Напоминание

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ половое СЕКСУАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ"


Автор: Курочкин Николай Михайлович
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "БГПУ им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: Уфа, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ половое СЕКСУАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ"
Раздел: высшее образование





Назад




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ

ПОДРОСТКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ

п ол ов о е

СЕКСУАЛЬНЫХ АДДИКЦИЙ

Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор

Курочкин Н.М., магистрант

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

м естам

Зависимое

сл о ж н о с

т

и

поведение

п р екр а

с

н ы м и

плотно связано не

ад д и кц и й

только с злоупотреблением

ж ел ан и е

со стороны личности

учатся

чем-то или

со ц и ал ьн о е

кем-то, так

п о л о во е

и с нарушениями ее потребностей. Зависимость – это действие, которое

сл е

д у

е

т

люди постоянно

с

о б ствен н о й

делают, чтобы

сам и х

избежать неприятной

д о с

т

и ж ен и я

реальности. Зависимое,

н а

с

т

о я

щ е

е

или аддиктивное поведение

затр уд н яет

всегда носит

усто й ч

и в

ы е

защитно-оборонительный характер

это м у

и может формироваться и проявляться

н а

с

т

о ящ ее

1

в рамках ограничения

п р е

к

р асн ы м и

свободы или

п р и н ад л еж н о сть

ее отсутствия.

с

а

м и х

Самому процессу

н а

с

т

о я

щ ее р а

з

в

и т

и я

р

а

развития и появления сексуального аддиктивного поведения

во сп и тан и е

способствовуют

п р о ц есса как

психологические, социальные и биологические влияния. Совокупность данных

б л о н ски й

факторов в каждом

п о л о р о л ево м

конкретном случае может

ад д и кц и й

определять степень

п р а

к

т

и ка

риска формирования самой

ч

т

о б ы

сам о й с

а

предрасположенности к тому или иному зависимому

д о в

е

р и я

поведению.

Проблематикой

м естам

сексуального

р азви ти я

развития и пола занимались

б уд ет

такие ученые,

в

о с

п и т

а

н и е

как З. Фрейд,

н асто я

щ ее

Л.С. Выготский,

это м у

Э. Эриксон, П.П. Блонский, И.С. Кон,

о сущ е

с

т

в

л ять

Ю.М. Орлов,

такж е

Д . В .

К о л е с о в ,

В . Е .

К а г а н

[ 1 , c. 2 2 1 ;

2 , c. 3 1 6 ,

3 ,

c.112]

о б язател ьн

о

. В

такж е

2

настоящее время

зад ача

многие авторы (С.В. Ковалев,

вы р а

б о т

а

н н ы й

Д.В. Колесов,

в

о сп и тан и е

И.С. Кон) отмечают

п р е

н а

т

а

л ьн о г

о

значимость полового

п р екр асн ы м и

воспитания наравне

т

н о ш ен и я

с интеллектуальным, нравственным,

со ц и ал ьн о го

физическим и эстетическим

п р о ц ессе

воспитанием [4, c. 96]. Мы считаем, что очень важно,

и н сти тут

чтобы именно половое

м ал о

д етн о сть

воспитание начиналось всегда

м уж ч

и н о й

с раннего детства

д о сти ж е

н и я

в семье, где проживает ребенок. Половая

п р и н а

д л еж н о с

т

ь

принадлежность человека – это

п о л о в

о е

многоуровневая система,

во с

п и тан и е

с

с

структуры которой

и н т

е

р е

с

а

х

развиваются на разных

ц ел ь

ю

этап а

х

э т а п а х

и н д и в и д у а л ь н о г о

ы

формирования.

Становление

со б с

т

в

е

н н о й

современного общества

ж ен ско й

п од р азум евае

т

подразумевает признание

н а

с

т

о ящ ее

значимости высочайшей

р у

к

о вод и тел я

3

культуры взаимоотношений

д о сти ж е

н и я

между женщиной и мужчиной, формирования положительного

р уко в

о

д и тел я

и более адекватного полоролевого поведения,

п р е

н атал ьн о го

потому задачей

с

о ц и ал ьн о е

полового воспитания

ы в

а

я

у ч а щ и х с я

д о л ж н а

п р а

к

т

и каявл ятьс

я

являться приоритетная сторона

а

д д и к

ц и й

во всей системе образования. Половое

с

а

м и х

воспитание рассматривается нами

н а

з

ы в

а

е

м ы м и

как комплексная

тн о ш ен и я

п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к а я

ж и з н е д е я т е л ь н о с т ь

д ево а

х

в рамках оптимизации протекания психосексуального развития

о с

у

щ е

с

т

в

л ять

детей и подростков

н аш а

для достижения

п р о и з

в

о

д н ы х

ими адекватной двести тридцать четвертой половой

в

о сп и тан и е

идентичности и познания

п р е

к

р асн ы м и

соответствующих половых

си т

у

а

ц и и

ролей.

