Напоминание

"Познаю мир звуков - правильно говорю"


Автор: Карчина Лариса Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Ромашка"
Населённый пункт: город Лянтор, Тюменская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Познаю мир звуков - правильно говорю"
Раздел: дошкольное образование





Назад





План проекта
1 Автор проекта: Карчина Лариса Леонидовна, учитель-логопед Сургутский район ХМАО-Югра Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г.Лянтор


Педагогический

проект

«Познаю мир звуков – правильно говорю»

говорю»

1. Краткая аннотация проекта ………………………………………...3 2. Обоснование необходимости проекта ……………………………..3 2.1. Анализ проблемной ситуации ………………………………3 2.2. Актуальность проекта ……………………………………….4 3. Цель и задачи проекта ………………………………………………7 4. Принципы и подходы реализации проекта ………………………..8 5. Целевая аудитория проекта ……………………………………….10 6. Основное содержание проекта …………………………………….10 6.1. Практическая значимость проекта …………………………10 6.2. Теоретическая основа проекта ……………………………..11 6.3. Основные этапы реализации проекта ……………………...12 7. Ресурсное обеспечение проекта …………………………………...16 8. Прогнозируемые результаты ………………………………………16 9. Анализ содержания и результатов реализации проекта …………17 10. Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач …...25 11. Список литературы………………………………………………...26 12. Приложение ………………………………………………………..27
1.

Краткая аннотация проекта
Проект практико - ориентированный, направлен на коррекцию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с применением моделей артикуляции звуков на всех этапах работы: постановки, автоматизации и дифференциации звука. Проект можно внедрять в работу учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений. 2

2.

Обоснование необходимости проекта
2.1. Анализ проблемной ситуации Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста - это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Методики коррекций недостатков произношения звуков достаточно полно разработаны. Тем не менее, резервы для развития данного направления имеются. Одним из таких резервов можно назвать применение моделей артикуляции звуков для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. 3
Актуальность проекта Общепризнанным и очевидным фактом остается то, что без развития образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие образования должно быть связано с требованиями го сударства, перспективами развития страны, интересами общества. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии. Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом (карьерные достижения в бизнесе, на политическом или культурном поприще). Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. По признанию экспертов, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу. Речевому развитию индивида отводится существенная роль как показателю уровня интеллекта и культуры, восприимчивости к новым знаниям; успеху в освоении грамоты, чтения и обучения в целом; расширению рамок общения, открытость к установлению контактов с другими людьми; повышению уверенности в собственных силах, эмоциональности, пытливости, отзывчивости, ощущение собственной полноценности. К сожалению, не всегда речь детей может соответствовать описанному выше. На практике дело обстоит иначе, причем в последние десятилетия в связи с общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствует неумолимая статистика. В подтверждение этого приведу соответствующие сравнительные цифровые данные. В 50-е 4
год ы ч и с л о д е т е й с п ат ол о г и ч е с к и м и ф о рм а м и н а р у ш е н и я звукопроизношения, по данным разных авторов (А.Н. Омельченко, М.Е. Хватцев), составляло в среднем от 7–8 до 17 %. А вот что мы отмечаем в наши годы. По данным сведениям Института возрастной физиологии РАО около 60% детей 5-7 лет имеют нарушения речевого развития. Статистика неизменно фиксирует рост количества детей с дефектами речи и в Сургутском районе. Количество детей с нарушениями речи в садах и школах района составляет около 4000 тысяч детей. Результаты обследования дошкольников нашего учреждения говорят, что число детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) составляет 50% от ежегодного зачисления обучающихся в МБДОУ д/с «Ромашка». Свой инновационный опыт направила на работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевой дефект при нормальном физическом, фонематическом и нормальном строении речевого аппарата. А также, опираясь на мнение лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый, шестой годы жизни ребенка периодом наиболее высокой «звуковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Большой вклад в исправление нарушений звукопроизношения с помощью моделей артикуляции звуков внесла Валентина Михайловна Акименко. В разработанном учебно- методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей» она представила схему постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков и сами модели. Данные модели артикуляции звуков отражают только положение губ и работу голосовых складок в момент произнесения звука. Как показывает 5
логопедическая практика только этих признаков физиологического образа звука недостаточно. Например, при произнесении звука [С] рекомендуется, чтобы губы «улыбались», между зубами была щель, кончик языка «прятался» за нижними зубами, а воздушная струя была плавная и холодная. А модели артикуляции звуков, предложенные В.М.Акименко, не дают полного представления детям о том, как «работают» во время произнесения звука органы артикуляции, в частности губы, зубы, язык и воздушная струя. Поэтому мною усовершенствованы модели артикуляции звуков так, чтобы в процессе постановки звука они служили наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию нарушенного звука. И такая опора на схемы- рисунки делает коррекционный процесс более доступным, понятным детям дошкольного возраста и тем самым повышает эффективность логопедической работы.
Объект педагогического проекта:
процесс коррекции звукопроизношения воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предмет

