Автор: Куликова Мария Владимировна
Должность: преподаватель экономики
Учебное заведение: ГБПОУ "Кузнецкий многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка урока теоретического обучения
Тема: Оценка эффективности использования основного капитала
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине «Экономика организации»
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)»
на тему: «Оценка эффективности использования
основного капитала»
Пояснительная записка
Высокоэффективную и конкурентоспособную экономику предприятия
могут сформировать и развивать лишь компетентные кадры, прежде всего
руководители и специалисты с базовым экономическим образованием. Это
утверждение
является
побудительным
мотивом
проведения
занятий,
имеющих практическую направленность, то есть ориентированных на оценку
и анализ эффективности деятельности предприятий и организаций.
К таким занятиям относится предлагаемый урок на тему
"Оценка
эффективности использования основного капитала".
Выбор темы не случаен. Это, прежде всего логическое завершение
изучения
материала
по
разделу
"Основной
капитал
и
его
роль
в
производстве".
Проведение
подобных
занятий
формирует
интерес
к
экономическим дисциплинам,
развивает профессиональные и деловые
компетенции будущих специалистов. Кроме того, материал занятия является
необходимой информацией для должного выполнения практических работ и
курсовых
работ,
предусмотренных
учебным
планом
по
дисциплине
Экономика организации (предприятия).
В
основе
проведения
данного
урока
лежат
элементы
технологии
развивающего обучения, в частности развития критического мышления (при
оценке верности заданных утверждений, сравнении эффективности работы
двух
предприятий),
технологии
проблемного
обучения
(поиск
путей
повышения
эффективности
использования
основных
средств).
Это
способствует не только приобретению обучающимися необходимой системы
знаний, умений, но и формированию у них способности к самостоятельному
добыванию
знаний
путем
собственной
логиче ски-мыслительной
деятельности.
План урока
Предмет: Экономика организации (предприятия)
Раздел: Основной капитал и его роль в производстве
Возраст обучающихся: 2 курс
Специальность 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Тема урока: "Оценка эффективности использования основного капитала"
Цель
урока:
Формирование
новых
знаний
по
оценке
эффективности
использования основного капитала организации (предприятии).
Образовательная:
- изучить понятие и методику расчета частных и обобщающих показателей
использования основных средств;
- изучить пути повышения эффективности использования основных средств;
Развивающая:
- развивать критическое мышление, аналитические и оценочные навыки;
-
развивать
навыки
принятия
экономически
обоснованных
решений
в
ограниченное время
Воспитательные:
- формировать умение коллективного обсуждения информации, работы в
микро группах;
- стимулировать инициативу и активность студентов;
-
воспитывать
личностные
качества,
обеспечивающие
успешность
деятельности в студенческом коллективе.
Тип урока: комбинированный урок
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по
теме урока, дидактический материал.
Структура урока:
1. Организационный момент (до 5 минут).
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (до 20 минут)
3. Объяснение нового учебного материала (до 40 минут)
4. Закрепление учебного материала (до 20 минут)
5. Задание на дом ( до 5 минут).
Дидактический материал к уроку
Тестовое задание по теме " Основной капитал и его роль в производстве"
Вариант 1
1. В состав основных средств включаются:
а) здания, сооружения, транспорт, оборудование
б) производственный и хозяйственный инвентарь, передаточные устройства
в) все ответы верные
2. Затраты на приобретение, доставку и установку основных средств - это:
а) первоначальная стоимость
б) восстановительная стоимость
в) остаточная стоимость
3. Часть стоимости основных средств, включаемая в стоимость продукции - это:
а) амортизационные отчисления;
б) остаточная стоимость;
в) все ответы верные.
