:
Фамилия, имя, отчество родителей:
- Папа
- Мама
Образование родителей:
- Папа
- Мама
Профессия:
- Папа
- Мама
Место работы, должность:
- Папа
- Мама
Контактный телефон:
- Папа
- Мама
Состав семьи (проживающие вместе):
Бытовые условия: хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные.
Имеется ли уголок школьника;
Социальное положение:
- многодетная семья, неполная , полная, малообеспеченная;
- родители – участники боевых действий в горячих точках;
- семья вынужденных переселенцев;
- ребёнок опекаемый;
- родитель – инвалид.
3.
Сотрудничество со школой.
Как Вы видите сотрудничество своей семьи со школой в воспитании и
обучении Вашего ребёнка?
Готовы ли Вы стать активным участником школьной жизни в вопросах:
- создание комфортных условий для учёбы и пребывания в школе;
-
проведение
совместных
с
родителями
классных
мероприятий,
праздников;
- организация походов, экскурсий;
- другое.
Можете ли Вы войти в состав родительского комитета?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1.
Любовь к Родине
- интересуюсь прошлым и настоящим родного города и республики, знаю и уважаю
гимн, герб и флаг Российской федерации, Республики Татарстан и своего города;
- уважаю своих родителей, проявляю уважение к старшим;
- люблю и бережно отношусь к природе;
- дорожу честью своей школы.
2.
Товарищество
- участвую в коллективных делах и играх;
- делюсь своими радостями и огорчениями с товарищами;
- бескорыстно помогаю товарищу, забочусь о здоровье и безопасности собственной
жизни и жизни своих товарищей;
- стремлюсь не подвести свой класс.
3.
Трудолюбие
- занимаюсь ручным трудом;
- выполняю свои обязанности по дому;
- выполняю обязанности в классе;
- ухаживаю за растениями и животными.
4.
Дисциплинированность
- не нарушаю дисциплины на занятиях;
- соблюдаю Кодекс Юного Челнинца, правила поведения учащихся в школе, дома,
на улице;
- выполняю поручение в классе;
- всегда выполняю домашнее задание.
5.
Бережливость
- всегда опрятен;
- личные вещи содержу в порядке;
- берегу школьное имущество;
- бережно отношусь к личным вещам товарищей.
6.
Честность
- держу свои обещания;
- правдив со взрослыми и товарищами;
- признаюсь в своих поступках;
- не беру без разрешения чужие вещи.
7.
Доброта
- дружелюбен;
- заботливо отношусь к малышам;
- делюсь игрушками, книгами и т. д. с товарищами;
- помогаю окружающим.
8.
Стремление быть сильным, ловким, смелым
- соблюдаю режим дня и правила личной гигиены;
- выполняю утреннюю зарядку;
- участвую в спортивных играх и соревнованиях;
- занимаюсь в одной из спортивных секций.
9.
Любовь к прекрасному
- делаю всё красиво и аккуратно;
- опрятно одеваюсь;
- занимаюсь одним из видов искусств (художественная самодеятельность, ИЗО и
др.);
- замечаю красоту в окружающем мире.
10.
Любознательность
- проявляю интерес ко всему новому, неизвестному;
- прилежно отношусь к изучению школьных предметов;
- люблю читать;
- делюсь знаниями с товарищами.
11.
Умение общаться
- нахожусь в хороших отношениях со своими товарищами;
- нахожусь в хороших отношениях с взрослыми;
- умею интересно рассказывать;
- умею внимательно слушать.
Инструкция по оценке и анализа ответов (оценивать по пятибалльной системе):
5 баллов – выполняю сам и требую от окружающих;
4 балла - выполняю сам, но не требую от окружающих;
3 балла – выполняю почти всегда;
2 балла – выполняю от случая к случаю;
1 балл – не выполняю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для собеседования:
1.
Как
вы
понимаете
высказывание
А.
С.
Макаренко:
«Ваше
собственное
поведение
-
самая
решающая
вещь.
Не
думайте,
что
вы
воспитываете
ребенка
только
тогда,
когда
с
ним
разговариваете
или
приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома».
2.
Из чего, по вашему мнению, слагается авторитет родителей?
3.
В. А. Сухомлинский рассматривал воспитание детей как «творение
будущего и взгляд в будущее». Как вы понимаете это?
4.
Что вы считаете главным в налаживании педагогически правильных
взаимоотношений между детьми и родителями? Поделитесь своим опытом.
Педагогические ситуации для обсуждения
Третьеклассница
Таня
присутствовала
при
разговоре
мамы
с
соседкой
Еленой
Ивановной, которая просила одолжить ей денег. Мать отказала. После ухода соседки Таня
обратилась к матери: «Почему же ты не одолжила денег Елене Ивановне? Она же хоро-
шая, и деньги у нас есть». «Твоя Елена Ивановна любит занимать, да не любит отдавать»,
-
ответила
мать.
«А
когда
она
не
отдавала?»
-
допытывалась
Таня.
«Успокойся,
-
возмутилась мать. - Это дело взрослых, а ты еще мала давать мне совет!»
-
Какое
влияние
может
оказать
подобное
поведение
матери
на
формирование
нравственных качеств дочери, на ее отношение к родителям?
-
Как бы вы поступили в этой ситуации?