Автор: Курочкин Николай Михайлович
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: Уфа, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ половое СЕКСУАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ"
Раздел: высшее образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРОСТКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ
п ол ов о е
СЕКСУАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ
Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор
Курочкин Н.М., магистрант
ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)
м естам
Зависимое
сл о ж н о с
т
и
поведение
п р екр а
с
н ы м и
плотно связано не
ад д и кц и й
только с злоупотреблением
ж ел ан и е
со стороны личности
учатся
чем-то или
со ц и ал ьн о е
кем-то, так
п о л о во е
и с нарушениями ее потребностей. Зависимость – это действие, которое
сл е
д у
е
т
люди постоянно
с
о б ствен н о й
делают, чтобы
сам и х
избежать неприятной
д о с
т
и ж ен и я
реальности. Зависимое,
н а
с
т
о я
щ е
е
или аддиктивное поведение
затр уд н яет
всегда носит
усто й ч
и в
ы е
защитно-оборонительный характер
это м у
и может формироваться и проявляться
н а
с
т
о ящ ее
1
в рамках ограничения
п р е
к
р асн ы м и
свободы или
п р и н ад л еж н о сть
ее отсутствия.
с
а
м и х
Самому процессу
н а
с
т
о я
щ ее р а
з
в
и т
и я
р
а
развития и появления сексуального аддиктивного поведения
во сп и тан и е
способствовуют
п р о ц есса как
психологические, социальные и биологические влияния. Совокупность данных
б л о н ски й
факторов в каждом
п о л о р о л ево м
конкретном случае может
ад д и кц и й
определять степень
п р а
к
т
и ка
риска формирования самой
ч
т
о б ы
сам о й с
а
предрасположенности к тому или иному зависимому
д о в
е
р и я
поведению.
Проблематикой
м естам
сексуального
р азви ти я
развития и пола занимались
б уд ет
такие ученые,
в
о с
п и т
а
н и е
как З. Фрейд,
н асто я
щ ее
Л.С. Выготский,
это м у
Э. Эриксон, П.П. Блонский, И.С. Кон,
о сущ е
с
т
в
л ять
Ю.М. Орлов,
такж е
Д . В .
К о л е с о в ,
В . Е .
К а г а н
[ 1 , c. 2 2 1 ;
2 , c. 3 1 6 ,
3 ,
c.112]
о б язател ьн
о
. В
такж е
2
настоящее время
зад ача
многие авторы (С.В. Ковалев,
вы р а
б о т
а
н н ы й
Д.В. Колесов,
в
о сп и тан и е
И.С. Кон) отмечают
п р е
н а
т
а
л ьн о г
о
значимость полового
п р екр асн ы м и
воспитания наравне
т
н о ш ен и я
с интеллектуальным, нравственным,
со ц и ал ьн о го
физическим и эстетическим
п р о ц ессе
воспитанием [4, c. 96]. Мы считаем, что очень важно,
и н сти тут
чтобы именно половое
м ал о
д етн о сть
воспитание начиналось всегда
м уж ч
и н о й
с раннего детства
д о сти ж е
н и я
в семье, где проживает ребенок. Половая
п р и н а
д л еж н о с
т
ь
принадлежность человека – это
п о л о в
о е
многоуровневая система,
во с
п и тан и е
с
с
структуры которой
и н т
е
р е
с
а
х
развиваются на разных
ц ел ь
ю
этап а
х
э т а п а х
и н д и в и д у а л ь н о г о
ы
формирования.
Становление
со б с
т
в
е
н н о й
современного общества
ж ен ско й
п од р азум евае
т
подразумевает признание
н а
с
т
о ящ ее
значимости высочайшей
р у
к
о вод и тел я
3
культуры взаимоотношений
д о сти ж е
н и я
между женщиной и мужчиной, формирования положительного
р уко в
о
д и тел я
и более адекватного полоролевого поведения,
п р е
н атал ьн о го
потому задачей
с
о ц и ал ьн о е
полового воспитания
ы в
а
я
у ч а щ и х с я
д о л ж н а
п р а
к
т
и каявл ятьс
я
являться приоритетная сторона
а
д д и к
ц и й
во всей системе образования. Половое
с
а
м и х
воспитание рассматривается нами
н а
з
ы в
а
е
м ы м и
как комплексная
тн о ш ен и я
п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к а я
ж и з н е д е я т е л ь н о с т ь
д ево а
х
в рамках оптимизации протекания психосексуального развития
о с
у
щ е
с
т
в
л ять
детей и подростков
н аш а
для достижения
п р о и з
в
о
д н ы х
ими адекватной двести тридцать четвертой половой
в
о сп и тан и е
идентичности и познания
п р е
к
р асн ы м и
соответствующих половых
си т
у
а
ц и и
ролей.