педагогического

проекта:
модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
данная работа позволит качественно обогатить коррекционный процесс, расширить и углубить представления старших дошкольников о правильном звукопроизношении, выработать у них практические навыки правильного звукопроизношения при соблюдении ряда педагогических условий: - создание организационных, методических и дидактических условий для формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста; 6
- создание условий для организации коррекционно-образовательной среды логопедического пункта, способствующей стимуляции речевого развития детей; - систематизация материала для осуществления целенаправленной коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
1.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:
усовершенствование и апробация моделей артикуляции звуков как эффективного метода коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Определить степень разработанности проблемы по коррекции звукопроизношения воспитанников старшего дошкольного возраста посредством применения моделей артикуляции звуков и обосновать ее актуальность. 2. Усовершенствовать и экспериментально апробировать модели артикуляции звуков, направленных на коррекцию речи воспитанников старшего дошкольного возраста. 3. Повысить компетентность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения в вопросах коррекции звукопроизношения с применением моделей артикуляции звуков. 4. Подобрать методики и с их помощью изучить состояние артикуляционной моторики, фонематического слуха и звукопроизношения детей с дефектами речи. 5. Обогатить коррекционно-развивающую образовательную среду для успешной реализации системы. 7
6. Достичь планируемых результатов в коррекции звукопроизношения каждого ребёнка. 7. Обобщить результаты внедрения данного опыта педагогической общественности.
4. Принципы и подходы реализации проекта
Содержание работы базируется на следующих принципах: принцип развития (выделение трудностей, задач, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка); онтогенетический принцип (учёт последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе); принцип системности (воздействие на все компоненты речевой системы); принцип комплексности (работа организуется с учётом медико-психолого- педагогического характера проблемы, всесторонне); принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка (все психические процессы ребёнка развиваются при непосредственном участии речи); принцип деятельностного подхода(организация коррекционно- логопедической работы осуществляется с учётом ведущей деятельности ребёнка).

Успешность коррекционно-логопедической работы определяется концептуальными идеями Р.Е.Левиной и коллектива научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР Г.И.Жаренковой, Г.А.Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В.Ястребовой, принявших участие в разработке педагогической классификации аномалий речевого развития, которая учитывает природу и структуру речевого дефекта. Известный исследователь русского языка И.Н.Шапошников неоднократно подчёркивал: «Только тот умеет слышать, кто различает звуки речи», и далее 8
«Если вся суть в умении слышать, различать звуки в речи, то это и должно стать первым, ближайшим, прямым заданием. Направить внимание детей на осознание ими звукового состава речи, несомненно, наиболее соответствует и духу новой школы исследования. Процесс распознавания и слышания звуков должен ставиться так, чтобы он имел характер интенсивного для ребёнка исследования неведомого ему до этого мира звуков, и, конечно, вестись в известной системе и с известными приемами, обеспечивающими звуковой анализ речи». И сегодня остаётся актуальным вопрос о необходимости изменения подхода к звуку не только как к фонетической единице, а как звуковой материи. Большую помощь в материализации звука могут служить модели артикуляции звука. Исследовательский опыт кандидата педагогических наук В.М. Акименко показывает, что старший дошкольный возраст – самый благоприятный период, когда модели артикуляции звуков легко запоминаются и безошибочно соотносятся с конкретным звуком. Их введение позволяет: - улучшить представление о звуковом составе языка; - способствует формированию устойчивого различения звуков; - создаёт базу успешного обучения грамоте. Методологическая база педагогического опыта базировалась на современных представлениях: - специальной психологии и педагогики: о единстве речевого и психического развития; о сущности речевого дефекта; о необходимости формирования у детей мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности; о комплексном, системном подходах к коррекции речевых дефектов; - общей психологии и педагогике: о ведущей роли общения и деятельности в формировании речевой среды; о последовательности формирования умственных действий; 9
- лингвистике о языке как важнейшем средстве: общения детей и взрослых, освоения окружающей действительности и познания мира.