4. Основные средства участвуют в процессе производства:
а) длительное время
б) один год
в) однократно
5. В состав основных средств включаются:
а) здания, сооружения, сырьё и материалы
б) здания, сооружения, оборудование, транспорт
в) здания, сооружения, незавершенное, производство
Тестовое задание по теме " Основной капитал и его роль в производстве"
Вариант 2
1.Основные средства переносят свою стоимость на вновь созданный продукт:
а) целиком и сразу
б) в течение первого года службы
в) по частям, в виде амортизационных отчислений
2. Разница между первоначальной стоимостью основных средств и суммой их износа за
всё фактическое время эксплуатации:
а) первоначальная стоимость
б) восстановительная стоимость
в) остаточная стоимость
3. Норма амортизации измеряется в:
а) процентах
б) месяцах
в) рублях
4.Затраты на воспроизводство основных средств при современном уровне цен - это:
а) первоначальная стоимость
б) восстановительная стоимость
в) остаточная стоимость
5. Согласно линейному методу амортизационные отчисления определяются, исходя из
а) остаточной стоимости объекта
б) первоначальной стоимости объекта
в) ликвидационной стоимости объекта.
Задачи для практического применения знаний
1
Имеются
следующие
данные.
Рассчитайте
коэффициент
интегрального использования оборудования и сравните эффективность его
использования на предприятиях.
Показатели
ООО «Лилия»
ОАО «Благодатское»
1 Нормативная выработка
станка, изд./час
2 Фактическая выработка
станка, изд./ час
3 Коэффициент
экстенсивного
использования станка
118
110
0,87
118
115
0,81
2
На
основании
следующей
информации
сравните
эффективность
использования основных средств на предприятиях:
Показатель
ООО «Швейник»
ООО «Стиль»
Объем производства, руб.
76800
99599
Среднегодовая стоимость основных
средств, руб.
3806
15409
Верно ли утверждение?
1.
Чтобы
оценить
уровень
использования
оборудования,
достаточно
определить коэффициент экстенсивного использования.
2. Коэффициент интенсивного использования 0,87 показывает, что станок по
времени работы использовался на 87%. Этот результат более выгодный, чем
0,67.
3. Если с одного рубля от стоимости основных средств получено продукции
на сумму 4,5 руб., то фондоотдача равна 0,22 руб., а фондоемкость 4,5 руб.
4. По показателю фондоотдачи невозможно сделать вывод об использовании
основных средств?
5. Повысить фондоотдачу позволит покупка нового оборудования.
Список литературы
1. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). - М.: Магистр,
НИЦ ИНФРА-М, 2013.
2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
План-конспект урока
Этапы
работы
Цель
Содержание учебного материала
Методы и
приемы
работы
Деятельность преподавателя и
обучающихся
1.
Организаци
онный
момент
Цель - подготовить обучающихся к
проведению урока
Задачи:
- определение отсутствующих;
- проверка готовности к уроку;
- проверка готовности доски,
оборудования, дидактики.
- создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать
обучающихся на работу.
Здравствуйте,
ребята!
Садитесь!
Кто
сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к
уроку?
Т е м а
н а ш е г о
у р о к а
–
« О ц е н к а
эффективности использования основного
капитала»
Сегодняшний
урок
будет
состоять
из
нескольких
частей:
проверка
домашнего
задания,
объяснение
нового
материала,
закрепление изученного материала.
Словесный
Приветствие.
Проверка отсутствующих.
Оглашение темы.
2.
Опрос
учащихся
по
заданному
на дом
материалу
Цель 1 - проверка выполнения
домашнего задания обучающимися
Задачи:
- выявление уровня знаний
учащихся по теме
- определение ошибок в знаниях,
выявление причин, их
ликвидация
Перед
изучением
нового
материала
давайте вспомним, что вы уже знаете об
основных средствах…
Репродуктив
ный
Студенты делятся на две группы.
Первой
группе
предлагается
участие
в
перекрестном
опросе
по ранее изученному материалу.
Критерии оценки:
- "отлично" - правильные
самостоятельные ответы без
наводящих вопросов;
- "хорошо" - наличие одного-двух
недочётов при ответе, которые легко
исправлены по замечанию
- "удовлетворительно" - имелись
затруднения, или допущены ошибки
в определении понятий
.