Таким
р уко в
о
д и тел я
образом, в половом (полоролевом) воспитании
п р о ц е
с
с
а
предполагается постоянный
что б ы
учёт половозрастных
с
о ц и ал ь
н о го
и индивидуальных факторов в развитии
м а
л од етн о й
мальчиков и девочек,
это м у
4
а также особо
р уко в
о
д и тел я
организованную психолого-педагогическую
тн о ш ен и я
деятельность по формированию
п р о и звод н ы х
педагогических ресурсов
п р о ц ессе
педагогов с целью
п р а
к
т
и к
а
усвоения школьниками
п о л о р о л ево м
разного пола
тр е
н ер а
умениями и навыками
а
д е
к
в
а
т
н о г
о
соответствующего поведения. Половое
м ал о
д етн о сть
воспитание в образовательном учреждении
п о л а
призвано помогать
тн о ш ен и я
учащимся в установлении
и н н о вати ке
их мужской или
р азн ы х
женской индивидуальности.
Отметим,
ко н тр о л ь
что проблемы
т
а
к
и м вв в
в
психологии пола
это м у
и полового (полоролевого) воспитания
а
д екватн о го
пока не могут найти
ж ел ан и е
соответсвующего отображения
затр уд н яет
в отечественной психологии. По
таки м
о
д н о м у и
о
д
одному из выражений
с
о ц и а
л ь
н о г
о
И.С. Кона,
т
а
к
ж е
отечественная психология
кул ьтур ы
5
долгое время
п ед а
г
о го в
пребывала как «бесполая» - в
и н тер есах
ней практически
эр и ксо н
не отражались такие
м у
ж ч
и н о й
термины,
как
«девочка»,
«мальчик»,
«юноша»,
«девушка»
[3,
c.
114].
Уравнительная
н а
з
ы ваем ы м и
педагогика, которая не учитывает
такж е
половые различия,
п о л о р о л е
в
о м
удаляет факт воспитательных
учи т
ы вая
воздействий конкретики,
т
н о ш ен и я
к
а
к
о й какл и б о
ка
к
ориентации на субъективность. Пренебрежение
п о л а
половой неполной половой
такж е
идентичности и неадекватной самооценке,
ц е
л ью
отсутствию культуры
н аш л и
взаимоотношений между
во сп и т
а
н и е
мальчиками и девочками,
вн у
т
р ен н ей
трудностями во взаимотношениях,
м ал од е
т
н о сть
а также к поврежению
такж е
психического и репродуктивного
со ц и ал ь
н о го
здоровья, затягиванию
о б я
з
а
т
е
л ь
н о
развития личности
со ц и а
л ьн о го
в целом.
Следует, также
а
д е
к
в
а
т
н о го
отметить факторы
п р ен атал ьн о г
о
современных социокультурных требований,
ж ен с
к
о й
6
осложнения социально- экономического
п р о ц есса
развития российского
о ц ен и ваю т
общества и превращение
н азы в
а
е
м ы м и
его вслед
э
р и ксо н
за более
со б ствен н о й
развитыми странами
таки м
в потребительское общество,
вн утр е
н н ей
гедонизма, «одноразовости». Самоуправство
о тсутство вал и
с
с
средств массовой информации также
п р и н ад л е
ж н о с
т
ь
культивирует грубость,
д о вер и я
насилие и жестокость
м а
л од е
т
н о й
во взаимоотношениях между
о р ган и зо в
ы вая
полами, что может
м ал од етн о й
провоцировать отрицательные проявления в полоролевом поведении
вы р а
б о тан н ы й
учащихся
[5, c.
84].
Таким
образом,
в
условиях
отрицания,
которому
предшествовал
с
и туац и и
опыт и социальные
б л о н ски й
перемены, тут особое
такж е
значение может приобретать
сам и х
социальное новшество,
м е
с
т
а
м
эксперимент, предрасположенность
сл о ж н о сти
подростков и молодёжи
р у
к
о вод и тел я
к инноватике. Более взрослые
м естам
мальчики и девочки
со ц и а
л ьн о е
7
задают новые
с
л о ж н о сти
ориентиры, в том
ж е
н ско й
числе, и в сексуальности.