5. Целевая аудитория проекта
Участниками данного проекта являются старшие дошкольники 5-7 лет, зачисленные на логопедический пункт дошкольного учреждения.
6. Основное содержание проекта
6.1Практическая значимость проекта
Для

детей
 коррекция (устранение) нарушенного звукопроизношения;  достижение более высокого уровня навыков учебной деятельности, тем самым расширяя поле готовности детей к обучению грамоте;  развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти, внимания, воображения, познавательной активности, мотивационной и эмоционально-волевой сферы в процессе знакомства со звуком;  воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчиво сти; приобщение к сотрудниче ству и сотворчеству;  совершенствование полученных навыков правильного звукопроизношения в различных коммуникативных ситуациях
Для

родителей
 возросшая активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в преемственной взаимосвязи ДОУ с семьей по формированию правильного звукопроизношения детей
Для

педагогов
 применение практического опыта в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов в с ове рше нс твова нии реч и в н е п о с р е д с т в е н н о образовательной и игровой деятельности 6.2. Теоретическое обоснование проекта Формирование у дошкольников умения анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать звуки по их специфическим и общим 10
признакам неотделимо от степени развития фонематического слуха. Известный исследователь русского языка И.Н.Шапошников неоднократно подчёркивал: «Только тот умеет слышать, кто различает звуки речи», и далее «Если вся суть в умении слышать, различать звуки в речи, то это и должно стать первым, ближайшим, прямым заданием. Направить внимание детей на осознание ими звукового состава речи, несомненно, наиболее соответствует и духу новой школы исследования. Процесс распознавания, слышания звуков должен ставиться так, чтобы он имел характер интенсивного для ребёнка исследования неведомого ему до этого мира звуков, и, конечно вестись в известной системе и с известными приемами, обеспечивающими звуковой анализ речи». И сегодня остаётся актуальным вопрос о необходимости изменения подхода к звуку не только как к фонетической единице, а как звуковой материи. Большую помощь в материализации звука могут служить модели артикуляции звука. Опыт показывает, что старший дошкольный возраст – самый благоприятный период, когда модели артикуляции звуков легко запоминаются и безошибочно соотносятся с конкретным звуком. Их введение позволяет: - улучшить представление о звуковом составе языка; - способствует формированию устойчивого различения звуков; - создаёт базу успешного обучения грамоте. 6.3. Основные этапы реализации проекта Педагогический проект предусматривает несколько этапов: 1 этап – Подготовительный. 2 этап – Практико-организационный. 3 этап – Практико-внедренческий. 4 этап – Аналитико-обобщающий. 11

Содержание работы над проектом по этапам:

Формы и содержание

работы

Продукты

этапов проекта

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Анализ психологической, педагогической и методической литературы; обоснование ведущих, основных целей и задач проекта; разработка плана проекта; изучение состояния проблемы; определение объекта и предмета исследования.
Работа с детьми
 Мониторинговые исследования на начало реализации проекта:  состояния речевого развития Анализ состояния речевого развития детей
Работа с родителями
Анкетирование на тему:  «Речевое развитие дошкольника» Родительское собрание на тему: «Итоги логопедического обследования» Анализ результатов анкетирования родителей Анализ звукопроизношения детей
Работа с педагогами
12
 Анкетирование на тему: «Что мы знаем о звуках речи»  Ознакомление педагогов с авторской методикой В.М.Акименко «Новые логопедические технологии»  Определение участников проекта  Анализ состояния звукопроизношения списочного состава воспитанников для зачисления на логопедический пункт «Круглый стол» по проблеме:  «Влияние дефектов речи дошкольников на показатель уровня усвоения основ грамоты» Анализ анкетирования педагогов Подобрана методическая литература, составлен перечень Разработаны памятки для педагогов Разработаны:  консультация для педагогов: « Правильная речь дошкольника как база успешного обучения грамоте»  буклет «Развиваем фонематический слух» Создана модель взаимодействия всех участников проекта
2 ЭТАП – ПРАКТИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Уточнение понятийного аппарата проекта; разработка комплекса моделей артикуляции звуков, направленных на коррекцию звукопроизношения.


Формы и содержание

работы

Продукты

2-го этапа проекта
Разработка учебно-коррекционного обеспечения проекта: - Продумывание форм занятий - Составление перспективного планирования коррекционной деятельности с применением моделей артикуляции звуков -Разработка комплекса моделей артикуляции звуков, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников Разработаны:  перспективно-тематическое и перспективно-календарное планирование занятий для детей 5-7 лет  система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Созданы символы для обозначения моделей артикуляции звуков: свистящих, шипящих и сонорных 13
- Подбор электронных образовательных ресурсов, позволяющих реализовать систему мероприятий проекта Обогащение коррекционной среды Создан электронный сборник тематических презентаций Изготовлены дидактические пособия, игры, наглядный демонстрационный материал, раздаточный материал
3 ЭТАП – ПРАКТИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
Апробация моделей артикуляции звуков как эффективного метода коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Формы и содержание

работы

Продукты

3-го этапа проекта

Работа с детьми
 Организация коррекционных занятий на логопедическом пункте  Ознакомление детей с моделями артикуляции звуков Создан алгоритм применения моделей артикуляции звуков в зависимости от речевого дефекта Оформлены альбомы детской практической деятельности «Мой звук»
Работа с педагогами и родителями
 Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс  Повышение педагогических, психологических и коррекционных знаний родителей в части представлений о правильной речи дошкольника (консультации, открытые просмотры, родительские собрания, развлечения) Для родителей создан мини-альбом с символами обозначения моделей артикуляции звуков Создан банк консультаций для родителей Подобрана картотека стихов и загадок, дополнены дидактические игры для работы с детьми по данному направлению
4 ЭТАП – АНАЛИТИКО-ОБОБЩАЮЩИЙ
Комплексный анализ результатов внедрения проекта в логопедическую практику; оценка результативности и его обобщение. 14

Работа с детьми
Мониторинговые исследования на конец реализации проекта:  состояния звукопроизношения детей; Итоговый мониторинг на конец реализации проекта:  Сравнительный анализ состояния звукопроизношения детей.  Сравнительный анализ уровня достижения детьми планируемых результатов
Работа с родителями
Анкетирование на темы:  «Какое место занимает речь ребёнка в Вашей семье?»  «Актуальность правильного звукопроизношения» Анализ результатов анкетирования родителей
Работа с педагогами
 Педагогический час «Обработка и анализ полученных результатов. Соотнесение их с поставленными целями и прогнозируемыми результатами»  Обобщение результатов, трансляция положительного опыта профессиональному педагогическому сообществу - Презентация результатов проекта на Педагогическом совете ДОУ. - У ч а с т и е в р а б о т е XI М е ж д у н а р о д н о й н а у ч н о - п р а к т и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и «Теоретические и методологические п р о б л е м ы с о в р е м е н н о г о образования», сообщение на тему: «Модели артикуляции звуков как эффективный метод в коррекции р е ч е в ы х н а р у ш е н и й у дошкольников»» (с публикацией статьи в сборнике материалов конференции), г.Москва.
7.