Студ е н т а м
вто р о й
г р у п п ы
п р е д л а г а е т с я
п р о й т и
т е с т и р о в а н и е
п о
р а н е е
изученному
материалу
( с м .
Цель 2 - на основе актуализации
ранее полученных знаний
подвести к раскрытию темы и цели
урока.
Задачи:
-
тренировка
соответствующих
мыслительных операций
-
обеспечение
мотивации
для
принятия
обучающимися
цели
учебно-познавательной
деятельности.
Из курса Экономики вы знаете, что оценка
эффективности
- важный этап в работе
э к о н о м и с т а .
Р а с ч е т
р а з л и ч н ы х
показателей эффективности необходим не
т о л ь к о ,
ч т о б ы
о ц е н и т ь
р а б о т у
предприятия,
но
и
выявить
п у т и
д а л ь н е й ш е го
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
производства. Любое предприятие имеет
основные средства.
О ц е н и т е
в е р н о с т ь
с л е д у ю щ е г о
утверждения
"Главно е
не
т о л ь ко
располагать
основными
фондами,
но
стремиться эффективно использовать эти
объекты".
Для
оценки
уровня
использования
о с н о в н ы х
с р е д с т в
п р и м е н я ю т с я
специальные
показатели,
изучение
которых и является темой нашего урока.
Какова же цель нашего урока?
Диалоговый
дидактику).
Критерии оценки:
-
"отлично"
-
5
верных
ответов;
-
"хорошо"
-
4
верных
ответа;
-
"удовлетворительно"
-3
верных ответа.
П р е п о д а в а т е л ь
п о д в о д и т
о б у ч а ю щ и х с я
к
самостоятельному
формулированию темы.
Студенты
высказывают
свое
м н е н и е
о т н о с и т е л ь н о
утверждения
и
самостоятельно
формулируют цель урока.
Пр е п од а ват е л ь
п р е д л а г а е т
студ ент ам
с а м о с т о я т е л ь н о
сформулировать цель урока.
3.
Объяснение
нового
учебного
материала
Цель: формирование новых знаний
п о
о ц е н к е
э ф ф е к т и в н о с т и
использования основного капитала
организации
Задачи:
-
изучение
сущности
методики
расчета частных показателей;
-
изучение
сущности
методики
Выделяют
частные
и
обобщающие
показатели
использования
основных
средств.
Частные
показатели
характеризуют
использование отдельных групп ОПФ, в
частности оборудования.
1.
Коэффициент
э кс т е н с и в н о го
использования
(Кэкст)
–
показывает,
на
Словесно-
диалоговый,
проблемный,
наглядный
Преподаватель излагает
основной материал по теме
Изложение сопровождается
презентацией. Диалогом.
Обучающиеся конспектируют
материал,
делают совместно с
преподавателей выводы по
р а с ч е т а
о б о б щ а ю щ и х
показателей;
-
выявление
путей
повышения
эффективности
использования
основных средств.
сколько
эффективно
и с п ол ь зуе т с я
оборудование по времени работы.
Кэкст
=
Тф
Тпл
где
Тф
—
фактическое
время работы оборудования, часы;
Тпл
-
время
работы
оборудования
по
плану, часы.
2 .
Ко эфф и ц и е н т
и н т е н с и в н о г о
использования
(Кинт)-
показывает,
насколько эффективно
используется
оборудование по выработке (мощности)
Кинт
=
Вф
Вн
г д е
В ф
—
фактическая
выработка
оборудованием
продукции в единицу времени;
Вн — технически обоснованная норма
выработки оборудованием продукции
в
единицу времени.
3.
Коэффициент
интегрального
использования
(Кии)
–
характеризует
э ф ф е к т и в н о с т ь
и с п о л ь з о в а н и я
оборудования
и
по
времени
и
по
выработке.
Кии
=
Кэкст
∗
Кинт
Обобщающие показатели – характеризуют
эффективность
использования
всех
основных средств предприятия.
1.
Фондоотдача
(Фо)–
показывает
объем продукции, полученной с 1 рубля
стоимости ОПФ.