В
тн о ш е
н и я
неполной, малодетной семье
п о л о р о л е
в
о м
п о н яти
е
понятие о половых
п р акти ка
ролях - неполное,
п р о и звод н ы х
стаб и ь
н ы
е
стабильные программы полоролевого поведения
таки м о т
с
у
т
с
в
у
ю т
о
т
и н с
т
и тут о т
отсутсвуют, практика каждодневного
д о сти ж ен и я
в з а и м о д е й с т в и я
с
л ю д ь м и ,
о б я
з
а
т
е
л ьн о
.
с
л о ж н о сти
б б
будь то мужского или женского пола (обычно
таки м
на ранних этапах
п р и н ад л е
ж н о сть
детства) очень
т
р ен ер а
мала. В совокупности все это
н аш а
т о р м о з и т
р а з в и т и е
п о л о р о л е в о й
и д е н т и ч н о с т и
п о л о во
е
ребёнка, приписывание
п р екр асн ы м и
социального опыта
о р г
а
н и зо вы в
а
я
и сформированность его
з
а
т
р уд н я
е
т
индивидуализированных программ полоролевого поведения. Больше всего
м у
ж чи н о й
8
в сложной обстановке
и гн о р и р о в
а
н и е
находятся мальчики. Папы
усто й чи вы е
с
у
щ ествую тп о б о л ьш ей
част
и
по большей части существуют не у всех
о сущ е
с
т
в
л я
т
ь
детей, а дошкольное
п о л о р о л ево м
и школьное образование
в
с
е
х
у нас прежде всего «женское» [7, c. 66].
Итак,
усто й чи в
ы е
взаи м
о
взаимотношения между
с
л о ж н о сти
мальчиками и девочками
о с
о б е
н н о
н уж н
о
нужно выстраивать
б л о н ски й
на основе содружества,
п р екр асн ы м и
доверительных отношениях между
с
о ц и ал ьн о е
полами и их комплиментарности, взаимодополнительности. Следует также
это м у
помнить, что
р азви т
и я
представители другого
п р о ц ессе
пола могут являться
р а
з
в
и ти и
как бы катализаторами
ад екватн о го
на этапах развития
и гн о р и р о в
а
н и е
мужского начала у мальчиков
д ево ч
е
к
и женского у девочек. Так,
п о л о р о л ево го
В.А. Сухомлинский,
ж ен ско й
ко гд
а
когда организовывал военные
сл о ж н о сти
9
игры в Павлышской школе, в
т
а
к
и м вв
обязательном порядке привлекал
в
с
е
х
к ним девочек. Сухомлинский
о ш ен и я
считал, что
с
о б ствен н о й
в присутствии девочек
б у
д ет
у
с
т
ь
мальчиков возникнет бóльше желания
н аш а
проявлять мужество [6, c. 56]. Когда мальчики и девочки обучаются
п ед аго го в
и воспитываются вместе,
в
с
е
х
о н
и
у
с
т
о й ч
и вы е
они лучше учатся
п ед а
г
о го в
понимать «свой» и «не
н асто я
щ ее
свой» пол,
тр е
н е
р а
д ел и т
ь
делить учебную деятельность
о т
с
у
т
с
т
в
о вал и
в интересах общего
н а
с
т
о я
щ ее п о з
и т
и вн о г
о
позитивного результата
п р ен а
т
а
л ьн о го
при проведении
п о л о во е
совместных дел.
д о с
т
и ж ен и я
Таким
эр и ксо н
образом, получается, что от того,
с
л ед ует
как мы обучим
п о л о во е
подростков этому
и н сти тут
взаимодействию и взаимодополнительности,
п о л о в
о е
10
во многом будет
ж е
н ско й
определяться благополучие
сл ед ует
взаимоотношений будущих
п о л о во е
супругов в семье.
При полоролевом воспитании
б уд ет
зн ачи м
о
значимо не столько
ч
т
о б ы
передавать подросткам
д о с
т
и ж е
н и я
накопленный и выработанный
п о л о р о л ево г
о
опыт, а сколько
н аш а
научить детей вырабатывать
п о л о р о л е
в
о го
самостоятельный опыт,
п р о ц е
с
с
е
научиться им управлять их
это м у
собственной сексуальностью. В
о с
о б е
н н о
у
с
л о ви я
х
у
условиях профилактики
п е
д а
г
о го в
сексуальных аддикций у подростков,
такж е
п ед а
о
г
психологу школы
д е
в
о ч
е
к
н уж н
о
нужно осуществлять
такж е качествен н у
ю
качественную психологическую
с
л ед ует
помощь мальчикам
м у
ж чи н о й
и девочкам в формировании
о б язател ьн о
их полоролевой идентичности
со ц и ал ьн о е
и более адекватного полоролевого поведения.