Ресурсное обеспечение проекта
Материально-технические ресурсы: представлены наличием помещения для проведения занятий в логопедическом пункте и его материально- техническим оснащением. Технические ресурсы представлены в виде магнитофона, ноутбука, проектора и экрана. 15
Учебно-методические ресурсы: представляют собой подбор и систематизацию дидактических пособий, наглядных моделей, дидактических игр и игровых заданий, демонстрационного и раздаточного материала. Кроме того, данный ресурс предполагает наличие методического пособия В.М.Акименко «Новые логопедические технологии». Книжный фонд включает в себя справочную, методическую литературу по теме проекта. Информационные ресурсы: представляют собой сбор аналитических данных о состоянии речевого развития детей в ДОУ, г.Лянтор, Сургутском районе, России и сбор банка инновационных идей по теме реализуемого проекта, наличие сети Интернет, электронной почты. Кадровые ресурсы представлены: руководителем проекта – логопедом, воспитателями групп, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования.
8. Прогнозируемые результаты
: - коррекция (устранение) нарушенного звукопроизношения; - достижение более высокого уровня навыков учебной деятельности, тем самым расширяя поле готовности детей к обучению грамоте; - развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти, внимания, воображения, познавательной активности, мотивационной и эмоционально-волевой сферы в процессе знакомства со звуком; -воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сотрудничеству и сотворчеству; - совершенствование полученных навыков правильного звукопроизношения в различных коммуникативных ситуациях. 16

9. Анализ содержания и результатов реализации проекта

Н а I



этапе

-

подготовительном
были проведены мониторинговые исследования на начало реализации проекта: анализ со стояния звукопроизношения детей, зачисленных на логопедический пункт, профессиональных возможностей педагогов и уровня педагогической просвещённости родителей в вопросах коррекционного воспитания и обучения. Результатом первого этапа проекта стали следующие аналитические данные: 
Анализ состояния звукопроизношения детей, зачисленных на

логопедический

пункт
показали, что значительная часть этих детей имеют средний уровень сформированности звукопроизношения. 
Анализ результатов анкетирования родителей
на начало реализации проекта показал, что большинство опрошенных родителей воспитанников понимают важность правильного произношения детей дошкольного возраста, но не всегда обращают внимание на дефекты речи. Кроме того, опрос родителей показал, что родители желают, чтобы их ребёнок посещал логопедический пункт. 
Анализ работы с педагогами
на первом этапе проекта показал, что педагоги ДОУ понимают важную роль чистого звукопроизношения для дошкольников. На заседании круглого стола педагогами была отмечена значимость решения проблемы, связанной с увеличением числа дошкольников с дефектами речи. Педагоги ознакомились с авторской методикой В.М.Акименко «Новые логопедические технологии» и поддержали предложение использовать её в своей работе с детьми. По результатам работы первого этапа педагогического проекта были определены участники и создана модель их взаимодействия в ходе реализации проекта
(Приложение 1).
17
Таким образом, полученные аналитические данные подтвердили актуальность проблемы, для решения которой необходимо организовать работу по формированию правильного звукопроизношения с применением моделей артикуляции звуков у детей старшего дошкольного возраста.
На II этапе - практико-организационном
были разработаны: - перспективно-тематическое планирование занятий с применением моделей артикуляции звуков для детей 5-7 лет; - созданы символы для обозначения моделей артикуляции звуков: свистящих, шипящих и сонорных
(Приложение 2);
- изготовлены дидактические пособия, игры, наглядный демонстрационный материал, раздаточный материал. - система мониторинга состояния звукопроизношения детей
(Приложение 3);
- продуманы методы и приёмы, формы обучения детей и виды занятий
(Приложение 4);
- создан электронный сборник тематических презентаций; изготовлены дидактические пособия, игры, наглядный демонстрационный материал, наглядные модели, раздаточный материал
(Приложение 5).