Таким

р уко в

о

д и тел я

образом, в половом (полоролевом) воспитании

п р о ц е

с

с

а

предполагается постоянный

что б ы

учёт половозрастных

с

о ц и ал ь

н о го

и индивидуальных факторов в развитии

м а

л од етн о й

мальчиков и девочек,

это м у

4

а также особо

р уко в

о

д и тел я

организованную психолого-педагогическую

тн о ш ен и я

деятельность по формированию

п р о и звод н ы х

педагогических ресурсов

п р о ц ессе

педагогов с целью

п р а

к

т

и к

а

усвоения школьниками

п о л о р о л ево м

разного пола

тр е

н ер а

умениями и навыками

а

д е

к

в

а

т

н о г

о

соответствующего поведения. Половое

м ал о

д етн о сть

воспитание в образовательном учреждении

п о л а

призвано помогать

тн о ш ен и я

учащимся в установлении

и н н о вати ке

их мужской или

р азн ы х

женской индивидуальности.

Отметим,

ко н тр о л ь

что проблемы

т

а

к

и м вв в

в

психологии пола

это м у

и полового (полоролевого) воспитания

а

д екватн о го

пока не могут найти

ж ел ан и е

соответсвующего отображения

затр уд н яет

в отечественной психологии. По

таки м

о

д н о м у и

о

д

одному из выражений

с

о ц и а

л ь

н о г

о

И.С. Кона,

т

а

к

ж е

отечественная психология

кул ьтур ы

5

долгое время

п ед а

г

о го в

пребывала как «бесполая» - в

и н тер есах

ней практически

эр и ксо н

не отражались такие

м у

ж ч

и н о й

термины,

как

«девочка»,

«мальчик»,

«юноша»,

«девушка»

[3,

c.

114].

Уравнительная

н а

з

ы ваем ы м и

педагогика, которая не учитывает

такж е

половые различия,

п о л о р о л е

в

о м

удаляет факт воспитательных

учи т

ы вая

воздействий конкретики,

т

н о ш ен и я

к

а

к

о й какл и б о

ка

к

ориентации на субъективность. Пренебрежение

п о л а

половой неполной половой

такж е

идентичности и неадекватной самооценке,

ц е

л ью

отсутствию культуры

н аш л и

взаимоотношений между

во сп и т

а

н и е

мальчиками и девочками,

вн у

т

р ен н ей

трудностями во взаимотношениях,

м ал од е

т

н о сть

а также к поврежению

такж е

психического и репродуктивного

со ц и ал ь

н о го

здоровья, затягиванию

о б я

з

а

т

е

л ь

н о

развития личности

со ц и а

л ьн о го

в целом.

Следует, также

а

д е

к

в

а

т

н о го

отметить факторы

п р ен атал ьн о г

о

современных социокультурных требований,

ж ен с

к

о й

6

осложнения социально- экономического

п р о ц есса

развития российского

о ц ен и ваю т

общества и превращение

н азы в

а

е

м ы м и

его вслед

э

р и ксо н

за более

со б ствен н о й

развитыми странами

таки м

в потребительское общество,

вн утр е

н н ей

гедонизма, «одноразовости». Самоуправство

о тсутство вал и

с

с

средств массовой информации также

п р и н ад л е

ж н о с

т

ь

культивирует грубость,

д о вер и я

насилие и жестокость

м а

л од е

т

н о й

во взаимоотношениях между

о р ган и зо в

ы вая

полами, что может

м ал од етн о й

провоцировать отрицательные проявления в полоролевом поведении

вы р а

б о тан н ы й

учащихся

[5, c.

84].

Таким

образом,

в

условиях

отрицания,

которому

предшествовал

с

и туац и и

опыт и социальные

б л о н ски й

перемены, тут особое

такж е

значение может приобретать

сам и х

социальное новшество,

м е

с

т

а

м

эксперимент, предрасположенность

сл о ж н о сти

подростков и молодёжи

р у

к

о вод и тел я

к инноватике. Более взрослые

м естам

мальчики и девочки

со ц и а

л ьн о е

7

задают новые

с

л о ж н о сти

ориентиры, в том

ж е

н ско й

числе, и в сексуальности.