Фо
=
ТП
Фср . г .
(руб.)
г д е TП
—
объем
товарной
(или
реализованной) продукции, руб.;
Фср.г. — среднегодовая стоимость
основных производственных фондов, руб.
полученным знаниям.
2.
Фондоёмкость
(Фе)–
показывает
стоимость
ОПФ,
необходимую
для
получения 1 рубля готовой продукции
Фе
=
Фср . г .
ТП
(руб.)
Давайте
подумаем,
за
счет
каких
факторов можно повысить эффективность
использования
основных
средств?
Ответить
на
этот
вопрос
нам
поможет
знание
формулы
фондоотдачи:
рост
ф о н д о о т д а ч и
в о з м о ж е н
п р и
опережающем
росте
числителя
над
знаменателем.
Предложите
как
этого
добиться?
Выявить
пути
роста
фондоотдачи
также поможет изучение опыта реального
предприятия. Давайте послушаем доклад
на эту тему.
Факторы роста фондоотдачи
1.
Ликвидация
простоев
оборудования
за
счет
ужесточения
дисциплины,
с о ве р ш е н с т во ва н и я
м а т е р и а л ь н о -
технического
снабжения
и
организации
производства.
2. Повышение производительности труда
3.
Совершенствование
структуры
ОПФ
Преподаватель
формулирует
п р о б л е м у.
О б у ч а ю щ и е с я
предлагают возможные пути роста
фондоотдачи.
На основе информации из доклада
формулируются
базовые
пути
повышения
и с п о л ь з о в а н и я
основных средств.
4.
Закреплени
е учебного
материала
Цель - организовать усвоение
обучающимися нового материала
Задачи:
- получить первые навыки
решения задач;
- установить правильность и
осознанность усвоения учебного
материала,;
- выявить пробелы, неверные
представления, их корректировать;
Давайте
применим
полученные
знания
для решения задач.
Репродук-
тивный,
практиче-
ский,
наглядный
После изучения каждой группы
показателей преподаватель
предлагает решение примерных
задач (см. дидактику)
По желанию студенты публично
объясняют ход решения задачи.
На экран выводятся правильное
решение задач.
Обучающиеся делают совместно
- создать ситуацию успеха.
Предлагаю вам оценить верность
следующих утверждений. Таким образом,
мы проверим уровень освоения нового
материала:
1. Чтобы оценить использование
оборудования достаточно определить
коэффициент экстенсивного
использования.
2. Коэффициент интенсивного
использования 0,87 показывает, что станок
по времени работы использовался на 87%.
Этот результат более выгодный чем 0,67.
3. Если с одного рубля от стоимости
основных средств получено продукции на
сумму 4,5 руб., то фондоотдача равна 0,22
руб., а фондоемкость 4,5 руб.
4 .
П о
п о к а з а т е л ю
ф о н д о о т д а ч и
н е в о зм ож н о
с д е л ат ь
в ы в од
о б
использовании основных средств?
5.
Повысить
фондоотдачу
позволит
покупка нового оборудования.
Репродук-
тивный
Диалоговый
с преподавателем выводы по
полученным значениям.
Преподаватель предлагает
оценить верность утверждений.
Обучающиеся выполняют
задание, фиксируя ошибки в
утверждениях.
По
завершению
работы
выявляются
ошибки,
каждый
о б у ч а ю щ и й с я
п р о в е р я е т
выполненное задание, сверяясь с
информацией на экране
5.
Задание
на
дом
Цель - дальнейшее развитие
знаний и подготовка к
последующему обучению.
Задачи:
- организовать обсуждение и
запись домашнего задания;
- уточнить критерии оценки
домашнего задания.
Домашнее задание на следующее занятие:
- выучить новый материал;
-составить карточку тестового опроса по
новому материалу ( 8-10 тестовых
заданий).
Словесный
Преподаватель оглашает
домашнее задание
О бу ч а ю щ и е с я
з а п и с ы в а ю т
задание
и
уточняют
отдельные
вопросы