Напоминание

Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов (опыт работы Центра диагностики и консультирования "Доверие" г. Владикавказ)


Автор: Гусова Залина Хаджимуратовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ центр диагностики и консультирования "Доверие"
Населённый пункт: город Владикавказ РСО Алания
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов (опыт работы Центра диагностики и консультирования "Доверие" г. Владикавказ)
Раздел: среднее образование





Назад




Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов (опыт работы Центра диагностики и консультирования «Доверие» г. Владикавказ) заведующая отделом консультирования Гусова Залина Хаджимуратовна Педагог – ключевая фигура образовательного процесса. Поэтому не случайно в последней редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», государство признает особый статус педагогических работников в обществе и старается создать условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Для продуктивной работы педагог должен обладать не только знаниями по предмету, но и психологическими знаниями, позволяющими ему эффективно общаться с учениками и обучать их, а также уметь сохранять свое психологическое здоровье в условиях повышенной психологической нагрузки. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Это приводит к формированию синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно- психическими нагрузками. Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду как физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, так и психологические и организационные трудности. Ко вторым мы относим необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися. Причины напряжённо сти обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном
воздействии неблагоприятных факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века . Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Опыт нашего взаимодействия с педагогами г.Владикавказа позволяет выделить следующий банк естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания , расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий,
других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Одним из направлений работы психолога должна быть психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у педагогов. Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние — это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию. Специалистами Центра «Доверие» разработана программа по профилактике эмоционального выгорания у педагогов. Данная программа способствует актуализации потенциала личности педагога и применяется в течение четырёх лет. С 2011 по данной программе прошло обучение более шестидесяти педагогов-психологов учреждений образования г. Владикавказа по работе с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания, а также другие категории педагогических работников, включая молодых руководителей образовательных учреждений и инспекторов ПДН ,закреплённых за школами. В ходе освоения программы происходит : -осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса. -освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
Формируется умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя , контролировать свое поведение . Участники начинают анализировать свои взаимоотношения с окружающими, находить способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество; активизируется стремление к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья. Участие в программе способствует формированию корпоративной культуры, обучает методу медиации и конструктивной коммуникации. Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая интерактивная работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций. Отличительная особенность данной программы в том, что она построена на принципе добровольного участия. Занятия проводятся 3 дня по 4 часа, из которых 10-практика и 2 теория. Работа ведётся в двух направлениях: 1) оптимизация организационных условий труда педагога (рекомендации для администрации , беседа с педагогами); 2) активизация личностных ресурсов педагога ( опросы , тренинги). Первое направление включает в себя следующие составляющие. • организация рабочего места педагога предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Доказано , что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление,
гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные ютиться в тесных «голых» кабинетах или вообще не имеющие закрепленных за ними мест работы и постоянно «скитающиеся»; • строгая определенность должностных инструкций и обязанностей; • конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе; • справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.; • оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников; • отлаженная система охраны труда сотрудников; • наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении; • наличие и развитие высокой организационной культуры; • профессиональная и административная поддержка; • эффективное руководство, доступность администрации для диалога. Второе направление связано с активизацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом. 1. Просветительское направление: • информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
• ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья. 2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет спо собствовать удовлетворению потребно сти в п р и з н а н и и , самоутверждении и самовыражении педагога: • создание администрацией условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов; • создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации; • участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх; • обобщение педагогического опыта учителя; • возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др. 3. Обучение педагогов приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы): • тренинги «Антивыгорание»; • выработка стратегий преодолевающего поведения как ресурса стрессоустойчивости 4. Эмоциональная поддержка педагогов, переживающих выгорание: • индивидуальные консультации; • обучение педагога методам релаксации, визуализации, медитации, навыкам аутогенной тренировки;
• обучение педагогов технологиям преодоления стрессов и напряжения. 5. Организация досуговой деятельности педагогов: • мастер-классы • совместные вечера и корпоративы • экскурсионные поездки, посещение театров, выставок, концертов. Программа тренингов «Антивыгорание» может трансформироваться в соответствии с нуждами конкретной аудитории. Так есть её варианты для : -педагогов-предметников со стажем работы от 0 до 2-х лет, от 2-х до 5 лет и от 5 лет и выше; -педагогов-психологов со стажем работы от 0 до 2-х лет , от 2-х лет и выше ; -педагогов техникумов и колледжей. Реализация вышеизложенных методов профилактики эмоционального выгорания педагогов предполагает равное заинтересованное участие, как администрации образовательного учреждения, так и отдельных структур и служб, а именно: психологической, воспитательной, методической служб, профсоюзного комитета, службы охраны труда и др . Только совместная работа всех служб образовательного учреждения может гарантировать устойчивый положительный результат и сохранить психосоматическое здоровье педагогов, а значит, и здоровье детей, сделать учебно– воспитательный процесс эффективным.
Список литературы 1. Бо й ко В . В . С и н д р ом « эмо ц и о н а л ь н о го в ы го р а н и я » в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с. 2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Речь, 2005. – 336 с. 3. Гремлин С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. Питер, 2002. 4. Дерматова И. Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. Психологический практикум. СПб, 2001. 5. Коррекция психоэмоционального состояния методами психической саморегуляции. Методические рекомендации. Челябинск, ЦПНПИ, 1999.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1982. 7. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учеб.пособие. М., Изд-во ин-та Психотерапии, 2002-224 с. 8. Управляемые визуализации. Изд. Класс, 2002. (метафора проживания состояния и поиск ресурсов) 9. Цыпленкова О.А., Смирнова С.С. Снятие учебного и рабочего стресса. М., 2011.


В раздел образования