В

тн о ш е

н и я

неполной, малодетной семье

п о л о р о л е

в

о м

п о н яти

е

понятие о половых

п р акти ка

ролях - неполное,

п р о и звод н ы х

стаб и ь

н ы

е

стабильные программы полоролевого поведения

таки м о т

с

у

т

с

в

у

ю т

о

т

и н с

т

и тут о т

отсутсвуют, практика каждодневного

д о сти ж ен и я

в з а и м о д е й с т в и я

с

л ю д ь м и ,

о б я

з

а

т

е

л ьн о

.

с

л о ж н о сти

б б

будь то мужского или женского пола (обычно

таки м

на ранних этапах

п р и н ад л е

ж н о сть

детства) очень

т

р ен ер а

мала. В совокупности все это

н аш а

т о р м о з и т

р а з в и т и е

п о л о р о л е в о й

и д е н т и ч н о с т и

п о л о во

е

ребёнка, приписывание

п р екр асн ы м и

социального опыта

о р г

а

н и зо вы в

а

я

и сформированность его

з

а

т

р уд н я

е

т

индивидуализированных программ полоролевого поведения. Больше всего

м у

ж чи н о й

8

в сложной обстановке

и гн о р и р о в

а

н и е

находятся мальчики. Папы

усто й чи вы е

с

у

щ ествую тп о б о л ьш ей

част

и

по большей части существуют не у всех

о сущ е

с

т

в

л я

т

ь

детей, а дошкольное

п о л о р о л ево м

и школьное образование

в

с

е

х

у нас прежде всего «женское» [7, c. 66].

Итак,

усто й чи в

ы е

взаи м

о

взаимотношения между

с

л о ж н о сти

мальчиками и девочками

о с

о б е

н н о

н уж н

о

нужно выстраивать

б л о н ски й

на основе содружества,

п р екр асн ы м и

доверительных отношениях между

с

о ц и ал ьн о е

полами и их комплиментарности, взаимодополнительности. Следует также

это м у

помнить, что

р азви т

и я

представители другого

п р о ц ессе

пола могут являться

р а

з

в

и ти и

как бы катализаторами

ад екватн о го

на этапах развития

и гн о р и р о в

а

н и е

мужского начала у мальчиков

д ево ч

е

к

и женского у девочек. Так,

п о л о р о л ево го

В.А. Сухомлинский,

ж ен ско й

ко гд

а

когда организовывал военные

сл о ж н о сти

9

игры в Павлышской школе, в

т

а

к

и м вв

обязательном порядке привлекал

в

с

е

х

к ним девочек. Сухомлинский

о ш ен и я

считал, что

с

о б ствен н о й

в присутствии девочек

б у

д ет

у

с

т

ь

мальчиков возникнет бóльше желания

н аш а

проявлять мужество [6, c. 56]. Когда мальчики и девочки обучаются

п ед аго го в

и воспитываются вместе,

в

с

е

х

о н

и

у

с

т

о й ч

и вы е

они лучше учатся

п ед а

г

о го в

понимать «свой» и «не

н асто я

щ ее

свой» пол,

тр е

н е

р а

д ел и т

ь

делить учебную деятельность

о т

с

у

т

с

т

в

о вал и

в интересах общего

н а

с

т

о я

щ ее п о з

и т

и вн о г

о

позитивного результата

п р ен а

т

а

л ьн о го

при проведении

п о л о во е

совместных дел.

д о с

т

и ж ен и я

Таким

эр и ксо н

образом, получается, что от того,

с

л ед ует

как мы обучим

п о л о во е

подростков этому

и н сти тут

взаимодействию и взаимодополнительности,

п о л о в

о е

10

во многом будет

ж е

н ско й

определяться благополучие

сл ед ует

взаимоотношений будущих

п о л о во е

супругов в семье.

При полоролевом воспитании

б уд ет

зн ачи м

о

значимо не столько

ч

т

о б ы

передавать подросткам

д о с

т

и ж е

н и я

накопленный и выработанный

п о л о р о л ево г

о

опыт, а сколько

н аш а

научить детей вырабатывать

п о л о р о л е

в

о го

самостоятельный опыт,

п р о ц е

с

с

е

научиться им управлять их

это м у

собственной сексуальностью. В

о с

о б е

н н о

у

с

л о ви я

х

у

условиях профилактики

п е

д а

г

о го в

сексуальных аддикций у подростков,

такж е

п ед а

о

г

психологу школы

д е

в

о ч

е

к

н уж н

о

нужно осуществлять

такж е качествен н у

ю

качественную психологическую

с

л ед ует

помощь мальчикам

м у

ж чи н о й

и девочкам в формировании

о б язател ьн о

их полоролевой идентичности

со ц и ал ьн о е

и более адекватного полоролевого поведения.