III

эт ап

-

практико-внедренческий
направлен на формирование правильного звукопроизношения у старших дошкольников с применением моделей артикуляции звуков. На данном этапе в полном объёме реализовано содержание коррекционно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста на основе перспективно-календарного планирования. Отмечено, что дети с огромным интересом и желанием посещали занятия, особенно практической направленности, когда они сами изображали символы артикуляции звуков в своих рисунках. В ходе реализации проекта воспитатели групп проявили активную позицию: обогатили предметно-развивающую среду логопедического уголка 18
настольными дидактическими играми с моделями-символами. Воспитателями групп совместно с учителем-логопедом был создан банк консультаций для родителей, картотека стихов и загадок для автоматизации звуков, оформлены информационные уголки в групповых приёмных для родителей. Проведена работа по вовлечению родителей в коррекционно-образовательный процесс логопедического пункта: родители стали активными участниками совместных занятий с детьми. В течение III этапа проекта педагогом-психологом проведён цикл мероприятий просветительской направленности с родителями: «Развиваем память дошкольника», лекторий «Интеллект ребёнка», индивидуальные беседы. Учителем-логопедом разработаны специальные символы (рисунки) для обозначения моделей артикуляции звуков
.
Были проведены мониторинговые исследования уровня звукопроизношения на начало и на конец учебного года. Таким образом, на практико-внедренческом этапе проекта была проведена основная практическая часть работы по реализации системы по формирования у старших дошкольников правильного звукопроизношения с применением моделей артикуляции звуков. Эффективность данной системы показал анализ результатов, проведённый на следующем этапе проекта.


На

IV

этапе



аналитико-обобщающем
были проведены мониторинговые исследования на конец реализации проекта. Результатом заключительного обобщающего этапа проекта стали следующие аналитические данные: 
Анализ состояния звукопроизношения детей
Эффективность педагогического опыта развивается в динамике. Процент воспитанников с фонетическим недоразвитием речи, выпущенных с логопедического пункта стабильно высокий. 19
Анализ работы с детьми показал, что цель, поставленная в начале работы, по формированию правильного звукопроизношению у детей старшего дошкольного возраста через применение моделей артикуляции звуков имеет положительную динамику. Вывод: Сравнительный анализ уровня формирования правильного звукопроизношения показал эффективность в коррекции звуков речи детей на 10%. 
Анализ результатов анкетирования родителей
на конец реализации Проекта показал, что большинство опрошенных родителей воспитанников понимают важность правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста и стараются выполнять рекомендации учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога в домашних условиях.
Подводя

итог

вышесказанному
можно констатировать следующее: работа над созданием педагогического проекта оказалась интересной, своевременной и продуктивной: • проведена аналитическая работа по сбору информации; • повысилась профессиональная компетентность педагогов; • достигнут намеченный уровень взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в коррекционных вопросах воспитания и обучения детей; • приведены в систему научно-методическая база; • разработан комплекс системных мероприятий, позволивший в процессе активной познавательно-развивающей и коррекционной деятельности не только исправлять дефекты речи, но и закрепить их в свободной деятельности; • обогащена коррекционно-образовательная среда логопедического пункта, в основу которой положен принцип развивающего обучения и 20
системно-деятельностного подхода, направленного на формирование интегративных качеств дошкольника.
Заключение

Таким

образом
, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что при специально созданных организационно- педагогических условиях (проектирование коррекционно-развивающей среды, систематизация материала, пр.) можно качественно обогатить коррекционный процесс, расширить и углубить представления детей о звуковой культуре речи, выработать у них навыки правильного звукопроизношения. Выдвинутое предположение – подтверждено, цель и задачи, намеченные на начальном этапе педагогического проекта - реализованы. Считаю, что работа по данному направлению на сегодняшний день – актуальна, необходима и, как показал опыт работы, очень востребована. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
10.

Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач
В реализации педагогического опыта принимали участие 176 человек: 78 воспитанников старшего дошкольного возраста, 20 педагогов, 78 родителей (законных представителей) воспитанников. Опыт работы внедрен в МБДОУ детский сад «Ромашка Сургутского района, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Планируется обогатить содержание коррекционно-образовательного процесса новыми логопедическими технологиями. 21

Список литературы
1. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15.05.2013года «Санитарно-эпидемиологические 22
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 4. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно- методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 105 с. 5. Акименко, В.М. Исправление звукопроизношения у детей учебно- методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 110 с. 6. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников // Логопед. – 2005. - №1. – С.4-13. 7. Иванова, Е.А. Слышу, вижу. Ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 176 с. 8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960. 9.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи./ Под редакцией Ю.Ф.Гаркуши. – Москва. 2001. 23
Приложение 1
Модель взаимодействия участников педагогического проекта

Руководитель
Организует ресурсное обеспечение проекта, деятельность всех 24

проекта - учитель-

логопед
участников педагогического проекта; изучает и контролирует течение проекта на каждом этапе; создаёт условия для создания среды логопедического пункта; осуществляет мониторинговые исследования результатов проекта.
Воспитатели групп
Создают и дополняют предметную образовательную среду групп; реализуют разнообразные формы работы с родителями по направлению проекта; осуществляют тесное сотрудничество со всеми участниками проекта; осуществляют работу по формированию навыков правильного звукопроизношения в течение дня по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Педагог-психолог
Осуществляет просветительскую работу с родителями в ходе реализации проекта, оказывает консультативную психологическую помощь всем участникам проекта.
Родители

воспитанников
Участвуют в реализации проекта (совместное с детьми изготовление творческих наглядных работ и др.); оказывают помощь в создании предметной образовательной среды группы и логопедического пункта ДОУ; содействуют преемственности в коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ и семье, закреплению практических навыков правильного звукопроизношения.
Музыкальный

руководитель
Осуществляет работу по развитию и формированию слухового внимания и слуховой памяти, фонематического слуха, автоматизации правильно произносимых звуков.
Инструктор по

физической

культуре
Осуществляет формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления; закрепляет правильно произносимые звуки с помощью подвижных игр.
Педагоги

дополнительного

образования
Осуществляют развитие артикуляционной моторики; развитие зрительного и слухового восприятия, внимания в процессе дидактических игр и выполнений определённых заданий.
Медицинская

сестра
Осуществляет мониторинг состояния здоровья воспитанников (неврологический, соматический статус) Приложение 2 25

[С]
согласный, глухой, твёрдый губы в улыбке зубы сближены кончик языка внизу воздушная струя - плавная и холодная
[Ш]
согласный, глухой, твёрдый губы округлены зубы сближены кончик языка вверху воздушная струя – широкая, плавная и тёплая
[Р]
согласный, сонорный, твёрдый губы разомкнуты, несколько в улыбке зубы разомкнуты кончик языка вверху воздушная струя -сильная, теплая
[Л]
согласный, сонорный, твёрдый губы разомкнуты и растянуты в улыбке зубы сближены кончик языка вверху воздушная струя – тёплая и плавная Приложение 3
Система мониторинга звукопроизношения детей в логопедическом

пункте
Разработанный мониторинг позволяет выявить уровень развития ребёнка, степень сформированности знаний, умений и навыков. Каждому ребёнку 26
предлагается последовательно с интервалом от нескольких минут до нескольких дней выполнить серию заданий на состояние артикуляционного аппарата, фонематического слуха, звукопроизношения. Мониторинг проводится по листам оценки. В них заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития дошкольников по данному направлению. Сроки проведения мониторинга: 1 этап – стартовая диагностика (
Н
- начало учебного года); 2 этап – итоговая диагностика (
К
- конец учебного года). Мониторинг составлен на основе методики определения уровня речевого развития дошкольников от 3 до 7 лет А.Р.Лурия, Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой. Примечание: Обследование ребёнка должно быть индивидуализированным, с выборочным использованием заданий.
Таблица обследования речевого развития детей
№ п/п Фамилия, Имя ребенка Параметры Оценка речевых проб Уровень Артикуляционный аппарат Фонематический слух Звукопроизношение н к н к н к н к н к
Балльно - уровневая система оценки речевых проб