11
Учитывая
с
о ц и а
л ь
н о е
ролевую некомпетентность малодетных и
м а
л од етн о й
неполных семей,
п о л о р о л ево го
а также факт
р азн ы х
феминизации современного
о ц ен и в
а
ю т
учебно-воспитательного процесса,
ад д и к
ц и й
необходимо помочь
п о л о в
о е
детям из таких
д о с
т
и ж ен и я
семей (особенно
м ал од е
т
н о й
мальчикам!) найти
р а
з
в
и т
и и
значимого мужчину
д о вер и я
вне школы - тренера
ж е
н ско й
спортивной секции,
н аш л и
учителя танцев,
сл о ж н о сти
музыки, ИЗО, руководителя
н азы ваем ы м и
детского театра,
д о сти ж ен и я
музыкального ансамбля,
п р акти к
а
студии, яхт-клуба,
кул ь
т
у
р ы
организатора походов
ц е
л ью
по местам боевой
п о л о р о л е
в
о м
славы и т.д. для
п о л о р о л ево м
развития адекватной
н аш л и
половой идентичности
м уж ч
и н о й
п о
п
мальчиков подросткового возраста. На данный момент у автора
п р о ц есса
12
в процессе разработки
у
ч
а
т
с
я
находятся психолого-педагогические
м уж чи н о й
рекомендации для
в
ы р а
б о т
а
н н ы й
учителей и родителей
п о л о р о л е
в
о м
подростков, а также
п р о ц ессе
образовательные программы
с
о ц и ал ьн о го
и тренинги для
у
с
т
о й чи вы е
самих подростков,
м а
л о
д етн о с
т
ь
помогающими
ч
т
о б ы
мальчикам стать
о сущ ествл я
т
ь
настоящими Мужчинами,
э
т
о м у
а девочкам - прекрасными
о сущ е
с
т
в
л ять
Женщинами.
Медицинское мнение
п о л о во е
профилактики нарушений психосексуального развития
учатся
включает следующие
н аш а
условия.
1. Профилактика
н а
с
т
о ящ е
е
нарушений пренатального периода (предупреждение
о б язател ьн о
стрессовых состояний
п о л о р о л е
в
о м
у беременных женщин, контроль за приемом
б л о н с
к
и й
ими лекарственных
учатся
средств с исключением
м ал од етн о й
производных раувольфии,
кул ь
т
у
р ы
гормональных препаратов
з
а
т
р уд н яет
и т. д.).
13
2. Ранняя
п о л о р о л ево г
о
диагностика и своевременное
усто й чи вы е
лечение психических
кул ь
т
у
р ы
расстройств, которые способствуют
зад ача
нарушению коммуникации
р уко в
о
д и т
е
л я
и психосексуального развития.
3. Проявление
м е
с
т
а
м
и медицинская педагогическая коррекция
о б язател ь
н о
искажений психосексуального развития
д о сти ж е
н и я
на его ранних
п р о во ц и р ует
этапах.
Профилактика нарушений психосексуального развития
ж ен с
к
о й сам и х
будет действенной лишь тогда,
с
л ед у
е
т
когда она
учатся
получит не модель
незакономерных «моральных» бесед
и н т
е
р есах
с подростками об опасностях
такж е
ранней половой
п о л а
жизни, а будет
стан о в
л ен и е
ежедневной и щепетильной
п о л о р о л ево м
работой по формированию
т
а
к
ж е со ц и ал ь
н о го
навыков коммуникации с раннего детства
п р о ц ессе
и целесообразной полу
с
л ед ует
поведения.
Литература
14
1.
Выготский
Л.
С. Педагогическая
психология
/
Под
ред.
Давыдова
В.
В.. — Москва.: Педагогика, 2002. — 480 с.
2.
Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков//Вопросы
психологии. 1987. № 2.
3.
Кон
след ует
И.С. 1997. Вкус
п р екр а
с
н ы м и
запретного плода. - М., 1995.
4.
Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. М., 2006.
5.
Симонов
этом у
В.П. Учёт гендерных различий
с
т
а
н о влен и е
в образовательном процессе // Педагогика. 2011. № 4. С. 40-44.
6.
Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва, 1982 - с.270
7. Филатова А.Ф. Половые различия в характере подростка. - Омск, 2015.
15