11

Учитывая

с

о ц и а

л ь

н о е

ролевую некомпетентность малодетных и

м а

л од етн о й

неполных семей,

п о л о р о л ево го

а также факт

р азн ы х

феминизации современного

о ц ен и в

а

ю т

учебно-воспитательного процесса,

ад д и к

ц и й

необходимо помочь

п о л о в

о е

детям из таких

д о с

т

и ж ен и я

семей (особенно

м ал од е

т

н о й

мальчикам!) найти

р а

з

в

и т

и и

значимого мужчину

д о вер и я

вне школы - тренера

ж е

н ско й

спортивной секции,

н аш л и

учителя танцев,

сл о ж н о сти

музыки, ИЗО, руководителя

н азы ваем ы м и

детского театра,

д о сти ж ен и я

музыкального ансамбля,

п р акти к

а

студии, яхт-клуба,

кул ь

т

у

р ы

организатора походов

ц е

л ью

по местам боевой

п о л о р о л е

в

о м

славы и т.д. для

п о л о р о л ево м

развития адекватной

н аш л и

половой идентичности

м уж ч

и н о й

п о

п

мальчиков подросткового возраста. На данный момент у автора

п р о ц есса

12

в процессе разработки

у

ч

а

т

с

я

находятся психолого-педагогические

м уж чи н о й

рекомендации для

в

ы р а

б о т

а

н н ы й

учителей и родителей

п о л о р о л е

в

о м

подростков, а также

п р о ц ессе

образовательные программы

с

о ц и ал ьн о го

и тренинги для

у

с

т

о й чи вы е

самих подростков,

м а

л о

д етн о с

т

ь

помогающими

ч

т

о б ы

мальчикам стать

о сущ ествл я

т

ь

настоящими Мужчинами,

э

т

о м у

а девочкам - прекрасными

о сущ е

с

т

в

л ять

Женщинами.

Медицинское мнение

п о л о во е

профилактики нарушений психосексуального развития

учатся

включает следующие

н аш а

условия.

1. Профилактика

н а

с

т

о ящ е

е

нарушений пренатального периода (предупреждение

о б язател ьн о

стрессовых состояний

п о л о р о л е

в

о м

у беременных женщин, контроль за приемом

б л о н с

к

и й

ими лекарственных

учатся

средств с исключением

м ал од етн о й

производных раувольфии,

кул ь

т

у

р ы

гормональных препаратов

з

а

т

р уд н яет

и т. д.).

13

2. Ранняя

п о л о р о л ево г

о

диагностика и своевременное

усто й чи вы е

лечение психических

кул ь

т

у

р ы

расстройств, которые способствуют

зад ача

нарушению коммуникации

р уко в

о

д и т

е

л я

и психосексуального развития.

3. Проявление

м е

с

т

а

м

и медицинская педагогическая коррекция

о б язател ь

н о

искажений психосексуального развития

д о сти ж е

н и я

на его ранних

п р о во ц и р ует

этапах.

Профилактика нарушений психосексуального развития

ж ен с

к

о й сам и х

будет действенной лишь тогда,

с

л ед у

е

т

когда она

учатся

получит не модель

незакономерных «моральных» бесед

и н т

е

р есах

с подростками об опасностях

такж е

ранней половой

п о л а

жизни, а будет

стан о в

л ен и е

ежедневной и щепетильной

п о л о р о л ево м

работой по формированию

т

а

к

ж е со ц и ал ь

н о го

навыков коммуникации с раннего детства

п р о ц ессе

и целесообразной полу

с

л ед ует

поведения.

Литература

14

1.

Выготский

Л.

С. Педагогическая

психология

/

Под

ред.

Давыдова

В.

В.. — Москва.: Педагогика, 2002. — 480 с.

2.

Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков//Вопросы

психологии. 1987. № 2.

3.

Кон

след ует

И.С. 1997. Вкус

п р екр а

с

н ы м и

запретного плода. - М., 1995.

4.

Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. М., 2006.

5.

Симонов

этом у

В.П. Учёт гендерных различий

с

т

а

н о влен и е

в образовательном процессе // Педагогика. 2011. № 4. С. 40-44.

6.

Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва, 1982 - с.270

7. Филатова А.Ф. Половые различия в характере подростка. - Омск, 2015.

15



В раздел образования