Высокий уровень:
(2,6 – 3 балла) – правильное выполнение (воспроизведение) задания с точным соответствием всех предъявленных характеристик, ошибок нет.
Средний уровень:
(2 – 2,5 балла) – замедленное, в некоторой степени, напряжённое выполнение, допускает ошибки (не более двух).
Низкий уровень:
(1 – 1,9 баллов) – нарушены все группы звуков, при выполнении задания допускает более трёх ошибок, восприятие многоступенчатой инструкции затруднено. 27
Приложение 4 Виды работ над звуками с применением моделей артикуляции звука Этапы Содержание работы Подготовительный - Артикуляционная гимнастика - Дыхательная гимнастика - Голосовые упражнения на изменение силы и высоты голоса с моделями-символами гласных звуков - Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук - Определение на слух наличие заданного звука с применением моделей-символов гласных и согласных звуков Постановка звука - наклейка знаков-символов разных «песенок»: с –водички, з – комара, ц – птички, ш – змеи, ж – жука, щ – проколотого колеса, ч – поезда, р – машины, л – самолёта - зарисовка записи об артикуляции звука (сама модель звука, губы, зубы, язык, воздушная струя). - многократное повторение названного звука в дидактических играх с моделями-символами Автоматизация звука - повторение слогов по подражанию с показом моделей артикуляции звуков - показ и называние картинок с заданной позиции звука с показом модели артикуляции - называние слов по памяти с заданным звуком с показом модели артикуляции - составление предложений с данными словами с опорой на заданный звук - разучивание чистоговорок на заданный звук - разучивание стихотворений на заданный звук - описание предмета - составление рассказа Дифференциация звука -различение на слух оппозиционных звуков в слогах, словах с показом картинок –символов - повторение серии слогов (ша-ша-са, са-са-ша) -называние картинок парами (уши-усы); сравнение значение схожих слов, составление предложений с ними - заучивание наизусть скороговорок и стихов Приложение 5
Учебно-наглядный и дидактический материал
28

Методические пособия и наглядные

модели
1 Модель «Звук С» 1 шт. 2 Модель «Звук З» 1 шт. 3 Модель «Звук Ц» 1 шт. 4 Модель «Звук Ш» 1 шт. 5 Модель «Звук Ж» 1 шт. 6 Модель «Звук Щ» 1 шт. 7 Модель «Звук Л» 1 шт. 8 Модель «Звук Р» 1 шт.
Дидактические игры
1 «Какой звук встречается чаще» 1 шт. 2 «Кто внимательнее?» 1 шт. 3 «Где спрятался звук?» 1 шт. 4 «Лото» 1 шт. 5 «Угадай слово» 1 шт. 6 «Живые модели» 1 шт. 7 «Какой предмет спрятался» 1 шт. 8 «Какие звуки» 1 шт. 9 «Найди и скажи» 1 шт. 10 «Слушай внимательно» 1 шт. 11 «Что за картинка» 1 шт. 12 «Собери слово» 1 шт. 13 «Разложи» 1 шт. 14 «Опиши звук» 1 шт. 15 «Что сначала, что потом» 1 шт. 16 «Угадай по описанию» 1 шт.
Список электронного сборника тематических презентаций



Наименование
1 Где живут звуки 2 Домик звуков 3 Приключения Язычка 4 Артикуляционный аппарат 5 Знакомьтесь: звук С 6 Знакомьтесь: звук З 7 Знакомьтесь: звук Ц 8 Знакомьтесь: звук Ш 29
9 Знакомьтесь: звук Ж 10 Знакомьтесь: звук Щ 11 Знакомьтесь: звук Л 12 Знакомьтесь: звук Р 30


В раздел образования